space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области (33.7 Kb)

 
Редакция ЭПИ "Открытый текст" продолжает следить за происходящим в Дудине монастыре, где ЗАО"Пирс"ведет несанкционированные строительные работы. Обращения общественности в государственные органы охраны памятников  привлекли их внимание к состоянию этого памятника средневековой русской архитектуры. 15 февраля там побывала комиссия "Россвязьохранкультуры", а 28 февраля - представитель УГО ОКН Нижегородской области. Однако строительные работы, наносящие ущерб ансамблю, так и не остановлены. Как говорится, "А Васька слушает, да ест..."
 
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ АМВРОСИЕВА ДУДИНА МОНАСТЫРЯ В БОГОРОДСКОМ РАЙОНЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова
(НИП «Этнос»)
 
Историческая справка
 
Практически полностью разрушенный ансамбль Дудина Амвросиева Николаевского монастыря – одной из древнейших обителей Нижегородского края – расположен в 37 км от Нижнего Новгорода на высоком правом берегу реки Оки. В древности это была территория Березопольского стана Нижегородского уезда.

 

Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.

Время основания Дудина монастыря в точности неизвестно. Из записи, сделанной в Евангелии, в свое время хранившемся в ризнице нижегородского Спасо-Преображенского собора, становится ясно, что монастырь существовал уже в 1408 году. В летописях же первый раз о нем упоминается в 1445 году в связи со взятием Нижнего Новгорода казанцами. Какие были здания в Дудином монастыре при первоначальном его устройстве, сведений не сохранилось.

Что касается наименований монастыря, то, по преданию, Амвросиевым он назван по имени его основателя или первого строителя Амвросия. Николаевским – по первому деревянному храму Николая Чудотворца, который срубил отшельник Амвросий. Название же Дудина объясняется (оставляя в стороне позднюю красивую легенду о мальчике-пастухе с дудой) близостью его к селу Дуденеву, владельцами которого издавна был род Дуденевых, содействовавший построению монастыря.
В 1620-х годах, по сведениям писцовой книги Дмитрия Лодыгина, в монастыре существовало три деревянных храма – рубленый Успенский собор, Никольский храм и стоявшая на берегу реки Оки ниже монастыря церковь Ильи Пророка. Каменным строением в монастыре в это время была колокольня, построенная еще в 1592/1593 году, о чем свидетельствовала выбитая на ней надпись: «Лета 7101 году достроена колокольня при игумене Евфимии».
Деревянный Успенский собор был не просто шатровым на подклетях с папертью, а являлся к тому же храмом «... о двунатцати стенах...». По сведениям исследователей, данных об аналогах такого двенадцатистенного храма в письменных источниках не встречается.  Ильинская и Никольская деревянные церкви монастыря, вероятнее всего, были клетскими, но в описании это прямо не отмечено.
Ильинскую церковь опоясывала галерея – паперть. Как и Никольская церковь, Ильинская отличалась от прочих наличием трапезной и была «теплой», т. е. отапливалась. Особенностью Ильинской церкви являлось существование дополнительного придела во имя Василия Блаженного, располагавшегося «…под трапезою…», т.е. внизу, в подклете трапезного прируба. Церковь Николы Чудотворца, также как и Успенская церковь, имела паперть, но в этом случае под ней надо понимать уже не галерею, а крыльцо, потому что из текста писцовой книги следует, что паперть находилась «…перед трапезою…», а не окружала все здание. Церкви, входившие в монастырский ансамбль в первой половине XVII века, имели более сложное объемно-пространственное построение по сравнению с сельскими приходскими храмами этого времени. Ни одной деревянной церкви из описанного архитектурного ансамбля не сохранилось.

 

Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.

С 1676 года, когда монастырь перешел в ведение патриарха и стал именоваться Синодальным домовым монастырем, в нем развернулось каменное строительство. 2 февраля 1677 года в монастыре по личному указу патриарха Иоакима заложили каменный Успенский собор, надзор за строительством которого поручили игумену Евфимию.
Сразу же после завершения возведения храма были выстроены и другие здания монастырского комплекса: корпус архимандрита с тремя сводчатыми подвалами и протяженный келейный корпус, сходные по своей архитектуре с дошедшим до наших дней келейным корпусом XVII столетия Нижегородского Печерского монастыря, а также каменная ограда со святыми воротами, протяженностью более 300 м. К концу XVII века на берегу реки Оки возвышался прекрасный каменный архитектурный ансамбль, развалины которого дошли до наших дней.
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
 
После ликвидации патриаршества в России в 1721 году обитель была передана в ведение Коллегии экономии. С 1749 года, после того как игумену монастыря запретили управлять приписанными к обители крестьянами, монастырские здания из-за неимения средств на их содержание, постепенно приходят в ветхость. К 1764 году – времени проведения Екатериной II секуляризации церковных земель – Дудин монастырь, в котором осталось всего 6 иноков, был упразднен. Его Успенская церковь стала приходским храмом села Подъяблонного Горбатовского уезда, расположенного недалеко от  монастыря.
Успенская церковь практически разрушенного к началу XIX века монастырского ансамбля достаточно долго по мере возможности поддерживалась прихожанами. В 1820-е годы на средства прихода была отремонтирована ее кровля (заменили деревянную на железную) и капитально перестроена трапезная: для надежности под ее своды были подведены два столба.
В конце XIX века колокольня Дудина монастыря своей архаичной архитектурой привлекла внимание архитектора Л.В. Даля, который выполнил тогда акварель с ее изображением и обмеры, опубликованные позже Императорской Археологической комиссией.
В начале ХХ века архитектурный ансамбль монастыря начал восприниматься как памятник древности, заслуживающий сохранения, и в 1910 – 1912 годах под руководством нижегородского архитектора Леонида Дмитриевича Агафонова были проведены ремонтно-реставрационные работы Успенского собора. В это же время был восстановлен его древний иконостас. К августу 1914 года на территории монастыря были выстроены каменный  дом священника, деревянный дом дьякона и псаломщика, другие деревянные и краснокирпичные хозяйственные и служебные постройки.
После ликвидации прихода села Подъяблонное  в 1939 году, разрушение монастырских построек приобрело необратимый характер. На сегодняшний день от них остался полуразрушенный Успенский собор. В аварийном состоянии находится дом священника. В непосредственной близости от церкви (с южной стороны) сохранились также остатки «надкладезной» каменной часовни. Колокольня, ограда и другие строения полностью уничтожены.
В 1995 году все сохранившиеся постройки были поставлены на государственную охрану как памятник регионального значения. В 2001 году был зарегистрирован вновь созданный приход села Подъяблонное, а в 2006 году принято решение о возрождении Дудина Амвросиева монастыря. Ведется консервация Успенского храма. В самом начале 2008 года в результате несанкционированных работ окончательно уничтожены сохранявшиеся в земле фундаменты колокольни.
 
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
 
Местоположение комплекса  монастыря
 и градостроительное значение
 
         Амвросиев Дудин Монастырь расположен в полугоре высокого правого берега реки Оки на небольшой площадке (террасе), напротив поселка Желнино, включённого в настоящее время в черту города Дзержинска. К юго-западу от монастыря находится деревня Тетерюгино, к юго-востоку  - деревня Подъяблонное, отделённые друг от друга обширным полем. Соседство реки леса, широких пространств полей с каменными сооружениями монастыря формируют единое территориальное целое. К настоящему времени архитектурный ансамбль Дудина монастыря в связи с периодом долгого запустения и бесхозного состояния, а также утратами (колокольни, завершений Успенской церкви) во многом потерял историческое градостроительное значение.
         Однако, следует отметить, что территория монастыря приобрела значение природно-культурного пространства, комплексного и интегрального объекта культурного и природного наследия. Неразрывная связь с живописными окрестностями позволяет классифицировать остатки сооружений монастыря в совокупности с природным окружением как “культурный ландшафт” Нижегородской области.
 
Факторы культурно-ландшафтной дифференциации территории
 
Исследуемый фрагмент культурного ландшафта обладает специфической структурой, основой которой являются природный, градостроительный и культурный (социальный) аспекты. Первичным элементом является природный, поскольку природные особенности определили характер планировочного развития этой территории. Природный каркас формируется линейными формами: горизонтали террасы окского склона и широкой реки являются композиционными осями в пределах исследуемой территории. Комплекс Дудина монастыря – является характерным примером русского монастырского зодчества, в полной мере отражающим своеобразие и характерность этого типа архитектурных ансамблей.
В пределах исследуемой территории ландшафтное окружение различно по краскам и фактурам: деревенские постройки сочетаются с зелеными массивами полей и лугов, чередующихся в свою очередь с водными пространствами затона и реки. Разнообразные рисунки полей, лугов, оттенки листвы пород деревьев, изрезанная береговая линия Оки и затона, живописные очертания острова оттеняют строгие краснокирпичные постройки монастыря. Архитектурный облик сооружений вторит основным чертам природного окружения: суровость высокого и крутого берега Оки корреспондируют с обликом скромного и лаконичного по архитектуре Успенского храма с мощными контрфорсами, высокой колокольней (утрачена к настоящему времени).

 

Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.

         Градостроительный аспект культурного ландшафта представлен комплексом монастырских сооружений. До настоящего времени от ансамбля монастыря сохранилось всего несколько построек, при этом и они находятся частично в руинированном состоянии. Разрушающееся здание Успенской церкви занимает центральный участок монастырской территории, к югу от него развалины «надкладезной» часовни, с севера сохранились остатки каменной монастырской ограды с контрфорсами, здание бывшего дома причта  примыкает к южной ограде монастыря. К северо-востоку от монастыря, на кромке откоса существует небольшое сельское кладбище, рядом с ним установлен поклонный крест. Таким образом, каждая монастырская постройка вписана в просторы природного окружения, а характер архитектурного облика сооружений сопоставим с особенностями ландшафта.
Социальный аспект культурного ландшафта проявляется в его информационной насыщенности – на протяжении нескольких столетий он как любой монастырь играл важную роль в церковной, политической, экономической и культурной жизни. В этом отношении следует учитывать, что после ликвидации монастыря в екатерининское время Успенский храм служил приходской церковью села Подъяблонное. До сих пор монастырский комплекс является подлинным источником информации об организации территории  и системе культурных ценностей, служит свидетельством культурной традиции. Таким образом, развитие этой территории обусловлено взаимодействием природных и социо-культурных процессов.
 
Степень сохранности исторической планировочной структуры целостность восприятия историко-градостроительной среды,
визуальные связи, архитектурные доминанты
(существующие и утраченные)
 
Планировочная структура бывшей монастырской территории читается на начало XX века, когда архитектурный комплекс использовался в качестве приходского. На этот же период прослеживаются границы его территории. В это время в результате строительных работ застройка обители претерпела значительные изменения.
К настоящему времени от собственно монастырских построек сохранился лишь Успенский храм и до начала 2008 года сохранялись остатки фундамента колокольни. Остальные постройки относятся к началу XX века: остатки краснокирпичных дома причта и надкладезной часовни.
Тем не менее, целостность восприятия монастырского комплекса сохраняется до настоящего времени. Это обусловлено прежде всего композиционным единством уцелевших исторических сооружений, объединённых функциональным назначением, с природным ландшафтом, а также отсутствием новой застройки на прилегающей к монастырю территории.  Стоит отметить, что для восприятия монастырского ансамбля сложились особые условия: монастырь прекрасно просматривается с реки, а также с бровки откоса и с берега.
Степень сохранности облика отдельных объектов различна.  Здания и сооружения дошли до настоящего времени с утратами внешнего архитектурного облика. Наиболее близок к первоначальному облик Успенской церкви. Практически разрушена «надкладезная» часовня, частично разрушен второй этаж дома причта. В ходе работ по благоустройству территории монастыря уничтожены сохранившиеся фрагменты ограды, а также остатки колокольни (фундаменты и своды первого яруса). В целом сооружения монастыря требуют реставрационно-восстановительных работ, а территория – комплексного благоустройства.
С утратой колокольни роль архитектурной доминанты стало играть наиболее крупное сооружение комплекса –– Успенская церковь, господствующая над пространством живописных окрестностей. Следует отметить чрезвычайно ответственное положение монастыря – на террасе высокого откоса. В связи с этим он хорошо просматривается с дальних расстояний – с противоположного низкого берега Оки, а также с бровки откоса. При этом  открытое пространство у бровки откоса является естественной обширной смотровой площадкой – зоной панорамного восприятия.
 
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
 
Характеристика по типологии и стилистике, наличие выразительного образа исследуемой территории (ценность культурного ландшафта)
 
         Дудин монастырь на период конца XVIII века представлял собой небольшой ансамбль, включающий в себя различные типы зданий и сооружений: Успенский, и Никольский храмы, Ильинскую церковь и храм Владимирской (Оранской) иконы Божией матери, а также колокольню, каменную ограду, корпус келий и архимандричий корпус. Его территория имела форму четырёхугольника. В центральной части монастырской территории располагалась наиболее крупная постройка комплекса – его архитектурная доминанта –  Успенская церковь (1677 г.). Местоположение остальных сооружений определялось близостью к монастырской ограде.
         В настоящее время комплекс  представлен разрушающимся зданием Успенской церкви, развалинами «надкладезной» часовни, остатками каменной монастырской ограды и здания двухэтажного дома священника.
         Двухпрестольный каменный Успенский храм традиционен по объёмно-пространственному решению: двухъярусный четверик основного объёма, перекрытый сводом, с востока завершён выступом трёхапсидного алтаря, с запада к нему примыкает вытянутая трапезная под скатной кровлей.  Фланги четверика акцентированы лопатками и завершены полукруглыми закомарами, в верхней части проходит профилированный венчающий карниз. Прямоугольные окна не имеют декоративных обрамлений. Лаконизм архитектурного облика, мощные контрфорсы создают ощущение монолитности церкви.
         Краснокирпичная с неоштукатуренными фасадами, завершёнными треугольными фронтонами, часовня над источником представляет собой небольшой квадратный в плане объём под двускатной кровлей (частично утрачена). Оконные проёмы часовни имеют килевидное завершение. Этот же мотив повторен в очертании ниши на восточном фасаде.
 
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
 
         Дом причта двухэтажный краснокирпичный с неоштукатуренными фасадами. Арочные окна заключены в ниши, в верхней части фасада проходит пояс поребрика и городчатого орнамента. К настоящему времени сохранились его остатки.
Архитектурный образ исследуемой территории характеризуется своеобразием и определяется гармоничным единством краснокирпичных монастырских сооружений с живописным ландшафтом. Архитектурное и природное своеобразие участка раскрывается как в облике построек, дающих представление о  русском монастырском зодчестве, так и в красоте окружающего пейзажа – крутого берега Оки, поросшего лесами, живописных очертаний береговых линий реки и затона. Выразительный опознаваемый облик этого пространства сформировался как результат объединения всех составляющих его аспектов.
Ценность культурного ландшафта определяется в первую очередь его аутентичностью, показателем которой в отношении исследуемого участка являются сохранность планировки, функциональное использование и социокультурное значение. С 2005 года монастырь активно возрождается, соответственно характер его функционального использования отвечает первоначальному. Социокультурное значение ландшафта определяется исторической ценностью и информационным разнообразием – на протяжении столетий существования монастырь прямо или опосредованно являлся отражением культурных, социальных и общественных процессов Нижегородского края.  
 
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
 
Выводы
 
Комплексные историко-библиографические и натурные исследования целостного фрагмента территории позволили прийти к определённым выводам в отношении историко-культурной ценности Дудина монастыря и прилегающих окрестностей.
Степень представленности природного и архитектурного своеобразия на данном участке высока. Монастырские сооружения воспринимаются в неразрывном единстве с окружающим пейзажем, что дало основания отнести исследуемый участок к категории культурного ландшафта. Природно-культурный комплекс в пределах границ разработки проекта обладает всеми признаками культурного ландшафта и имеет объективную ценность как носитель эстетической, научной, исторической информации. Сформировавшийся к настоящему времени выразительный образ монастыря, объединивший в себе природный и архитектурный компоненты, отличается гармоничностью, целостностью и своеобразием. Всё это обуславливает необходимость выдвижения требования увеличения мощности и полноты воздействия культурного ландшафта.
Амвросиев Дудин монастырь вместе с природным окружением  является фрагментом информационно и эмоционально насыщенной исторической среды с высокой степенью сохранности планировочной структуры и ландшафтных особенностей. Следует отметить также ценность архитектурного ансамбля в своей данности и наличие высокого информационного и эстетического потенциала. Дудин монастырь активно популяризируется, включается в паломнические маршруты. В последнее время источники информации выходят за рамки представлений местного населения о значимости расположенных на территории монастырского ансамбля сооружений и становятся все более массовыми и доступными. Исходя из этого, следует подчеркнуть необходимость сохранения и развития комплекса монастыря в своих характерных чертах и параметрах.
К большому сожалению, в настоящее время сложилась критическая ситуация,  которую оказались неспособны взять под свой котроль государственные органы охраны объектов культурного наследия. В результате продолжающихся несанкционированных строительных работ архитектурному ансамблю монастыря может быть нанесен непоправимый ущерб.
 
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
 

ПРОЕКТ ЗОН ОХРАНЫ, РЕЖИМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПО УСЛОВИЯМ ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ – Архитектурного ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря вблизи села Подъяблонное Богородского района
 
Архитектурный ансамбль Амвросиева (Дудина) монастыря является памятником истории и культуры регионального значения. Он взят на государственную охрану Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 30.05.1995 № 64. В соответствии со ст.34 п.1. ФЗ-73 «в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия, состав которой определяется проектом зон охраны».
 
ОПИСАНИЕ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИИ ПАМЯТНИКА
И ЗОН ЕГО ОХРАНЫ
 
В целях создания благоприятных условий для сохранения и лучшего восприятия  памятника истории и культуры регионального значения - Архитектурного ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря данным проектом предлагается установить границу территории памятника, которая в основном совпадает с исторической границей монастыря на конец XVIII века: с севера она проходит на расстоянии 25 м от северного фасада собора, с запада – на расстоянии 30 м по существующему деревянному забору, с юга - на расстоянии 50 м, с востока - 20 м от восточного фасада церкви.
 
В целях обеспечения сохранности памятника в его историческом  окружении, целесообразного его использования и благоприятного зрительного восприятия данным проектом предлагается установить охранную зону ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря, граница которой, обусловленная бассейнами видимости и точками наилучшего визуального восприятия, с севера проходит по противоположному берегу Оки, с запада и востока пересекает фарватер и продолжается параллельно западной и восточной границам территории памятника до д.Тетерюгино, с юга - повершине окского откоса.  
 
РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ
 в границе территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения –  Архитектурного ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря в д. Подъяблонное Богородского района
В границе территории объекта культурного наследия регионального значения, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 24.05.2002 г. (№73-ФЗ), предусмотреть следующее:
  1. Соблюдение правового режима, установленного земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации в отношении зон особо охраняемых территорий.
  2. Запрещение проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности объекта культурного наследия и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения:
- осуществление комплекса ремонтно-реставрационных работ на всех зданиях и сооружениях ансамбля монастыря;
- восстановление исторической объёмно-пространственной композиции монастыря: объёма колокольни и других утраченных сооружений;
- использование территории строго в соответствии с целевым назначением – функционированием религиозного объединения Русской православной церкви.
  1. Проведение работ по благоустройству территории объекта культурного наследия в соответствии с согласованным в установленном действующим законодательством порядке проектом благоустройства с учётом целевого назначения участка и формирования оптимальных условий для благоприятного зрительного восприятия Архитектурного ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря.
  2. Запрещение прокладки инженерных коммуникаций (теплотрасс, газопроводов, электрокабеля и пр.) наземным, воздушным способами, а также на фасадах сооружений, являющихся объектами культурного наследия.
  3. Обеспечение проведения охранных археологических мероприятий с целью исследования культурного археологического слоя, консервации и музеефикации археологических фрагментов исторических объектов перед началом любых видов земляных работ. Содержание этих мероприятий определяется государственным органом охраны объектов культурного наследия.
  4. Обеспечение согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия проектирования и проведения работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории.
 
РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ
в границе охранной зоны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения – Архитектурного ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря.
 
В пределах охранной зоны объекта культурного наследия, являющейся в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (закон  № 190-ФЗ от 29.12.2004 г.)  зоной с особыми условиями использования территории, руководствуясь п.2 ст. 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. (№73-ФЗ) устанавливаются «особые режимы использования земель, ограничивающие хозяйственную деятельность и запрещающие строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды объекта культурного наследия». Вся деятельность в указанной границе должна быть направлена на регенерацию историко-градостроительной среды монастырского ансамбля.
1.     Соблюдение основных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающих градостроительные отношения в зонах с особыми условиями использования территорий.
2.     Закрепление и развитие исторически сложившихся градоформирующих функциональных зон, имеющих перспективу устойчивого развития.
        - закрепление и развитие зоны обслуживания комплекса культового назначения – Амвросиева (Дудина) монастыря, развитие функций, связанных с паломническим туризмом;
- возможность развития зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
- развитие зоны рекреационного назначения;
3.     Обеспечение гармоничного включения новой застройки в природный ландшафт с учётом формирования оптимальных условий для благоприятного зрительного восприятия ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря, закрепление градоформирующего значения исторической архитектурной доминанты – Успенской церкви при реконструкции территории.
4.     Возможность комплексной реконструкции и благоустройства территории в соответствии с градостроительной и проектной документацией, предусматривающей включение ансамбля монастыря в новый градостроительный контекст в качестве композиционной доминанты. 
5. Исключение закрытия коридоров и направлений визуального восприятия комплекса Амвросиева (Дудина) монастыря.
- Запрещение перекрытия видов на ансамбль Амвросиева (Дудина) монастыря с севера.
- Создание видовых площадок в местах наилучшего восприятия Амвросиева (Дудина) монастыря – на бровке откоса.
6. Обеспечение оптимального воздействия природного и антропогенного ландшафтов; сохранение природного ландшафта. Сохранение ценных элементов ландшафта – окского откоса;  комплексное благоустройство откоса.
7. Обеспечение проведения охранных археологических мероприятий с целью исследования культурного археологического слоя, консервации и музеефикации археологических фрагментов исторических объектов. Содержание этих мероприятий определяется государственным органом охраны объектов культурного наследия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Фото И. Агафоновой. Сентябрь 2007 г.
 
 

Фото Т.С. Рыжовой (НОООПИК). 15 февраля 2007 г.
 

Фото М.В. Соловьева (УГО ОКН). 28 февраля 2007 г.
 
 
 
 
 
 
размещено 4.03.2007

(0.8 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Абросимова Ю.А., Давыдова А.А.
  • Размер: 33.7 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Абросимова Ю.А., Давыдова А.А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100