space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области (15.16 Kb)

 
Данная статья касается истории памятника архитектуры XVIII века - церкви Рождества Богородицы, переосвященной ныне во имя Иоанна Богослова, в городе Выксе Нижегородской области. При работе над ней были использованы, в основном, материалы, хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области      (ЦАНО) и Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге (РГИА).
Возникновение второго каменного храма в Выксе (после усадебной церкви в честь Рождества Христова) связано с существованием кладбища, располагавшимся с конца XVIII века между жилыми слободами Среднего и Верхнего Выксунских заводов. (Ранее, по сведениям краеведа В.П. Порхачева, кладбище находилось в районе современной улицы Ризадеевской)[1].
В клировых ведомостях указывается, что кладбищенская церковь во имя Рождества Богородицы построена в 1797 году “тщанием помещика господина Ивана Родионовича Баташева” (владельца выксунских горнометаллургических заводов)[2]. Ведомость страховой оценки церковных построек Выксы, составленная в 1910 году, называет другую дату - 1799 год[3]. Видимо, это незначительное расхождение вызвано тем, что в первом случае названа дата начала строительства (проектирования), а во втором - ее окончания и/или освящения престола. К сожалению, каких-либо дел, непосредственно связанных с данным событием, в архивах обнаружить не удалось.
Своего прихода церковь Рождества Богородицы в XIX - начале XX века не имела. Она была приписана к упомянутому выше главному выксунскому храму в чксть Рождества Христова, построенному еще в 1773 году. Как говорится в клировых ведомостях, “причта к оной церкви не определено, а исправляют священнослужение, когда потребно, от приходской Христо-Рождественской церкви священноцерковнослужители”[4].
Первоначальный облик храма устанавливается по архивным фиксационным чертежам, хранящимся в РГИА и ЦАНО[5]. Они показывают, что на момент постройки, церковь не имела трапезной: объем одноярусной колокольни над западным входом примыкал непосредственно к основному объему храма типа ротонды с полусферическим куполом и крестообразно расположенными выступами.  По своей архитектуре и объемно-планировочной структуре выксунская церковь Рождества Богородицы может быть отнесена к «баташевскому стилю», характерному для культовых и ряда гражданских построек Выксы и окрестностей. Наибольшее сходство она имела с Никольской церковью Верхне-Железницкого завода (ныне – рабочий поселок Виля), построенной в 1811 году. (Несколько перестроена в 1901 - 1902 годах).
Как видно из альбома чертежей 1820-х годов, зафиксировавшего планировку Выксы и ее постройки на то время, когда они принадлежали Шепелевым[6], церковь Рождества Богородицы была обнесена оградой. К западу от нее, но уже вне ограды, располагалось деревянное здание богадельни. Судьба последней не известна. Клировые ведомости главной выксунской церкви за 1856 год сообщают, что “зданий, как-то домов, лавок, часовен, больниц и богаделен, принадлежащих к сей церкви, не имеется”[7].
Свой первоначальный вид кладбищенская церковь в Выксе сохраняла до середины XIX века, когда произошла ее перестройка. Вызвана она была, вероятно, желанием сделать храм более вместительным. Общее же состояние церкви было хорошим, что отмечено и в клировых ведомостях за 1856 год, и в объездном журнале местного благочинного за то же время[8].
19 марта 1857 года Нижегородская губернская дорожная и строительная комиссия в “общем присутствии” (т.е. на общем заседании) рассмотрела проект пристройки к храму трапезной, переданный на рассмотрение Нижегородской духовной консисторией. Было принято решение “чертеж на перестройку Богородице-Рождественской церкви в селе Выксунском Заводе Ардатовского уезда, рассмотренный в Искусственном столе и оказавшийся составленным согласно правилам архитектуры, утвердить по установленной форме”[9]. Снятая тогда с утвержденных чертежей копия сохранилась. В советское время она оказалась в рукописном отделе областной библиотеки, а сейчас находится в ЦАНО[10]. К сожалению, автор проекта перестройки на чертежах не указан.
В результате реализации проекта церковь удлинилась в западном направлении за счет появившейся трапезной. В связи с этим “переместилась” и колокольня. Причем она была восстановлена над новым западным входом в несколько измененном по сравнению с первоначальным виде (шарообразная главка заменена на луковичную, на фасадах, ниже яруса звона, появились “кокошники” в соответствии с господствовавшими тогда в архитектуре вкусами и т.п.). Печи, располагавшиеся при входе в молитвенный зал с запада, были перенесены в трапезную.
В целом же, после перестройки, церковь Рождества Богородицы приобрела планировочную схему “корабль”: по одной продольной оси располагались колокольня, трапезная, основной объем храма, алтарная апсида. Вместе с тем, она сохранила тогда своеобразие выксунской храмовой архитектуры, соединявшей в себе барочные композиционные приемы и формы с классицистическими деталями фасадов, ложноготическими оконными и дверными проемами и т.п. Наиболее выразительна в этом отношении купольная с переломом крыша над ротондой основного объема.
В более позднее время у южного входа в церковь появился каменный пристрой с двускатной крышей, видимый на фотооткрытке рубежа XIX - XX веков[11]. Его облик диссонировал с архитектурой храма.
Что касается внутреннего убранства церкви, то на данный момент мы не располагаем какими-либо сведениями о нем, кроме кратких упоминаний об иконостасе в ведомости страховой оценки 1910 года: “Иконостас длиною 2 саж. 2 арш., [5,68 м - А.Д.], высотою 5 саж. [10,65 м - А.Д.] (Оценен в 3000 руб.)”[12].
В начале XX века церковь Рождества Богородицы оставалась кладбищенской. Судя по схематическому плану Выксы 1900 года, хранящемуся в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике (НГИАМЗ), кладбище располагалось к северу от церкви[13].
От советского времени в ЦАНО сохранилось дело о закрытии кладбищенской церкви в Выксе[14], именуемой в народе “малой” (в отличие от “большой” церкви Рождества Христова). Решение о прекращении богослужения в ней было принято Президиумом Горьковского крайисполкома 15 октября 1936 года и утверждено на заседании Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов 30 декабря того же года. Здание предполагалось использовать под пионерский клуб[15]. Жалоба и прошение прихожан церкви (приход, видимо, был образован уже в советское время) на действия властей в адрес И.В. Сталина успеха не имели, несмотря на то, что ходатайствовала почти тысяча человек[16]. Секретарь облисполкома тов. Марычев сообщал 9 мая 1937 года в Комиссию по вопросам культа при Президиуме ЦИК СССР: “Церковь Рождества в г. Выксе фактически уже ликвидирована - церковное имущество, необходимое для отправления религиозных обрядов, передано по акту верующим и перенесено в функционирующую большую церковь того же религиозного направления; купола [т.е. главы с крестами - А.Д.] со здания сняты, и приступлено уже к переоборудованию его под детское дошкольное учреждение. Первоначальное предположение об использовании здания под пионерский клуб оказалось неосуществимым из-за отсутствия для этого достаточных средств (105 тыс. руб.); поэтому решением Выксунского горсовета от 4/V-37 г. здание быв. церкви передано под детский сад, отпущены 16,5 тыс. руб. и дан месячный срок для окончательного переоборудования здания”[17]. Это официальная версия событий. Как на самом деле происходило закрытие церкви видно из вышеупомянутого прошения прихожан (стиль сохранен):
“1937 года 13 января два представителя [местных властей - А.Д.] отобрали ключи от председателя церковного совета данной церкви, а 15 января с/года содрали кумпол и кресты и бросили к кладбищенской ограде, и ушли, а церковь оставили, не заперли, куда и входили хулиганы и творили, что хотели без стеснения, и надругались над святыней к великому прискорбию трудящихся. Иконы, царские двери, книги священного писания, лампадочки, шкафы, ящики - все разбили и перебросали броском, и вдобавок сделали точно как в уборной полагается [...]” [18].
Формальным поводом к ликвидации церкви послужило то, что по проекту генерального плана города Выксы территория закрытого за пять лет до описанных событий кладбища прорезалась транспортной магистралью, соединяющей улицу Красных Зорь с улицей Ленина[19]. Тем самым уничтожалось и само кладбище.
В результате приспособления здания церкви под детский сад ярус звона колокольни был снесен, проемы утратили свои “готические” очертания и превратились в прямоугольные, также были пробиты новые окна. Внутри здание было разделено на два этажа, интерьеры - утрачены. Сохранились лишь следы старой росписи внутри купола ротонды и чугунная винтовая лестница. Пристрой у южного входа в церковь был снесен, зато появился другой, из силикатного кирпича, примыкающий к основному объему с севера. Прилегающая территория использовалась под нужды детского сада.
К концу 1980-х годов от старого выксунского кладбища не осталось и следов. Церковь оказалась среди интенсивно развивающейся городской застройки. Вместе с тем, она по-прежнему сохранила значение архитектурного акцента, хорошо просматривающегося с одной из главных транспортных магистралей Выксы - улицы Ленина (бывшей главной дороги, связывавшей заводские поселки).
В перестроенном виде церковь была зафиксирована и паспортизирована сотрудниками Научно-исследовательской лаборатории прикладных историко-куль­турных исследований Горьковского государственного университета.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 21 июня 1994 года № 39 церковь Рождества Богородицы была взята на государственную охрану как памятник архитектуры областного (ныне - регионального) значения.
После возвращения здания церкви Нижегородской епархии, в нем разместилось Выксунское духовное училище. В храме, переосвященном во имя Иоанна Богослова, возобновились богослужения. Для нужд училища вдоль северного фасада церкви устроен еще один, относительно небольшой, силикатный пристрой.
В 1997 году главным архитектором Научно-исследовательского предприятия «Этнос»  И.С. Агафоновой был разработан проект ворот новой ограды у церкви, а в 2006 году под ее руководством архитектором Е.И. Васильевой – проект реставрации храма. К сожалению, в натуре работы были произведены с отступлением от указанных проектов.
 
 
 
Проект перестройки церкви Рождества Богородицы в Выксе, 1857 г. (ЦАНО)
 
Церковь Рождества Богородицы до реставрации, 1990 г. Фото О.Г. Эллинского
 
-Церковь Рождества Богородицы (Иоанна Богослова) после реставрации, сентябрь 2008 г. Фото И.С. Агафоновой
 
А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)
 
 
 
 
размещено 19.10.2008

[1] Рукопись краеведческих записок В.П. Порхачева находится в фондах музея Выксунского металлургического завода.
[2] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558, год 1856 Д. 329. Л. 13.
[3] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1006. Л. 13.
[4] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558, год 1856. Д. 329. Л.13
[5] РГИА. Ф. 37. Оп. 63. Д. 168. Л.4; ЦАНО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 21.
[6] РГИА. Ф. 37. Оп. 63. Д. 168.
[7] ЦАНО. Ф.570. Оп.558, год 1856. Д. 329. Л. 12.
[8] Там же. Л. 13; Д. 40. Л. 3-3 об.
[9] ЦАНО. Ф. 669. Оп. 318. Д. 3331. Л. 212.
[10] ЦАНО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 21.
[11] Ксерокопия фотооткрытки передана нам настоятелем церкви в р.п. Шиморское о. Геннадием (Колоколовым). Следует отметить, что на ней церковь Рождества Богородицы ошибочно названа Христо-Рождественским храмом.
[12] ГАНО. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1006. Л. 13.
[13] Фонды НГИАМЗ. Шифр ГОМ 3679.
[14] ЦАНО. Ф. 3074. Оп. 1. Д. 277.
[15] Там же. Л. 6.
[16] Там же. Лл. 4, 17-24.
[17] Там же. Л. 25.
[18] Там же. Л. 18.
[19] Там же. Л.13.

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Давыдов А.И.
  • Размер: 15.16 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100