Город Семенов Нижегородской области как историческое поселение. Часть 1

8 ноября, 2019

Город Семенов Нижегородской области как историческое поселение. Часть 1 (60.37 Kb)

 
ОТ РЕДАКЦИИ
В настоящее время Научно-исследовательское предприятие «Этнос» ведет разработку проекта зон охраны  памятников истории и культуры (объектов культурного наследия) исторического поселения – города Семенова Нижегородской области. В связи с этим, были выполнены натурные, историко-архивные и библиографические изыскания, проведенные под руководством И.С. Агафоновой и А.И. Давыдова. Редакция электронного периодического издания «Открытый текст» начинает знакомить своих читателей  с материалами этих исследований. Сегодня мы публикуем  первую их часть – историческую записку проекта, касающуюся истории формирования и развития планировочной структуры города Семенова. Авторы выражают признательность главному хранителю Семеновского историко-художественного музея Е.А. Голубевой за предоставленную информацию.
  
ЧАСТЬ 1.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДА СЕМЕНОВА
Традиционно считается, что начало городу Семенову положило однодворное поселение бортника Ивана Семенова на реке Санахта (Санохта) в Елизарьевском ухожье Керженской волости, существовавшее уже в начале XVII века (1608 год)[1].  Определенно же о Семенове, как о населенном пункте говориться в Платежной книге 1644 года: «С селишка Семеновского в Елизарьевском ухожее с сенного покосу … оброку и пошлины 13 алтын и 2 деньги за нынешний год взяты сполна»[2].
Дальнейший толчок развитию Семенова дали старообрядцы, вынужденные бежать от преследования официальных церковных и светских властей в леса Заволжья. В начале XVIII века Семенов уже становится признанным торговым центром Керженского края. В доносительном письме боярского человека Лаврентия Боторова от 1713 года, хранящемся в Российском государственном архиве древних актов, среди починков Керженской волости назван и починок Семеново: «В Керженской волости есть починки Ларионово, Семеново и многие другие, а между тех починков лес, и по тому лесу селятся всякого чина люди…»[3].  Таким образом, Семенов возник на первом этапе идущего в конце XVII – начале XVIII веков процесса освоения обширных заволжских лесных территорий. Он являлся начальным элементом новой структуры расселения этой территории, обладающим предельно простой промысловой функцией.
В 1717 году, в целях борьбы с расколом по указу нижегородского епископа Питирима в Семенове была построена церковь Сретения Господня[4]. С этого момента  населенный пункт получил статус села, в приход которого входило 17 деревень (среди них  Дьяково, Хвостиково, Содомово, Деяново, Жужелка и др.)[5].
Первая деревянная церковь простояла более 60 лет (до 1779 года), когда сгорела во время пожара. Точное местоположение этой первой еще сельской церкви не определяется. Однако известно, что церковь восстановили[6], вероятно, уже в статусе городского соборного храма. Документально его местоположение зафиксировано на плане Семенова 1784 года – за существовавшими тогда пределами города, на его северо-восточной окраине[7], где позднее образовался квартал застройки между Нижегородской и Базарной улицами (совр. ул. Р. Люксембург и ул. В.И. Ленина).
В связи с проводимой Екатериной II административной реформой, 5 – 6 сентября 1779 года Семенов преобразуется в уездный город Нижегородского наместничества, позже губернии[8].
Известно описание Семенова того времени: «Село Семеново, назначивающееся в город … Число душ – 360. Находятся в ведении Главной дворцовой канцелярии – 134 души, Государственной коллегии экономии – 94 души, помещичьих – 78 душ [учтено только мужское население – авт.]. Лежит при речке, называемой Сахтанич [ Санахта – авт.], по течению оной на левом берегу, при большой дороге, идущей от Балахны до города Хлынова [Вятки– авт.]. Расстояние от Нижнего Новгорода 50 верст. Церковь в том селе приходская Сретения Господня, с одним приделом, деревянная. Казенного строения – один управительный дом, а обывательских домов – 157. Жители оного промысел имеют хлебопашеством и делают разную деревянную посуду. Лесу и выгону у них довольно. Торг бывает в четверток, на который привозят крестьяне всякие съестные припасы и прочие мелочные товары. В том же селе происходит продажа казенной соли»[9].
Представление о планировочной структуре бывшего села примерно на момент преобразования в город дает чертеж генерального межевания, «учиненного в 1784-го году июля 17 дня первоклассным землемером, капитаном Федором фон Гине»[10]. На плане показана дорегулярная уличная планировка с застройкой по обеим сторонам. Главные улицы располагались параллельно реке Санахте, второстепенные – перпендикулярно ей. Непосредственно к самой реке выходили огороды. Сретенская церковь находилась на северо-восточной окраине при «большой столбовой дороге из города Нижнего в город Варнавин», проходившей через Семенов. К этому времени в новоучрежденном городе уже имелись казначейство, полиция, цейхгауз, земский суд, тюрьма и другие казенные заведения.
Первый генеральный план города Семенова был «высочайше» утвержден 6 марта 1781 года[11]. Основанный на «идеальной» схеме, он практически не учитывал сложившуюся систему застройки старого села, которая теперь оказалась в юго-западной части проектируемого города.
«Это был период формирования новых планов городов, построенных на принципах рационализма. В основе планировочного творчества этого периода лежали классицистические идеалы. Планы городов впервые разбивались землемерами соответственно утвержденным проектам. В XVIII веке в России применялось несколько композиционных приемов, один из них – радиально-концентрический, явившийся основой планировки Семенова, утверждал как архитектурный прием центричность независимо от величины города. Центром композиции при этом являлось крупное сооружение, в Семенове это Вознесенский собор. Улицы и площади ориентировались на главное сооружение города. На пересечении улиц, входящих в структуру города, с основными осевыми улицами возникали дополнительные центры второстепенного значения. Все эти принципы нашли выражение в планировочной схеме Семенова», – пишет архитектор Т.А. Сотская в паспорте на город, составленном для государственных органов охраны памятников[12].
Территория города, представляющая квадрат, разбивалась взаимопересекающимися перпендикулярными друг к другу улицами на 16 кварталов. Из угла в угол этого квадрата шли еще две диагональные улицы, в месте скрещивания которых образовывалась центральная площадь, также квадратная в плане. Меньшие по размерам четыре площади создавались в точках пересечения шести направлений указанных диагональных и взаимоперпендикулярных улиц, ближе к углам квадрата[13].
Такой «простой квадратный план города, – указывает Я.В. Косицкий, – сочетает в себе удобства прямого угла с максимальной компактностью. При ограниченных размерах его лаконичная композиция воспринимается зрительно как единое целое. Об этом свидетельствуют такие города, как Семенов, Мосальск, Ржев, Зубцов и др., запроектированные в период русского классицизма XVIII века»[14].
Проектом 1781 года предполагалось, что главная городская площадь Семенова с каменным храмом в ее центре по своему периметру будет иметь лишь каменные казенные строения, «обывательские» дома и торговые лавки. В остальных местах города допускалось деревянное строительство, в том числе на четырех малых площадях, предназначавшихся для торговли[15].
Необходимо отметить, что относительно спокойный ровный рельеф местности способствовал воплощению в жизнь задуманного. Как отмечено на одном из архивных чертежей, запроектированные для застройки кварталы в натуре были разбиты семеновским уездным землемером Яковом Никлаусом[16]. Точка зрения о том, что в проектировании города принимал участие нижегородский губернский архитектор Яков Ананьевич Ананьин, не находит подтверждение в исторических источниках.
В 1785 году все строения в городе, в том числе административные здания и единственная церковь, были деревянными, причем как отмечалось в описании Семенова этого времени «не весьма прекрасны манером». Здесь проживало 1011 человек обоего пола, занимающихся в основном промыслами[17].
Следующий документ – рапорт Семеновского городничего, надворного советника Гиллеболта, поданный 18 октября 1802 года нижегородскому губернатору А.М. Руновскому, сообщает «что в здешнем городе Семенове строение чинится по присланному из бывшего наместнического, что ныне губернское, правление прошлого 1781 года конфирмованному и утвержденного того же года 6 дня плану. Другого же, кроме упоминаемого не имеется, по каковому и не выступая из изъясненного плана, чинится построение домов»[18]. Известно также, что буквально через несколько дней после этого – 28 октября того же года, был утвержден новый генеральный план Семенова[19], однако, судя по всему, он не внес каких-либо изменений в планировку, и, видимо, соответствовал прежнему проекту 1781 года. Во всяком случае, на более поздних фиксационных чертежах ссылка делается именно на него. К этому времени большая часть территории запроектированного города оказалась, в основном, освоенной. Незастроенными оставались лишь кварталы в восточной части города[20].
На главной площади Семенова в 1819 году «тщанием прихожан на средства доброхотных дателей» был возведен каменный Вознесенский собор (освящен в 1821 году)[21]. Он стал, как уже говорилось выше, композиционным центром и главной архитектурной доминантой города.
По легенде, после организованного непосредственно на месте строительства собора производства кирпича осталась незасыпанная яма, где добывалась глина.  Постепенно она самостоятельно заполнилась грунтовыми водами и превратилась в пруд, получивший название «Соборный». Так стихийно возник важный элемент центральной городской площади, вносивший в ее облик оригинальность, но постоянно нуждавшийся в благоустройстве.
После освящения центрального Вознесенского собора Сретенская деревянная церковь, выполнявшая до этого функции соборного храма, была перенесена на городское кладбище и переосвящена в честь Рождества Богородицы[22]. Место, где она располагалась ранее, отошло под застройку, поскольку находилось внутри жилого квартала[23]. Само кладбище в соответствии с серией общероссийских указов второй половины XVIII века, запрещавших делать захоронения в городах у приходских храмов, было разбито за пределами городской черты, к северу от города[24]. Перенос храма произошел  не ранее 1827 года, поскольку планы города 1820-х годов фиксируют эту церковь еще на старом месте, известном по плану 1784 года[25] – в квартале, выходящем на Соборную площадь, между Нижегородской и Базарной улицами[26]. В 1853 году здесь была выстроена еще одна каменная Всехсвятская кладбищенская церковь. До 1916 года они существовали на кладбище вместе. В 1916 году старая деревянная церковь была перенесена в Солдатскую слободу на северо-восточную окраину города[27], где простояла до 1930-х годов и была разобрана. Об облике старейшей деревянной церкви города Семенова свидетельствуют архивные материалы 1910-х годов, посвященные ее реставрации и переносу в Солдатскую слободу[28], а также  фиксационные чертежи 1926 года[29].
Следует отметить, что требование о застройке центра только каменными или на каменном фундаменте строениями полностью не выполнялось. Причем деревянными оказывались не только обывательские дома, но и казенные постройки. Не всегда также соблюдались намеченные красные линии улиц и площадей. Поэтому фиксационно-проектные чертежи 1800 – 1810-х годов содержат требования сноса выстроенных не по плану сооружений и корректировки направлений улиц[30].
Архивные чертежи того времени дают также представление о внутриквартальной планировке города Семенова, приобретшей    уже в начале XIX века регулярный характер, и о планировке отдельных усадеб, с выходящими, как правило, на улицу жилыми домами и расположенными в глубине хозяйственными постройками, банями, огородами[31].  Кроме  того, сохранилось несколько проектных чертежей с показанными на них фасадами деревянных домов, а также проект «жилого каменного строения с торговыми лавками» на Большой площади. В двух случаях указывается, что изображенные фасады основываются на изданных[32]. Последнее опровергает утверждение Т.А. Сотской, что «в застройке города не нашли применение “образцовые” типовые проекты, которые применялись при застройке заново спланированных городов»[33]. Просто, большинство их, будучи деревянными, не дошло до наших дней, тем более, что город в 1847 году пережил опустошительный пожар.
В рапорте нижегородскому губернатору о его последствиях говорится следующее: «Из … сведений … открылось, что в бывший 6 сентября сего года в городе Семенове пожар потерпели от оного разорение и убытки: чиновников и их семейств – 17, в том числе двое лишились домов на сумму 3 тысячи 500 рублей, а прочие – жившие на квартирах, имущества на сумму до 10 тысяч 241 рублей серебром; семеновской соборной церкви дьякон, у коего сгорело имущество на сумму до 100 рублей серебром; купеческих 10 семейств, у коих сгорел 1 каменный и 7 деревянных домов с имуществом, 1 амбар, 1 ренсковый [винный – авт.] погреб, харчевня и 23 лавки с товаром и без товара на сумму до 21 тысячи 740 рублей; мещан – 101 семейство, у коих сгорело домов с имуществом: каменных – 4, деревянных – 77, деревянных лавок с товаром и без товара – 53; удельных крестьян, водворившихся в городе Семенове с давнего времени – 6, из коих 4 семейства лишились имущества на 205 рублей серебром; солдаток – 7, у коих у одной сгорел 1 дом, а у прочих шести сгорели 4 избы и имущество.
Всего сгорело: домов каменных – 5, деревянных – 92, сиротских изб – 8, лавок – 81, торговых заведений – 4»[34].
Практически, выгорел весь город Семенов. Нам известен лишь один каменный дом рубежа 30-х – 40-х годов XIX века (проект 1839 года), сохранившийся до настоящего времени – дом купца А.Р. Сафонова на углу Семеновской и Нижегородской улиц (совр. дом № 8/37
на углу улиц Гашарина и Розы Люксембург). Первоначально он выглядел как типичный классицистический двухэтажный особняк с мезонином, треугольным фронтоном и пилястрами[35]. Его архитектура основана на опубликованном «образцовом» проекте начала XIX века[36].
В 1847 году от огня пострадали также центральный собор с колокольней и  трапезной. Они были отремонтированы, и как сообщалось в клировых ведомостях, в их облике появились  черты «византийской» архитектуры[37].
После пожара губернские власти требовали застраивать город на основе «образцовых» или по-другому, «нормальных» чертежей. По рапорту же семеновского городничего «хранившиеся в … городническом правлении высочайше утвержденные образцовые фасады в бывшем городе Семенове 6-го  числа сентября 1847 года пожар вместе с прочими делами и документами городского правления сгорели»[38].
В связи  с этим в марте 1848 года Нижегородская губернская дорожная и строительная комиссия предоставила три экземпляра копий с таких фасадов[39]. Летом того же года в Семенове с целью «отбития линий для постройки домов» был направлен помощник губернского архитектора И.И. Пантусов, который вскоре отрапортовал об окончании порученной ему работы, сообщив, что «желающих строится в нынешнем году по сведениям, собранным … из Семеновской городской полиции, оказалось 23 человека, коим и выданы билеты на постройку по фасадам, присланным для образца в город Семенов»[40].
Среди этих желающих были коллежский асессор А. Соколов и купец А.С. Бочкарев, на дома которых сохранились проекты[41]. Первый дом – одноэтажный, деревянный, находился на углу улиц Балахнинской (совр. Матвеева) и Санахтинской (совр. Володарского). Он не сохранился. Второй – двухэтажный, каменный дом на углу улиц Нижегородской (совр. Гагарина) и Семеновской (совр. Розы Люксембург) существует теперь в перестроенном виде (дом № 9 по ул. Розы Люксембург). Следует отметить, что применялись уже «образцовые» проекты из нового альбома, выпущенного в 1840 – 1841 годах, поэтому облик домов несет в себе черты нарождающейся эклектики. Также в духе академической эклектики выполнены в 1850-е годы проекты еще двух жилых домов в городе, известные нам[42].
К середине XIX века территория города Семенова практически оставалась еще в пределах, установленных екатерининским проектным планом. Об этом свидетельствуют материалы топографической съемки, проведенной под руководством генерал-лейтенанта А.И. Менде в 1862 году[43]. Из них также видно, что в это время в структуре города появилось новое жилое образование –  Солдатская слобода с 22 дворами, примыкавшая к городской черте с северо-востока (район совр. ул. Краюшкина). К северу от города, за кладбищем, располагался чугунолитейный завод, возникший в 1853 году[44]. Численность населения Семенова на 1858 год составляла 3 тысячи 614 человек, в том числе 1 тысяча 746 мужчин и 1 тысяча 868 женщин[45]. Согласно «съёмке Менде» в городе насчитывалось 624 строения, главным образом, деревянные. Благоустройство города оставляло желать лучшего: большинство улиц не имели никакого покрытия (даже деревянных мостовых). В ночное время город не освещался.
В 1874 году причетник собора Николай Михайлович Касаткин сообщал от имени всего причта в Семеновскую городскую управу о необходимости благоустройства Соборной площади. В своем прошении от 29 июня этого года он ходатайствовал об «устройстве бульвара для прохода пешеходов и обустройстве пруда, необходимого для приличия города, и из-за грязи в осеннее и весеннее время»[46].
В 1870-х годах довольно значительные изменения в облике Семенова были связаны с деятельностью председателя Семеновской городской управы Г.С. Рекшинского, избиравшегося на эту должность семь раз подряд. Что касается Соборной площади, то за время его руководства на ней были выстроены каменные здания, в том числе так необходимое городу пожарное депо с каланчей (1874 год). В связи с этим произошло и первое благоустройство пруда, на котором были устроены два подъездных и два наплавных моста «для удобного наливания воды в бочки во время пожарных случаев». В 1877 году по периметру площади были выстроены каменные одноэтажные торговые ряды. Часть их сохранилась до настоящего времени.  Сама площадь была замощена и получила освещение – здесь загорелись первые десять уличных фонарей в городе. На собор были прикреплены городские часы с боем. Все эти мероприятия стали важными событиями в жизни небольшого захолустного городка[47].
В 1883 году рядом с собором была построена краснокирпичная часовенка, главный фасад которой был обращен к улице Варнавинской (совр. ул. Свердлова). Сохранилось несколько архивных фото с ее изображением. Интересно, что данная часовня предназначалась не для молений, а для сбора пожертвований. Внутри часовни находилась ниша с металлической дверью, закрываемой на внутренний замок. В двери имелась небольшая щель, в которую бросали пожертвования. Собранные деньги изымались каждый вечер причетником собора.
К 1899 году число жителей Семенова незначительно выросло до 3 тысяч 779 человек (1753 мужчин и 2026  женщин). Статистические сведения показывают, что на протяжении второй половины XIX века в Семенове наблюдался процесс увеличения числа каменных зданий (85 каменных жилых домов и лавок; 734 деревянных домов и лавок)[48]. Хотя очевидно, что их процент (относительно всего количества строений) для населенного пункта с городским статусом был очень незначительным – всего 10 %.  В городе в это время функционировали уездное училище (114 мальчиков) и 4 начальных школы (134 мальчика и 122 девочки), небольшая общественная библиотека, земская больница на 40 коек, богадельня на 12 женщин, устроенная на частные средства, земская аптека[49].
В конце XIX – начале XX веков Семенов являлся главным скупочным пунктом «щепного товара» – разных деревянных изделий: посуды, чашек, ложек, игрушек и т.п., в огромном количестве производившихся в окрестных деревнях[50]. «В 80-х годах [XIX века – авт.] кустарями вырабатывалось до 10 млн. ложек в год, а в 1910 году их было сделано 170 млн. штук. Почти весь этот товар проходил через семеновские базары, чем поднимал роль торгово-организационной “столицы” лесного края. И, тем не менее, город Семенов в дореволюционное время оставался захолустным провинциальным селением, известность которого была связана только с его кустарями»[51].
Естественно, абсолютное большинство городских строений  были деревянными. «Старообрядческий мир наложил известный отпечаток на внешность города: огромные заборы, ворота, калитки … внушительные задние помещения в домах, где находились старообрядческие моленные, – все это в соединении с тишиной, безмолвием, царившими в городе всю неделю за исключением базарного четверга, производило, конечно, особое впечатление на человека, прибывшего как бы из другого мира»[52]. В этом плане характерно свидетельство журналиста А. Лемана на страницах «Исторического вестника» за 1902 год: «Семенов впереди виднелся как на ладони. Он лежал среди полей, по скатам отлогого холма. Серые дома его, лишенные всякой архитектуры, похожие один на другой как две капли воды, уныло теснились друг около друга»[53].
Искусствовед М.П. Званцев, отчасти соглашаясь с вышеприведенным мнением,  вместе с тем отмечает, что «свой собственный облик в архитектуре Семенова, безусловно, наличествует. В этом отношении в Семенове наиболее интересны дома – постройки 50-х – 60-х годов прошлого столетия [XIX – авт.]. Архитектура этих домов в несколько модернизированной форме повторяет архитектуру домов первой половины XIX столетия, сооружавшихся в провинциальных городах по “образцовым” проектам […] Эти деревянные  (рубленные “в угол”) дома очень простые по виду, но выглядят весьма солидно. Обычно это двухэтажные сооружения с пятью-шестью окнами по фасаду, выходящему на улицу, образующие в плане несколько вытянутый прямоугольник, обычно без пристроек. Кровля таких довольно высокая, а нижний этаж по высоте несколько выше верхнего, и это создает впечатление особой массивности дома. Подобные дома, как и более поздние, обычно зашиты тесом с фигурными кромками, и поэтому весь дом кажется как бы рустованным. Декор предельно прост: скромные наличники из профилированной обкладки, иногда с сандриками. Как всегда в эти годы, полуциркульное окно чердачного помещения украшает “сияние”, накладные филенчатые пилястры, расположенные на втором этаже, плавно переходят в рустованные углы. Они привлекательны, эти дома, и строгостью своих линий и объемов, и простым, но эффектным декором»[54]. Можно добавить, что такой элемент декора как «сияния» над чердачными окнами, в Семенове называли «старообрядческими солнышками».
В 1858 году последовал указ Александра II об отмене обязательности строительства жилых домов в городах по «образцовым» проектам. Как пишет известный историк архитектуры Е.И. Кириченко, «реакция на него была мгновенной и очень определенной по смыслу. Она сопровождалась приходом крестьянской архитектуры в русский город, повсеместным распространением деревянной архитектуры в русском стиле…»[55]. Теперь не требовалось воспроизводить в дереве классицистические детали или «маскировать» деревянные дома под каменные, за штукатурным декором скрывая характер материала стен. Во всю расцветает искусство накладной пропильной резьбы.
«…На Семеновских улицах можно встретить немало домов последней трети прошлого столетия [XIX – авт.], украшенной богатой накладной ажурной резьбой. Эта резьба, пожалуй, еще более затейливая, чем в Городце. Совершенно “семеновским” отличием является украшение кромки крыши пропильным, напоминающим кружевную ленту бордюром, создающим красивую игру света и тени. Особенно пышными, сплошь покрытыми пропильной моделированной резьбой, становятся переливы сплошной прорези – все это не может оставить равнодушным зрителя, которого к тому же привлекает исключительное мастерство этого кружевного узора. Конечно, не все дома с ажурным резным декором равноценны по своим художественным достоинствам. Но надо отдать должное, что очень многие из них стали в своем роде классическими образцами провинциальной архитектуры последней трети XIX столетия»[56].
В дальнейшем, правда, как указывает М.П. Званцев, из-за трудоемкости моделировки, происходит упрощение орнамента. «Этот период изменения резного декора падает уже на начало нашего столетия [XX – авт.[57].
Ценные массивы деревянной индивидуальной жилой застройки, воспринимающиеся как почти не тронутая временем историческая среда, сохранились на  окраинах исторической части города. Это деревянные дома с хозяйственными постройками по улицам Свердлова (бывш. Варнавинская), Ванеева  (бывш. Сластёнинская) и др.
Нельзя также не отметить ряд городских купеческих усадеб, представительность которым придавалась за счет каменных строений. Как правило, они включали жилой дом, флигель с торговыми помещениями, соединяющую их ограду с воротами, хозпостройки. Это усадьба уже упоминавшегося А.Р. Сафонова на углу улиц Розы Люксембург и Гагарина (дом № 8/37), усадьбы на улице Гагарина (дома №№ 32, 44 – 46), усадьба Витушкина на стыке улиц Ленина (в данной части бывшая Нижняя Базарная) и III Интернационала (бывшая Кладбищенская) с улицей  Володарского, расположенная напротив на углу улиц III Интернационала и Володарского усадьба А. Носова. Главный дом ее имеет над входом эркер с башнеобразным завершением, едва ли не единственный случай проявления модерна (а точнее, одного  из его приемов) в архитектуре города Семенова.
Наибольшее число каменных домов рубежа XIX – XX веков сохранилось на отрезке улицы Ленина (бывшая Базарная) от центральной площади Ленина (бывшая Соборная) до площади Трех Коммунистов (бывшая Базарная). Улица и сейчас носит, в основном, торговый характер. Сохранились также каменные торговые ряды на углу этой улицы и площади Ленина.
Что касается территории города, то к началу ХХ века она, судя по фиксационным планам[58], уже вышла за пределы установленные в 1781 году. Новые прямоугольные кварталы появились с севера (вплоть до кладбища), востока и юга. Кроме того, в состав города фактически вошли: на северо-востоке – упоминавшаяся уже Солдатская слобода, на юго-западе (за речкой Песочной) – Пуреховская слобода (район современных улиц Гражданской и Октябрьской), на западе (за речкой Санахтой) – Замостная слобода (район начала современных улиц Демократической и Школьной). Эти слободы, возникшие стихийно на протяжении развития города, сохраняли свою исторически сложившуюся планировку, обусловленную, во многом, расположением вдоль проезжих дорог. В 1910-х годах малоэтажная деревянная застройка двух из них – Пуреховской и Солдатской – уже имела градостроительные доминанты. В Солдатской слободе эту роль выполняла упоминавшаяся Рождественская церковь, в слободе Пурех – единоверческая Казанская церковь с колокольней[59]. На сегодняшний день на месте последней размещается комплекс больницы. Основной объем Казанской церкви разрушен полностью, фундаменты каменной колокольни едва прослеживаются.
Построенная в 1910 – 1920-х годах железная дорога Нижний Новгород – Котельнич прошла по северной окраине города. Здесь, за кладбищем, возникла станция Семенов с деревянным вокзалом, построенным по проекту академика архитектуры А.В. Щусева (утрачен). Полотно железной дороги послужило (и до сих пор служит) границей, отделяющей промзону от жилой части города, численность населения которого в 1916 году составила 5 тысяч человек[60].
К главной городской архитектурной доминанте – Вознесенскому собору в это время добавилась каменная Всехсвятская церковь на кладбище (1853 год) и старообрядческая Никольская церковь (1916 год) на северо-западной окраине города. Все они хорошо просматривались при подъезде к городу со стороны Нижнего Новгорода, как по почтовому тракту, так и по железной дороге. Дополнительными архитектурными акцентами являлись каланча пожарной части на главной площади[61] и разнообразные по разным частям города часовни. Представление о часовне, находившейся на центральной площади, спроектированной в русском стиле, дают архивные чертежи[62].
Фотографии конца XIX – начала XX века с видами города, воспоминания старожилов, работы историков и краеведов говорят о том, что Семенов всем своим видом в этот период больше напоминал деревню, чем уездный город. Улицы города были неприглядные и неухоженные, в летнее время покрытые глубоким песком, в весеннее и осеннее время – непролазной грязью.
«Десятки лет пробирались люди с камушка на камушек, и когда не о чем было судить, то судили о невозможной грязи у домов (трех подряд) купца Витушкина. Судили, впрочем, без осуждения, а как-то так, вроде с сочувствием. Говорили: «Тысячник, воротила. Кругом в грязи, а лезет в князи». «Да, а вылезет, конечно», – заключал другой, – «мужик умный, с головой, а грязь это ерунда. Высохнет, Бог пошлет солнце». Это был стиль, дух семеновских обывателей»[63].
Не лучше выглядели и другие улицы города. Например, Георгий Петрович Матвеев – организатор школы хохломской росписи в Семенове – в свой первый приезд так описывал Санахтинскую улицу (совр. ул. Володарского): «Перед окнами, во всю ширину улицы стояло топкое, мутное болото, голубые небеса опрокинулись в него, и видно было, как белые редкие облачка уплывают вдаль города. Улица была проезжей только с краешку. На целый квартал грязь возвышалась каким-то взъерошенным гребнем. Болота заселяли утки, гуси, а также свиньи, располагающиеся вдоль тротуаров обывателей. Под этой грязью была погребена булыжная мостовая. Отцы города когда-то изыскали средства на замощение всей улицы, хотели шикнуть перед начальством, начали мостить, а потом, когда начальство выбыло из города, рассудили: – «Пошто зря тратиться? Прекратить работу»[64].
К моменту Октябрьской революции Семенов представлял собой типичный провинциальный российский город с населением около 5 тысяч человек. Архитектурная городская среда с усадебной застройкой состояла преимущественно из 1 – 2-хэтажных в большинстве своем деревянных зданий. Сооружения в три этажа были исключением.
За советский период времени город Семенов значительно расширил свои границы, особенно в северо-восточном, а также в южном направлении. В городскую черту вошла и бывшая деревня Хвостиково, ставшая продолжением улицы Демократической. Численность населения города выросла с 5 тысяч жителей в 1923 году до 12 тысяч в 1939 году и 23,8 тысяч в 1969 году[65]. При этом на протяжении долгих лет застройка оставалась индивидуальной усадебной.
Несмотря на то, что начало советской эпохи в градостроительстве характеризовалось нигилистическим отношением к наследию прошлого и практически полным отрицанием какой-либо ценности архитектуры предыдущих столетий, внешний облик Семенова не менялся до 1940-х годов[66], в последующий период этот процесс шел также очень медленно.
Правда к этому времени город лишился своих архитектурных доминант: в порыве «борьбы с религиозным дурманом» в 1937 году до неузнаваемости был перестроен и приспособленный под Дом культуры Вознесенский собор на главной городской площади, утратили свои завершения кладбищенская и старообрядческая церкви. Были уничтожены все часовни. В результате панорама города со стороны реки Санахты полностью потеряла свой живописный вид – уцелевшая малоэтажная историческая рядовая застройка слилась с ровным, практически «плоским» береговым ландшафтом.
В послевоенное время в городе появляются многоквартирные секционные дома из силикатного кирпича (двух-, трех-, пятиэтажные). Причем часть из них оказалась в пределах исторической части города, внеся некоторый диссонанс в старую архитектурную среду. Вместе с тем, несмотря на идущее развитие города, его историческая часть (ядро), сохранила сложившуюся в конце XVIII – начале ХIX веков планировочную структуру и застройку.
В этот же период изменился облик центральной площади Ленина – здесь появились типовые здания райкома КПСС и гостиницы. К сожалению, при этом было уничтожено каменное двухэтажное здание, первый этаж которого занимали  торговые ряды, а на втором размещалась Семеновская городская управа. Это привело к искажению облика центральной площади исторического провинциального города в связи с утратой целостности ее архитектурного ансамбля, включавшего собор и пруд, торговые ряды по периметру, здание пожарного депо с каланчой и рядовую малоэтажную застройку. При проведении благоустройства площади был забетонирован и дополнен чашей фонтана старый соборный пруд, площадь получила асфальтовое покрытие, некоторые здания были отремонтированы.
В советское время облик города дополнился памятниками и скульптурными композициями. На центральной площади был установлен непременный атрибут советской эпохи – памятник В.И. Ленину.  Здесь же появился бюст дважды Героя Социалистического Труда В.В. Кузнецова, уроженца Семеновского района, бывшего в последние годы жизни заместителем председателя Президидума Верховного Совета СССР. Визуальными центрами второстепенных площадей стали памятники Трем Коммунистам (Ивану Козлову, Анатолию Дельфонцеву и Никандру Завьялову) на площади их имени (бывш. Нижняя Базарная) (1979 год) и памятник поэту Борису Корнилову на площади Ф. Энгельса (бывш. Верхняя). Последний был открыт в 1968 году у Дома пионеров, а затем в 1987 году перенесен на площадь Ф. Энгельса, переименованную в 1992 году в честь поэта. Автором обоих памятников стал заслуженный художник РСФСР москвич, почетный гражданин города Семенова А.А. Бичуков.
Из промышленных сооружений города стоит упомянуть оказавшиеся внутри жилой зоны производственные корпуса фабрики «Хохломская роспись» в конце улицы Свердлова, между улицами Чкалова и Серова (город Семенов – общепризнанная «столица золотой хохломы»).
В конце ХХ столетия интерес к Семенову как историческому городу и его архитектуре заметно вырос. В 1972 году вышла книга искусствоведа М.П. Званцева «Заволжье» с очерком, посвященным его застройке (он использован при составлении данной записки). Годом ранее проектом детальной планировке (ПДП) города, разработанным институтом «Ленгипрогор», было предусмотрено сохранение зоны «заповедной исторической застройки» в районе улиц Свердлова, Республики Советов, Тельмана, Первого мая и вокруг центральной площади Ленина (практического значения это, правда, не имело). В октябре 1983 года Т.А. Сотской был составлен паспорт на город Семенов, посвященный его планировочной структуре[67].
С 1990 года Семенов входит в число исторических мест Российской Федерации. В 1994 году были определены границы единой охранной зоны города и режим ее содержания и использования, утвержденные Решением Нижегородского областного совета народных депутатов № 48-М от 15 марта 1994 года. Решением Законодательного Собрания Нижегородской области № 38 от 21 июня 1994 года старое городское кладбище (закрытое) было объявлено памятником истории, а его территория – землей историко-культурного назначения с установлением соответствующего режима.
В 1998 году научно-исследовательское предприятие «Этнос» выполнило проект корректуры генерального плана и проект зон охраны, совмещенный с историко-архитектурным опорным планом, в соответствии с заданием, выданным Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации Нижегородской области. Проект охранных зон и зон регулирования застройки был разработан в границах исторической части города. Он содержал в своем составе результаты натурного обследования с фотофиксацией, анализ исторических планов, исследования градостроительно-планировочного характера. На основании их было предложено изменить границы единой охранной зоны 1994 года. К сожалению, разработанный проект зон охраны объектов культурного наследия и их режимы, не были утверждены законодательно.
В 1996 году численность населения держалась на уровне около 26 тысяч человек. За 90-е годы ХХ века социально-экономическое положение Семенова значительно ухудшилось, а население сократилось.
Из изменений, произошедших в городе за последние десятилетия, следует отметить мероприятия по реконструкции обстройки центральной площади Ленина – к настоящему времени возведено здание почты и телеграфа на участке площади между улицами Розы Люксембург и Пролетарской, завершается строительство торгового центра вдоль юго-западной границы площади. Уже отреставрированы старообрядческая Никольская и бывшая кладбищенская Всехсвятская церкви. При них вновь образованы приходы. В 2006 году было открыто новое здание вокзала, построенное по проекту архитектора В.Н. Игнатьева.
В марте 2004 года городу Семенову был присвоен статус «Столица художественных промыслов». Он динамично развивается как один из туристических центров Нижегородской области, где можно познакомиться с процессом производства и росписи изделий с хохломской росписью.  В 2007 – 2008 годах в городе был проведен целый ряд мероприятий по его благоустройству.
АРХИВНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
 
Архивные источники:
1.     РГАДА. Ф. 1209. Оп. 4. Д. 1212.
2.     РГАДА. Ф. 1357. Оп. 2. Д. 52 – 53.
3.     ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А. Семеновский у. Д. 1018.
4.     ЦАНО. Ф. 4. Оп. 2. Д. 1. Л. 73.
5.     ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А, Семеновский у. Д. 10 А.
6.     ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А, Семеновский у. Д. 12.
7.     ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А, Семеновский у. Д. 15.
8.     ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А, Семеновский у. Д. 16.
9.     ЦАНО. Ф. 2. Оп. 4. Д. 12. Л. 13.
10.  ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. 1850 год. Д. 174. Л. 2.
11.  ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1891 год. Д. 5.
12.  ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1176.
13.  ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1910 год. Д. 59.
14.  ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 423. Л. 1.
15.  ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1180.
16.  ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1187.
17.  ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1189.
18.  ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1217.
19.  ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1248.
20.  ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1252.
21.  ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1263.
22.  ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1285.
23.  ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1295.
24.  ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 404. Л. 21.
25.  ЦАНО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 174.
26.  ЦАНО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 375.
27.  ЦАНО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 376.
28.  ЦАНО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 377.
29.  ЦАНО. Ф. 669. Оп. 318. Д. 1914.
30.  ЦАНО. Ф. 669. Оп. 318. Д. 365.
31.  ЦАНО. Ф. 669. Оп. 318. Д. 368.
32.  ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 223. 1874 год.
33.  ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 1137.
34.  Фонды СИХМ. Шифр СИМ 270.
35.  Фонды СИХМ. Шифр СИМ 432-29.
Литературные источники:
1.     Агафонова И.С., Горемыкина Т.Б., Давыдов А.И. Судьба малых исторических городов Нижегородского Поволжья (Васильсурск, Макарьев, Лысково, Семенов) // НИКА: Сборник научных и методических трудов. – Н. Новгород, 2000. С. 113 – 126.
2.     Волков Н., Орфанов И. Семенов // Города нашей области. – Горький, 1969.
3.     Городские поселения в Российской империи. – СПб., 1863. Т. 3. С. 318.
4.     Драницын Н.И. Адрес-календарь Нижегородской епархии. – Н. Новгород, 1904. С. 285.
5.     Званцев М.П. Заволжье. – М., 1972.
6.     Кириченко Е.И. Деревянная застройка русского города XVIII – ХХ веков // Проблемы исследования и сохранения историко-культурного наследия: Тезисы докладов VIII международной научной конференции. –  Н. Новгород, 1998.
7.     Коршак С. Пустыня не пустыня, а похоже на то. Из жизни уездного города Семенова на рубеже веков // Семеновский вестник. 7. 06. 1997.
8.     Косицкий Я.В. Композиционные основы планировочной структуры города. – М., 1985.
9.     Леман А. Ложки и ложкари. Впечатление и заметки // Исторический вестник, 1902, июнь. С. 897.
10. Матвеев Г.П. Рассказы о прошлом: Главы из воспоминаний // Нижний Новгород. 2001. № 1.
11.  Милотворский И.А. История колонизации Семеновского уезда. (1881 – 1893 гг.). Рукопись // Фонды СИХМ.
12.  Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII – XIX веках. – М., 1984.
13.  Плотников М.А. Кустарные промыслы Нижегородской губернии – Н. Новгород, 1894.
14.  Протоколы реставрационного заседания ИАК за первую половину 1915 года. Заседание 22 янв. 1915 года № 9. Нижегородской губернии город Семенов. Деревянная Богородице-Рождественская кладбищенская церковь  конца XVII века // Известия ИАК. Вып. 59 (Вопросы реставрации. Вып. 16). – Пг., 1915. С. 16 – 17.
15. Самойлов Ю.Г. Церковь Сретения Господня в г. Семенове Нижегородской области (опыт графической реконструкции) // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Вып. 6. – Н. Новгород, 2000. С. 109 – 114.
16. Снежневский В.И. Опись делам и документам Нижегородского городового магистрата (к заседанию 25 сентября 1892 года). Город Семенов // Действия НГУАК. Вып. XIII. – Н. Новгород, 1894. С. 122 – 123.
Электронные ресурсы:
1. Электронная экскурсия по городу Семенову. – Режим доступа: http:/www. semenov.nnov.ru.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
НИКА – Нижегородские исследования по краеведению и археологии.
НГУАК – Нижегородская губернская ученая архивная комиссия.
РГАДА – Российский государственный архив древних актов (г. Москва).
СИХМ – Семеновский историко-художественный музей (г. Семенов).
ЦАНО – Центральный архив Нижегородской области (г. Н. Новгород).
УГО ОКН – Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.
Общий вид центральной части города Семенова. Фото нач. ХХ в. (Фонды СИХМ)
– Общий вид центральной части города Семенова. Фото нач. ХХ в. (Фонды СИХМ)
Пруд на Соборной площади. Вид с Вознесенского собора. Фото нач. ХХ в. (Фонды СИХМ)
– Пруд на Соборной площади. Вид с Вознесенского собора. Фото нач. ХХ в. (Фонды СИХМ)
Базар на Соборной площади. Фото нач. ХХ в. (Фонды СИХМ)
– Базар на Соборной площади. Фото нач. ХХ в. (Фонды СИХМ)
Улица Санахтинская. Вид на старообрядческую церковь. Фото нач. ХХ в. (Фонды СИХМ)
– Улица Санахтинская. Вид на старообрядческую церковь. Фото нач. ХХ в. (Фонды СИХМ)
Генплан центральной части города Семенова. Фрагмент. 1827 г. (Фонды СИХМ)
Генплан центральной части города Семенова. Фрагмент. 1827 г. (Фонды СИХМ)
Первый проектный генплан города Семенова. 1781 г. (ЦАНО)
Первый проектный генплан города Семенова. 1781 г. (ЦАНО)
План генерального межевания селитебной территории города Семенова с показанием существующей и проектируемой планировки. Фрагмент. 1784 г. (ЦАНО)
План генерального межевания селитебной территории города Семенова с показанием существующей и проектируемой планировки. Фрагмент. 1784 г. (ЦАНО)
Вознесенский собор в городе Семенове. Фиксационные чертежи. 1926 г. (ЦАНО)
Вознесенский собор в городе Семенове. Фиксационные чертежи. 1926 г. (ЦАНО)
Вознесенский собор в городе Семенове. Фиксационные чертежи. 1926 г. (ЦАНО)
Генплан города Семенова. 1920 г. (Фонды СИХМ)
Генплан города Семенова. 1920 г. (Фонды СИХМ)
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова (НИП «Этнос»)
 
 
 
 
размещено 29.11.2008


[1] Волков Н., Орфанов И. Семенов // Города нашей области. – Горький, 1969. С. 311.
[2] Милотворский И.А. История колонизации Семеновского уезда. (1881 – 1893 гг.). Рукопись. Фонды СИХМ. С. 133.
[3] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 4. Д. 1212.
[4] Самойлов Ю.Г. Церковь Сретения Господня в г. Семенове Нижегородской области (опыт графической реконструкции) // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Вып. 6. – Н. Новгород, 2000. С. 110.
[5] Волков Н., Орфанов И. Указ. соч. С 312.
[6] Милотворский И.А. Указ. соч. С. 119.
[7] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А. Семеновский у. Д. 1018.
[8] Городские поселения в Российской империи. – СПб., 1863. Т. 3. С. 318.
[9] ЦАНО. Ф. 4. Оп. 2. Д. 1. Л. 73.
[10] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А, Семеновский у. Д. 1018.
[11] Городские поселения …С. 319.
[12] Паспорт на объект культурного наследия – генплан города Семенова // Архив УГО ОКН Нижегородской области.
[13] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А, Семеновский у. Д. 10 А.
[14] Косицкий Я.В. Композиционные основы планировочной структуры города. – М., 1985. С. 26.
[15] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А, Семеновский у. Д. 10 А.
[16] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А, Семеновский у. Д. 12.
[17] Снежневский В.И. Опись делам и документам Нижегородского городового магистрата (к заседанию 25 сентября 1892 года). Город Семенов // Действия НГУАК. Вып. XIII. – Н. Новгород, 1894. С. 122 – 123.
[18] ЦАНО. Ф. 2. Оп. 4. Д. 12. Л. 13.
[19] Городские поселения … С. 319.
[20] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А, Семеновский у. Дд. 12, 15, 16.
[21] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. 1850 год. Д. 174. Л. 2; Драницын Н.И. Адрес-календарь Нижегородской епархии. – Н. Новгород, 1904. С. 285.
[22] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1891 год. Д. 5.
[23] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1176.
[24] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А, Семеновский у. Д. 16.
[25] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А. Семеновский у. Д. 1018.
[26] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 1176.
[27] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1910 год. Д. 59. 1910 – 1917 годы; Протоколы реставрационного заседания ИАК за первую половину 1915 года. Заседание 22 янв. 1915 года № 9. Нижегородской губернии город Семенов. Деревянная Богородице-Рождественская кладбищенская церковь  конца XVII века // Известия ИАК. Вып. 59 (Вопросы реставрации. Вып. 16). – Пг., 1915. С. 16 – 17.
[28] Там же.
[29] ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 423. Л. 1; Церковь Сретения Господня имела четыре восьмерика на четверике и представляла собой единственный известный ярусный храм  с таким завершением, поскольку все известные шатровые деревянные храмы имеют максимально три яруса. Четвертый восьмерик не был открыт в моленный зал, по-видимому, в нем размещались конструкции крепления главы и креста, как это показано на разрезе в чертеже 1926 года [Самойлов Ю.Г. Указ. соч. С. 111 – 113].
[30] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 А, Семеновский у. Д. 12, 15.
[31] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Дд. 1176, 1180, 1187, 1189 и др.
[32] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Дд. 1217, 1248, 1252, 1263, 1285, 1295.
[33] Паспорт на объект культурного наследия – генплан города Семенова // Архив УГО ОКН Нижегородской области.
[34] ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 404. Л. 21.
[35] ЦАНО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 174.
[36] См.: Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII – XIX веках. – М., 1984. С. 82.
[37] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. 1850 год. Д. 174. Л. 2.
[38] ЦАНО. Ф. 669. Оп. 318. Д. 1914. Л. 8.
[39] Там же. Л. 3.
[40] Там же. Л. 5, 7.
[41] Там же. Л. 8.
[42] Там же. Дд. 365, 368.
[43] РГАДА. Ф. 1357. Оп. 2. Д. 52 – 53.
[44] Волков Н., Орфанов И. Указ. соч. С. 315.
[45] Городские поселения …С. 320.
[46] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 223. 1874 год.
[47] Материалы предоставлены сотрудниками СИХМ.
[48] Плотников М.А. Кустарные промыслы Нижегородской губернии – Н. Новгород, 1894.
[49] Там же.
[50] Званцев М.П. Заволжье. – М., 1972. С. 56.
[51] Волков Н., Орфанов И. Указ. соч. С. 315.
[52] Званцев М.П. Указ. соч. С. 59.
[53] Леман А. Ложки и ложкари. Впечатление и заметки // Исторический вестник, 1902, июнь. С. 897.
[54] Званцев М.П. Указ. соч. С. 62.
[55] Кириченко Е.И. Деревянная застройка русского города XVIII – ХХ веков // Проблемы исследования и сохранения историко-культурного наследия. Тезисы докладов VIII международной научной конференции. –  Н. Новгород, 1998. С. 6.
[56] Званцев М.П. Указ. соч. С. 62.
[57] Там же.
[58] Фонды СИХМ. Шифры СИМ 270, СИМ 432-29.
[59] ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 1137.
[60] Волков Н., Орфанов И. Указ. соч. С. 322.
[61] ЦАНО. Ф. 5. Оп. 3. Дд. 375, 376.
[62] Там же. Д. 377.
[63] Коршак С. Пустыня не пустыня, а похоже на то. Из жизни уездного города Семенова на рубеже веков // Семеновский вестник. 7.06.1997.
[64] Матвеев Г.П. Рассказы о прошлом: Главы из воспоминаний // Нижний Новгород. 2001. № 1.
[65] Волков Н., Орфанов И. Указ. соч. С. 322.
[66] Званцев М.П. Указ. соч. С. 57.
[67] Паспорт на объект культурного наследия – генплан города Семенова // Архив УГО ОКН Нижегородской области.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции