Давыдов А.И. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области

7 ноября, 2019
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области (15.16 Kb)

 
Данная статья касается истории памятника архитектуры XVIII века – церкви Рождества Богородицы, переосвященной ныне во имя Иоанна Богослова, в городе Выксе Нижегородской области. При работе над ней были использованы, в основном, материалы, хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области      (ЦАНО) и Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге (РГИА).
Возникновение второго каменного храма в Выксе (после усадебной церкви в честь Рождества Христова) связано с существованием кладбища, располагавшимся с конца XVIII века между жилыми слободами Среднего и Верхнего Выксунских заводов. (Ранее, по сведениям краеведа В.П. Порхачева, кладбище находилось в районе современной улицы Ризадеевской)[1].
В клировых ведомостях указывается, что кладбищенская церковь во имя Рождества Богородицы построена в 1797 году “тщанием помещика господина Ивана Родионовича Баташева” (владельца выксунских горнометаллургических заводов)[2]. Ведомость страховой оценки церковных построек Выксы, составленная в 1910 году, называет другую дату – 1799 год[3]. Видимо, это незначительное расхождение вызвано тем, что в первом случае названа дата начала строительства (проектирования), а во втором – ее окончания и/или освящения престола. К сожалению, каких-либо дел, непосредственно связанных с данным событием, в архивах обнаружить не удалось.
Своего прихода церковь Рождества Богородицы в XIX – начале XX века не имела. Она была приписана к упомянутому выше главному выксунскому храму в чксть Рождества Христова, построенному еще в 1773 году. Как говорится в клировых ведомостях, “причта к оной церкви не определено, а исправляют священнослужение, когда потребно, от приходской Христо-Рождественской церкви священноцерковнослужители”[4].
Первоначальный облик храма устанавливается по архивным фиксационным чертежам, хранящимся в РГИА и ЦАНО[5]. Они показывают, что на момент постройки, церковь не имела трапезной: объем одноярусной колокольни над западным входом примыкал непосредственно к основному объему храма типа ротонды с полусферическим куполом и крестообразно расположенными выступами.  По своей архитектуре и объемно-планировочной структуре выксунская церковь Рождества Богородицы может быть отнесена к «баташевскому стилю», характерному для культовых и ряда гражданских построек Выксы и окрестностей. Наибольшее сходство она имела с Никольской церковью Верхне-Железницкого завода (ныне – рабочий поселок Виля), построенной в 1811 году. (Несколько перестроена в 1901 – 1902 годах).
Как видно из альбома чертежей 1820-х годов, зафиксировавшего планировку Выксы и ее постройки на то время, когда они принадлежали Шепелевым[6], церковь Рождества Богородицы была обнесена оградой. К западу от нее, но уже вне ограды, располагалось деревянное здание богадельни. Судьба последней не известна. Клировые ведомости главной выксунской церкви за 1856 год сообщают, что “зданий, как-то домов, лавок, часовен, больниц и богаделен, принадлежащих к сей церкви, не имеется”[7].
Свой первоначальный вид кладбищенская церковь в Выксе сохраняла до середины XIX века, когда произошла ее перестройка. Вызвана она была, вероятно, желанием сделать храм более вместительным. Общее же состояние церкви было хорошим, что отмечено и в клировых ведомостях за 1856 год, и в объездном журнале местного благочинного за то же время[8].
19 марта 1857 года Нижегородская губернская дорожная и строительная комиссия в “общем присутствии” (т.е. на общем заседании) рассмотрела проект пристройки к храму трапезной, переданный на рассмотрение Нижегородской духовной консисторией. Было принято решение “чертеж на перестройку Богородице-Рождественской церкви в селе Выксунском Заводе Ардатовского уезда, рассмотренный в Искусственном столе и оказавшийся составленным согласно правилам архитектуры, утвердить по установленной форме”[9]. Снятая тогда с утвержденных чертежей копия сохранилась. В советское время она оказалась в рукописном отделе областной библиотеки, а сейчас находится в ЦАНО[10]. К сожалению, автор проекта перестройки на чертежах не указан.
В результате реализации проекта церковь удлинилась в западном направлении за счет появившейся трапезной. В связи с этим “переместилась” и колокольня. Причем она была восстановлена над новым западным входом в несколько измененном по сравнению с первоначальным виде (шарообразная главка заменена на луковичную, на фасадах, ниже яруса звона, появились “кокошники” в соответствии с господствовавшими тогда в архитектуре вкусами и т.п.). Печи, располагавшиеся при входе в молитвенный зал с запада, были перенесены в трапезную.
В целом же, после перестройки, церковь Рождества Богородицы приобрела планировочную схему “корабль”: по одной продольной оси располагались колокольня, трапезная, основной объем храма, алтарная апсида. Вместе с тем, она сохранила тогда своеобразие выксунской храмовой архитектуры, соединявшей в себе барочные композиционные приемы и формы с классицистическими деталями фасадов, ложноготическими оконными и дверными проемами и т.п. Наиболее выразительна в этом отношении купольная с переломом крыша над ротондой основного объема.
В более позднее время у южного входа в церковь появился каменный пристрой с двускатной крышей, видимый на фотооткрытке рубежа XIX – XX веков[11]. Его облик диссонировал с архитектурой храма.
Что касается внутреннего убранства церкви, то на данный момент мы не располагаем какими-либо сведениями о нем, кроме кратких упоминаний об иконостасе в ведомости страховой оценки 1910 года: “Иконостас длиною 2 саж. 2 арш., [5,68 м – А.Д.], высотою 5 саж. [10,65 м – А.Д.] (Оценен в 3000 руб.)”[12].
В начале XX века церковь Рождества Богородицы оставалась кладбищенской. Судя по схематическому плану Выксы 1900 года, хранящемуся в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике (НГИАМЗ), кладбище располагалось к северу от церкви[13].
От советского времени в ЦАНО сохранилось дело о закрытии кладбищенской церкви в Выксе[14], именуемой в народе “малой” (в отличие от “большой” церкви Рождества Христова). Решение о прекращении богослужения в ней было принято Президиумом Горьковского крайисполкома 15 октября 1936 года и утверждено на заседании Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов 30 декабря того же года. Здание предполагалось использовать под пионерский клуб[15]. Жалоба и прошение прихожан церкви (приход, видимо, был образован уже в советское время) на действия властей в адрес И.В. Сталина успеха не имели, несмотря на то, что ходатайствовала почти тысяча человек[16]. Секретарь облисполкома тов. Марычев сообщал 9 мая 1937 года в Комиссию по вопросам культа при Президиуме ЦИК СССР: “Церковь Рождества в г. Выксе фактически уже ликвидирована – церковное имущество, необходимое для отправления религиозных обрядов, передано по акту верующим и перенесено в функционирующую большую церковь того же религиозного направления; купола [т.е. главы с крестами – А.Д.] со здания сняты, и приступлено уже к переоборудованию его под детское дошкольное учреждение. Первоначальное предположение об использовании здания под пионерский клуб оказалось неосуществимым из-за отсутствия для этого достаточных средств (105 тыс. руб.); поэтому решением Выксунского горсовета от 4/V-37 г. здание быв. церкви передано под детский сад, отпущены 16,5 тыс. руб. и дан месячный срок для окончательного переоборудования здания”[17]. Это официальная версия событий. Как на самом деле происходило закрытие церкви видно из вышеупомянутого прошения прихожан (стиль сохранен):
“1937 года 13 января два представителя [местных властей – А.Д.] отобрали ключи от председателя церковного совета данной церкви, а 15 января с/года содрали кумпол и кресты и бросили к кладбищенской ограде, и ушли, а церковь оставили, не заперли, куда и входили хулиганы и творили, что хотели без стеснения, и надругались над святыней к великому прискорбию трудящихся. Иконы, царские двери, книги священного писания, лампадочки, шкафы, ящики – все разбили и перебросали броском, и вдобавок сделали точно как в уборной полагается […]” [18].
Формальным поводом к ликвидации церкви послужило то, что по проекту генерального плана города Выксы территория закрытого за пять лет до описанных событий кладбища прорезалась транспортной магистралью, соединяющей улицу Красных Зорь с улицей Ленина[19]. Тем самым уничтожалось и само кладбище.
В результате приспособления здания церкви под детский сад ярус звона колокольни был снесен, проемы утратили свои “готические” очертания и превратились в прямоугольные, также были пробиты новые окна. Внутри здание было разделено на два этажа, интерьеры – утрачены. Сохранились лишь следы старой росписи внутри купола ротонды и чугунная винтовая лестница. Пристрой у южного входа в церковь был снесен, зато появился другой, из силикатного кирпича, примыкающий к основному объему с севера. Прилегающая территория использовалась под нужды детского сада.
К концу 1980-х годов от старого выксунского кладбища не осталось и следов. Церковь оказалась среди интенсивно развивающейся городской застройки. Вместе с тем, она по-прежнему сохранила значение архитектурного акцента, хорошо просматривающегося с одной из главных транспортных магистралей Выксы – улицы Ленина (бывшей главной дороги, связывавшей заводские поселки).
В перестроенном виде церковь была зафиксирована и паспортизирована сотрудниками Научно-исследовательской лаборатории прикладных историко-куль­турных исследований Горьковского государственного университета.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 21 июня 1994 года № 39 церковь Рождества Богородицы была взята на государственную охрану как памятник архитектуры областного (ныне – регионального) значения.
После возвращения здания церкви Нижегородской епархии, в нем разместилось Выксунское духовное училище. В храме, переосвященном во имя Иоанна Богослова, возобновились богослужения. Для нужд училища вдоль северного фасада церкви устроен еще один, относительно небольшой, силикатный пристрой.
В 1997 году главным архитектором Научно-исследовательского предприятия «Этнос»  И.С. Агафоновой был разработан проект ворот новой ограды у церкви, а в 2006 году под ее руководством архитектором Е.И. Васильевой – проект реставрации храма. К сожалению, в натуре работы были произведены с отступлением от указанных проектов.
Проект перестройки церкви Рождества Богородицы в Выксе, 1857 г. (ЦАНО)
Проект перестройки церкви Рождества Богородицы в Выксе, 1857 г. (ЦАНО)
Проект перестройки церкви Рождества Богородицы в Выксе, 1857 г. (ЦАНО)
Церковь Рождества Богородицы до реставрации, 1990 г. Фото О.Г. Эллинского
Церковь Рождества Богородицы до реставрации, 1990 г. Фото О.Г. Эллинского
-Церковь Рождества Богородицы (Иоанна Богослова) после реставрации, сентябрь 2008 г. Фото И.С. Агафоновой
-Церковь Рождества Богородицы (Иоанна Богослова) после реставрации, сентябрь 2008 г. Фото И.С. Агафоновой
А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)

размещено 19.10.2008


[1] Рукопись краеведческих записок В.П. Порхачева находится в фондах музея Выксунского металлургического завода.
[2] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558, год 1856 Д. 329. Л. 13.
[3] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1006. Л. 13.
[4] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558, год 1856. Д. 329. Л.13
[5] РГИА. Ф. 37. Оп. 63. Д. 168. Л.4; ЦАНО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 21.
[6] РГИА. Ф. 37. Оп. 63. Д. 168.
[7] ЦАНО. Ф.570. Оп.558, год 1856. Д. 329. Л. 12.
[8] Там же. Л. 13; Д. 40. Л. 3-3 об.
[9] ЦАНО. Ф. 669. Оп. 318. Д. 3331. Л. 212.
[10] ЦАНО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 21.
[11] Ксерокопия фотооткрытки передана нам настоятелем церкви в р.п. Шиморское о. Геннадием (Колоколовым). Следует отметить, что на ней церковь Рождества Богородицы ошибочно названа Христо-Рождественским храмом.
[12] ГАНО. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1006. Л. 13.
[13] Фонды НГИАМЗ. Шифр ГОМ 3679.
[14] ЦАНО. Ф. 3074. Оп. 1. Д. 277.
[15] Там же. Л. 6.
[16] Там же. Лл. 4, 17-24.
[17] Там же. Л. 25.
[18] Там же. Л. 18.
[19] Там же. Л.13.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции