Тихомирова Е.В. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области

Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области (15.13 Kb)    Запись произведена  5 марта 2006 года Тихомировой Е.В. Ежегодно в последнее воскресенье Масленой недели в с. Выползово изготовляют чучело «мужика», водят его по селу и сжигают в конце праздника. В 2006 году обряд зафиксирован как действующий, имеющий преемственность у… Читать далее »

Гусарова Т.В., Храмова Н.Н. Пасхальные игры и развлечения

Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения (9.75 Kb)   Праздник Христова Воскресенья в народном сознании был прочно связан с приходом весны, началом интенсивных полевых работ. Это был своеобразный поворот от периода относительного зимнего покоя и затишья к трудовой и социальной активности. Строгость и сдержанность Великого Поста внезапно сменялась весельем и радостью, затворничество в… Читать далее »

Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов

Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов (6.87 Kb)    Фомино воскресенье, следующее за Пасхальной неделей, в ряде местностей России было отмечено проведением обряда, носившего разные названия: Вьюнишник, Вьюнец, Вьюнины, Окликание молодых… Этот обычай упомянут в «Стоглаве» – сборнике 1511 г. (25й вопрос главы 40): «А о велице дни окличка, на Радуницю вьюнец и… Читать далее »

Гусарова Т.В. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области

Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области (12.37 Kb) Уважение к памяти предков, почитание места их последнего успокоения характерно для всех режимов России. Общие для русских людей дни, когда они поминали усопших, закреплены как православными установлениями, так и народной традицией. В послепасхальный период такими днями является Фомина неделя, называемая также в некоторых… Читать далее »

Гусарова Т.В. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)

Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.) (10.44 Kb) Последним весенним праздником в календарном цикле земледельческой обрядности была Троица. Замыкая период пахоты и посевной, она воспринималась народным сознанием как некий переломный момент и в состоянии природы – переход от весны к лету, к началу созревания трав и хлебов, и… Читать далее »

Тихомирова Е.В. Троица в селе Безводное Кстовского района

Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района (13.88 Kb)   Описание троицкого обряда  подготовлено по записям 2004-2005 годов. Дополнительная информация получена от  старожилов села  Сидневой Г.Н., 1926 г.р., Хализовой Л.Ф., 1929 г.р., Ложкиной А.А., 1934 г.р., Ремениной В.А., 1928 г.р.   Троица в Безводном – престольный праздник. По народной традиции в этом селе Троица… Читать далее »

Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы

Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы (23.98 Kb) ПОХОРОНЫ  КОСТРОМЫ с. Шутилово Первомайского района Нижегородской области   Неделя после Троицы, начиная с Духова дня и до Петровского заговенья, в ряде местностей юга Нижегородской области связана с обрядами проводов весны. Один из таких обрядов – Похороны Костромы – до сих пор активно бытует в с. Шутилово Первомайского… Читать далее »

Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района

Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района (2.55 Kb) В третье воскресенье после Троицы в с. Ивановском – Ярилин день. Праздновали его здесь, на памяти жителей, всегда, даже в годы воинствующего атеизма, когда активно внедрялись новые советские праздники: вместо Масленицы – «Праздник русской зимы», вместо Троицы – «Праздник русской березки»,… «Раньше, бывало, и слово-то… Читать далее »

Грановская Н. П., Гусарова Т. В. Празднование Ярилина дня в Нижегородской области

Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области (4.02 Kb) Ярило относится к группе божеств, связанных с плодородием. Его культ представляется культом умирающего и воскрешающего бога плодородия, весенней «ярой» плодоносящей силы. Б. Рыбаков датирует время появления обрядов, связанных с культом этого божества, «эпохой до великого расселения славян в VI в. н.э.»… Читать далее »

Тихомирова Е. Как рядились на Святки

Е. Тихомирова. Как рядились на Святки (17.05 Kb)         «Ряженым наряжались» на Святки в Нижегородской области повсеместно. Информаторы рассказывают об этом с большим оживлением и удовольствием. В разных районах говорили по-своему: «ходили ряжёные в беседку», «в Святки рядились». Часто ряженых называют «святошниками» или «святками» («рядились святками»[1]).          Ряжение понималось двояко: 1)     наряжаться красиво, быть нарядным; 2)     рядиться  животными, принимать обличие… Читать далее »