Лисицына А.В. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века

28 марта, 2011
В XIX – начале ХХ века село Городец Балахнинского уезда было одним из самых влиятельных в Среднем Поволжье центров старообрядчества. Местом особого почитания являлась Городецкая часовня Успения Божией Матери, овеянная ореолом древних легенд и преданий. По данным П.И. Мельникова, в 1850-х гг. в приходе Городецкой часовни насчитывалось до 50 тысяч человек (!) из Нижегородской, Костромской и Владимирской губерний. Здание часовни сохранилось до наших дней – сегодня это городская школа № 5 (ул. Краснофлотская, 12). Однако какие-либо типологические признаки культового сооружения в этой постройке отсутствуют; при этом очевидно, что дело здесь не только в отсутствии глав или шатров, утраченных в советский период. Возникает предположение, что еще в XIX веке гонения властей вынудили старообрядцев «замаскировать» храм под общественное здание. Подтверждение этой гипотезе было найдено в ходе паспортизации объектов культурного наследия города Городца, которая проводилась сотрудниками Архитектурной мастерской ННГАСУ в 2007 году.
Основными источниками исторических сведений о памятнике стали труд П.И. Мельникова «Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии» (1854 г.), «Летопись Городецкой старообрядческой часовни» – лицевая рукописная книга, составленная в начале ХХ века выдающимся городецким изографом и каллиграфом И.Г. Блиновым, а также статьи председателя общества «Нижегородский краевед» профессора Ю.Г. Галая. Сведения  о строительной истории объекта почерпнуты из документов Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО).
Комплекс Городецкой часовни, расположенный к северу от исторического центра Городца, стоял на так называемой Часовенной горе – высоком холме над Волгой, отсеченном с севера и юга глубокими оврагами. Западной стороной комплекс был обращен к речным просторам и замыкал собой перспективу крутого подъема со стороны реки  (ныне – ул. Краснофлотская).
Известно, что с 1700 года в Городце существовало старообрядческое кладбище. В 1786 году старообрядцам было разрешено построить при кладбище деревянную часовню, которая была возведена на средства крестьянина Скомороховой слободы села Городца Ивана Семеновича Осокина и освящена 29 июня 1786 года во имя Успения Божией Матери [1]. Это достаточно редкий прецедент, учитывая, что старообрядцам не разрешалось даже поновлять свои молитвенные дома и иметь при них колокольни. В 1786-1788 годах священнослужители официальной церкви неоднократно сообщали нижегородскому епископу Дамаскину, что городецкие раскольники самовольно построили «наподобие церкви деревянную с немалыми при ней находящимися жилыми покоями, обнесенную оградою часовню». К сентябрю 1789 года была выстроена и колокольня. Несмотря на то, что в 6 сентября того же года часовня сгорела, ее быстро восстановили старанием братьев Василия и Григория Рябовых, крестьян князя М.П. Ухтомского, и других городецких старообрядцев. Храм освятили вновь в Вербное воскресение, 16 марта 1790 года [2]. В XIX веке часовня стала руководящим центром для старообрядцев беглопоповского согласия, одного из наиболее многочисленных в пределах Балахнинского уезда. По полицейским сведениям, в начале ХХ века число беглопоповцев в Городце и его окрестностях составляло около 8000 человек [3]. Здание часовни, известное по фотографии конца XIX века, относилось к типу деревянной клетской церкви, и было образовано тремя бревенчатыми клетями, перекрытыми крутыми двускатными крышами [4]. В 1870-х годах вокруг часовни начал формироваться комплекс каменных построек. В 1876 году с северной стороны было возведено каменное двухэтажное здание богадельни, обращенное своим главным, южным фасадом к часовне. С западной стороны появились два одноэтажных каменных здания – келарня и дом причта (впоследствии надстроенный вторым деревянным этажом). Между ними были построены трехчастные кирпичные ворота, увенчанные тремя небольшими главами [5]. В 1879 году вся обширная территория, принадлежавшая Городецкому старообрядческому обществу, включая и кладбище, была обнесена глухой кирпичной оградой [6].
17 мая 1893 года деревянная часовня сгорела вновь; в пожаре погибли все древние реликвии – книги и иконы. После этого было решено устроить часовню в каменном здании богадельни, для чего пристроить к ее восточному торцу двусветный объем храма. Средства на строительство предоставил нижегородский купец-старообрядец Николай Александрович Бугров, известный широкой благотворительностью. Работы были закончены в крайне сжатые сроки – уже 12 сентября 1893 года новая часовня была освящена во имя Успения Божией Матери и в ней начались службы. Н.А. Бугров украсил часовню резным кипарисовым иконостасом, а также пожертвовал из своей домашней молельни иконы и книги взамен сгоревших древних святынь. В 1896 году при часовне вновь была возведена деревянная колокольня [7]. Кроме Н.А. Бугрова, постоянными жертвователями и попечителями часовни были представители богатых купеческих родов села Городца – Дурасовы, Облаевы, Овчинниковы, Прянишниковы, Сотины [8].
К началу ХХ века Городецкая часовня выглядела приблизительно также, как сегодня; она имела облик двухэтажного общественного здания, без алтарного выступа и глав. Это характерный образец рационального кирпичного стиля, представляющего собой разновидность провинциальной эклектики. С градостроительной точки зрения наиболее значимыми фасадами сооружения являются западный, ориентированный в сторону реки, и южный, обращенный некогда к сгоревшей деревянной часовне. Вытянутый вдоль оси запад-восток прямоугольный в плане двухэтажный объем с подвалом завершен вальмовой крышей. С северной стороны он дополнен квадратным в плане выступом лестничной клетки. Стены здания возведены из красного кирпича в лицевой кладке. На главном южном фасаде хорошо читаются две разновременные части – 1876  и 1893 годов. Левая, более старая часть фасада, симметрична по композиции. Центр, где расположен главный вход, подчеркнут легким выступом в три оси окон, имеющим треугольное щипцовое завершение с круглым окном в тимпане. Боковые крылья решены в четыре оси окон. Фланги и центральный выступ выделены широкими лопатками. Окна с лучковыми перемычками и сандриками располагаются равномерными рядами, под окнами второго этажа проходит узкий пояс. Развитый венчающий карниз украшен рядом модульонов. В декоре фасадов, формы которого характерны для старообрядческих построек Городца, применен тесаный и лекальный кирпич. Окна первого этажа, обрамленные наличниками, дополнены прямыми сандриками. Два окна по бокам от входа имеют отличные от прочих полуциркульные перемычки. Наличники окон второго этажа более развитые и выразительные. Лучковые сандрики фланкированы кронштейнами; подобные кронштейны по бокам окон имеются также в уровне подоконников. Главный вход акцентирован высоким крыльцом с чугунным литым зонтом местного производства, крытым на три ската и опирающимся на четыре фигурные колонки. По трем сторонам зонт украшен ажурными подзорами мелкого рисунка. В правой части фасада в пять осей окон полностью повторены членения и детали левой части. В равномерном ряду окон выделяется лишь более широкий проем бывшего входа в храм; прямой сандрик над ним украшен мотивом из трех диагональных крестов. Боковой западный фасад в шесть осей окон имеет легкий выступ по оси симметрии, расчленяющий плоскость стены на три части (по две оси). По членениям и декору боковой фасад аналогичен главному.
Согласно фиксационным чертежам 1926 года, подвальный этаж западной части здания занимали кухни, кладовые и калориферные помещения; на первом этаже находились паперть, ризница и склад церковной утвари; на втором – два придельных храма. В восточной части здания располагалось двусветное помещение главного храма с алтарем [9].
В 1905 году произошло долгожданное для всех старообрядцев событие – царским манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» их общины были наконец легализованы. Сразу после этого при Городецкой часовне началось строительство кирпичной шатровой колокольни. Ее проект был составлен в 1906 году нижегородским архитектором Николаем Михайловичем Вешняковым [10]. Колокольня находилась примерно на том же месте, где стояла сгоревшая деревянная часовня. Массивное прямоугольное основание со сквозной аркой несло восьмерик, увенчанный шатром вытянутых пропорций и небольшой луковичной главой. Архитектура колокольни была выдержана в русском стиле; ее 36-метровая вертикаль стала заметной архитектурной доминантой в силуэте Городца и его речной панораме. В то же время произошли изменения и во внешнем облике часовни. Над храмом была возведена крупная световая глава, а по оси симметрии западного и восточного фасадов появились тройные декоративные главки. Вероятнее всего, автором реконструкции также являлся Н.М. Вешняков, что подтверждает сравнительный анализ обновленной Успенской часовни и других работ архитектора (в частности, восточного корпуса Феодоровского монастыря в Городце) [11].
Итак, к 1910-м годам архитектурный комплекс Городецкой старообрядческой часовни приобрел наиболее завершенный облик, который определяли две самые крупные постройки – каменное здание часовни и каменная колокольня, выдержанные в духе эклектики с обращением к русскому стилю. Впечатление цельности и единства комплекса усиливало применение лицевой кирпичной кладки с фигурными и тесаными деталями: краснокирпичные фасады основных сооружений  сочетались с побеленной кирпичной оградой, воротами и второстепенными постройками. Часовенный комплекс, достаточно крупный и величественный, играл значительную роль в волжской панораме Городца. По свидетельству современников, он являл собой «видную достопримечательность села» [12]. По своему влиянию среди местного населения Успенская часовня, несомненно, составляла конкуренцию оплоту официального православия –  Городецкому Феодоровскому монастырю.
В 1930-е годы в СССР началась государственная антирелигиозная кампания, вызвавшая массовое закрытие храмов и разрушение церквей, соборов и монастырей. Для старообрядцев (и на этот раз не только для них) вновь наступили суровые времена. В 1935 году несмотря на протесты и ходатайства членов общины Городецкая часовня была закрыта; в качестве формального повода ее ликвидации назывался недостаток помещений для школ и Краевых педагогических курсов [13]. Сразу после этого здание часовни было в очередной раз реконструировано: уничтожены венчающие главы, в двусветном объеме храма устроены деревянные межэтажные перекрытия, возведены перегородки, формирующие коридорную структуру. С 1935 года здание бывшей часовни занимает общеобразовательная школа. К концу 1930-х годов была полностью разобрана колокольня, разрушены ворота и ограда. В 1964 году к восточному фасаду бывшего здания часовни пристроен П-образный в плане двухэтажный учебный корпус из силикатного кирпича. Но и теперь в интерьерах некоторых помещений школы еще сохраняются фрагменты исторической отделки. В вестибюле (ранее паперть) можно видеть обрамление входа в виде сдвоенных каннелированных пилястр с S-образными завитками в нижней части стволов. Потолок актового зала (ранее главный храм) украшают пять крестообразно расположенных круглых лепных розеток с орнаментом в виде меандра, а также софитный карниз с развитым фризом по периметру плафона.
Старообрядческая церковь Успения Божией Матери существует в Городце и сегодня; она занимает здание церкви Австрийского согласия (ул. Щорса, 28), построенной на рубеже XIX- ХХ веков. Историческое же здание Городецкой часовни несмотря на перестройки и утраты, искажающие его облик, по-прежнему сохраняет важную градостроительную роль в застройке северной части городского центра. Это примечательный образец культового сооружения последней трети XIX века, «закамуфлированного» под общественное здание. Культурная и духовная значимость этого памятника определяется его непосредственной связью с историей старообрядчества в Городце и в Нижегородской области в целом. С 1994 года здание бывшей часовни имеет статус объекта культурного наследия регионального значения [14]. Необходимо взять на государственную охрану и два других сохранившихся здания комплекса – келарню и дом причта (ул. Краснофлотская, 8, 10).
А.В. Лисицына, кандидат архитектуры,
доцент кафедры архитектурного проектирования
Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета
Литература
1.            Галай, Ю.Г. К истории Городецкой старообрядческой часовни / Ю.Г. Галай // Городецкие чтения – 2004 : материалы науч. конф., 23-24 апр. 2004 г. – Городец, 2004. – Вып. 5. – С. 136.
2.            Там же. – С. 136-138.
3.            Рудаков, С.В. Общества и согласия городецких старообрядцев : начало ХХ и ХХI вв. / С.В. Рудаков // Городецкие чтения – 2002 : материалы науч.-практ. конф. «Городец на карте России : история, культура, язык», апр. 2002 г. – Городец, 2003. – Вып. 4. – С. 68.
4.            Опубл. в ст. : Бекина, К.Е. Род купцов Овчинниковых / К.Е. Бекина // Нижегор. старина. – 2006. – Вып. 12. – С. 53.
5.            Почтовые открытки фотографа Максима Дмитриева из коллекции Льва Тельнова / сост. О. А. Рябов. – Н. Новгород : Книги, 2007. – С. 425.
6.            ГИХМК. Летопись Городецкой старообрядческой часовни / худ. И.Г. Блинов. – Городецкий историко-художественный музейный комплекс. ГРМ 2749.
7.            Там же.
8.            Климова, Л. А. Славен своими делами купец! / Л. А. Климова. – Городец, 2001. – С. 17.
9.            ЦАНО. Успенская старообрядческая церковь в Городце. – Центр. архив Нижегор. обл. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 310.
10.        Там же.
11.        ЦАНО. Дело об утверждении чертежей на постройку трапезного корпуса с церковью в Городецком Федоровском женском монастыре. – Центр. архив Нижегор. обл. Ф. 5. Оп. 50. Д. 16392.
12.        Цит. по : Галай, Ю.Г. Указ. соч. – С. 147.
13.        Галай, Ю.Г. Городецкие храмы в 30-х годах прошлого столетия / Ю.Г. Галай // Городецкие чтения – 2002 : материалы науч.-практ. конф. «Городец на карте России : история, культура, язык», апр. 2002 г. – Городец, 2003. – Вып. 4. – С. 87.
14.        Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области по состоянию на 01.01.2000 : каталог. – Н. Новгород, 2001. – 385 с.

 

 Деревянное здание Городецкой старообрядческой часовни Успения Божией Матери. Фото конца XIX в. ГИХМК
1.            Деревянное здание Городецкой старообрядческой часовни Успения Божией Матери. Фото конца XIX в. ГИХМК
 
 Комплекс Городецкой часовни на рубеже XIX – ХХ вв. Фото М.П. Дмитриева, между 1893 г. и 1906 г.
2.            Комплекс Городецкой часовни на рубеже XIX – ХХ вв. Фото М.П. Дмитриева, между 1893 г. и 1906 г.
 
 Колокольня при Городецкой часовне. Фасады, планы. Проектный чертеж 1906 г., арх. Н.М. Вешняков. ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 310.
3.            Колокольня при Городецкой часовне. Фасады, планы. Проектный чертеж 1906 г., арх. Н.М. Вешняков. ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 310.
 
 Комплекс Городецкой часовни в начале ХХ в. Фото 1910-х гг. ГИХМК
4.            Комплекс Городецкой часовни в начале ХХ в. Фото 1910-х гг. ГИХМК
 
 Каменное здание Городецкой часовни (ул. Краснофлотская, 12). Южный фасад. Фото 2007 г.
5.            Каменное здание Городецкой часовни (ул. Краснофлотская, 12). Южный фасад. Фото 2007 г.
 
 Западный фасад. Фото 2007 г.
6.            Западный фасад. Фото 2007 г.
 
   Фрагмент южного фасада с крыльцом главного входа. Фото 2007 г.  
7.            Фрагмент южного фасада с крыльцом главного входа. Фото 2007 г.
 
   Фрагмент западного фасада. Фото 2007 г.  
8.            Фрагмент западного фасада. Фото 2007 г.
 
 Современный вид комплекса Городецкой часовни (ул. Краснофлотская, 8, 10, 12). Фото 2007 г.
9.            Современный вид комплекса Городецкой часовни (ул. Краснофлотская, 8, 10, 12). Фото 2007 г.
Опубл.: Материалы отчетной научной конференции института архитектуры и градостроительства ННГАСУ /  Нижегор. гос. архит.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2009. С. 153 – 161.
В статье использованы фотографии автора.
© Открытый текст
размещено 28.03.2011

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции