--

Репортаж второй. 11 июня 2011г. Прах предков.

18 июня, 2019

Репортаж второй. 11 июня 2011г. Прах предков. (6.67 Kb)

              2 июня на стройке состоялся еще один День открытых дверей в прошлое. На этот раз для сотрудников компании «Весенние инвестиции», выступающей в качестве застройщика. Перед ними открылась необычная картина (Илл.1). Повсюду в земле лежали человеческие останки (Илл.2): в анатомическом порядке (илл.4), разрозненными (илл.5) или собранными в кучи (илл.6). костями. Человека непосвященного такая картина ошеломляет. Но для археологов в ней нет ничего удивительного или неожиданного. Известно, что здесь, вблизи от нынешней Театральной площади находилась Никольская Верхнепосадская церковь. В XVII  в. она была деревянной, в XVIII ее сменила каменная, перестроенная в XIX в. и разобранная в 1932 году. Средневековью было свойственно единение живых и мертвых. И среди городской застройки появлялись кладбища. Умерших хоронили прямо около городских приходских церквей, и похоронные процессии были неотъемлемой частью повседневной городской жизни. При длительном существовании храма и постоянном использовании кладбищенской территории под погребения, одни захоронения, более поздние, неизбежно повреждали другие, более ранние. Поэтому при выявлении захоронений границы могильных ям читаются с трудом, что существенно замедляет процесс их расчистки. Да и кости погребенных зачастую лежат уже не в анатомическом порядке.(Илл3) Умерших хоронили по христианскому обряду, в могильных ямах, вытянуто на спине, головой на запад-юго-запад. Захоронения – безинвентарные. Иногда, правда, попадаются медные нательные крестики (Илл.8).  Иногда удается проследить тлен от истлевших гробов
             XVIII век с его практицизмом стремился преодолеть традицию хоронить в городской черте. Петр I в своей преобразовательной деятельности не обошел стороной и устройство кладбищ. 10 октября 1723 г. он издал указ о запрете погребений в пределах города — кроме «знатных персон». Императрица Елизавета Петровна во время своего пребывания в Москве в 1748 г. издала указ (2 июля) о запрете погребать при церквях, находящихся на дороге от Кремля до Головинского дворца на Яузе, т.е. на пути следования ее кортежа. 17 ноября 1771 года (по старому стилю)  в свзи с эпидемией чумы был издан Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Екатерины II Правительствующего Сената указ, повелевающий господам Губернаторам “в вящую предосторожность от заразительной болезни чтобы по городам при церквах никого не хоронили, а отвели бы господа Губернаторы для того особые кладбища за городом выгонных землях, где способнее, построя при оных на первый случай хоть небольшие деревянные церкви…”. Указ Правительствующего Сената был неоднократно продублирован Святейшим Правительствующим Синодом. В Нижнем Новгороде во исполнение этого указа для городского кладбища было выделено место за городом (территория совр. Кулибинского парка) , а приходские кладбища перестали действовать.
             Имена погребенных у Никольской церкви во второй половине XVIII века можно восстановить по данным сохранившихся метрических книг этого периода. Социальный состав прихожан, а соответственно и погребенных был неоднороден: посадские люди, чиновники губернской канцелярии, дворовые крепостные, военные. Это подтверждается и археологическими материалами. Обнаружены кирпичные склепы, в которых, без сомнения, были похоронены состоятельные люди (Илл.7). С захоронениями XVIIв. дело обстоит сложнее. Письменных источников этого времени аналогичных метрическим книгам XVIII века нет. Однако, по Писцовой и Переписной книгам Нижнего Новгорода мы знаем поименно прихожан этой церкви по состоянию на 1621 и 1678гг.
         Работы по извлечению останков из земли продолжаются. После того, как все кости будут извлечены из земли, придет черед антропологов. Им предстоит определить пол, возраст погребенных, «прочитать» по костям патологии и заболевания. Да и у археологов после ухода со строительной площадки работы не убавится. По формам нательных крестиков, по взаиморасположению погребенных предстоит уточнить датировки отдельных захоронений, попытаться вычленить те из них, которые совершались при деревянной церкви и те, которые появились уже при каменной. Нужно детально проанализировать обряд захоронения. Так, требует объяснения неоднократно зафиксированный обычай класть под головы умерших кирпич. А какую головоломку для археологов принесла вот такая находка: на груди одного из погребенных лежала монета 1860 года! Как такое могло случиться?. В общем, есть, над чем задуматься. А пока мы оставим археологов наедине с останками наших предков. И вернемся сюда в следующий раз, чтобы снова посмотреть  на их работу и поговорить о Никольской церкви.
Тени потомков над останками предков.
Илл.1. Тени потомков над останками предков.
Так выглядят остатки кладбища при Никольской церкви
Илл.2. Так выглядят остатки кладбища при Никольской церкви
В поисках границ могильных ям.
Илл.3. В поисках границ могильных ям.
Захоронения, сохранившиеся в целости.
Илл.4. Захоронения, сохранившиеся в целости.
Поврежденные захоронения.
Илл.5. Поврежденные захоронения.
Яма с останками из разрушенных погребений.
Илл.6. Яма с останками из разрушенных погребений.
даже склеп поврежден траншеей коммуникаций.
Илл.7. даже склеп поврежден траншеей коммуникаций.
За расчисткой детского погребения.
Илл.8. За расчисткой детского погребения.
Т.В. Гусева
© Открытый текст
 размещено 13.06.2011.

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Т.В. Гусева
  • Размер: 6.67 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Т.В. Гусева
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции