ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

19 сентября 2018 г. опубликованы материалы: опись ГАНО, г. Арзамас. Ф. 61 "Рождественская церковь г. Арзамаса Нижегородской губернии". Оп. 2; Балахнинские частушки. Часть XIX.


   Главная страница  /  Рассылка новостей  /  Архив рассылок

 Архив рассылок

Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г. (17.06 Kb)

Мы рождены, чтоб форму сделать былью.

Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".

Лиса встречается с зайцем, а человек - с формой. Очередной выпуск материалов сайта посвящен форме.

Форма - это и одежда, которая оформляет не только тело, но и быт, и настроение. В рубрике "Народная одежда" Этнологического музея - статья Лады Калининой "Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс". Часть 1.

На юго-западе Нижегородской области ещё полвека назад бытовали два типа старинной русской одежды: наряды («сряда», «обряда») с понёвой и с косоклинным сарафаном. Об этом свидетельствуют сохранившиеся костюмы Вознесенского района и рассказы местных жителей. (...) Понёвный комплекс Вознесенского района – это наиболее древний тип русской женской одежды в Нижегородской области, так как вообще «его принято считать наиболее древним у восточных славян. Учёные предполагают, что его основные части – рубаха, понёва, кичкообразный головной убор – уже были составляющими женского костюма в период формирования древнерусской народности, то есть в VI – VII веках» (2; с. 6).

Форма может копировать другую форму. Новые документы в рубрике "Местные органы цензуры": Циркуляр Уралоблита «О закрытии производства статуэтки председателя СНК СССР А.И. Рыкова и изъятии всех ее экземпляров из продажи» (1927, 23 мая), Циркуляр Уралоблита «Об имеющих место в ряде округов Уральской области злоупотреблениях со стороны авторов музыкальных произведений» (1929, 9 января).

В Уралоблит доставлен образец статуетки Предсовнаркома СССР тов. Рыкова, разрешенной к производству и распространению Кунгурским Окрлитом за № 664. Данная статуетка не только не имеет ни малейшего портретного сходства с А.И. Рыковым, но и сделана крайне грубо и неряшливо.
Подобные антихудожественные и искажающие в массах представления о вождях революции изображения не могут быть допускаемые. Напоминается что без предварительного разрешения Уралоблита на производство или распространение этих изображений не разрешается. Ставя на вид Кунгурскому Окринспектору печати и зрелищ за разрешение указанной статуетки Уралоблит предлагает немедленно закрыть производство этих бюстов и изъять из продажи выпущенные экземпляры.

Определенная форма текста называется "отчет". Отчет ПУРа за период с XIII по XIV партсъезд размещен в Библиотеке из книги "К XIV съезду РКП (б)".

На ряду с развитием и укреплением терсистемы, истекший период был также периодом строительства национальных частей.
Несмотря на то, что национальные части являются наиболее молодыми войсковыми соединениями Красной армии, общие выводы о со стоянии армии относятся в одинаковой мере и к нац. формированиям. Система политвоспитания и партийной работы в нацчастях (как кадровых, так и территориальных) ничем, кроме учета особенностей данной национальности, от системы политвоспитания во всей армии не отличается.
ПУР чрезвычайно внимательно относится к нацчастям, обеспечивая им материальную возможность проводить занятия на родном языке путем издания соответствующих пособий и организации дивизионных национальных красноармейских газет (к настоящему периоду имеются следующие газеты: татарская, армянская, тюркская, узбекская, грузинская и украинская, предположено издание газеты на белорусском языке).

Для каждой эпохи - своя форма. Методические рекомендации И.В. Нестерова "О датировке средневековых русских рукописей по признакам письма" опубликованы в подразделе "Археография".

           Определенную – хотя и сравнительно поздно проявляющуюся тенденцию можно отметить, наблюдая за эволюцией графики йотованной «А»  и Н (см.: График, л.л. В, Г-Д).

            У обеих букв устойчивый подъем среднего элемента заметен, начиная с рукописи 1283 г. и в следующих за ней. Для Н – это подъем перекладины выше середины[24]; для йотованной «А» разброс величин: до 1283 г. (в 11 – конце 13 вв.) – в пределах ½ - ¾ высоты буквы, в конце 13 – 14 вв. – в основном, в пределах ¾ - 1 высоты буквы. С начала 15 в. у обеих букв снижение уровня и стабилизация: для Н –½, для йотованной «А» - около ¾.
         Правда, в случае с Н сказанное касается в основном форм с перекладиной, идущей параллельно уровню строки. Формы, где перекладина с наклоном, в эту схему не укладываются, поскольку начинают встречаться сравнительно рано – уже с 12 века, и отличия от позднейшего периода только количественные. (...)
Анализ графических форм дает разделение 13/14 и 14/15 вв. по 4 признакам из рассматриваемых 5-ти. В более ранний период (11 – третья четверть 13 вв.) использование графики букв для целей определения дат рукописей (за исключением омеги) носит субъективный характер.
            Из рассмотренных – в отношении графики – букв наиболее информативна омега, дающая материал, достаточный для разграничения всех столетий периода 11 – 15 вв., кроме рубежа 12/13 вв. Менее пригодны для датировки Н и йотованная «А» (при помощи их хорошо выделяется временной отрезок конца 13 – 14 вв.), малоэффективно использование ять и N (возможно лишь начиная с середины 14 в.).
           Хорошим дополнением по датировке рукописей 15 – 17 вв. служат: ударения (оксия, вария); из знаков препинания: запятая – для рубежа 14/15 вв., пробелы – для рубежа 16/17 вв.
           Удалось с точностью приблизительно до 1 года установить границу резких изменений внутренней структуры русского письма начала 15 в. По нашему мнению, этой границей является 1410 г., отделяющий последующий период от предыдущего наличием сразу 9 признаков, из которых 3 – в алфавитно-буквенном составе, 4 – в графике, по 1 – в диакритических знаках и знаках препинания.
          То же самое, с несколько меньшей степенью вероятности, можно сказать о реформе начала 17 века. Два основных признака реформы – повторное исчезновение юса большого и появление пробелов – сошлись на дате: 1612 г.

Человек оформляет пространство вокруг себя - парками и автостоянками. Открылась новая рубрика "Сады и парки" в разделе "Текст пространства". Премьерный материал: А.И. Давыдов "Пушкинский сад в Нижнем Новгороде".

Толчком к выделению территории под разбивку Пушкинского сада в Нижнем Новгороде послужило предложение, высказанное на открытии памятника великому поэту в Москве в мае 1880 года – отмечать день рождения А.С. Пушкина посадками зеленых насаждений. В следующем 1881 году Нижегородская городская управа «вынесла решение об отводе незастроенной территории города «позади Вдовьего дома имени Бугровых и Блиновых» для разбивки сада имени А.С. Пушкина и о нанесении этого места на план города». (...)

Проектные предложения и задумки по превращению Пушкинского сада в литературно-поэтический парк, появлявшиеся в 1970-х – 1990-х годах, так и остались не реализованы. Вместе с тем, после придания саду статуса городского парка, были проведены ландшафтная таксация и подеревная инвентаризация зеленых насаждений, санитарная вырубка. Велись работы по благоустройству парка. В нем появились фонтан, скамейки, различные малые архитектурные формы, установлен памятный знак в честь ополченцев и т.п.

Угроза же саду им. А.С. Пушкина пришла со стороны другого учреждения культуры, носящего также имя великого поэта. Точнее, от чиновников, которые не нашли лучшего места для размещения нового здания Нижегородского театра оперы и балета, чем территория сада. По проекту, разработанному Головным проектным и научно-исследовательским институтом Российской академии наук (ГИПРОНИИ РАН) как раз к 210-летию А.С. Пушкина, огромное по своим размерам новое здание оперного театра далеко выходит за габариты бывшего Дома охотника и рыболова и «вторгается» на утвержденную территорию памятника.

Рассказ А. Платонова "Потомки солнца" размещен в разделе "Человек и текст".

        Он всегда думал, что вселенная строго ограничена, имеет пределы и концы, точную форму – и только потому имеет сопротивление, то есть реально существует.
        Сопротивление есть первый и важнейший признак реальности вещи.
        А сопротивляется только то, что имеет форму. Рассуждения о бесконечности есть именно рассуждение, а не факт.
        Вогулов нашел очертание, пределы вселенной и по этим известным крайним величинам нашел все средние неизвестные. Есть две крайние критические точки вселенной: свет как высшее напряжение вселенной, дальше света уже идет уничтожение вселенной, и черту света нельзя перейти, так как тут сопротивление вселенной безгранично – и вторая критическая точка – инфраэлектромагнитное поле, то есть подобие обыкновенного электромагнитного поля, но почти нулевого напряжения, с волною длиной в бесконечность и частотой периодов один в вечность.
       Между этими пределами заключены все остальные переходные формы: теплота, стремление материи к химическому равновесию структур, радиоактивность и др. И эти колебания от света к инфраэлектромагнитному полю очень, по сути, незначительны. Например, скорость эманации радия близка к скорости света, электрический ток тоже почти имеет ту же скорость. И природа, сокровенность света, инфраполя и всех переходных форм – одна и та же. (...)
    
      И никто не знал, что было сердце и страдание у инженера Вогулова.
Такое сердце и такая душа, каких не должно быть у человека. Он двадцати двух лет полюбил девушку, которая умерла через неделю после их знакомства.(...)
      И потом в нем случилась органическая катастрофа: сила любви, энергия сердца хлынула в мозг, расперла череп и образовала мозг невиданной, невозможной, неимоверной мощи.
     Но ничего не изменилось – только любовь стала мыслью, и мысль в ненависти и отчаянии истребляла тот мир, где невозможно то, что единственно нужно человеку, – душа другого человека…
    Вогулов размечет вселенную без страха и без жалости, а с болью о невозвратимом и утраченном, чем дышит человек и что нужно ему не через несметные времена, а сейчас. И Вогулов руками хотел сделать это невозможное сейчас.
  
   Только любящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет этого невозможного и сделает его возможным, какие бы пути ни вели к нему.

Привязанность к старой форме мешает увидеть новое содержание и определить его функции. Фрагменты книги Б. Асафьева "Музыкальная форма как процесс" представлены в рубрике "Интерпретация текста музыки".

...чтобы осознать произведение, люди инстинктивно сравнивают между собою «моменты» протекающей музыки и в памяти своей запечатлевают сходные и часто повторяющиеся комплексы созвучий. Эти созвучия мало-помалу фиксируются в сознании и становятся легко узнаваемыми, знакомыми, приятными. При слушании каждого нового сочинения люди сравнивают неизвестные комплексы звучаний с известными и производят отбор, резко отталкивая особенно непривычные сочетания. Повторное слушание, однако, постепенно вызывает узнавание в непривычном связи со знакомыми звукоэлементами. Исходя от окристаллизовавшихся в памяти, в силу развития слуховых навыков, звукоотношений, слух втягивается в поразившие его своей новизной созвучия и устанавливает большее или меньшее сходство их с прежними. (...) Степень предубеждения к новому, однако, тем самым не уменьшается у специалистов в сравнении с только любителями музыки. Нередко она даже повышается у них из-за неспособности проникнуть в чуждый и непривычный склад мышления: настолько властно в их сознании оседают и делают его инертным прочно усвоенные в музыкально-профессиональной практике привычные нормы и формулы звукосочетаний и перестановок. Одна последовательность неизбежно вызывает другую, и всякая неожиданность профессиональным слухом ощущается как резкое нарушение закономерности. (...)

... наблюдая форму как текучий и изменчивый процесс, направляемый извне действующими стимулами и силами и вместе с тем управляемый присущими музыкальному материалу свойствами формования. Свойства же эти в свою очередь отнюдь не принадлежат музыке, как механические, вне человеческого организующего сознания лежащие двигатели. Они образовались в эволюции восприятия текучего музыкального материала и обусловлены восприятием. В этом смысле есть глубокая разница между звуком как явлением физическим и звуком как явлением музыкальным.

Мама дорогая, дорогая мама!... Ну почему так получается, что человек стремится оформить всё вокруг, взорвать вселенную, построить автостоянку и оперный театр в парке, создать национальные воинские формирования, сшить сарафаны, изменить письменность до неузнавания, почему он занимается всеми этими и другими всевозможными формами, а не самим собой?! Может быть, человек - музыка? Тогда его свойства сформировались в эволюции восприятия текучего человеческого материала и обусловлены восприятием. В этом смысле есть глубокая разница между человеком как явлением физическим и человеком как явлением музыкальным.

Воспринимайте форму, господа, воспринимайте форму... Чтобы воспринимать содержание, нужно им быть.

Михаил Зеленов.

22 мая 2009 г.


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 17.06 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Места отпуска на сайте с 6 по 11 августа 2011 г.
Кадры на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 августа 2011 г.
Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г.
Провинциальные древности и актуальные вечности на сайте с 17 по 23 июля 2011 г.
Про стихи на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июля 2011
Люди и подобия на сайте "Открытый текст" с 7 по 12 июля 2011 г.
Расправа на сайте с 1 по 6 июля 2011 г.
Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г.
День рождения цензуры на сайте с 1 по 6 июня 2011 г.
Мнимоси и Юмор в обновлениях "Открытого текста" с 1 по 6 апреля 2011 г.
Женщины на сайте "Открытый текст" с 4 по 8 марта 2011 г.
Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г.
Мужчины в "Открытом тексте" с 20 по 24 февраля 2011 г.
Странники на страницах "Открытого текста" с 14 по 18 февраля 2011 г.
Материалы с 1 по 7 февраля 2011 г. Долгая пауза из рыбьей чешуи
Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита.
Обновления на сайте "Открытый текст" с 19 по 23 января 2011 г. Парадоксы объяснения и нежность восприятия
Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность
Обновления с 7 по 13 января. Как стать Домовым.
Обновления с 1 по 6 января 2011 г. Чудеса.
Обновление с 26 по 30 декабря 2010 г. Новогодние семейные сказки
Обновления с 20 по 24 декабря 2010 г. Разрыв с прошлым.
Обновление с 14 по 19 декабря 2010 г. Отчетный период
Обновление на сайте с 8 по 12 декабря 2010 г. Путешествие в 17 век
Обновление материалов сайта со 2 по 7 декабря 2010 г. Книжный рынок
Обновление на сайте с 26 ноября по 1 декабря 2010 г. Жизнь и смерть. Вечная тема.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные цензуре, за июнь 2010 г.
Обновления на сайте с 30 мая по 4 июня 2010. Весна-Лето.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные войне, за май 2010 г.
Материалы, посвященные апрельской Лениниане 2010 г.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные Дню Памятников (апрель) и Дню Музеев (май) в 2010 г.
Материалы сайта с 1 по 6 апреля 2010 г.
Обновления с 26 по 30 марта 2010 г. Другие Берега
Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г.
Материалы, размещенные с 20 по 24 февраля 2010 г.
Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г.
Обновления на сайте с 27 по 31 января 2010 г.
Обновления на сайте с 23 по 25 января 2010 г.
Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г.
Материалы сайта с 11 по 15 января 2010 г.
Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г.
Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г.
Обновления с 1 по 11 декабря 2009 г. Начало и Конец.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 октября 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г.
Новости обновлений с 13 по 18 сентября 2009 г.
Обновления сайта с 7 по 12 сентября 2009 г.
Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г.
Обновление на сайте с 25 по 30 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 18 по 23 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 6 по 11 августа 2009 г.
Материал, размещенный на сайте с 1 по 5 августа 2009 г.
Материалы, разещенные на сайте с 25 по 29 июля 2009 г.
Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 5 по 11 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 июля 2009 г.
Материалы, размещенные с 24 по 30 июня 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 19 по 24 июня 2009 г.
Материалы, размещенные с 13 по 17 июня 2009 г.
Обновления с 7 по 11 июня 2009 г.
Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 мая 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 мая 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 мая 2009 г.
Материалы сайта с 6 по 11 мая 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 6 мая 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 12 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 1 по 5 апреля 2009 г.
Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по23 марта 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 марта 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 11 марта 2009 г.
Новости сайта с 25 февраля по 5 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г.
Новости сайта с 13 по 18 февраля 2009 г.
Новости с 6 по 11 февраля 2009 г.
Новости обнолений с 25 января по 5 февраля 2009 г.
Материалы с 18 по 23 января 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 17 января 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г.
Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г.
Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г.
Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г.
Новости обновления материалов сайта с 19 по 29 ноября 2008 г.
Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г.
Материалы сайта с 1 по 5 ноября 2008 г.
Материалы обновления сайта с 24 по 29 октября 2008 г.
Материалы с 19 по 23 октября 2008 г.
Новости обновлений с 12 по 17 октября 2008 г.
Материалы сайта с 7 по 11 октября 2008 г.
Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г.
Новости обнолений с 19 по 24 сентября 2008 г.
Новости обновлений материала с 13 по 17 сентября 2008 г.
Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г.
новости сайта с 1 по 5 сентября 2008 г.

2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100