«Сад вечерней сосны»

29 декабря, 2019

«Сад вечерней сосны» (9.49 Kb)

Это усадьба удивительной женщины, вошедшей в историю под именем Садаякко. Её настоящее имя – Кояма Сада, а профессиональное имя Садаякко, «служанка Сада», она получила, став гейшей. Садаякко была обучена грамоте, что не часто встречалось среди женщин того времени. Более того, она тайно посещала занятия дзюдо, верховой езды и даже научилась играть в бильярд. Кроме того, ей удавалось выступать на сцене, хотя женщинам было запрещено играть в театре Кабуки, где все женские роли исполняли мужчины. Во время гастролей за рубежом Садаякко неизменно покоряла зрителей своей красотой и искусством. Ею восхищались президент США и принц Уэльский, перед которыми она танцевала, а Н.С.Гумилёв посвятил ей стихотворение «Сада-Якко».

Кояма Сада родилась в 1871 году двенадцатым ребёнком в семье торговца. Когда ей исполнилось 4 года, семья разорилась, и девочку удочерила владелица дома гейш, где она и получила профессиональное имя, ставшее знаменитым. В 15 лет Садаякко выкупил будущий премьер-министр Ито Хиробуми, ставший её покровителем, а потом и другом, и советчиком.

В 22 года Садаякко вышла замуж за актёра Каваками Отодзиро, вполне её достойного. В 14 лет Отодзира первый раз сбежал из дома, но был пойман. Второй побег оказался более удачным. В Токио он некоторое время зарабатывал услужением в разных местах. Судьба свела Отодзиро с членами оппозиционно настроенной Либеральной партии, к которой он и присоединился. За антиправительственные выступления неоднократно арестовывался и попадал в тюрьму.

В 1899 году Отодзиро и Садаякко с небольшой труппой отправились в гастрольное турне по Европе и Америке. Западная публика впервые увидела японский театр, поэтому горячий интерес к выступлениям труппы был вполне понятен. Вернувшись в 1902 году на родину, Садаякко и Отодзиро поселились на вилле в г. Тигасаки, однако их совместная жизнь на этой вилле оказалась недолгой. В 1911 году Каваками Отодзиро скончался во время выступления на сцене.

В 1917 году Садаякко завершила свою сценическую карьеру, а в 1933 году на свои средства  возвела у реки Кисо в преф. Гифу семейный храм предков Тэйсёдзи /Илл. 70/, а рядом построила усадьбу Бансёэн, «Сад вечерней сосны», где и пожила до самой смерти в 1946 году /Илл. 71/. Под «вечерней сосной» Садаякко, конечно, подразумевала себя. С иероглифа бан начинается также слово баннэн, означающее «закат жизни». Было ей в ту пору 62 года. У дома растёт несколько старых сосен /Илл. 72/.

Прах Каваками Садаякко был помещён в построенный ею храм.

Строения главного дома усадьбы в модернизированном стиле сукия-дзукури расположены в форме журавлиного клина /Илл. 73/.  Главный гэнкан расположен с правой стороны дома /Илл. 74/. С внутреней стороны «журавлиного клина» – внутренний гэнкан более скромного вида, а справа от него – единственная двухэтажная часть дома /Илл. 75, 76/.

В доме имеется более 25 комнат. Те из них, что расположены в восточной части дома, предназначались для самой Садаякко и гостей, а в западной  находились комнаты прислуги и кухня. Интерьер почти всех комнат выдержан в чисто японском стиле, но есть и европейская солнечная комната (солярий) в фасадной части главного дома с чудесным видом на сад /Илл. 77, 78/

В материалах об усадьбе постоянно говорится о своеобразии каждого помещения, неизменно отмеченного прекрасным вкусом хозяйки. Об изысканности вкуса Садоякко говорят хотя бы ручки перегородок фусума в гостиной /Илл. 79/. Орнамент на них является ничем иным, как одним из символических сочетаний черт, используемых в искусстве составления благовоний, любимым занятием дам и кавалеров эпохи Хэйан (794 – 1185). Этот орнамент относится к группе «ароматов Гэндзи», вызывая в памяти образ блистательного принца из лучшего произведения той эпохи, «Гэндзи моногатари». К тому же этот орнамент носит название эавасэ, игры в подбор картинок и стихов к ним, также популярной во времена Хэйан. Два развлечения – составление благовоний и подбор картинок, весьма подходящая тема для гостиной. И всё это – в маленькой ручке на фусума.

Все строения усадьбы, в том числе крытый тростником флигель, стилизованный под   деревенский домик  инакая, сохранены в неизменном виде /Илл. 80/.

В непосредственной близости от инакая стоит чайный павильон /Илл. 81, 82, 83/.

Сад светлый и грустный, очень женский. Особенно хорош он, когда опадают вишни /Илл. 84/.

В  саду есть и японские, и европейские черты. Но лучше об этой усадьбе, как и о храме, построенном Садаякко, расскажет небольшой фильм

https://www.youtube.com/watch?v=3Uq1dgkWbsM .

 

Садаякко.Тэйсёдзи

70. Садаякко.Тэйсёдзи

 

Садаякко.Бансёэн

71. Садаякко.Бансёэн

 

Садаякко.Сосны

72. Садаякко.Сосны

 

Садаякко.План

73. Садаякко. План

 

Садаякко.Главный гэнкан

74.Садаякко. Главный гэнкан

 

Садаякко.Внутренний гэнкан

75. Садаякко.Внутренний гэнкан

 

Садаякко.Второй этаж

76. Садаякко.Второй этаж

 

Садаякко.Солнечная комната

77. Садаякко.Солнечная комната

 

Садаякко.Солнечная комната

78. Садаякко.Солнечная комната 2

 

Садаякко.Ручка фусума

79. Садаякко.Ручка фусума

 

Садаякко. Инакая

80. Садаякко.Инакая

 

Садаякко.Чайный павильон

81. Садаякко.Чайный павильон

 

Садаякко.Чайный павильон

82. Садаякко.Чайный павильон 2

 

Садаякко.Чайный павильон

83. Садаякко.Чайный павильон 3

 

Садаякко.Вишни

84. Садаякко.Вишни

Публикуется впервые

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции