ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

19 сентября 2018 г. опубликованы материалы: опись ГАНО, г. Арзамас. Ф. 61 "Рождественская церковь г. Арзамаса Нижегородской губернии". Оп. 2; Балахнинские частушки. Часть XIX.


   Главная страница  /  Рассылка новостей  /  Архив рассылок

 Архив рассылок

Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г. (16.02 Kb)

Когда падает тихий снег, когда свет лежит под ногами и светлая, почти прозрачная тень падает перед тобой, как напоминание о предстоящем, когда чистота тишины почти абсолютна, то мое божество не может сказать, что такое время, зачем оно нужно и что такое Новый год.

Поскольку редколлегия сайта с радосстью участвует в любом веселом абсурде, будь то раскопки XIV века, будь то сольные концерты, поездки за фольклором за 400 км от шума городского, или же ворожба бумаг в читальном зале архива, то та же редколлегия в полном составе и со всем населением наравне встречает Новый год, хотя абсурднее этого праздника придумать трудно, так как... отвечу чуть позже...

Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".

Абсурдно, так как относительность Нового года признается давно. Размещен текст брошюры О.Р.Бородина "Человек и время (возникновение современной хронологии)" в подразделе "Хронология".

В истории цивилизации взаимоотношения человека и времени породили три проблемы: мировоззренческую (как осознавать время?), утилитарную (как им пользоваться?) и техническую (как его измерить?). Поэтому понимание, исчисление и измерение составляют три основные сферы контактов людей и времени. (...) Мифологическому сознанию соответствует мифологическое время. (...)
Что же означает образ Кроноса — пожирателя собственных детей? Неумолимое время порождает из себя частицы себя самого: годы, месяцы, дни. В нем же они исчезают бесследно: время поглощает свои порождения. В мифе время и его частицы очеловечены, антропоморфны, отсюда ужасающий образ бога-пожирателя собственного потомства. (...) Мифологическое сознание отождествляет со временем равномерное и беспрерывное вращение небосвода. Время движется по кругу, и самой природой запрограммирована его цикличность. Аналогией годичной временной цикличности является цикличность божественных эпох, веков, царств. Последовательно сменяют друг друга царства Хаоса, Урана, Кроноса, Зевса. По Эсхилу, Зевсу подчинено все время, что соответствует веку богов. Но это значит, что новая генерация божеств будет иметь другой век и другое время, как имели его поколения прародителей Зевса. Движущийся по кругу мир подчиняется закону вечного возвращения. Но если время вечно возвращается, то противопоставление прошлого и будущего утрачивает смысл. «На круги своя» бесконечно, вновь и вновь, приходит все сущее. И поэтому человеку мифологической эпохи не так уж важно, когда произошло событие. Его волнует лишь содержание, которое наполняет отведенное для него и не воспринимаемое изолированно время. Чистого времени нет; время — это предметы и явления. Не случайно французский антрополог К. Леви-Стросс назвал миф «машиной для уничтожения времени».

В глоссарии появилось значение термина "Археология" (Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний / сост. под ред. Ф. Толля. СПб., 1863). 

Археология (греч.), 1) вообще изучение каких бы то ни было древностей или только памятников, сделанных из твердых материалов: металла, камня и тому подобного; 2) со времени О. Мюллера, изучение художественных остатков какого-либо народа, преимущественно греков, римлян и этрусков.

Очерк Г.А. Федорова-Давыдова "В древней дельте Волги (из работ Поволжской археологической экспедиции)" размещен в рубрике "Ученый и его экспедиция".

Развалины провинциального золотоордынского го­рода сохранились у г. Дубовка в Волгоградской области – это так называемое Водянское городище. В ре//(с.73)зультате археологических работ на этом городище постепенно восстанавливается картина жизни небольшого золотоордынского города XIV в. Изучены дома и усадьбы, землянки, мастерские ремесленников, кварталы русского населения, составлявшего колонию в этом городе (найдены крестики, иконка, русская керамика, исследовано православное русское кладбище).

Производились раскопки большой соборной мечети этого города, предположительно связываемого с известным по письменным источникам городом Бельджаменом. Сейчас эта мечеть размерами 26Х35 м вскрыта целиком. Стены ее были сложены из рваного камня на глиняном растворе и изнутри покрыты белой алебастровой штукатуркой. Снаружи штукатурка покрывала северную и восточную стены, т. е. там, где перед мечетью были открытые площади. С других сторон мечеть была застроена домами. В плане мечеть представляла собой прямоугольное помещение, расчлененное колоннами на шесть нефов, шириной 4 м каждый. Сохранились ряды каменных баз от колонн, на которых покоилось деревянное перекрытие. Пол был выстлан досками.
 
Рис. 1. Серебряный фалар с изображением всадника их сарматского погребения конца II – I вв. до н. э. в урочище «Кривая Лука».

Размещено эссе О.И. Наумовой. И это памятник? (Улица Академика Блохиной, 12), посвященное дому знаменитой актрисы Л.П.Никулиной-Косицкой.

В 1841 году девица дворянского звания Авдотья Чистякова по проекту городового архитектора Г. И. Кизеветтера построила дом на Мистровской улице – бревенчатый, одноэтажный, на каменном подвале с антресольным этажом.
Архитектор учел вкусы хозяйки и использовал в убранстве дома накладные резные детали (художественные розетки, гирлянды под окнами), пять больших прямоугольных окон по главному фасаду отмечены сандриками, украшены деревянным резным орнаментом. Это сближало дом с образцами народного зодчества и напоминало кружевную девичью работу.

К дому подъезжают автобусы с туристами. Им рассказывают о Никулиной-Косицкой, о зодчем Георге Кизеветтере и архитектурных достоинствах этого дома. А туристы видят убожество и бедность. И вместо памятника истории и культуры – живой пример бесхозяйственности и пренебрежения и к нашей истории, и к нашей культуре…

Библиотека подраздела "История Государственного управления после 1917 г." продолжает знакомить с книгой Г.В. Шумейко "Из летописи старой площади: исторический очерк": "Тетрадь II. Старая площадь. В немом свидетельстве тех лет: 1939, 1956, 1991".

Я пытаюсь возможно более точно передать смысл тогдашних высказываний человека, являвшегося вторым, после Г. М. Маленкова, руководителем в Управлении кадров ЦК. Н. Н. Шаталин прямо указывал, что процесс омоложения кадров связывается с необходимостью оздоровления коллективов от нервозности 37-го года, вы
званной склоками, подсиживаниями, доносами.
Обновление кадров партии и государства, на его взгляд, представляло собой уникальную меру перехода от заслуженных руководителей «вчерашнего дня» к новым поколениям административно-хозяйственных управляющих. 

"Тяжелый песок" Анатолия Рыбакова размещен в разделе "Человек и текст".

И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.
Бытие, гл.29, ст.20
1
Что было особенного в моем отце? Ничего. Правда, он родился в Швейцарии, в Базеле. В нашем городке не так уж много уроженцев Швейцарии. Говоря точнее, им был только мой отец.
В остальном — обыкновенный сапожник. Плохой сапожник. Его отец, мой дедушка, был в Базеле профессором медицины, а братья, мои дяди, — докторами медицины. И моему отцу тоже следовало стать доктором медицины. Но он стал сапожником, и, как я уже сказал, неважным сапожником.
Мою фамилию вы знаете — Ивановский. Мой отец тоже был Ивановский, дедушка из Базеля — Ивановский, дяди — Ивановские и кузены, те, что сейчас живут в Базеле, — тоже Ивановские. Может быть, там они не просто Ивановские, а какие-нибудь перелицованные на немецкий лад, скажем Ивановски. Но, как ни поворачивать, остается Ивановский. Мой прадедушка родился в селе Ивановке, а тогда был обычай давать фамилию по названию города, деревни или местечка, откуда ты родом. Прадедушка был человек состоятельный и, когда его единственный сын, то есть мой дедушка, окончил гимназию, послал его учиться в Швейцарию. Дедушка окончил университет в Базеле и там же, в Базеле, женился. Женился на дочери врача, владельца большой клиники. Тесть умер, клиника перешла к моему деду, а после него к его двум старшим сыновьям, моим дядям. Отец мой тоже был наследником, имел право на часть клиники, но он не был медиком, жил не в Базеле, а в России, ничего для клиники не сделал и ни на что не претендовал.
Итак, у моего дедушки Ивановского было три сына…

Глава "Русские гадания встарь и в наше время" из книги «Киевская ворожея» (М., 1877) размещена в "Этнологическом музее" сайта.

Гадание топором
Это гадание относят к древнейшим уже. Плиний еще упоминает об способе гадания на топоре, оно внесено в Грецию при Ксерксе I Останесом, а из Греции распространилось повсюду.
Это гадание назначалось для узнания виновного между подозреваемыми лицами. Для процесса гадания вбивали топор в короткий деревянный кол и вращали кол, упоминая имена подозреваемых лиц в покраже. Понятно, что топор, вследствие проявления центробежной силы, выпадал из кола, и при чьем имени совершалось это падение, тот и считался виновным.
 
Гадание по луковицам.
Если хотят узнать о тех лицах, которые в отсутствии, живы ли, в добром ли здоровье, то берут луковиц столько числом, о скольких лицах хотят узнать, и сажают в землю, хорошенько заметив, которая луковица в честь кого посажена, и потом наблюдают: которая из них раньше даст росток, то та особа живет благополучно и счастливо.

Глава вторая "Время" книги Г. Орлова "Древо музыки" появилась в рубрике " Восприятие музыки".

Пространство и Время обрели новый смысл в ньютоновой вселенной. В течение двух столетий после Ньютона Пространство мыслилось как незыблемое трехмерное вместилище вселенной... Времени был придан столь же абсолютный характер; и это то, как большинство из нас по сей день понимает слова «время» и «пространство» — за исключением снов, в которых жесткая ньютонова решетка распадается.
Эйнштейн не смог бы преобразить понимание человеком Вселенной, если бы он усвоил эти слова в общепринятом смысле. (...) Миньковский, один из учителей Эйнштейна, говорил: «Отныне пространство "само по себе" и время "само по себе" должны уйти в тень, и только их единство сохранит независимость». (...)
Теорию не следует принимать за реальность, даже если это теория относительности или эволюции. И та и другая говорят нам не о том, что есть время, но лишь о том, как лучше понимать его, чтобы быть в состоянии справляться с проблемами и явлениями современного мира. Шарден верно говорит о наших знаниях и верованиях, принадлежащих нашей культуре и нашему времени, и корни выдвинутой им теории эволюции нетрудно увидеть в иудео-христианском учении и провиденциальности истории как становления и осуществления, породившем характерно западную идею времени-«стрелы». (...)
Столетия головокружительного прогресса в западном мире не приблизили нас к разрешению загадки, мучившей Блаженного Августина. Он был прав: то, с чем разум бессилен справиться, знакомо каждому самым непосредственным образом. Ничто не обладает большей очевидностью для опыта человека, чем время, текущее через его тело и ум, незримо играющее его чувствами, образами, мыслями, побуждениями. Ничто не сознается с большей отчетливостью, чем перемены состояний, в которых движение времени выступает со всей непосредственностью. И, вероятно, ничто не создает лучшую возможность испытать непрерывность перемен, чем наблюдение за звуком; через звучание мы можем в буквальном смысле слова ощутить время, прожить его, двигаться вместе с ним, покоясь в границах постоянного реального «сейчас». (...)
 
Подобно суфитам средневекового ислама и дервишам братства Мавлави в сегодняшнем Каире, древние египтяне слышали не «музыку», но только «звуки», которые были для них всего лишь символом чего-то иного.
 
Бесспорно, западная музыка тоже символична, но символично в ней не звучание, а форма, которая мыслится как интеллектуально постижимый символ некого сверхчувственного порядка и создает иллюзию исключения времени. В отличие от формы, символическое могущество звука состоит в том, что он вводит слушающего в мир чувственно неисчерпаемой реальности, переживаемой не только интеллектом, но всем человеком. Звук не претендует на победу над временем. Вместо этого он отдает слушающего течению времени, освобождает его от гнетущего напора невозвратимых мгновений. Течение времени становится неощутимым и испытывается как нескончаемое изменение внутри Неизменного.

Дорогие друзья!

Искренне поздравляя всех нас с  самым дорогим, что есть, с освобождением от гнетущего напора невозвратимых мгновений, напоминаю, что не грех и поучаствовать во встрече Нового года, выпить, закусить, вспомнить и предположить, а также обнять любимых и близких. Спешить-то некуда.

С любовью,

Михаил Зеленов

31 декабря 2009 г.


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 16.02 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Места отпуска на сайте с 6 по 11 августа 2011 г.
Кадры на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 августа 2011 г.
Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г.
Провинциальные древности и актуальные вечности на сайте с 17 по 23 июля 2011 г.
Про стихи на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июля 2011
Люди и подобия на сайте "Открытый текст" с 7 по 12 июля 2011 г.
Расправа на сайте с 1 по 6 июля 2011 г.
Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г.
День рождения цензуры на сайте с 1 по 6 июня 2011 г.
Мнимоси и Юмор в обновлениях "Открытого текста" с 1 по 6 апреля 2011 г.
Женщины на сайте "Открытый текст" с 4 по 8 марта 2011 г.
Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г.
Мужчины в "Открытом тексте" с 20 по 24 февраля 2011 г.
Странники на страницах "Открытого текста" с 14 по 18 февраля 2011 г.
Материалы с 1 по 7 февраля 2011 г. Долгая пауза из рыбьей чешуи
Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита.
Обновления на сайте "Открытый текст" с 19 по 23 января 2011 г. Парадоксы объяснения и нежность восприятия
Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность
Обновления с 7 по 13 января. Как стать Домовым.
Обновления с 1 по 6 января 2011 г. Чудеса.
Обновление с 26 по 30 декабря 2010 г. Новогодние семейные сказки
Обновления с 20 по 24 декабря 2010 г. Разрыв с прошлым.
Обновление с 14 по 19 декабря 2010 г. Отчетный период
Обновление на сайте с 8 по 12 декабря 2010 г. Путешествие в 17 век
Обновление материалов сайта со 2 по 7 декабря 2010 г. Книжный рынок
Обновление на сайте с 26 ноября по 1 декабря 2010 г. Жизнь и смерть. Вечная тема.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные цензуре, за июнь 2010 г.
Обновления на сайте с 30 мая по 4 июня 2010. Весна-Лето.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные войне, за май 2010 г.
Материалы, посвященные апрельской Лениниане 2010 г.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные Дню Памятников (апрель) и Дню Музеев (май) в 2010 г.
Материалы сайта с 1 по 6 апреля 2010 г.
Обновления с 26 по 30 марта 2010 г. Другие Берега
Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г.
Материалы, размещенные с 20 по 24 февраля 2010 г.
Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г.
Обновления на сайте с 27 по 31 января 2010 г.
Обновления на сайте с 23 по 25 января 2010 г.
Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г.
Материалы сайта с 11 по 15 января 2010 г.
Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г.
Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г.
Обновления с 1 по 11 декабря 2009 г. Начало и Конец.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 октября 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г.
Новости обновлений с 13 по 18 сентября 2009 г.
Обновления сайта с 7 по 12 сентября 2009 г.
Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г.
Обновление на сайте с 25 по 30 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 18 по 23 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 6 по 11 августа 2009 г.
Материал, размещенный на сайте с 1 по 5 августа 2009 г.
Материалы, разещенные на сайте с 25 по 29 июля 2009 г.
Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 5 по 11 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 июля 2009 г.
Материалы, размещенные с 24 по 30 июня 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 19 по 24 июня 2009 г.
Материалы, размещенные с 13 по 17 июня 2009 г.
Обновления с 7 по 11 июня 2009 г.
Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 мая 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 мая 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 мая 2009 г.
Материалы сайта с 6 по 11 мая 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 6 мая 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 12 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 1 по 5 апреля 2009 г.
Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по23 марта 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 марта 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 11 марта 2009 г.
Новости сайта с 25 февраля по 5 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г.
Новости сайта с 13 по 18 февраля 2009 г.
Новости с 6 по 11 февраля 2009 г.
Новости обнолений с 25 января по 5 февраля 2009 г.
Материалы с 18 по 23 января 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 17 января 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г.
Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г.
Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г.
Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г.
Новости обновления материалов сайта с 19 по 29 ноября 2008 г.
Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г.
Материалы сайта с 1 по 5 ноября 2008 г.
Материалы обновления сайта с 24 по 29 октября 2008 г.
Материалы с 19 по 23 октября 2008 г.
Новости обновлений с 12 по 17 октября 2008 г.
Материалы сайта с 7 по 11 октября 2008 г.
Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г.
Новости обнолений с 19 по 24 сентября 2008 г.
Новости обновлений материала с 13 по 17 сентября 2008 г.
Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г.
новости сайта с 1 по 5 сентября 2008 г.

2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100