Ансамбль городской усадьбы М.П. Карамзиной – А.К. Смирнова (Нижний Новгород, улица Ильинская, 112 – 114). Историко-культурная характеристика

29 августа, 2020

От редакции

 

Редакция ЭПИ «Открытый текст» продолжает знакомить своих читателей с объектами исторической застройки Нижнего Новгорода, ставшими предметом государственной историко-культурной экспертизы. К таковым относятся дома №№ 112 – 114 по улице Ильинской. Согласно экспертному заключению государственного эксперта Министерства культуры Российской Федерации Е.А. Шорбан они достойны включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Публикуем справку о историко-культурном значении этих домов, предоставленную Нижегородской областной социально-экологической общественной организацией «Зеленый мир».

 

 

АНСАМБЛЬ ГОРОДСКОЙ УСАДЬБЫ М.П. КАРАМЗИНОЙ – А.К. СМИРНОВА

(НИЖНИЙ НОВГОРОД, УЛИЦА ИЛЬИНСКАЯ, 112 – 114).

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Введение

Настоящая справка имеет целью предварительное определение историко-культурной ценности ансамбля зданий, расположенных по адресу: город Нижний Новгород, ул. Ильинская, 112, 112 литера «А», 114. (в дальнейшем именуемого нами Объект).

Справка обобщает результаты историко-архитектурного исследования Объекта, и подготовлена в соответствии с заданием Нижегородской областной социально-экологической общественной организации «Зеленый мир» по результатам изучения автором ранее выполненной научно-проектной документации, проведенного им натурного (визуального) обследования, историко-библиографических и архивных исследований. Критерии оценки историко-культурной значимости Объекта основаны на нормах и принципах Федерального закона от 25 июня 2002 года 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Сведения о категории историко-культурного значения объекта на момент подготовки справки

Согласно проектной документации «Историко-архитектурный анализ квартала в границах улиц Горького, Ильинской, Новой и площади Горького» 1998 года, дома № 112 и 114, составляющие Объект, были отнесены к категории ценной историко-архитектурной среды, подлежащей сохранению и реконструкции с элементами реставрации.

Исторические сведения об объекте

Объект представляет собой городской усадебный комплекс, состоящий из двух домов, расположенных по красной линии ул. Ильинской, встроенных между ними ворот с двумя симметричными привратными помещениями. Одноэтажный кирпичный с мезонином дом № 112 по ул. Ильинской построен по проекту 1863 г. в период 1863-1874 гг. Полукаменный двухэтажный оштукатуренный дом № 114 по ул. Ильинской построен между 1899 и 1904 гг. Ворота с привратными помещениями возведены в период между 1904 и 1917 гг. (левое привратное помещение имеет почтовый номер 112 литера «А», правое привратное помещение самостоятельного почтового номера не имеет).

На фиксационном плане Нижнего Новгорода 1848-1853 гг. по улице Большой Ямской в квартале 149 под номером 9 схематично изображена интересующая нас городская усадьба, на территории которой показан стоящий по красной линии деревянный дом, комплекс хозяйственных построек, выходящих на красную линию и образующих во дворе вместе с домом замкнутое каре, а также деревянный флигель в глубине участка. Сведения о владельце (владельцах) усадьбы на данный период выявлены не были.

В 1863 г. усадьба принадлежала купеческой жене Марье Петровне Карамзиной. В мае этого года общее присутствие Нижегородской Губернской строительной и дорожной комиссии утверждает для нее «Фасады, планы и разрезы на постройку каменного с мезонином и подвалом дома и деревянных на каменном фундаменте надворных холодных служб» – современного дома № 112.

Проект предусматривал возведение по красной линии Большой Ямской дома с мезонином на два лица (на главный и боковой фасады) в стилистике и пропорциях позднего классицизма. Первый этаж предусматривалось возвести по главному фасаду в пять осей света. Над ним, отделенный развитым карнизом с простым фризом, проектировался мезонин в три окна, завершаемый фронтоном. Углы первого этажа обрабатывались филенчатыми пилястрами, окна первого этажа обрамлялись профилированными наличниками с прямоугольными сандриками.

Как видно из современного состояния постройки, проект был реализован с очень незначительными отступлениями в сторону изменения планировки (увеличение площади подвала и уменьшение площади мезонина) и легкого усложнения первоначальной композиции главного фасада (появление медальонов на сандриках наличников первого этажа и пилястр по углам мезонина). Однако строительство здания, или, по крайней мере, его отделка, затянулось на многие годы. В оценочной ведомости 1874 г. комиссия отмечает, что каменный с мезонином дом в пять окон на пяти саженях длины стоит недостроенным, жилья в нем нет, и дохода он не приносит.  Общая оценка имения с недостроенным домом, деревянным флигелем в пять окон и службами составила 430 рублей.

24 апреля 1886 г. владельцем усадьбы становится крестьянин Кузьма Иванович Смирнов. Именно он, судя по оценке усадьбы, завершил отделку здания — в том же году стоимость имения выросла до 2550 рублей, а затем вплоть до 1899 г. оставалась неизменной.

Из сказанного видно, что к 1874 г. здание, запроектированное в 1863 г. в целом было построено (опись говорит о существовании дома с мезонином), однако отделочные работы завершены не были. В настоящее время, вследствие фрагментарного разрушения штукатурного слоя на ряде фрагментов главного фасада видно, что некоторые его декоративные элементы были выполнены уже в процессе отделки.

Так, фриз первого этажа в кирпиче был выложен так, как предусмотрено проектом: его поле ограничено лишь венчающим карнизом сверху и тонким карнизным поясом (образуемым одним рядом выступающей из плоскости стены торцовой кладки) снизу. Однако в процессе штукатурной отделки оно было разбито небольшими вертикальными лопаточками, в результате чего фриз приобрел вид чередующихся вытянутых филенок. Это же касается и медальонов — круглых лепных элементов, закрепленных на плоской кладке сандриков.

Таким образом, учитывая, что отделочные работы могли включать в себя и отделку фасадов здания, время строительства дома № 112 по ул. Ильинская следует определить как промежуток между 1863 (время утверждения проекта) и 1886 (время полного завершения всех отделочных работ) годами.

Начиная с 1899 г. стоимость усадьбы непрерывно возрастает. В фондах Центрального архива Нижегородской области сохранился «Чертеж на постройку деревянного двухэтажного флигеля и каменной одноэтажной кузницы крестьянину Александру Кузьмичу Смирнову <…> на Большой Ямской улице». Оба строения предполагалось разместить в глубине двора. Флигель, судя по всему, вообще не был построен, а небольшая кузница, возведенная в соответствии с проектом, была снесена в 2012 г. Однако данный проект имеет важное значение для установления датировки существующих строений усадьбы – на плане участка современный дом № 114 показан как уже построенный.

Таким образом, время строительства дома № 114 по ул. Ильинской устанавливается как промежуток между 1899 (дата увеличения стоимости имения, что является индикатором нового строительства) и 1904 (дата, в которую здание показано на плане как существующее).

Из материалов историко-архитектурного анализа 1998 г. усматривается, что на момент его разработки на территории усадьбы, в глубине двора находилось еще два деревянных двухэтажных флигеля. Все они были построены после 1904 г. и к настоящему моменту разрушены.

Очевидно, что и сооружение ворот с двумя приватными помещениями также относится к периоду между 1904 (время составление плана участка, на котором они еще отсутствуют) и 1917 (дата прекращения частного строительства после Октябрьской революции) годами. Эту датировку подтверждает и стилистика постройки, фасады которой сохранили декоративные элементы модерна, и материал стен («бетонные камни» – шлакоблоки), и конструкция плоской перемычки ворот, выполненной из железобетона («бетонные камни» и железобетонные конструкции начали активно использоваться в Нижнем Новгороде начиная с 1907 г. гражданским инженером Л.Д. Агафоновым). Одновременно к дворовому фасаду дом № 112 пристраивается одноэтажная пристройка из того же материала.

В период после Октябрьского переворота постройки городской усадьбы, превращенные Советской властью в многоквартирный дом, существенно не перестраивались, если не считать внутренних перепланировок.

В 1998 г. при подготовке историко-архитектурного опорного плана квартала в границах улиц Горького, Ильинской, Новой и площади Горького, разработанного Архитектурным бюро «Этюд», интересующая нас городская усадьба впервые стала объектом искусствоведческой оценки.

Дома № 112 и 114 по ул. Ильинской были отнесены к элементам ценной историко-архитектурной среды (с рекомендованным режимом сохранения и реконструкции с элементами реставрации), остальные постройки усадьбы — к рядовой, фоновой исторической застройке. Тогда же была проведена фотофиксация всех зданий на территории усадьбы.

Таким образом, выделяются следующие периоды строительной истории (изменений и перестроек) Объекта:

1863 г. − утверждение проекта на постройку дома № 112 по ул. Ильинской (дом купчихи М.П. Карамзиной);

между 1863 и 1886 гг. – затянувшееся строительство (вчерне закончено не позднее 1874 г.) и отделка дома № 112 по ул. Ильинской (дом купчихи М.П. Карамзиной);

между 1899 и 1904 гг. – строительство дома № 114 по ул. Ильинской;

1904 − 1917 гг. — возведение каменной кузницы, двух деревянных флигелей и иных надворных построек на дворовой территории, а также комплекса ворот с двумя привратными помещениями по красной линии улицы;

1918 − 2010 гг. − постепенная деградация территории усадьбы;

2011 − 2013 гг. − снос всех надворных построек усадьбы.

В настоящее время сохранившиеся постройки усадьбы расселены и никак не используются, территория представляет собою пустырь.

 

Описание и историко-архитектурная характеристика объекта

Ансамбль городской усадьбы М.П. Карамзиной — А.К. Смирнова расположен в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород». Сохранившиеся постройки усадьбы, будучи возведены по красной линии, являются частью исторически сложившегося ансамбля улицы Ильинской. Это дом № 112, дом № 114 и комплекс ворот с привратными помещениями, который, хотя и не имеет собственного единого почтового номера, является отдельной, самостоятельной постройкой в структуре ансамбля.

Дом № 112 по ул. Ильинской

Дом № 112 прямоугольный в плане, кирпичный, одноэтажный с подвалом и мезонином на два лица, а также одноэтажной пристройкой со стороны заднего фасада, сооруженной из шлакоблоков. Основная часть мезонина − кирпичная, объем мезонина, обращенный к красной линии ул. Ильинской, − деревянный.

Один из боковых фасадов представляет собой глухую брандмауэрную стену, которая примыкает к соседнему дому № 110, другой (правый) боковой фасад частично открыт для обозрения, частично скрыт одной из привратных пристроек. Главный фасад (включая боковые стены обращенной к главному фасаду части мезонина) оштукатурен, боковой и дворовый фасады штукатурного покрытия не имеют. Все перекрытия, включая подвальные — плоские, деревянные.

Цокольный (подвальный) и первый этажи по главному фасаду имеют пять осей света. Выше, отделенный от первого этажа карнизом, по центру фасада расположен мезонин в три окна, венчаемый треугольным фронтоном.

Прямоугольные окна подвального этажа, расположенные на плоскости цоколя и выступающие над уровнем дневной поверхности примерно на половину своей высоты, какого-либо декоративного обрамления не имеют. Углы первого этажа обработаны филенчатыми пилястрами. Окна первого этажа обрамлены профилированными наличниками с развитыми сандриками. Каждый из сандриков имеет форму вытянутого прямоугольника с повторяющей его форму заглубленной филенкой и профилированной полочкой. По центру каждой филенки укреплена круглая розетка-медальон (в настоящее время полностью сохранилась только одна из пяти) с орнаментом в виде трех концентрических уменьшающихся кругов; центральный круг имеет по центру изображение шестиконечной звезды, остальные два несут по концентрическому ряду небольших прямоугольников. От пилястры к пилястре протянут неширокий подоконный карниз, пространство между ним и цоколем разбито серией соостных окнам выступов-раскреповок.

Ниже профилированного карниза, венчающего первый этаж, имеется фриз, образованный еще одной карнизной тягой и линией узких прямоугольных филенок. Над пилястрами филенки отсутствуют, в то время как тяга пересекает плоскость пилястры, намечая на линии фриза плоскость, играющую роль импровизированной капители.

Объем мезонина несколько сдвинут внутрь по отношению к плоскости фасада первого этажа, что объясняется разницей толщины между каменной и деревянной стенами. Окна мезонина предусмотренных проектом наличников в настоящее время не имеют (по всей видимости, они были утрачены при ремонтных работах в советский период). Плоскость мезонина завершается тонким венчающим карнизом с профилированными капителями, оставшимися от утраченных угловых пилястр. Фронтон треугольный, глухой (без слухового окна), также оштукатуренный.

Облик заднего и бокового (с четырехоконным кирпичным мезонином) фасадов утилитарный — они почти лишены декора, если не считать карнизов и тонких профилированных наличников оконных проемов.

В целом облик здания имеет весьма консервативные пропорции и детали, характерные для позднего этапа развития русского провинциального классицизма. Это касается и типологии (дом с мезонином, восходящий к образцовым проектам начала XIX в.), и общей композиции (противопоставление главного парадного фасада утилитарному решению дворовых, венчающий главный фасад треугольный фронтон), и пропорций (строгая симметрия, нечетное количество световых осей и т.п.), и использования соответствующих декоративных элементов (наличники с прямоугольными сандриками, фриз, пилястры и т. п.).

Лишь некоторые, едва заметные индикаторы в пропорциях и декоративном оформлении фасадов (например, появление не предусмотренных проектом медальонов на строгом прямоугольном сандрике наличников первого этажа) указывают на признаки наступления новой архитектурной эпохи – перехода от классицизма к эклектике.

Таким образом, дом № 112 по ул. Ильинской несет в своем художественном облике типичные черты ретроградного провинциального классицизма с незначительными маркерами перехода к приемам академической эклектики.

Объект является характерным образцом «дома с мезонином» — ныне стремительного исчезающего типа жилой постройки, развившегося в эпоху классицизма и чрезвычайно характерного для русского градостроительства на всем протяжении XIX в.

Интересующее нас здание имеет высокий уровень сохранности своего первоначального исторического облика и подлинных конструкций.

Соответственно, Объект является подлинным источником по истории нижегородской архитектуры и строительного мастерства третьей четверти XIXв.

Дом № 114 по ул. Ильинской

Дом № 114 прямоугольный в плане, двухэтажный, под четырехскатной кровлей, с небольшой двухэтажной пристройкой лестничной клетки к дворовому (заднему) фасаду. Материалы несущих стен: первый этаж — кирпичная кладка на известковом растворе, второй этаж — деревянный бревенчатый сруб. Ввиду того, что фасады здания оштукатурены, разница строительных материалов первого и второго этажей визуально не читается. Правый боковой фасад представляет собой глухую брандмауэрную кирпичную стену, левый боковой фасад частично открыт для обозрения, частично скрыт примыкающей к нему одноэтажной привратной пристройкой.

Главный фасад, обращенный к улице Ильинской, имеет шесть осей света и с правой стороны оборудован двухстворчатой входной дверью. Углы здания по уровню обоих этажей обработаны рустованными лопатками. Окна первого этажа, расположенные сразу же над обрезом цоколя, имеют неширокие профилированные наличники-рамки.

Первый и второй этажи разделены развитым междуэтажным карнизом с профилированной тягой и расположенным на ней поясом мелких сухариков. Под окнами второго этажа — еще одна профилированная тяга, также с поясом сухариков, еще более мелких. Промежуток между двумя этими карнизами занимает чередование прямоугольных филенок: соостные окнам более длинные филенки чередуются с более короткими, соостными межоконным простенкам.

Наличники окон второго этажа сложные – они образованы внутренней профилированной рамкой, обрамленной филенчатыми стойками и развитыми прямоугольными сандриками. Каждый сандрик имеет профилированную полочку, поддерживаемую парой начинающихся на уровне стоек сложных кронштейнов с филенками и выкружками. Под каждой полочкой расположен ряд мелких сухариков, идентичных по размеру сухарикам подоконного карниза.

Здание имеет сложный венчающий фриз, образованный чередованием сложных каннелированных лекальных кронштейнов, также соостных оконным проемам (по три штуки над каждым окном) и прямоугольных филенок. Над филенками, под самым выносом кровли, мы опять видим пояс некрупных сухариков, прерываемый в местах примыкания «несущими» этот вынос кронштейнами. Нижняя линия фриза организована тонкой профилированной тягой, измельченной внизу поясом обращенных вниз треугольничков-дентикул.

Левый боковой фасад в пять световых осей имеет декор, аналогичный главному. Декор заднего фасада представляет собой «облегченный вариант» главного — здесь отсутствуют филенки, кронштейны, окна второго этажа вообще лишены наличников.

По центральной оси заднего фасада расположен небольшой двухоконный мезонин, венчаемый треугольным фронтоном. Материалы стен — бревенчатый сруб — ничем не обшиты. Окна имеют резные деревянные наличники, состоящие из пары стоек, имитирующих точеные балясины, и украшенного орнаментом прямоугольного сандрика с полочкой и кронштейнами.

Из сказанного видно, что дом № 114 по ул. Ильинской несет в своем художественном облике типичные черты развитой академической эклектики.

Неизвестный архитектор заполнил плоскости главного и бокового фасадов деталями, свойственными классицизму, однако их расположение уже не следует строгим и лаконичным канонам прошлого. В этом смысле обращают на себя внимание рустованные лопатки, измельченные сухариками карнизы и филенчатые пояса, причудливые кронштейны и другие элементы, призванные максимально «уплотнить» композицию.

Следует также обратить внимание на отказ архитектора от строгой симметрии (боковое расположение парадного входа), нечетного количества световых осей и каких-либо элементов (напр., фронтона, портика или ризалита и т.п.), композиционно ограничивающих протяженность здания. Небезынтересно отметить, что во второстепенных, камерных деталях, рассчитанных на восприятие исключительно в привратном пространстве усадебной территории (обращенный на двор мезонин) проявляются некоторые черты народной архитектуры (по-видимому, здесь сыграли роль традиционные навыки участников возводившей дом строительной артели).

В типологическом плане здание представляет собою характерный для данной части города образец небольшого доходного дома. Здание имеет высокий уровень сохранности своего первоначального исторического облика.

Соответственно, Объект является подлинным источником по истории нижегородской архитектуры и строительного мастерства рубежа XIX – XХ вв.

Ворота с привратными помещениями

Эта часть усадебного комплекса представляет собою две расположенные по красной линии улицы Ильинской симметричные пристройки — одна примыкает к левому боковому фасаду дома № 112 (имеет самостоятельный почтовый номер 112 литера «А»), другая — к правому боковому фасаду дома № 114 (самостоятельного почтового номера не имеет).

Пристройки, возведенные из «бетонных камней» (шлакоблоков), соединены между собою железобетонной (имеющей в основе металлический рельс) перемычкой ворот. Во время написания исторической справки данный элемент был перепилен неизвестными лицами, что привело к появлению деформационных трещин на левой пристройке — очевидно, что перемычка играла роль несущей конструкции для обеих частей данного сооружения.

Каждое из привратных помещений имеет по паре окон и слабораскрепованные лопатки по углам, завершающиеся выше уровня кровли кирпичными декоративными тумбами (ныне частично разрушенными). Лопатки несут плохо сохранившиеся остатки импровизированных полукруглых «висячих капителей» в стиле модерн (так называемые «уши»).

Конструктивные особенности данной постройки маркируют переход нижегородских архитекторов и застройщиков к использованию новых материалов и конструкций в предреволюционной период. Облик постройки несет определенные черты модерна, однако высокая степень разрушения декора и отсутствие проектных чертежей не позволяют составить полного представления о первоначальной композиции этого небольшого здания.

Постройка является источником по истории развития строительных технологий в предреволюционные годы начала XX в., однако самостоятельной художественно-эстетической ценностью, по нашему мнению, не обладает.

Историко-культурная ценность объекта

Историческая записка подготовлена по результатам изучения ранее выполненной научно-проектной документации, натурного (визуального) обследования, историко-библиографических и архивных исследований и основано на нормах и принципах Федерального закона от 25 июня 2002 года 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Изученные материалы и проведенные исследования обладают необходимой полнотой и достаточной информативностью для вынесения решения об историко-культурной значимости Объекта.

Интересующий нас Объект представляет собой комплекс городской усадьбы второй половины XIX – начала XX вв., которая не является изолированным ансамблем, но территориально и визуально включена в контекст исторической застройки квартала, улицы, района и города.

Она является частью историко-градостроительной среды и вместе с другими зданиями формирует ее своим присутствием. В связи с этим при определении общего уровня историко-культурной значимости Объекта учитывались как его самостоятельная (независимая от окружающего градостроительного контекста) значимость, так и его значимость в контексте близлежащей исторической застройки, а также в контексте ансамбля ул. Ильинской в целом.

Самостоятельная историко-культурная значимость Объекта

Ансамбль городской усадьбы М.П. Карамзиной — А.К. Смирнова, состоящий из домов 112 и 114 по ул. Ильинская в г. Нижнем Новгороде, является подлинным источником по истории нижегородской архитектуры, градостроительства и строительного мастерства третьей четверти XIX в., имеющим высокий уровень сохранности своего первоначального облика и подлинных конструкций составляющих его зданий.

Стилистика усадебного комплекса отражает типичные черты важнейшего переходного периода в истории русской архитектуры XIX в. − эпохи перехода позднего классицизма в эклектику. И если облик одного из зданий фиксирует самое начало данной трансформации, то композиция второго являет уже итог этого процесса. Дом купчихи М.П. Карамзиной (Ильинская, 112), построенный по проекту 1863 г., имеет стилистические черты «запоздавшего» провинциального классицизма с легкой тенью нарождающейся академической эклектики. Датировка этого здания подтверждает известное наблюдение о некотором стилистическом отставании провинциального зодчества на фоне столичных веяний, особенно в части жилищного строительства. Дом № 114, построенный новым хозяином усадьбы − «торгующим крестьянином» К.И. Смирновым − в период между 1899 и 1904 гг., представляет собой конечную точку упомянутого стилистического вектора — это уже типичная академическая эклектика, творчески переосмыслившая классицистическое наследие в условиях стилистического плюрализма.

Говоря о комплексе ворот с привратными помещениями, следует отметить, что они не представляют самостоятельной художественной ценности, хотя и участвуют в восприятии усадебного комплекса с красной линии, создавая ощущение его единства как обособленного градостроительного элемента в структуре улицы.

С точки зрения типологии особый интерес представляет дом № 112, являющий собой «канонический» образчик распространенного в русской архитектуре эпохи классицизма и эклектики «дома с мезонином». Следует обратить внимание, что этот тип здания, повторенный в бесчисленном количестве объемных композиционных и стилистических вариаций, до недавнего времени участвовал в формировании практически каждой исторической улицы Нижнего Новгорода.

Однако массовый снос исторической застройки во второй половине 2000 — начале 2010-х гг. привел к исчезновению подавляющего числа этого рода объектов (в качестве примера можно привести уничтожение в марте 2013 г. двухэтажного полукаменного с мезонином здания в рассматриваемом квартале, по адресу ул. Горького,72). Таким образом, в настоящее время каждый такой дом приобретает особую значимость в качестве элемента традиционной для города историко-градостроительной среды.

Дом № 114 представляет собою характерный для данной улицы и пока еще весьма распространенный здесь тип небольшого доходного дома.

В целом Объект является характерным примером городской усадьбы второй половины XIX – начала XX вв., принадлежащей семье среднего уровня достатка, и отразившим в своей структуре переход от усадебного к брандмауэрному типу застройки.

Таким образом, Объект имеет самостоятельную историко-художественную значимость с точки зрения истории эволюции стилей и типологии застройки Нижнего Новгорода во второй половине XIX — начала XX в.

Историко-культурная значимость Объекта в градостроительном контексте близлежащей исторической застройки

На градостроительном микроуровне Объект, примыкая к дому № 110, является частью фрагмента исторической застройки квартала в границах ул. Ильинская, Горького, Новая, пл. Горького, выходящего на красную линию ул. Ильинской.  Несмотря на то, что в данном квартале, вследствие сноса 2012 − 2013 гг. историческая застройка в значительной степени утрачена, означенный фрагмент представляет собой целостную градостроительную цитату, объединенную масштабом и определенным стилистическим единством составляющих ее зданий.

Так, соседний двухэтажный дом № 110 (дом П.М. Спиридонова), построенный в третьей четверти XIX в. и являющий яркие черты перехода от классицизма к академической эклектике, представляет в своем художественном облике ту же историко-архитектурную эпоху, что и интересующий нас Объект.

В градостроительном плане данный фрагмент исторической застройки отражает эпоху перехода от усадебного к брандмауэрному типу планировки и организации красной линии.

Следует отдельно отметить, что в связи с массовым сносом объектов историко-градостроительной среды XIX – начала ХХ вв. в данном квартале историко-культурная значимость этой небольшой группы исторических зданий в последнее время еще более возрастает.

Представляется, что в случае разрушения данных построек участок улицы Ильинской, на которой они расположены, в значительной степени утратит свое значение в качестве фрагмента Старого Нижнего. В то же время их сохранение, даже на фоне помещения в контекст новой застройки (при условии ее соразмерности и сомасштабности), способно поддержать существующий историко-градостроительный баланс красной линии ул. Ильинской, особенно учитывая сохранность исторической застройки на противоположной стороне улицы.

Таким образом, Объект представляет историко-художественную ценность и в контексте рассмотренного фрагмента исторической среды, являясь ее неотъемлемым элементом. Его утрата во многом обесценит качество еще сохраняющейся на территории квартала историко-градостроительной среды.

Значимость в контексте ансамбля ул. Ильинской

На настоящий момент улица Ильинская является одной из крупных магистралей исторического центра Нижнего Новгорода, в наибольшей степени сохранивших свой историко-градостроительный облик, который отражает ее архитектурное и градостроительное развитие на протяжении нескольких веков[1]. Несмотря на стилистическое и типологическое разнообразие, застройка здесь обладает рядом устойчивых градостроительных характеристик, позволяющих говорить о наличии исторически сложившегося ансамбля.

К определяющим градостроительным особенностям ансамбля ул. Ильинской следует отнести:

а) наличие безусловной композиционной и высотной доминанты — колокольни Вознесенской церкви, организующей градостроительное пространство по принципу соподчинения главного и второстепенного;

б) согласованность архитектурных объемов, единство ритма и масштаба основного фона застройки на протяжении всей улицы, образуемое неконтрастным высотным разнообразием (один-два, реже три этажа) и сочетанием усадебной и брандмауэрной планировки с некоторым преобладанием первой[2];

в) преобладание академической эклектики на фоне общего стилистического и временного разнообразия объектов исторической застройки;

г) тесную связь с историческим рельефом − «ступенчатый» характер застройки, обусловленный ниспадающим рельефом и соответствующими масштабными характеристиками большинства зданий[3];

д) тесную связь с историческим ландшафтом — на значительном протяжении глубинная перспектива улицы раскрыта на заволжские дали.

Из сказанного выше видно, что постройки интересующей нас усадьбы являются типичными элементами местного градостроительного контекста, вместе с другими зданиями, формирующими исторически сложившуюся композицию улицы.

По своей высоте, протяженности фасадов и взаимодействию с другими объектами эти здания поддерживают существующий ритм и масштаб застройки. Вместе с соседними зданиями (домами № 110, 126, а также застройкой противоположной стороны улицы) они участвуют в ступенчатом расположении застройки на рельефе. Наконец, по своему архитектурному облику они являются частью доминирующего на красных линиях стилистического направления.

Говоря об историко-типологической значимости отдельного элемента интересующего нас усадебного комплекса – «дома с мезонином» купчихи Кармазиной, следует отметить, что в этом качестве он может быть соотнесен с другими постройками улицы Ильинской, например, с домами № 49 (дом наследников купцов Ложкаревых) и № 55 (а до некоторой степени — и с домами № 68, 74 и 98), представляющими собою другие варианты эволюции того же архетипа здания в структуре исторически сложившегося ансамбля улицы.

В итоге, Объект является заметным элементом исторически сложившегося ансамбля улицы Ильинской в Нижнем Новгороде. Его утрата, несомненно, приведет к дальнейшей эрозии этой сложной и многоэлементной архитектурной композиции.

Выводы

Таким образом, Объект – «Ансамбль городской усадьбы М.П. Карамзиной — А.К. Смирнова», расположенный по адресу: Нижний Новгород, ул. Ильинская, 112-114, − обладает признаками объекта культурного наследия. Вид – памятник. Общая видовая (типологическая) принадлежность Объекта – памятник архитектуры. Рекомендуемая категория историко-культурного значения Объекта – объект культурного наследия регионального значения. Рекомендуемое наименование Объекта − «Ансамбль городской усадьбы М.П. Карамзиной — А.К. Смирнова», вторая половина XIX – начало XX вв.

К особенностям Объекта, подлежащим обязательному сохранению (предмет охраны), относятся:

  • объемно-пространственная композиция домов № 112 и 114 по ул. Ильинской, включая форму кровель;
  • композиция и декоративные элементы главного (уличного) фасада дома № 112 по ул. Ильинскойя, композиция и декоративные элементы главного (уличного) и левого бокового фасадов, а также резные наличники дворового мезонина дома № 114 по ул. Ильинской;
  • подлинные конструкции несущих наружных стен (оштукатуренная кладка из красного кирпича на известковом растворе, бревенчатый сруб) домов № 112 и 114 по ул. Ильинской;
  • первоначальные габариты проемов главного фасада дома № 112 по ул. Ильинской, первоначальные габариты проемов главного и бокового фасадов дома № 114 по ул. Ильинской.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Использованные источники:

  1. ЦАНО. Ф30. Оп.36. Д.610.
  2. ЦАНО. Ф30. Оп.36. Д. 720.
  3. ЦАНО. Ф27. Оп.638 Д. 3891, лл. 74-75.
  4. ЦАНО. Ф30. Оп. 35. Д.3043, лл. 117-118.
  5. Генеральный план Нижнего Новгорода, 1848 – 1853гг. Восстановлен и издан ВГЦ МАГП, 1992г.
  6. Главное управление городского архитектора города Нижнего Новгорода. Папка с чертежами Нижнего Новгорода. План города Нижнего Новгорода 1882 г.

 Использованная научно-проектная документация, документы органов государственной власти и местного самоуправления:

  1. Широков В.А., Вандышев Е.Н. Историко-архитектурный анализ застройки квартала в границах улиц Горького, Ильинской и площади Горького. Архитектурное бюро «Этюд». Нижний Новгород, 30 марта 1998 г.
  2. Заключение Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области по историко-архитектурному анализу, историко-архитектурному опорному плану квартала в границах улиц Горького, Ильинской, Новой, пл. Горького в Нижнем Новгороде от 25 мая 1999 г., №29, исх. 02-08/487.

Использованная литература:

  1. Бубнов Ю. Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIX – начала XX века. Нижний Новгород, 1991.
  2. Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени // Полное собрание сочинений с его биографиею и примечаниями в 3-х томах. Том 3. М. 1902. С. 278-290.
  3. Зеленова С. В. Формирование системы критериев оценки историко-архитектурного наследия России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». Научный руководитель: кандидат технических наук профессор Т.П. Виноградова. Нижний Новгород, 2009.
  4. Ожегов С. С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII – XIX веках. М. Стройиздат. 1987.

[1] Судя по данным археологии, застройка на месте современной ул. Ильинской возникла не позднее XIV в. К XVII в. стала главной улицей Започаинья и расположенной здесь Ямской слободы. Современное название получила от церкви пророка Илии, известной с начала XVI в. (нынешнее здание 1655 г. с позднейшими перестройками). Приобрела регулярную планировку и современное направление в следствие реализации серии генеральных планов Н. Новгорода конца XVIII – начала XX вв.  Вплоть до конца XVIII в. улица заканчивалась в месте современного пересечения с Малой Покровской (маркирующей внешнюю линию средневековых городских укреплений). Однако в 1784-1787 г. в процессе генерального размежевания за бывшую черту города были вынесены ямские дворы. В результате, как продолжение древней Ильинской улицы за границами «градской земли» возникла улица Малая Ямская, на территории которой и возник интересующий нас Объект. В советское время обе улицы, являвшиеся двумя исторически сложившимися частями единой магистрали, были объединены общим названием «Краснофлотская». После 1991 г. улице на всем ее протяжении возвращено историческое наименование «Ильинская». Улица Ильинская и примыкающие к ней переулки насыщены исторической застройкой XVII – XX вв. с преобладанием зданий периода сер. XIX – нач. XX столетий. В стилистике расположенных здесь построек представлены традиционные формы древнерусского зодчества, классицизм, различные виды эклектики и ретроспективизма, модерн и другие стилистические направления отечественной архитектуры. В этом смысле Ильинская является своеобразным воплощением градостроительного идеала эпохи зарождения русской эклектики, сформулированного Н.В. Гоголем в работе «Об архитектуре нынешнего времени»: «Я думал, что весьма не мешало бы иметь в городе одну такую улицу, которая бы вмещала в себе архитектурную летопись <…>. Эта улица сделалась бы тогда в некотором отношении историею развития вкуса, и кто ленив перевертывать толстые томы, тому бы стоило только пройти по ней, чтобы узнать все».

[2]   В некоторых местах этот ритм сбит отдельными несомасштабными зданиями, такими, как корпус Строительного института, но эти диссонанты ввиду их фрагментарности не приводят к распаду композиции или ее существенной деформации при восприятии застройки с большинства ответственных видовых точек.

[3]   В отдельных местах этот вид организации градостроительного пространства также сбит диссонирующими объектами, но в целом тенденция остается главенствующей на всем протяжении магистрали.

фото

Улица Ильинская, дом № 112

фото

Улица Ильинская, дом № 114

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции