Давыдов А.И. Дом Чегодаева в Нижнем Новгороде. Историко-культурная характеристика

18 октября, 2021

Среди нижегородских объектов культурного наследия, практически уничтоженных летом 2021 года при т.н. реставрации в условиях режима чрезвычайной ситуации, оказался и дом А.П. Чегодаева, расположенный на углу улиц Семашко (бывш. Мартыновская) и Ульянова (бывш. Тихоновская). Приводимая ниже справка об этом памятнике основана на материалах историко-культурного опорного плана, разработанного ранее Научно-исследовательским предприятием «Этнос». Она призвана сделать сведения об указанном объекте доступными широкому кругу читателей, поскольку иллюстрированный каталог нижегородских памятников регионального значения[1], где также говорится о нем, выпущен довольно ограниченным тиражом.

***

 Территория, где находится интересующий нас объект (восточная часть квартала в границах улиц Нестерова – Ковалихинской – Семашко – Ульянова) исторически находилась на границе средневекового Нижнего Новгорода. Здесь проходила линия дерево-земляных укреплений Большого острога, возведенных в начале XVI века[2]. К сожалению, из-за того, что специальные археологические исследования не проводились, локализация их направления и местонахождения достаточно условные.

Регулярная планировочная структура этой части расширяющегося губернского центра была предусмотрена первым проектным планом Нижнего Новгорода 1770 года[3], составленным архитектором А. Квасовым и утвержденным Екатериной II[4]. В соответствии с ним территория между бровкой волжского откоса и протяженным Ковалихинским оврагом была разбита на кварталы геометрически правильной конфигурации (без учета дугообразной линии Большого острога).

Однако, как следует из проектно-фиксационного плана 1799 года[5], этот, один из окраинных районов, продолжал тогда оставаться малоосвоенным. Застройка здесь, частично выходившая в Ковалихинский овраг, была редкой. Прежде всего, строениями угловых усадеб фиксировалось пересечение прокладываемых будущих улиц Тихоновской и Мартыновской. В частности, на исследуемом месте (ул. Семашко, 15/39) находилось небольшое одноэтажное строение. Собственник его не установлен.

Следует обратить внимание, что Н.Ф. Филатов в своем справочнике, посвященном нижегородской архитектуре, перепутав угловые участки, вместо истории домовладения № 15/39, описал проект, связанный с усадьбой, в которой родился писатель П.И. Мельников-Печерский, тогда принадлежавшей В. Ключареву (современное домовладение № 16/42)[6].

На самом деле, в середине XIX века здесь располагалась городская усадьба помещика Васильского уезда Александра Петровича Чегодаева, относившегося к княжескому роду татарского происхождения, приобретенная им в 1847 году. Усадьба простиралась вдоль Мартыновской (тогда Большой Больничной) улицы вплоть до северной границы Ковалихинской площади.

В 1850 году помощником городового архитектора Н.А. Фрелихом для А.П. Чегодаева был выполнен проект на постройку одноэтажного деревянного на каменном цоколе углового здания, которое названо флигелем[7]. Главный усадебный дом располагался ниже по Мартыновской улице[8] (ныне перестроенное деревянное здание по адресу: ул. Семашко, 17).

19 июня 1850 года проект флигеля был одобрен Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссией. Он представлял собой прямоугольное в плане бревенчатое здание, обшитое тесом, имеющее двускатную крышу, образующую треугольные фронтоны над северным, выходящим на Тихоновскую улицу пятиоконным фасадом, и южным дворовым. Центральная часть вытянутого по Мартыновской улице и более представительного восточного фасада в семь световых осей, над которым предполагался аттик, выделена плоским трехоконным ризалитом. Все окна прямоугольные, обрамлены простыми дощатыми наличниками с архивольтами. Архивольты ризалита восточного фасада дополнены рустовкой в виде ряда сегментов, имитирующих арочную кладку. На проектных чертежах тимпаны архивольтов заполнены декоративными элементами – «сияниями». Остаётся неизвестным, были ли они выполнены в натуре. То же самое относится и к аттику.  Расположенный по низу окон выступающий пояс из деревянных рамок призван имитировать подоконные ниши. Выше окон фасады декорированы накладным фризовым поясом. Входные тамбуры пристроены с боков к уличным фасадам.

Проектирование флигеля для городской усадьбы А.П. Чегодаева приходится на начальный этап перехода от классицизма к эклектике. Исследовательница нижегородской архитектуры Е.Е. Грачева отмечает, что «выполненные в дереве, постройки этого периода полностью копировали эстетику каменных сооружений классицизма»[9]. Вместе с тем, известный архитектор-реставратор С.Л. Агафонов, характеризуя жилые дома Нижнего Новгорода середины XIX века при сравнении их с главным усадебным домом в пушкинском Болдине, указывал на следующее: «Все они, в том числе дом Чегодаева… построены в духе классицизма, как большинство нижегородских деревянных и каменных домов этих лет. Однако период угасания стиля вполне очевидно проявился в деталях этих зданий – профилировка их значительно больше измельчена, отличается усложненными сочетаниями кривых линий, часто неопределенной геометрической формы. Сопряжения кривых линий с прямыми далеко отходит от классических образцов и коренным образом отличается от чистоты профилей Болдинского дома»[10]. Продолжая эту мысль, Е.Е. Грачева пишет: «В композиционном строе, формах и деталях фасадов дома [А.П. Чегодаева], в том числе утраченных или нереализованных… наблюдается эволюция эклектики от раннего периода к зрелому, характеризующемуся более богатым декоративным убранством»[11].

Как выстроенное, угловое здание показано на фиксационном плане города 1848-1853 годов (лист съемки 1852-1853 годов)[12].

Во второй половине XIX века усадьба А.П. Чегодаева была продана. Судя по окладной книге 1871 года, ее владелицей являлась Наталья Александровна Ленивцева[13]. В дальнейшем угловой дом перешел Николаю Федоровичу и Зинаиде Дмитриевне Киршбаум.  В 1884 году он числился под № 37 по Тихоновской улице[14]. Этот же номер сохранялся за домом и в начале ХХ века[15]. Еще два жилых дома, входивших в обширную усадьбу Киршбаумов, достигавшую Ковалихинской площади, значились под №№ 13 и 15 по Мартыновской улице[16]. К настоящему времени нумерация изменилась: угловой дом, построенный А.П. Чегодаевым, имеет № 15/39 по улице Семашко, а два других, соответственно, числятся под №№ 17 и 19. В последнем открыт музей писателя А.М. Горького.

Интересно также отметить, что в усадьбе Киршбаумов в доме № 13 по Мартыновской улице (современный № 17) в 1901 году размещался губернский пробирер – чиновник, осуществлявший контроль за качеством изделий из драгоценных металлов, определявший их пробу. Тогда им являлся горный инженер Андрей Иванович Андрющенко[17], известный как автор пособия по ювелирному делу.

 О каких-либо существенных перестройках рассматриваемого нами объекта в дореволюционное время нам неизвестно. В 1910 году, когда был поднят вопрос о приобретении домовладения Киршбаумов городскими властями, судя по отчету архитектора Л.Д. Агафонова, угловой дом требовал ремонта[18]. Однако, покупка не состоялась.

В 1918 году произошла национализация (муниципализация) частного недвижимого имущества советскими властями. При этом бывший дом А.П. Чегодаева сохранил свою жилую функцию. Решением исполкома Горьковского областного Совета народных депутатов от 3 ноября 1983 года  № 559 он был поставлен на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры областного (ныне регионального) значения.

В 2015 году, оказавшись расселенным, здание сильно пострадало от пожара. Проведенная в 2016 году консервация не спасла памятник. Оставаясь бесхозным, он продолжал разрушаться.

В 2020 году ООО «ИГИТ» был разработан проект реставрации дома А.П. Чегодаева, прошедший государственную историко-культурную экспертизу. В акте ГИКЭ[19] было отмечено, что согласно проектной документации «на объекте сохранилось значительное количество подлинных венцов сруба, находящихся в удовлетворительном состоянии. Состояние нижних и верхних венцов – неудовлетворительное. Проектом предусмотрена замена сгнивших венцов новыми с подбором брёвен по старым образцам. Предусмотрена рубка топором (калибровка брёвен не допускается) из круглого неподсоченного леса хвойных пород. Диаметр новых брёвен должен соответствовать сохранившимся образцам. Нижние и верхние венцы существующего сруба подлежат замене».

Однако, вместо осуществления реставрации по указанному проекту, на данном объекте культурного наследия в ноябре 2020 года был введен режим чрезвычайной ситуации, позволивший ООО «Возрождение» заключить государственный контракт «на противоаварийные работы, предусматривающие разборку аварийных конструкций». На самом деле это вылилось в снос бревенчатой части объекта и возведение на старом цоколе нового здания из бруса (макета прежнего), что и было зафиксировано представителями общественности в июле 2021 года. Несмотря на очевидное уничтожение памятника, являвшегося подлинным источником сведений о тенденциях в гражданской архитектуре середины XIX века, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области не нашло в этом нарушений законодательства и отказалось обсуждать этот вопрос с общественностью. Тем самым региональный орган, призванный осуществлять охрану культурного наследия, продемонстрировал полное нежелание отстаивать принципы научной реставрации и показал неспособность исполнять свои прямые функции.

фото

фотоПроект усадебного флигеля князя А.П. Чегодаева, 1850 г. (ЦАНО)

фотоОбщий вид дома А.П. Чегодаева до пожара. Фото И.С. Агафоновой. Апрель 2005 г.

 

фотоДом А.П. Чегодаева после пожара. Фото А.И. Давыдова. Август 2015 г.

 

фотоВозводимое из бруса здание на месте дома А.П. Чегодаева. Фото А.И. Давыдова. Июль 2021 г.

 

Публикуется впервые


[1] Нижний Новгород. Иллюстрированный каталог памятников истории и культуры регионального значения. Кн. 3. Ч. 3. – Н. Новгород, 2020.

[2] Бондаренко И.А., Шумилкин С.М. Исторический путь развития Нижнего Новгорода // Архитектурное наследство. Вып. 35. – М., 1988. С. 6.

[3] РГИА. Ф.1293. Оп.168. Нижегородская губ. Д.7а.

[4] Агафонов С.Л. Горький, Балахна, Макарьев. – Горький, 1987. С. 52.

[5] НГИАМЗ. Шифр ГОМ 3571.

[6] Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала ХХ в. – Н. Новгород, 1994. С. 186.

[7] ЦАНО. Ф.30. Оп.37. Д.3317.

[8] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 37. Д. 3316.

[9]Грачева Е.Е. Деревянные дома Нижнего. Архитектура деревянных и каменно-деревянных  жилых домов Нижнего Новгорода XIX – начала ХХ вв. – Н. Новгород, 2015. С. 42.

[10] Агафонов С. Л. Пушкинская усадьба в Болдине // Памятники культуры. Новые открытия.  Ежегодник. 1985. – М.,1987. С. 457.

[11] Грачева Е.Е. Указ. соч. С. 42.

[12]            План губернского города Нижнего Новгорода Нижегородской губернии. Восстановлен и издан Верхневолжским территориальным геодезическим центром МАГП. – Н. Новгород, 1992.

[13]ЦАНО. – Ф.30. – Оп.35. – Д.316. – Л.161-162.

[14]Список домов г. Нижнего Новгорода с показанием части, квартала, улицы и №№. – Н. Новгород, 1884.  С. 61.

[15] Нижегородский край. Адресная и справочная книга г. Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии. 1901 г. – Н. Новгород, 1901. С. 74.

[16] Там же. С. 61.

[17] Там же. С. 107.

[18] ЦАНО.  Ф.30.  Оп.35-а. Д.9522. Л.3. 

[19] Архив УГО ОКН НО.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции