ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

7 декабря 2018 г. Продолжение Материалов к энциклопедическому словарю "Цензура в России" представлено в разделе "Цензура и текст": "Цензурные учреждения в Киеве".


   Главная страница  /  Рассылка новостей  /  Архив рассылок

 Архив рассылок

Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г. (13.92 Kb)

Здравствуйте, уважаемые читатели электронного периодического издания "Открытый текст".

Мы продолжаем тему Нового года, Рождества, новой жизни.

Впечатлениями от праздников делится Т.В. Гусева в археологическом подразделе: "Новогоднее застолье в кругу друзей".

Ой! А что это за странная группа в уголке устроилась! Батюшки-светы! Да это же антрополог Васильев из Москвы. Ага, с дружками своими. А дружки-то не московские, похоже, будут. Ну, точно! Из пещеры Чжоу Коу Дянь, что в Китае! (Илл.8) Сергей Владимирович! Вы по-каковски выступать будете? По-нашенски? Или по Чжоу-коу-дяньски? Что? Хором? Ну, давайте! Бокалы налиты!

- Предки обычно думают, что все уже прошло и довольно быстро. Потомки считают, что все еще впереди и осталось много времени. Так выпьем же за то, чтобы времени на отчеты всегда было много, а проекты пусть и быстротечные, всегда сменялись новыми!


Илл.8.С.В.Васильев с группой «товарищей» в Чжоу Коу Дянь(Китай)

Размещен материал, подготовленный И.В. Нестеровым, "Мартовский и сентябрьский календарные стили. Перевод древнерусских дат на современное летоисчисление".

Известно, что, например, в XV веке часто указывались только две последние цифры даты – «в лето 77», а в XVII веке опускались цифры, обозначавшие тысячелетие, - «в лето 150». Подобными сокращениями при указании на даты часто пользуются и сейчас. Мы говорим: «революция 905 года» или даже просто «революция 5-го года», прекрасно понимая, что речь идёт о первой буржуазно-демократической революции в России в начале XX века, или «отечественная война 12-го года» и т.д.

Установив полную дату «от сотворения мира», следует вычесть из неё 5508, так как по византийской эре «сотворение мира» произошло за 5508 лет до «рождества Христова». Однако установленный таким образом год от «рождества Христова» будет точной датой только при определённых условиях. Дело в том, что при вычитании 5508 не учитывается одно очень важное обстоятельство, а именно начало указанного в источнике года.
Существование сентябрьского и мартовского стилей усложняет перевод дат с византийской системы на современную. К тому же мартовский стиль в Древней Руси имел две разновидности – ультрамартовский и цирка-мартовский годы.

В разделе "Источниковедение" - к юбилею революции, начавшейся 9 января 1905 г.  - продолжение учебника "Обзор источников истории КПСС": Лекция 4-5. Источники по теме: "Пария большевиков в революции 1905-1907 гг."

Как же относиться к таким источникам, как документы царских судебных, жандармских и карательных органов? В какой мере и как можно использовать их историку КПСС?
Эти документы требуют сугубо критического подхода. В правительственных сообщениях и полицейских донесениях следует различать две стороны: фактическую и политическую. Фактический материал в этих источниках представляет безусловную ценность, использовать его необходимо. Что касается политической оценки событий, то, разумеется, она должна быть отброшена. Полицейские сообщения о революционных событиях в «подправленном» виде появлялись в буржуазной прессе и, разумеется, часто искажали факты.
(...)
Но фактический материал, содержащийся в протоколах допросов, донесениях полиции и других документах, имеет более точные сведения, которые можно использовать историку КПСС. Такой материал публикуется наряду с листовками, выдержками из социал-демократических газет в различных сборниках, о которых уже шла речь выше.

Размещены в разделе "Человек и текст" "Метаморфозы, или Золотой осел" Апулея.

1.  Вот я сплету тебе на милетский манер разные басни*, слух благосклонный твой порадую лепетом милым, если только соблаговолишь ты взглянуть на египетский папирус**, исписанный острием нильского тростника; ты подивишься на превращения судеб и самых форм человеческих и на их возвращение вспять тем же путем, в прежнее состояние. (...)

*…на милетский манер разные басни…  — Рассказы любовного или сатирического содержания, объединенные единой рамкой, наподобие рассказов писателя II в. до н. э. Аристида из Милета, известного лишь из упоминаний. Популярность его рассказов была так велика, что «милетская манера» приобрела значение нарицательной.

**…острием нильского тростника.  — Остроотточенная тростниковая палочка заменяла древним перо.

 
18.  Случилось как-то, что Биррена весьма настойчиво попросила меня прийти к ней на небольшой дружеский ужин; я долго отказывался, но отговорки мои не были уважены. Пришлось, стало быть, обратиться к Фотиде и спросить у нее совета, как у оракула*. Хотя ей трудно было переносить, чтобы я хоть на шаг от нее удалился, тем не менее она любезно соблаговолила объявить краткое перемирие в военных действиях любви. Но говорит мне:
— Послушай, постарайся пораньше уйти с ужина. Есть у нас отчаянная шайка из знатнейших молодых людей, которая нарушает общественное спокойствие; то и дело прямо посреди улицы находят трупы убитых, а войска наместника** далеко и не могут очистить город от такой заразы. Судьба щедро наделила тебя своими дарами, а как с человеком дорожным, церемониться с тобой не станут, как раз и попадешь в ловушку.
— Отбрось тревогу, моя Фотида, — отвечаю, — ведь, кроме того что наши утехи мне дороже чужих ужинов, я и страх твой этот успокою, вернувшись пораньше. Да и пойду я не без провожатых. Опоясавшись испытанным мечом своим, сам понесу залог своей безопасности.
Приготовившись таким образом, отправляюсь на ужин.
 
*Оригинал текста показывает, что Луций просил у нее не просто совета, а разрешения. Ауспиции — гадание по полету птиц — производилось особой жреческой коллегией — авгурами.
**Войска наместника — местные воинские формирования, несшие полицейскую службу.

Размещена вторая часть главы "Русские гадания встарь и в наше время" из книги «Киевская ворожея» (М., 1877) в "Этнологическом музее" сайта.

Крещенское гадание.
Гадание, которое мы хотим описать, кажется, скорее всего должно отнести к временам языческим, когда у нас существовали Белобог и Чернобог. Оно совершенно противно духу христианской религии, и мы приводим его как пример, до чего может нас ослепить суеверие.
Это гадание приходится во время Крещения, в то время, когда все уходят на водоосвящение. Девушка, оставшись одна дома, берет веник или щетку и метет им комнату вдоль или поперек комнаты, прометая дорожку так, чтобы она приходилась поперек к дверям. Притом, начиная разметать ее, она, взмахнув направо, то есть от дверей, творит молитву, а взмахнув налево, к дверям, она поминает ругательство с именем нечистой силы. После того берет уголь, делает черту и становится направо против дверей; рубежом ей служит черта, проведенная вдоль прометенной дорожки. 
Помните, что это происходит в то время, когда погружают крест в воду. Не правда ли, ужасный предрассудок? Но вот что еще…

Опубликован седьмой репортаж от 3 сентября 2009 года из серии "Кто сказал, что чудес не бывает? (Археологическое лето. Городец-2009)".

Под угольным слоем с пятном печины оказался слой глины с песком, в южной части переходящий в рыхлую, сильно пережженную печину с камнями. Снова печка. Ниже - слой пожара. Сквозь него «просвечивают» пятна чистого белого песка. Под песком - опять слой пожара. На этот раз он в отличие от предыдущих слоев имеет комковатую структуру, насыщен угольками, глиной и печиной. Причем вкрапления печины концентрируются в северной части углубления, а не в южной, как раньше. Похоже, мы имеем дело с остатками нескольких построек, последовательно на одном и том же месте сменявших друг друга после пожаров. Но и после очередного «пожарного» слоя мы не увидели ожидаемой ямы-подполья. Нашим глазам предстала воронка, напоминающая кратер потухшего вулкана в миниатюре. Практически по всему периметру она была выстлана слоем ярко-коричневой органики. И как насмешка над нами, теперь уже в юго-восточной части опять остатки печи-каменки. Да сколько ж их, этих домов-печек, практически на одном пятачке было?! И что тут вообще происходило?

         Стало ясно, что двигаться вперед, навстречу разгадке мы сможем только после того, как вынем из «воронки» ее органическое заполнение. И заодно выясним, из чего в прошлом образовался этот яркоокрашенный слой 
Илл.5. После снятия угольного слоя обнажилась еще одна глина с песком и пятном печины в южной части. Вид с востока.

В рубрике "Интерпретация текста музыки" статья Г.Когана "Парадоксы об исполнительстве".

Ноты — лишь посредник между авторским замыслом и исполнителем, сигналы тех звуков, из которых состоит музыкальное произведение, отличающиеся от него так же, как «программа», заложенная в отцовских генах, отличается от живого ребенка. Задача исполнителя в том и состоит, чтобы, расшифровав эти сигналы, осуществить заложенную в них программу, «родить ребенка», то есть вызвать к новой жизни музыкальное произведение. (...)

И подобно тому, как ребенок рождается в результате соединения двух людей (отца и матери), так и каждое новое звучание, то есть новое рождение музыкального произведения представляет плод сотворчества композитора и исполнителя, плод, в котором смешаны «гены» обоих «родителей». Нотный текст при этом играет лишь роль семени, которое должно «умереть» (в том толковании, какое придавал этому слову Станиславский) в исполнителе, чтобы родиться для жизни в виде «существа», чьи черты могут оказаться теми или иными —-в зависимости от того, кто станет его «отцом». (...)

Как ребенок, родившись на свет, начинает жить своей особой жизнью, с каждым годом и десятилетием, все более независимой от родителей, вырастая и развиваясь сплошь и рядом далеко не так, не в том направлении, как было ими задумано, так и произведение, созданное художником, обособляется от него, обретает свое собственное бытие, по законам которого живет и как бы развивается, меняется в веках, поворачиваясь к нам такими сторонами, какие нередко никак не предполагались автором и вряд ли пришлись бы ему по вкусу. (...)  «...Даже когда картина закончена, она продолжает изменяться в соответствии с чувствами того, кто на нее смотрит. Картина живет своей собственной жизнью, как человек, она претерпевает те изменения, которым подвергает нас повседневная жизнь. И это естественно, потому что картина живет лишь через человека, который на нее смотрит» (Пабло Пикассо).

Мир живет лишь через человека, который на него смотрит.

Вероятно, этого вполне достаточно.

Михаил Зеленов

9 января 2010 г.

 


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 13.92 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Места отпуска на сайте с 6 по 11 августа 2011 г.
Кадры на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 августа 2011 г.
Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г.
Провинциальные древности и актуальные вечности на сайте с 17 по 23 июля 2011 г.
Про стихи на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июля 2011
Люди и подобия на сайте "Открытый текст" с 7 по 12 июля 2011 г.
Расправа на сайте с 1 по 6 июля 2011 г.
Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г.
День рождения цензуры на сайте с 1 по 6 июня 2011 г.
Мнимоси и Юмор в обновлениях "Открытого текста" с 1 по 6 апреля 2011 г.
Женщины на сайте "Открытый текст" с 4 по 8 марта 2011 г.
Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г.
Мужчины в "Открытом тексте" с 20 по 24 февраля 2011 г.
Странники на страницах "Открытого текста" с 14 по 18 февраля 2011 г.
Материалы с 1 по 7 февраля 2011 г. Долгая пауза из рыбьей чешуи
Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита.
Обновления на сайте "Открытый текст" с 19 по 23 января 2011 г. Парадоксы объяснения и нежность восприятия
Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность
Обновления с 7 по 13 января. Как стать Домовым.
Обновления с 1 по 6 января 2011 г. Чудеса.
Обновление с 26 по 30 декабря 2010 г. Новогодние семейные сказки
Обновления с 20 по 24 декабря 2010 г. Разрыв с прошлым.
Обновление с 14 по 19 декабря 2010 г. Отчетный период
Обновление на сайте с 8 по 12 декабря 2010 г. Путешествие в 17 век
Обновление материалов сайта со 2 по 7 декабря 2010 г. Книжный рынок
Обновление на сайте с 26 ноября по 1 декабря 2010 г. Жизнь и смерть. Вечная тема.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные цензуре, за июнь 2010 г.
Обновления на сайте с 30 мая по 4 июня 2010. Весна-Лето.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные войне, за май 2010 г.
Материалы, посвященные апрельской Лениниане 2010 г.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные Дню Памятников (апрель) и Дню Музеев (май) в 2010 г.
Материалы сайта с 1 по 6 апреля 2010 г.
Обновления с 26 по 30 марта 2010 г. Другие Берега
Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г.
Материалы, размещенные с 20 по 24 февраля 2010 г.
Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г.
Обновления на сайте с 27 по 31 января 2010 г.
Обновления на сайте с 23 по 25 января 2010 г.
Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г.
Материалы сайта с 11 по 15 января 2010 г.
Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г.
Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г.
Обновления с 1 по 11 декабря 2009 г. Начало и Конец.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 октября 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г.
Новости обновлений с 13 по 18 сентября 2009 г.
Обновления сайта с 7 по 12 сентября 2009 г.
Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г.
Обновление на сайте с 25 по 30 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 18 по 23 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 6 по 11 августа 2009 г.
Материал, размещенный на сайте с 1 по 5 августа 2009 г.
Материалы, разещенные на сайте с 25 по 29 июля 2009 г.
Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 5 по 11 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 июля 2009 г.
Материалы, размещенные с 24 по 30 июня 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 19 по 24 июня 2009 г.
Материалы, размещенные с 13 по 17 июня 2009 г.
Обновления с 7 по 11 июня 2009 г.
Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 мая 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 мая 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 мая 2009 г.
Материалы сайта с 6 по 11 мая 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 6 мая 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 12 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 1 по 5 апреля 2009 г.
Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по23 марта 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 марта 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 11 марта 2009 г.
Новости сайта с 25 февраля по 5 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г.
Новости сайта с 13 по 18 февраля 2009 г.
Новости с 6 по 11 февраля 2009 г.
Новости обнолений с 25 января по 5 февраля 2009 г.
Материалы с 18 по 23 января 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 17 января 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г.
Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г.
Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г.
Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г.
Новости обновления материалов сайта с 19 по 29 ноября 2008 г.
Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г.
Материалы сайта с 1 по 5 ноября 2008 г.
Материалы обновления сайта с 24 по 29 октября 2008 г.
Материалы с 19 по 23 октября 2008 г.
Новости обновлений с 12 по 17 октября 2008 г.
Материалы сайта с 7 по 11 октября 2008 г.
Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г.
Новости обнолений с 19 по 24 сентября 2008 г.
Новости обновлений материала с 13 по 17 сентября 2008 г.
Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г.
новости сайта с 1 по 5 сентября 2008 г.

2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100