Усадьба Тояма Гэнъити

29 декабря, 2019
Усадьба Тояма Гэнъити (14.59 Kb)

Тояма Гэнъити (1890 – 1972) – предприниматель, основатель и первый президент брокерской компании Nikko Cordial Corporation, известный коллекционер произведений искусства.

Гэнъити родился в преф. Сайтама в семье богатого фермера, который, однако, вёл распущенный образ жизни и вскоре после рождения сына разорился. В 16 лет Гэнъити поступил учеником в один из магазинов Токийского района Тюо. Будучи человеком болезненным, он с трудом переносил работу. Тем не менее, в 1918 году Гэнъити, принявший к тому времени протестантство, открыл свой  магазин, а через два года организовал акционерное общество. Экономический успех не покидал Гэнъити. В 1936 году он восстановил родительскую усадьбу, возведя на участке около одного гектара богатый особняк с использованием ценных пород дерева, а также новейших для того времени материалов и строительных технологий

Особняк, построенный по проекту архитектора Муроока Сосити,  состоит из трёх корпусов, соединённых общим коридором /Илл. 85, 86/. По замыслу Гэнъити, восточный корпус, построенный в стиле деревенского дома минка, должен был символизировать возрождение дома Тояма в новом качестве /Илл. 87/. Это новое качество наглядно проявилось в интерьере минка. Например, как и положено деревенскому дому, в нём имеется «комната с земляным полом» дома. Однако вместо земли в этой комнате мраморная крошка, скреплённая цементом и отшлифованная /Илл. 88/.

В среднем корпусе, построенном в стиле сёин-дзукури, есть большой зал для приёма высокопоставленных лиц. В гостях у Тояма Гэнъити бывали такие люди, как принц Ясухико и пятикратный премьер-министр Японии Ёсида Сигэру. Из зала открывается неплохой вид даже при опущенных циновках /Илл. 89 – 91/. На втором этаже – гостиная, обставленная в европейском стиле и спальня /Илл. 92, 93/. С балкона открывается чудесный вид на сад /Илл. 94/.

Небольшое пространство между восточным и средним корпусами, ограниченное с севера главным коридором, служило местом для любования луной. Там установлен «тёдзубати для любования луной» – цукими-но тёдзубати, чтобы любоваться не только самой луной, но её отражением в воде /Илл. 95, 96/.

Использование цукими-но тёдзубати при любовании луной полно глубокого подтекста. Сама форма чаши – круг, вписанный в квадрат, символична, поскольку квадрат отождествляется с Землёй, а круг – с Небом. Конечно, можно любоваться настоящей луной в настоящем небе, но любоваться отражением луны куда изысканней. Ведь в чаше воды она проплывает всего несколько минут, и красота луны воспринимается острее от сознания быстротечности, порождая ощущение моно-но аварэ, печального очарования вещей.  Не говоря уже о предпочтении намёка прямому высказыванию, полутени – яркому свету, отражения – самому отражаемому, предпочтении, свойственном всей японской эстетике.

Есть в саду и два своеобразных музыкальных устройства, в состав которых также входят тёдзубати – «водяные кото» (суйкинкуцу) /Илл. 97, 98/. Завораживающее звучание создаётся водой, капающей в закопанный сосуд.

В западном корпусе, выполненном в стиле сукия-дзукури, устроена гостиная для матери Гэнъити, в которой выделено пространство для чайной церемонии /Илл. 99 – 101/. Рядом есть и большая светлая чайная комната в 8,5 татами /Илл. 102/. В этом же корпусе имеется домашняя молельня /Илл. 103/.

В устье ручья, пересекающего весь сад, находится интересный чайный павильон, перекликающийся по стилю с восточным корпусом усадьбы в стиле минка. Павильон построен по проекту Камэяма Согэцу, чайного мастера школы Урасэнкэ /Илл. 104/. И как это по-японски! Ветка, забравшаяся на крышу, не спилена, а аккуратно положена на подпорки /Илл. 105/.

Несмотря на то, что все три корпуса выполнены в различных стилях, это японские стили. Объединённые национальным колоритом, они прекрасно сочетаются друг с другом. В интерьерах же найден удачный компромисс между Востоком и Западом.

Главные ворота в стиле нагаямон с пристройками по бокам ведут к восточному корпусу, но есть и ворота поменьше, открывающиеся прямо в сад /Илл. 106 – 108/.

В саду, где преобладают сосны, растут также литокарпусы Зибольда и подокарпусы. Он почти монохромен, но весной  оживляется цветением слив, сакур, азалий, рододендронов индийских

летом – ирисами по берегам ручья, осенью  – алыми листьями клёнов /Илл. 109 – 112/. Стриженые кустарники, играя роль подлеска, прекрасно оттеняют естественные формы деревьев и обеспечивают плавный переход от «лесной» зоны к окультуренному пространству перед особняком /Илл. 113/.

Однако «хозяином» сада, безусловно, является ручей, двумя рукавами охватывающий широкий газон и организующий всё пространство, деля его на луговую зону перед домом и «лесную» – за ручьём /Илл. 114/. Основное русло ручья скрывается среди деревьев сада и вода из него уходит в расположенный вне усадьбы лотосовый пруд /Илл. 115/.

В 1968 году Гэнъити построил а территории усадьбы музей, в котором хранятся собранные им за долгие годы ценные произведения искусства.  В 1970 году музей был открыт для посещения.

 

Тояма Гэнъити. План усадьбы

85.Тояма Гэнъити. План усадьбы

 

Тояма Гэнъити.План дома

86.Тояма Гэнъити.План дома

 

Тояма Гэнъити.Восточный корпус

87.Тояма Гэнъити.Восточный корпус

 

Тояма Гэнъити.Дома

88.Тояма Гэнъити.Дома

 

Тояма Гэнъити.Большой зал

89.Тояма Гэнъити.Большой зал

 

Тояма Гэнъити.Большой зал

90.Тояма Гэнъити.Большой зал 2

 

Тояма Гэнъити.Большой зал

91.Тояма Гэнъити. Большой зал 3

 

Тояма Гэнъити. Гостиная

92.Тояма Гэнъити. Гостиная

 

Тояма Гэнъити.Спальня

93.Тояма Гэнъити.Спальня

 

Тояма Гэнъити.Вид с балкона

94.Тояма Гэнъити.Вид с балкона

 

Тояма Гэнъити.Тёдзубати для любования луной

95.Тояма Гэнъити.Тёдзубати для любования луной

 

Тояма Гэнъити.Тёдзубати для любования луной

96.Тояма Гэнъити. Тёдзубати для любования луной 2

 

Тояма Гэнъити.Водяное кото

97.Тояма Гэнъити.В одяное кото

 

Тояма Гэнъити.Водяное кото

98.Тояма Гэнъити. Водяное кото 2

 

Тояма Гэнъити.Западный корпус

99.Тояма Гэнъити.Западный корпус

 

Тояма Гэнъити.Гостиная

100.Тояма Гэнъити. Гостиная

 

Тояма Гэнъити. Гостиная

101.Тояма Гэнъити. Гостиная 2

 

Тояма Гэнъити. Чайная комната

102.Тояма Гэнъити. Чайная комната

 

Тояма Гэнъити. Домашняя молелбня

103.Тояма Гэнъити. Домашняя молелбня

 

Тояма Гэнъити.Чайный павильон

104.Тояма Гэнъити.Чайный павильон

 

Тояма Гэнъити.Чайный павильон

105.Тояма Гэнъити.Чайный павильон 2

 

Тояма Гэнъити.Ворота нагаямон

106.Тояма Гэнъити.Ворота нагаямон

 

Тояма Гэнъити.Ворота в сад

107.Тояма Гэнъити.Ворота в сад

 

Тояма Гэнъити.Сад перед домом

108.Тояма Гэнъити.Сад перед домом

 

Тояма Гэнъити.Сливы

109.Тояма Гэнъити.Сливы

 

Тояма Гэнъити. Рододендроны

110.Тояма Гэнъити. Рододендроны

 

Тояма Гэнъити. Ирисы

111.Тояма Гэнъити. Ирисы

 

Тояма Гэнъити.Клёны

112.Тояма Гэнъити. Клёны

 

Тояма Гэнъити. Подлесок

113.Тояма Гэнъити. Подлесок

 

Тояма Гэнъити. Ручей

114.Тояма Гэнъити. Ручей

 

Тояма Гэнъити. Лотосовый пруд

115.Тояма Гэнъити. Лотосовый пруд

Публикуется впервые

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции