history/arkheography/metod/The_literature_13_15_centuries/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археография  /  Издание исторических источников  / 
   Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII-XV вв.

 Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII-XV вв.
Размер шрифта: распечатать




Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть V. Повесть о Тимофее Владимирском (Текст) (12 Kb)

 
 
Исследование Повести о Тимофее Владимирском публиковалось нами ранее (http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/?id=2816), но без текста памятника. Восполняем этот пробел.
 
Повесть о Тимофее Владимирском [Текст]: первая редакция / подгот. М. О. Скрипиль // Труды Отдела древне-русской литературы. – М.-Л., 1951. – Т. 8. – С. 300–304.
 
Повесть о Тимофее Владимирском
Первая редакция
 
Текст издается по списку ГПБ. Q. XVII. № 199.
К этой же редакции относятся списки:
1.      ГИМ. Уваров. № 1912 (157)
2.      Библ. им. В. И. Ленина, Большак. № 391
3.      ГИМ. Барсов. № 2134
4.      Библ. им. В. И. Ленина, № 1529 (Беляев. № 23)
5.      ГПБ. О. I. № 72 (Толст. II. 85)
6.      ГПБ. Титов. № 540
7.      Инст. истор., языка и лит. Карело-Финской базы АН СССР № 47 (167)
8.      БАН. 21. 8. 10 (Сев. 695)
9.      ГИМ. Хлудов. № 36
10.  Инст. истор., языка и лит. Карело-Финской базы АН СССР № 208
11.  БАН. Арханг. собр. № 429
12.  ГИМ. Муз. № 3033
13.  ГИМ. Уваров. № 2053 (1084)
14.  ГИМ. Щукин. № 692
15.  ГПБ. Погод. № 1603
16.  ГИМ. Барсов. № 934 (старые № 139 и 202)
17.  ГИМ. Востряк. № 1156
 
 
Повесть о презвитере впадшем в великии грех тяжкии, иже бысть в Русскои земли в княжение государя и великаго князя Ивана Васильевича Московскаго и всея Русии и при митрополите Филиппе.
Бе во граде Владимире презвитер некии живыи именем Тимофеи. Случи же ся ему быти по божию попущению искус сицев на пагубу души его.
В первую убо неделю святаго и великаго поста обычаи имут православнии христиане боголюбивии людие, мужие и жены и младые дети поститися во всю неделю. Постивше же ся в пяток вечера ко отцем духовным на покаяние приходити и о гресех своих очищатися, и в суботу на литоргии приимати святое тело и кровь Христа бога нашего. Тако же и к сему попу Тимофею прииде на исповедание грехов своих девица некая, красна зело, дщи славных града того. Бысть же има наедине в церкви двема и начат презвитера диявол на неутолимую похоть разжигати. Презвитер же не могии терпети разгорения плоти своея и падеся з девицею в церкви, не убояся божия суда и вечнаго мучения лютаго.
И сотворив грех з девицею и убояся изымания и побежа ис церкви вон в дом свои. И утаяся всех людеи, да не явлен будет властелем града того да бы ему злою смертию не умрети. И оседла конь свои и пременив образ свои поповскии и облечеся в воинскую одежду, и неявися и несказася жене своеи, ни детем своим и всед на конь скоро погна из дому своего. И из града своего бежа на чюждую страну в поганую землю татарскую, в Казань.
И тако во орду прибежав и вдадеся царю казанскому служити и отвержеся веры християнския и священническии чин попра и бусарманскую срацынскую злую веру прият и взят себе две жены.
Ох, увы, первие бе чиститель и говеин священник и предстатель престолу божию и поручник грешных душ, потом же зол гонитель бысть и лют кровопиица христианеск и воевода в Казани храбр. И часто его посылаше царь с татары своими воевати отечество его русския земли християн. Живяше же он тридесять лет в Казани; царю служил и разбогател вельми.
Бог же, не хотя смерти грешнику, но еже обратитися ему и живу быти, восхоте же и сего преступника в первое благочестие привести.
По времени же посла его царь на то же обычное и беззаконное дело, яко же и прежде пролияти кровь неповинных руских людеи. Он же иде по словеси царя и возвратися в Казань с руским полоном. Идущу же ему чистым и великим полем к Казани и пусти полк свои напереди себя, сам же един остася назади (некоего) ради орудия. Едущу же ему на коне своем вполудни после полка своего далече остася и пояше умилно красныи стих любимыи пресвятеи богородице: «О тебе радуется обрадованная всякая тварь».
Тогда же по случаю бежа пленник ис Казани некии отрок русин и западе лежаще утаяся в дуброве по страну пути того, ждущи докуду минет весь полк татарскии, чтобы востати от места того, и паки бы побежать, не блюдяся к Руси.
И егда отрок, слыша поюща стих, и востав от лежания своего, и мнев поюща стих быти русина, не бояся, радостен изыде оттуду и потече из дубровы на путь свои и явися тому окаянному варвару, прежде бывшему попу. Он же видя отрока ярыма своима очима звериныма и похватив мечь наг и хоте отроку главу отсещи. Пленник же паде на земли, з горкими слезами милости прося у него, чтобы не убиен был от него. И сказа ему о себе, яко «пленник есмь русин, бежа ис Казани на Русь и слышах тебя по руски поюща великии стих богоматере, еже любезнеиши есть тои стих всех стихов богородичных и у нас его на Руси честно поют, славяще пресвятую богородицу молебницу и заступницу нашу. И чаях тебя русина быти и явихся, господине, лицу твоему, не бояся». Преступник же, то слыша, и жестокое и каменное свое сердце во умиление положи, и нача великим гласом жалостно плакати и рыдати и сшед с коня о землю убивашеся, яко устрашитися отроку тому и вмале не побежа от него, дивяся в себе, что се таково сотворилося, бе бо и отрок тои грамотен же. И плакася от полудне того до вечера, донележе гортань его премолча, и слезы исчезоста от очию его. И обозреся со отроком ту и спа до утра на траве, дав отроку мало нечто снести, сам же ничего не вкуси.
Пленик же нача прилежно вопрошати, глаголя: «Что се, господине, есть и что плачь твои и почто горко плачеши, повеждь ми рабу своему». Он же устранися от плача и мало пришед в себе, все отроку вышеписанное поведа, яко поп на Руси был. Пленник же увещеваше его на покаяние обратитися, яко бог наш милостив есть и кающихся от грех очищает. Он же рече отроку: «Молю тя, отроча, и заклинаю тя богом вашим Исусом Христом, пришедшим в мир грешники спасти, да сотвориши ми любовь духовную; иди ныне от мене без боязни к Москве на Русь и пришед возвести о мне вся митрополиту вашему, еже сказати, аще есть такому грешнику покаяние, и они бы меня восприяли и запретили и простили, како подобает по заповеди господа нашего Исуса Христа; дабы и попечаловался о мне великому князю московскому, дабы и он простил во всем моем зле, еже много лет воевах землю его и христианство губя. Да рукописание бы прощения мне во всем написав, и двема печатми запечатав, великаго князя печатью, да своею другою печатью, да тогда веру иму, и поехал бы к Москве без боязни. Да по двою месяцу прислал бы ми с тобою на сие же место, и аз бы с радостию и без сумнения к Москве ис Казани приехал и вдался бы я в монастырь плакатися грехов своих. Ты же, брате, потрудися бога ради о мне всем сердцем своим без лености. Господь же ради труда твоего мзду воздаст ти во царствии небеснем». И одари отрока сребром немало. И обеща ему отрок истинно и неложно повеленное им сотворити.
И воставше заутра и такоже много плакався бусурман тои, и целовавшеся оба и разехавшеся. Отрока отпусти к Руси, а сам х Казани за полком своим скоро погна.
Отрок же к Москве пришед и скоро сказа вещь сию митрополиту Филиппу. Истинныи же пастырь церкви Христове в тои же час скоро шед в полату и возвести сыну своему духовному великому князю все поряду и подробну, еже что ему отрок сказа. Князь же великии и митрополит умилишася зело и в размышлении оба надолзе быша, и призваша отрока паки пред себя вопрошающе его: «Истинно ли тако бысть». Отрок же паки то же сказа им истинну подробну, и помянуша они евангельское слово реченное: «Аще изведеши честное от недо­стоинства, яко уста моя будеши». И советовавше между себе князь же и митрополит и написавше грамоту и запечатавше своими печатми и послаша со отроком к бусорману тому и прощение ему, покаявшемуся и возвратившемуся от тмы во свет, сказаша, и во всем его простиша и наказавше звати его, чтобы ехал к Москве безо всякия боязни и да будет честен в службе великому князю.
Наставшу же третиему месяцу, пленник, отрок тои, тщашеся безо лжи любовь божию сотворити и тамо итти; то бо есть любовь истинная, кто положит душу свою за брата своего. И иде отрок полем многия дни до уреченнаго места того и поспе на срок свои и ту пришед ждаше бусормана два дни и мнев яко же не быти ему.
В третии же день, зряше отрок прилежно х Казани, прямо на горе высоце на древо возлезе; узре: и се гнаше полем един человек от Казани путем на дву скорых драгих конех своих к месту тому, вельми спешася. Отрок же позна, яко тои есть друг его бусорман и вмале скрыся от него, искушая его. Он же прискочи на место то, и невиде отрока, чаяше, яко солгах ему, и не пришедша во уреченныи час и день. И свержеся с конеи своих долу на землю и плакася вельми горко, яко могущу что и самое камение с собою на плачь подвигнути, и не можаше от плача утешится, верстою бы он в пятьдесять лет быв. Такоже скоро отрок явися ему. Он же видев его борзо з горы идуща к себе и такоже позна его и потече скоро к нему против у его, и объем паде на выю отроку и целуя его и плакася з горкими слезами, глаголя ему: «Что ти воздам, любимыи мои брате и нелестныи друже и верныи посланниче и великотрудниче, еже о мне поганом сотворил еси». Отрок же взем влагалище из-за пазухи своея и разверг и вынял из нея грамоту и даде ему. Бусорман же приим и прочте со многими слезами и вопияше непрестанно гласом мытаревым: «Боже, милостив буди мне грешному беззаконному преступнику. Боже очисти грехи мои и помилуи мя». И простер руце свои на небо и рече: «Боже щедрыи, благодарю тя, человеколюбче, грешным милостиве, яко сподобил мя еси, окаяннаго, от начальнаго пастыря моего беззаконию моему прощение приятии». И абие внезапу пад на землю тихо. И нозе свои, яко жив, простре и обретеся мертв.
Отрок же во ужасе надолзе быв. И разуме истинно, яко умре, и сня с него драгия ризы и всю коньскую зъбрую, и облече на него смиренныя своя одежды, ископа землю и погребе его ту со слезами, и нощь ту преспа у гроба его. Тимофеи же явися ему у гроба своего благодарение воздавая ему, яко: «Тебе ради приях от бога прощение грех своих. Да возми кони мои со всем, еже на них, за труды своя, и иди отсюду на Русь и поминаи меня до живота своего молением и молитвою и милостынею и прощением».
Отрок же на утрие простився у гроба его и взя кони оба драгия Тимофеевы з збруею, и обрете на них басманы великие, полны насыпаны злата, и сребра и драгих каменеи, и всед на конь и поеде на Русь радуяся и веселяся.
И приехав к Москве и подробну поведа о Тимофеи, еже случися ему, великому московскому князю, и митрополиту, и како погребе его, и како его виде во сне. И оставльшаяся вся показа им. Князь же и митрополит удивишася о сем и прославиша бога, како покаянием и слезами очистився, и простишася греси его, и душа его спасена бысть. Князь же и митрополит все имение тимофеево повелеста отроку тому отдати. Еще же к тому князь и земли удел даде ему.
Сия же повесть многа лет ненаписана бысть, но тако в людех в повестех ношашеся. Аз же слышах от многих сие и написах ползы ради прочитающим, да не отчаются согрешившии спасения своего, но притекут ко всемилостивому богу истинным покаянием и отпущение грехов получат, и жизнь вечную сподобятся прияти и в безконечныя веки на небеси с преподобными имут царьствовати. Аминь.
 
 
 
 
размещено 27.07.2011

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Нестеров И.В. (подгот.)
  • Размер: 12 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Нестеров И.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Нестеров И. В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература 13–15 вв. Часть I. Летописная повесть о побоище на Калке
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть II. Летописная повесть о Батыевой рати
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть III. «Задонщина» Софония Рязанца
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть 4. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть V. Повесть о Тимофее Владимирском (Текст)
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть VI. Летописная повесть о стоянии на Угре
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть 7. Повесть о мутьянском воеводе Дракуле
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XVI века. Часть 8. Повесть об Андрее Критском
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XVI века. Часть 9. Послание Ивана Грозного Василию Грязнову
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XVI века. Часть 10. Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100