Материалы Акта государственной
историко-культурной экспертизы
выявленного объекта культурного
наследия
<Школа, где учились будущие Герои
Советского Союза А.
И. Поющев, С.М.
Крайнов, Ю.И. Онусайтис>, расположенного по адресу:
г. Нижний Новгород, пр. Молодежный, д. 30 А, в целях обоснования целесообразности включения его в Единый государственный
реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры)
народов Российской Федерации
Объект экспертизы:
Выявленный объект культурного наследия <Школа, в которой учились будущие Герои
Советского Союза А.И. Поющев, С.М. Крайнов, Ю.И. Онусайтис>, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород,
проспект Молодежный, д. 30 А.
Цель экспертизы:
- обоснование целесообразности включения / отказа во
включении выявленного объекта культурного наследия <Школа, в которой учились будущие Герои
Советского Союза А.И. Поющев, С.М. Крайнов, Ю.И. Онусайтис>,
расположенного по адресу: г. Нижний
Новгород, проспект Молодежный, д. 30 А (далее - Объект), в Единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации.
Сведения о проведенных исследованиях:
При составлении Акта государственной
историко-культурной экспертизы экспертом осуществлены:
- историко-библиографические и историко-архивные исследования;
- аналитическое исследование предоставленных
Заказчиком и собранных экспертом материалов;
- визуальное обследование объекта и анализ
предоставленной фотофиксации Объекта.
Указанные исследования основаны на применении
методов историко-архивного и
историко-архитектурного анализа в объеме, достаточном для обоснования вывода
государственной историко-культурной экспертизы.
В результате эксперт пришел к объективным выводам об
историко-культурной ценности объекта.
Факты и сведения, выявленные и установленные в
результате проведенных исследований:
Сведения о наименовании объекта:
- Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа ? 126 с углубленным изучением английского
языка (согласно свидетельству о внесении
записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 5 декабря 2002 года).
- Школа, в которой учились будущие Герои Советского
Союза А.И. Поющев, С.М. Крайнов,
Ю.И. Онусайтис (согласно приказу Управления государственной
охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от 30.05.2016 г.
? 131 о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного
наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия).
Сведения о местонахождении объекта:
г. Нижний Новгород, проспект Молодежный, д. 30 А.
Сведения о категории историко-культурного значения
объекта:
Выявленный объект культурного наследия
Граница территории Объекта:
Граница территории Объекта утверждена Приказом
Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской
области от 09.06.2016 ? 145 <Об утверждении границы территории выявленного
объекта культурного наследия <Школа, где
учились будущие Герои Советского Союза А. И. Поющев, С.М. Крайнов, Ю.И. Онусайтис> (г. Нижний Новгород, пр. Молодежный, д. 30 А).
Краткие исторические сведения:
Из текста исторической записки историка О.В. Дегтевой,
освещающей историю школы, представленной для экспертизы следует, что школа, где
учились будущие Герои Советского Союза А.И. Поющев,
С.М. Крайнов, Ю.И. Онусайтис>, первоначально имела ? 19/1 (ныне ? 126).
Здание школы построено на исторической территории <Соцгород
Автозавода>, старейшей части Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
(бывшего г. Горького), в градостроительном плане представляющей собой
уникальный, созданный по едином замыслу в 1930-х годах архитектурный
ансамбль. Оно является неотъемлемой
частью этого ансамбля.
Соцгород строился
одновременно с Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ). Он стал одной из
крупнейших площадок в СССР по созданию нового типа города. <Социалистический
город> рассматривался в качестве идеальной системы с совершенным образом жизни
людей. В его проектах нашли отражение идеи города-сада.
Соцгород при Горьковском
автомобильном заводе задумывался как образцовый город - коммуна, в котором должен
быть воплощен идеал будущих коллективистских форм жизни. На
проектирование Соцгорода еще в 1929 году был объявлен
конкурс, в котором приняли участие зодчие Москвы, архитектурные факультеты МВТУ
и ВХУТЕИНа, американская фирма <Остин
и К>. Был принят проект, выполненный коллективом студентов МВТУ под
руководством А.Г. Мордвинова.
В районе, согласно
победившему проекту, была реализована идея четкого зонирования территории.
Завод - это промышленная зона, затем - транспортная
зона, далее - зеленая зона-сквер,
превратившаяся затем в большой советский Автозаводский парк культуры и отдыха.
За зеленой зоной начиналась коммунальная зона.
Все аспекты
будущей урбанистической системы Соцгорода имели одну
важнейшую цель - формирование нового типа человека и общества. Она могла быть
реализована только с помощью развитой системы образования, поэтому при
проектировании и застройке <социалистического города> между его кварталами была
выделена и так называемая школьная зона.
В 1933 году
здесь было возведено первое школьное здание, затем строительство их
продолжилось. В это время в городе осуществлялось
строительство сразу 11 новых школ, Начальником строительства всех этих объектов
являлся Л.Б. Сафразьян, а главным инженером - Б.В. Петерка. Строительство школ в Автозаводском районе
осуществляла организация <Стройгаз>, будущую школу ?
126 (? 19/1) строили рабочие 2-го участка. Тогда на улице
Пионерской появилось сразу три новых школьных здания (школа ? 19/1; ? 20/2 и
21/3). Сейчас их шесть. Улица переименована в Школьную.
Сооружение школы ? 126 осуществлялось с 1934 по 1935
год по проекту московского архитектора Льва Михайловича Наппельбаума (1904-1983
гг.). Практически в это же время, в период с 1934 по 1938 год, по его же проекту здесь же, на территории <Соцгорода>,
возводится здание универмага. Кроме Нижнего Новгорода (города Горького) по его
проектам строились общественные здания в крупнейших городах бывшего СССР -
Твери, Сочи, Орджоникидзе.
Изначально по авторскому проекту здание школы с
обсерваторией было рассчитано на 480 учеников, но затем внутренняя планировка
здания была изменена. Увеличение количества помещения классов стало возможным
за счет исключения из проекта на 1 этаже - физкультурного зала, кабинета
рисования и рабочих комнат; на 2 этаже - столовой и рабочих подсобных комнат.
Взамен их удалось запроектировать дополнительно еще 10 классных помещений.
Таким образом, количество возможных учащихся было увеличено до 880 человек.
Измененный проект был согласован 23 марта 1935 года в Горьковском краевом отделе
народного образования.
Еще в апреле 1934 года был вырыт котлован фундамента
под будущее школьное здание. Одновременно осуществлялась заготовка строительных
материалов. 11 мая 1934 года закладывается <первый камень> на строительстве
школы.
К июню 1935 года строительство и отделка школы были
выполнены на 94,5 процента. Во время строительства городских школ проводились
социалистические соревнования между бригадами. В июле 1935 года коллектив
строителей школы ? 19/1 получил переходящее красное знамя за лучшую школьную
стройку. За качественные строительные работы общеобразовательных школ на
Автозаводе Наркомат тяжелой промышленности СССР присудил коллективу <Стройгаза> вторую премию Всесоюзного конкурса <За лучшую
стройку школ>.
В строительстве школы принимали участие
не только профессиональные строители, но и местные жители. В свободное время на
стройку автозаводцы приходили целыми семьями. Решением райсовета и райкома ВКП
(б) многие строители школы были награждены почетными грамотами, отмечены премиями
и ценными подарками.
Специальная правительственная комиссия приняла школьное здание от строителей с оценкой
<отлично>. 8-го августа 1935 года был подписан официальный акт <О приемке школы
в г. Горьком на Автозаводе на 880 человек> (копия этого документа сегодня
хранится в школьном архиве). Первоначально в ходе строительства школе был
присвоен ? 19/1, спустя время, в 1960-е годы она получила ?
126.
1 сентября 1935 года новая автозаводская школа с
обсерваторией приняла своих первых учеников. В первый учебный год сюда
поступило 1300 учеников. Тогда это была единственная в Горьковском крае школа с
астрономической обсерваторией. Занятия с детьми по астрономии здесь проводила
руководитель краевого астрономического общества Горянинова.
Школа
отличалась по своему архитектурному облику и наружной отделке от типовых
школьных зданий города. Она находилась под
патронажем знаменитого советского писателя Максима Горького, который
осенью 1935 года приезжал на ГАЗ и непосредственно
осматривал школьное здание (здесь он встретился со строителями, учителями и
жителями нового городского района). В год открытия школы ее посещали и
осматривали также учителя из других регионов страны. В 1930-е годы здание школы
? 19, благодаря своему оригинальному архитектурному оформлению, являлось
одним из символов <Соцгорода>. Оно считалось одним из
красивейших зданий Автозаводского района
города.
С началом
Великой Отечественной войны в 1941 году в здании школы ? 19 был развёрнут
призывной пункт. 148 учеников школы во главе с её директором Матвеем
Абрамовичем Лещинским ушли на фронт. 52 выпускника школы не вернулись с полей
сражений Великой Отечественной войны, 18 -
умерло от ран и контузий. Примером для своих учеников стал
первый директор школы - М.А. Лещинский. Он был командиром танкового взвода, в
котором сражались и его воспитанники. Боевой путь директора отмечен многими
наградами.
Три выпускника
школы ? 19 (? 126) были удостоены звания Героя
Советского Союза: капитан Алексей Иванович Поющев -
лётчик, командир эскадрильи; майор Степан Матвеевич Крайнов
- командир танка Т-34 и генерал-майор Юрий Иосифович Онусайтис.
Поющев Алексей Иванович.
Родился в 1923 году в селе Яблонка Вадского района Нижегородской области в семье крестьянина.
В 1937 году семья переехала в город Горький (Нижний Новгород) в Автозаводский
район, где поселилась в так называемом <Щитковом поселке>. А.И. Поющев окончил 9 классов школы ?19/1, занимался в аэроклубе
на Стригинском аэродроме. В 1940 году был призван в
Советскую Армию. В 1942 году окончил Энгельсскую военную
авиационную школу пилотов и с мая 1943 года служил в действующей армии.
Командир
эскадрильи 118 гвардейского штурмового авиационного полка (225-я штурмовая
авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт) гвардии
капитан А.И. Поющев к сентябрю 1944 года совершил 93
боевых вылета, в том числе 53 - ведущим групп, нанеся противнику большой урон в
живой силе и технике. Погиб А. И. Поющев 22 сентября
1944 года при выполнении боевого задания в районе поселка Эргли Мадонского района Латвии. Он похоронен на братском кладбище
<Миерени> на окраине поселка Эргли. На могиле
летчика установлен гранитный памятник с надписью:
<Герой Советского Союза, гвардии капитан Поющев
Алексей Иванович, 1923 года рождения, погиб 22.09.1944 года при освобождении
Советской Латвии>. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945
года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А.И. Поющев был также награжден Орденом Ленина, 2 орденами
Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени.
Имя
героя Великой Отечественной войны А.И. Поющева
высечено на гранитной стене мемориального комплекса у Вечного огня на
территории Нижегородского кремля. На одном из домов по улице Героя Поющева в Автозаводском районе установлена памятная доска с
текстом: <Эскадрилья, которой командовал гвардии капитан Поющев
А.И., совершила 425 боевых вылета. Звание Героя Советского Союза Поющев получил за уничтожение реактивной установки врага>.
Здесь ему же установлен памятник. В поселке Вад Нижегородской области также
одна из улиц носит имя А.И. Поющева.
Крайнов Степан Матвеевич. Родился
14 ноября 1920 года в селе Базарные Матаки Татарстана
в семье крестьянина. В 1923 году с матерью переехал в город Горький
(Нижний Новгород). Окончил 10 классов школы ? 19 (?126). К 1941 году он уже завершил
обучение на 3 курсе Горьковского института инженеров водного транспорта. С октября 1941 года был в рядах РККА. В апреле 1942 года окончил
курсы усовершенствования командного состава (КУКС) при Ленинградском
бронетанковом училище в г. Магнитогорске. Находился в действующей армии с
мая 1942 года, был командиром танка,
затем танкового взвода. Воевал на Калининском и 1-м Украинском фронтах. Член ВКП (б) с февраля 1945 года. В
боях был трижды ранен.
Командир танка 52-й гвардейской танковой
бригады 6-го гвардейского Киевско-Берлинского
танкового корпуса гвардии младший
лейтенант Крайнов С.М. отличился 13 августа 1944
года. При отражении контратаки на Сандомирском
плацдарме у населённого пункта Мокше (Польша) экипаж танка, находясь в засаде, уничтожил два немецких
танка - <королевских тигра>, а также большое количество солдат и офицеров
противника.
Указом Верховного Совета СССР от 23
сентября 1944 года <за образцовое выполнение боевых заданий командования на
фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом
мужество и героизм> гвардии младшему лейтенанту Крайнову Степану Матвеевичу было
присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали <Золотая Звезда>.
С 1946 года майор С.М. Крайнов находился в запасе. В 1949 году окончил Вологодский
молочный институт. Работал инженером-технологом и главным инженером Дальнеконстантиновского
молочного завода, инженером по оборудованию Горьковского областного управления
<Росглавмолпром>. После выхода на пенсию жил в Нижнем Новгороде. Умер 20 июля
2005 года. Похоронен в Нижнем Новгороде на Старо-Автозаводском кладбище.
Онусайтис Юрий Иосифович.
Родился 7 сентября 1921 в Нижнем Новгороде в семье
служащего. После окончания школы ? 19 (? 126),
успел закончить два курса радиотехнического факультета Горьковского
индустриального института (Политехнического). В Советской Армии находился с
1941 года. Вначале был направлен в разведшколу, потом - в
88-ю отдельную разведроту 19-й стрелковой дивизии, где
была сформирована диверсионно-разведывательная группа Западного фронта. В
составе группы был заброшен в район Смоленска, где разведчики провели успешную
операцию по уничтожению склада с боеприпасами и подрыву моста на стратегическом
направлении. В дальнейшем Ю.И. Онусайтис неоднократно
участвовал в разведывательно-диверсионных операциях. После ранения и
выздоровления был зачислен на курсы средних командиров
Западного фронта. В феврале 1942 года он в звании лейтенанта был направлен в
32-ю стрелковую дивизию, которая вскоре становится 31-й гвардейской стрелковой
дивизией, где его назначают на должность командира стрелковой роты. Воевал в
Калужской области, на Курской дуге, в Белоруссии и Литве.
Командир батальона 95-го гвардейского
стрелкового полка (31-я гвардейская стрелковая дивизия, 11-я гвардейская армия,
3-й Белорусский фронт) гвардии капитан Ю.И. Онусайтис
в числе первых 13 июля 1944 форсировал реку Неман в районе города Алитус
(Литва) и захватил плацдарм. Был тяжело ранен, но не покинул поля боя. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество и героизм,
высокое воинское мастерство гвардии капитану Ю.И. Онусайтису
было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали
<Золотая Звезда>. После излечения в госпитале в феврале 1945 года капитан Онусайтис вернулся в родную дивизию и в должности
заместителя командира 95-го стрелкового полка участвовал в штурме Кёнигсберга.
Оттуда прямо из боя (открылись ранее полученные раны) был отправлен в военный
госпиталь в Москву. Позже обучался на командирских курсах <Выстрел>.
После войны Ю.И. Онусайтис продолжал службу в армии. Окончил Военную
академию имени М. В. Фрунзе и Военную академию Генштаба. В 1957 году в звании
полковника его зачисляют в Военно-дипломатическую академию Советской Армии.
После её окончания и до увольнения в запас Ю.И. Онусайтис
работает в системе Главного разведывательного управления Генерального штаба. Он
занимает должности начальника разведки Прикарпатского военного округа, Группы
советских войск в Германии, начальника кафедры Военно-дипломатической академии.
В 1980 году генерал-майора Онусайтиса направляют в
Афганистан советником начальника Генерального штаба афганской армии. С июня 1982 года генерал-майор Онусайтис в отставке. Награждён орденами Ленина, Красного
Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды,
орденом <За службу Родине в ВС СССР> 3 степени, медалями. Герой Советского
Союза Ю.И. Онусайтис скончался в Москве 17 апреля
2005 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в
Москве.
В годы Великой Отечественной войны в здании
школы ? 19 (? 126) располагался штаб 784 зенитного
артиллерийского полка. Полк сформировался в начале 1942 года, когда
начались налёты фашистской авиации на ГАЗ. Горьковский зенитно-артиллерийский
полк среднего калибра 784-й возглавил майор Петров, комиссаром являлся майор Кацвин, начальником штаба - майор Верболь.
В состав полка были переданы 6 зенитных батарей. Из этих батарей были
организованы два дивизиона: первый (командир - капитан Прудис)
и второй (командир - майор Широкий). Зенитные орудия располагались рядом с
заводскими цехами, где выпускалось вооружение и снаряды. Первое боевое крещение полка состоялось в
октябре 1942 года. Налёты вражеской авиации производились в тёмное время суток.
Смертельные ночные бои при массированных налетах фашисткой авиации проходили в
июле 1943 года. В составе полка в основном были
девушки-зенитчицы с высшим и средним образованием. Когда налёты авиации на г.
Горький прекратились, полк был переброшен на запад. Он героически прошёл боевой
путь до польского города Познани. Не все зенитчики вернулись с войны. В память об их подвиге в Автозаводском парке культуры и
отдыха 18 мая 2000 года был открыт памятник
- зенитное орудие.
8 мая 1970 года
перед зданием школы ? 126 на заработанные школьниками в трудовых десантах
средства был установлен обелиск с мемориальной плитой, увековечившей память о
27 погибших выпускниках. По традиции два раза в год - 1 сентября и 9 мая -
около обелиска проводятся торжественные линейки с возложением венков.
Описание
Объекта экспертизы и его характеристика:
Здание школы расположено в одном из кварталов Соцгорода при пересечении улицы Школьной и проспекта
Молодежного (бывшего проспекта имени Жданова). Решено в духе постконструктивизма. Двухэтажное каменное оштукатуренное
здание имеет развитую объемно-пространственную композицию, подчиненную общей
Г-образной конфигурации. В основе планировки школьного здания лежит четкое
функциональное зонирование с выявлением в общей структуре здания отдельных
групп помещений (обсерватории, столовой (буфета), библиотеки, учебных классов,
актового зала и т. д.).
Для здания характерна скульптурная проработка объема,
способствующая образной выразительности всего сооружения. Центральная часть
композиции сдвинута чуть вперед к проспекту Молодежному, выделена более
масштабным объемом (по сравнению с двумя боковыми крыльями здания) и высокими
оконными проемами второго этажа и главным входом. Главный вход решен с угла и
подчеркнут скругленной открытой террасой второго этажа, поддерживаемой круглыми
опорами по первому этажу (в настоящее время первый этаж входной части
застеклен).
Внутренняя планировка здания строго подчинена его
функциональному назначению. Внутри спланированы вестибюль, две большие
рекреации на первом и втором этажах и просторный актовый зал. От центральной
части здания расходятся два крыла учебных аудиторий, расположенных по обеим
сторонам широких коридоров.
Фасад правого крыла здания, выходящего на проспект
Молодежный, декорирован с помощью балконов в уровне второго этажа и скругленной
террасы на конце этого фасада. Левое крыло здания отличается простотой
оформления фасада, но подчеркивается за счет акцента - выступающей башни
обсерватории. Заканчивается левый блок одноэтажным спортивным залом школы.
Наличие обсерватории делает школьную постройку
оригинальной.
В 1989 году к востоку от здания школы был выстроен
одноэтажный деревянный корпус школьных мастерских, переоборудованный к
настоящему времени под учебные классы. Позже он был соединен каменным переходом
со школьным зданием. Плоская крыша одноэтажного спортивного зала заменена на
скатную. В результате ремонтных работ недавнего времени, помимо остекления входной части, о чем говорилось выше, утрачен
выход на террасу по второму этажу (входной проем здесь заменен на оконный).
Заполнения проемов окон и балконных дверей заменены на пластиковые.
Осенью 2017 года на Объекте были
произведены локальные ремонтные работы: окраска некоторых фасадов здания.
На здании школы установлено четыре мемориальных доски.
Надпись на первой доске гласит: <Здесь 1935-1940 гг.
учился Герой Советского Союза летчик-штурмовик капитан Поющев
Алексей Иванович, героически павший в 1944 году за освобождение Родины>.
Вторая мемориальная доска содержит следующую
информацию: <В здании школы ? 126, бывшей ? 19, в годы Великой Отечественной
войны с 07.06.42 года по 27.04.43 год располагался штаб зенитно-артиллерийского
полка III корпуса ПВО>.
Третья и четвертая доска, установленные 4 февраля 2015
года, в преддверии 70-летия со дня окончания Великой Отечественной войны,
посвящены выпускникам данной школы. Надписи на них гласят: <В нашей школе учился Герой Советского Союза Онусайтис Юрий Иосифович, стрелок> и <В нашей школе учился Герой Советского Союза Крайнов Степан
Матвеевич, танкист>.
Объект является подлинным источником
информации по истории советской архитектуры 1930-х годов - периода авангарда, а
также мемориальным местом увековечивания памяти горьковчан - участников Великой Отечественной войны,
Героев Советского Союза.
Сведения о современном использовании Объекта:
В настоящее
время в здании располагается МОУ СОШ ? 126 с углубленным изучением английского
языка.
Сведения о собственниках Объекта:
Объект муниципальной собственности, переданный в
оперативное управление МОУ Средняя общеобразовательная школа ? 126 с
углубленным изучением английского языка.
Перечень использованных документов,
материалов, специальной, технической и справочной литературы:
1. Автострой:
анализ организации строительства Горьковского автозавода [Текст] / Б. С. Ухов,
Н. Д. Аверин, Г. А. Маранс, Б. Л. Длугач;
Под ред. М. В. Вавилова и др. - М.-Л., 1934.
2. Автомобильный гигант: сборник очерков
[Текст] / Бригада НАПП; А. Зубков и др. - Н. Новгород: ОГИЗ, 1931. -
С.61-62.
3. Ашавский,
И.М. Соцгород Нижегородского автозавода [Текст] /
И.М. Ашавский. - Н. Новгород, 1932.
4. Бардов, М. Первая улица, первый
проспект. Первый из первых проспект Молодёжный (Жданова): [экскурсия] //
Автозаводские прогулки: [экскурсии по району] / [под ред. Л.А. Гончар]. -
Нижний Новгород, 2012. - С. 16 - 24.
5. Бархин, Г.Б.
Рабочий дом и рабочий поселок-сад [Текст] / Г.Б. Бархин.
- М.: Гос. техн. изд-во, 1922.
6. Бубнов, Ю.Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIX -
начала ХХ века - Н. Новгород, 1991.
7. Былинкин,
Н.П., Калмыкова, В.Н., Рябушин, А.В., Сергеева, Г. В.
История советской архитектуры (1917-1954 гг.) / Под ред. Н. П. Былинкина и А.В. Рябушина. - М.: Стройиздат, 1985. - 256 с.
8. Власова, Е. Комэск:
[о А. Поющеве, Герое Советского Союза, автозаводце]
// Автозаводец. - 2012. - 12 мая. - С. 3.
9. Всеобщая история архитектуры: В 12 т.
Архитектура СССР. Т 12. Кн. 1. / Под ред. Н. В. Баранова, Н. П. Былинкина, А. В. Иконникова [и др.]. - М.: Изд-во лит. по
строительству, 1975. - 756 с.
10. Герои Советского Союза. Краткий
биографический словарь. / Пред. ред. коллегии И.Н. Шкадов.
М.: Воениздат, 1988.
11. Гордин, А.А.
Горьковский автомобильный завод. История и современность. 1932-2012 [Текст] /
А.А. Гордин. - Н. Новгород, 2012. - 320 с.
12. Гордин, А.А.
Наш воздушный Суворов: [о подвиге А. Поющева,
Героя Советского Союза, автозаводца] //
Автозавод - 2012. - 15-29 мая (? 42). - С. 4.
13. Горин А., Белова Е., Савицкая А.
Коммунальный авангард. Каталог-путеводитель по соцгородам
Автозавода и Уралмаша в Нижнем Новгороде и
Екатеринбурге. Н. Новгород, 2011. - С. 15, 17.
14. Горьковский автомобильный / Редкол.: И.И. Киселев, В.Я. Доброхотов, А.В. Новиков и др.;
науч. ред. В.Я. Доброхотов. - М.: Мысль, 1981. - 303 с.
15. Зиновьев, Г. От утопии к
действительности // Г.Зиновьев [Текст] / Города социализма и социалистическая
реконструкция быта. Сб. статей / Сост. Б. Лунин. - М.: Работник просвещения,
1930.
16. Казонина, Л.
Как дома. Школьный юбилей //Автозаводец. - 2010. ? 69 - мая. - С. 3.
17. Крутиков, Г. К. вопросу
общественно-пространственной организации поселения последовательного
социалистического типа [Текст] / Г.К. Крутиков // Советская архитектура. -
1931. - ? 1-2.
18. Ладовский,
Н. Планировка Автостроя и Магнитогорска [Текст] / Н. Ладовский // Советская архитектура. - 1931. - ? 1-2. 13.
Любимов, С. М. Воспоминания и раздумья [Текст] / С. М. Любимов // Музей истории
ОАО <ГАЗ>. - С.6.
19. Лещинский. Школа готова // Горьковская
коммуна. - 1935, 23 июля.
20. Меерович, М. Г. Идея города-сада Э. Говарда и советские рабочие поселки-сады [Текст] // М. Г.
Меерович // Вестник ТГАСУ. - 2009. - ? 4. - С. 46-50.
21. Меерович, М.Г. Рождение Соцгорода.
Градостроительная политика в СССР. 1926-1932 гг. (Концепция социалистического
расселения - формирование населенных мест нового типа) [Текст] / М.Г. Меерович.
- Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. - 472 с.
22. Меерович, М.Г. Рождение и смерть
города-сада: Градостроительная политика в СССР. 1917-1926 гг. (От идеи
поселения-сада к советскому рабочему поселку) [Текст] / М. Г. Меерович. -
Иркутск: ИрГТУ, 2008. - 340 с.
23. Меерович М.Г. Рабочие поселки-сады в
послереволюционной России [Текст] / М.Г. Меерович // Архитектурное наследство /
Отв. ред. И.А. Бондаренко. Вып. 49. - М.: КомКнига, 2008.
24. Методические указания по определению
предмета охраны для объектов, предложенных к включению в реестр объектов
культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов
культурного наследия федерального и регионального значения (памятников истории
и культуры). Машинопись. - М.: ООО "ПФ-Градо",
2011.
25. Мижуев, П.
Г. Сады-города и жилищный вопрос в Англии [Текст] / П. Г. Мижуев.
- Петроград.: Новое время, 1916. - 496 с.
26. Миронов, Б.Н. Социальная история
России периода империи (XVIII - начала ХХ в.). Т. 2. - 2-е изд. испр. [Текст] / Б.Н. Миронов. - СПб.: Изд-во <Дмитрий Буланин>, 2000. - 568 с.
27. Нижний Новгород. Иллюстрированный
каталог объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
федерального значения, расположенных на территории Нижнего Новгорода в двух
книгах /[отв. ред. А.Л. Гельфонд]. - Н. Новгород,
2017. Книга 1. С. 325-357.
28.
Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. / Авт.-
составит. Б.С. Извеков, А.В. Кессель. - Н. Новгород: РИ <Бегемот>, 2013. С. 310-311,
318-319.
29. Орельская,
О. В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде [Текст] / О.В. Орельская. - Н.Новгород: Промграфика,
2005. - 192 с.
30. Приемо-сдаточный акт по школе ? 1/19.
1935 год // Архив МОУ СОШ ? 126.
31. Рубцов Б. <Идем на штурмовку:> //
Нижегородский рабочий. - 2000. - 11 янв. - С. 2.
32. Ружже, В.
Идеи городов-садов в России [Текст] / В. Ружже //
Зарубежный и отечественный опыт в строительстве: экспресс-информ.
Свод. т. Сер. <Архитектура, градостроительство и жилищно-гражданское
строительство> / ВНИИНТПИ. - 2005. - Вып. 2. -
102-113 с.
33. Строим социалистический город.
Результаты конкурса проектов //Автогигант. - 1930. - 31 марта.
34. Тюльников
Л.К., Басович Я.И. Герои Советского Союза -
горьковчане. - Горький, 1981., 2-е изд., перераб. и
доп. - С. 214.
35. Хан-Магомедов, С. О. Архитектура
советского авангарда. [Текст]: В 2 ч. Ч. 2. Социальные проблемы / С. О.
Хан-Магометов. - М.: Стройиздат, 2001. - 712 с.
36.
Цапенко, М. П. О реалистических основах советской архитектуры. [Текст] / М. П.
Цапенко. - М.: ГИЗ по строительству и архитектуре, 1952. - 396 с.
37.
Школы построены на отлично// Автогигант, 1935 - ? 182, 11 августа.
Обоснования вывода экспертизы:
Экспертное заключение подготовлено по
результатам анализа представленной Заказчиком и собранной экспертом
документации, основывается на содержании Федерального закона от 25.06.2002
73-ФЗ <Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации>.
Проведенные исследования, изученные
материалы и документы дают необходимую полноту и информативность для вынесения
решения, обладают объективностью в освещении истории появления и оценке
историко-культурной, художественной и мемориальной значимости Объекта.
Анализ имеющихся материалов и
документов, историко-культурные характеристики Объекта, приведенные выше в Акте экспертизы, позволяют говорить о
высокой степени его ценностных показателей для включения в Единый государственный
реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации.
Объект представляет собой общеобразовательную школу, построенную
по индивидуальному проекту известного советского архитектора Л.М. Наппельбаума
в стиле постконструктивизма в квартале, ограниченном
пр. Молодежным - ул. Краснодонцев - пр. Ильича - ул. Школьной на исторической
территории "Соцгород Автозавода" в г.
Нижнем Новгороде.
Объект обладает мемориальной
ценностью :
Мемориальная ценность заключается в достойном
увековечивании памяти трех горьковчан - участников Великой Отечественной войны,
Героях Советского Союза, а так же других выпускников данной школы, погибших на
фронтах Великой Отечественной войны. В здании учились три Героя Советского
Союза - А.И. Поющев, С.М. Крайнов,
Ю.И. Онусайтис.
Звание Героя Советского Союза было учреждено
Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года.
Согласно Положению о звании Героя Советского Союза,
которое было принято 29 июля 1936 года, это звание, являясь высшей степенью
отличия, присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР за личные или
коллективные заслуги, связанные с совершением геройского подвига перед всем
Советским государством и обществом.
Идея сохранения памяти о погибших
воинах, увековечение бессмертных подвигов героев, самоотверженно защищавших
Родину, выражена также в мемориале, установленном на территории Объекта.
Здание несет идейно-содержательный смысл
сохранения для будущих поколений памяти о Великой Отечественной Войне и о ее
героях; укрепляет военно-патриотические традиции и способствует
духовно-нравственному воспитанию молодёжи.
Объект имеет градостроительное значение, являясь важным элементом
пространственно-планировочной структуры и частью городской историко- архитектурной
(градостроительной) среды исторической территории <Соцгород
Автозавода>, сформированной в основном в довоенный период.
Объект обладает архитектурной ценностью. Благодаря своему объемно-планировочному решению он
уникален: по сути дела, это единственное сохранившееся на территории Нижнего
Новгорода историческое общественное здание довоенного периода с астрономической
обсерваторией.
Здание школы несет на себе отпечаток исторической
эпохи советского авангарда, советских идей воспитания нового человека, на
которых основывали свои архитектурные произведения зодчие; его сохранение, как
отличного образца советского постконструктивизма
способствует закреплению неповторимого облика одного из исторических районов
города - исторической территории Соцгорода
Автозавода.
Здесь осуществлялось и
осуществляется коллективное воспитание и образование детей. Профессионально
построенное здание не меняло своего функционального назначения более 80-ти лет.
Выявленные характеристики Объекта позволяют говорить о
его высокой общественной,
познавательной, воспитательной, мемориальной, градостроительной, архитектурной
ценности.
Он представляет
общественный и культурный интерес своими архитектурными характеристиками,
индивидуальными особенностями, определяемыми их принадлежностью ко времени постконструктивизма 1930-х годов.
Здание школы
имеет непосредственную связь с выдающимися историческим лицами - Героями
Советского Союза.
Эксперт
считает, что более корректным наименованием Объекта является следующее: "Здание школы, где
учились будущие Герои Советского Союза А. И. Поющев, С.М. Крайнов, Ю.И. Онусайтис".
Таким образом, безусловно можно сделать вывод о том,
что Объект является объектом недвижимого имущества, представляющим собой
ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, социальной
культуры, и является <свидетельством эпох и цивилизаций, подлинным источником
информации о зарождении и развитии культуры> (ст. 3 Федерального закона <Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации> от 25.06.2002 г. ?73-ФЗ).
В связи с вышеизложенным,
Объект обладает историко-архитектурной,
художественной, научной и мемориальной ценностью, имеет особое значение для
истории и культуры Нижегородской области. Рекомендуемая категория - объект культурного
наследия регионального значения (ст. 4
Федерального закона <Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации> от 25.06.2002 г. ?73-ФЗ.
Вывод
экспертизы:
Выявленный объект культурного наследия - <Школа, где
учились будущие Герои Советского Союза А. И. Поющев, С.М. Крайнов, Ю.И. Онусайтис>, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, пр.
Молодежный, д. 30 А, обладает историко-культурными и мемориальными ценностными
характеристиками.
Включение ОБЪЕКТА в Единый государственный реестр
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации является ОБОСНОВАННЫМ (положительное заключение).
Рекомендуемая категория историко-культурного значения - объект культурного наследия регионального значения
Предлагаемое наименование Объекта - Здание школы,
где учились будущие Герои Советского Союза А.
И. Поющев, С.М. Крайнов,
Ю.И. Онусайтис.
Дата возникновения Объекта и связанных с ним
исторических событий - 1930-е годы.
Вид - памятник.
Общая типологическая принадлежность - памятник истории, памятник архитектуры.
Дата оформления Акта (заключения) ГИКЭ - 30 мая 2018
года.
Аттестованный эксперт МК РФ по проведению государственной
историко-культурной экспертизы А.И. Давыдов.
Ключевые
слова: Соцгород Автозавода, объекты культурного наследия, памятники
советской архитектуры, памятники истории, воинские мемориалы,
общеобразовательные учреждения, школа ? 126.
Публикуется впервые