space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века (29.71 Kb)

 
Ансамбль Вознесенской церкви играет главную роль в формировании пространственно-планировочной структуры города Лыскова, прежде являвшегося владельческим селом. Его возведение связано с именем князя Георгия (Егора) Александровича Грузинского, которому в конце XVIII века – первой половине XIX века принадлежала большая часть этого крупного торгового поселения, расположенного на волжском пути.
В 1808 году в Лыскове насчитывалось 514 дворов, и проживало около 5 тысяч человек[1]. Село успешно конкурировало с Макарьевской ярмаркой, находившейся до 1817 года на противоположном берегу Волги у стен Макарьевского Желтоводского монастыря. Как указывал граф Н.П. Румянцев, изучавший осенью 1816 года вопрос о переводе ярмарки в Нижний Новгород, торг велся в двух местах: в Макарьеве и Лыскове. В последнем оставались «тяжелые» товары, такие как железо, медь, чугунные изделия, сырые кожи и т.п[2]. Кроме того, в Лыскове велась крупная торговля хлебом[3]. Причем, все это происходило на земле, принадлежавшей князю Грузинскому, который в результате получал немалую прибыль в ущерб государственной казне[4].
С переводом ярмарки в Нижний Новгород в 1817 году город Макарьев окончательно теряет свое торговое и административное значение. Фактически центр Макарьевского уезда в XIX веке переместился в Лысково. Здесь находились все уездные административные  учреждения за исключением одного казначейства, оставшегося в Макарьеве[5].
Экономическое и административное положение Лыскова отразилось на его облике – оно выглядело как уездный город. «…Чистые, даже роскошно устроенные дома, заставляют вас забыть, что мы находимся в господском селении», - писал о Лыскове в начале XIX века один из путешественников[6].
«Экономические примечания» к планам Генерального межевания Макарьевского уезда конца XVIII века называют в Лыскове 8 церквей, в том числе Вознесенскую церковь с двумя приделами: Алексеевским и Ильинским[7]. Это одна из предшественниц исследуемого памятника архитектуры. Однако установить местоположение данной церкви не представляется возможным, так как планов села Лыскова конца XVIII – начала XIX веков в архивах нами не обнаружено. Какие-либо описания храма нами также не найдены. По всей вероятности, именно эта церковь сгорела во время бывшего в Лыскове 24 июля 1792 года пожара[8], после чего встал вопрос о ее возобновлении.
По «сочиняемому» в то время плану села, место сгоревшей Вознесенской церкви с существующим при ней погостом отводилось под улицу[9]. Поэтому, из Нижегородской духовной консистории лысковскому благочинному был послан указ, в котором предписывалось «с прихожан означенной церкви взять сказку, желают ли они вместо помянутой сгоревшей церкви построить новую и, ежели желание объявят, а прежнее оной церкви место отходит под улицу или частное строение, то ему, благочинному, требовать, чтоб им под ту церковь отведена была в пристойном месте земля…»[10]. Указ об отводе места для строительства новой церкви был также дан Нижегородским наместническим правлением губернскому землемеру[11]. В результате этого место под церковь было выделено, но и по прошествии двух лет ее строительство не началось. «По нерадению прихожан и самого основания еще и по днесь не положено», - жаловались в духовную консисторию в августе 1794 года священнослужители Вознесенской церкви[12].
Только на следующий 1795 год началось возведение новой каменной церкви[13]. Для строительства требовался кирпич, и князь Г.А. Грузинский добился у духовных властей разрешения на разборку стен бывшего Рождественского монастыря и ветхой Владимирской надвратной церкви[14].
Дальнейшая история Вознесенской церкви в Лыскове прослеживается лишь по материалам общего характера: годовым отчетам о состоянии как отдельных приходов (клировым ведомостям), так и всей Нижегородской епархии, ведомостям о приходе и расходе церковных сумм и тому подобным документам духовной консистории. Речь в них, как правило, идет не о самой Вознесенской церкви, а о  приходе, который после пожаров не упразднялся и продолжал значиться в официальных документах, хотя самой церкви, как таковой, не существовало. Так было, например, после 1792 года, когда причт сгоревшей Вознесенской церкви на время ее строительства оказался приписан сначала к Владимирской, а затем к Рождественской церкви[15]. Поэтому по вышеуказанным источникам трудно судить о действительном состоянии исследуемого памятника. К тому же, часть документов Макарьевского и Княгининского духовных правлений[16] за ряд интересующих нас лет не сохранилась.
По клировой ведомости за 1799 год Вознесенская церковь значится еще строящейся[17]. Сведения за 1800 год отсутствуют. В 1801 году церковь была уже построена, но не освящена[18]. Служба в ней не велась и в 1803 году[19]. Причины, по которым новопостроенная церковь оставалась длительное время неосвященной (а значит и бездействующей), неизвестны. В документах 1804-1808 годов среди других церквей села Лыскова значится и Вознесенская. Однако дата освящения церкви в них не названа, поэтому остается не выясненным была ли она вообще освящена тогда.
Клировые ведомости Вознесенской церкви за период 1804-1813 годов не сохранились. Клировая ведомость 1814 года сообщает, что «…оная Вознесенская церковь сгорела, и на месте оной строится каменная»[20]. Дата пожара не названа. Маловероятно, что речь здесь шла о первом пожаре 1792 года, но вопрос этот требует дополнительных исследований. Косвенные же данные[21] дают возможность предположить, что второй пожар произошел около 1809 года.
Таким образом, с большой долей уверенности можно утверждать, что в 1814 году началось возведение ныне существующего ансамбля Вознесенской церкви. Закончилось оно в 1838 году[22]. Каких-либо документов об этом строительстве, кроме записей в клировых ведомостях, нами не обнаружено. Неизвестными остаются также имена архитекторов и строителей. На этот счет можно делать лишь предположения. Приведем здесь мнение архитектора С.Н. Столяренко – автора проекта реставрации памятника.
 «Годы, в которые возводилась Вознесенская церковь, были временем крупных архитектурно-строительных работ в России. Сам князь Георгий Грузинский был знаком с правилами архитектуры, как и многие образованные люди своего века, названного веком просвещения…». Далее С.Н. Столяренко ссылался на редкий документ, обнаруженный еще членом Нижегородской губернской ученой архивной комиссии Н. Иорданским. В нем речь шла об отравлении придворного капельмейстера Собека, свидетелями которого оказались приглашенные на обед князем Грузинским архитекторы Ф. Гаврилов и Мезенцов. Факт присутствия зодчих при дворе князя сам по себе примечателен. Однако вопрос, были ли они проектировщиками ансамбля в центре Лыскова, остается открытым[23].
Утверждения же (причем, безапелляционные!) краеведа А.Н. Мясниковой о том, что «ансамбль был построен в честь победы русской армии над наполеоновскими войсками в войне 1812 года», что строительство производилось по проекту О. Монферрана, и «Вознесенская церковь представляет собой вариант Исаакиевского собора С.-Петербурга и Старо-Ярмарочного собора Нижнего Новгорода»[24] - голословны и не могут приниматься всерьез.
Имя же одного из мастеров, украшавших храм, стало известно благодаря случайной находке реставраторов, снявших один из уцелевших лепных модульонов большого барабана Вознесенской церкви. На его обратной стороне было вырезано имя «ДМNТРЕI» - Дмитрий[25].
Архитектурный облик Вознесенской церкви характерен для культовых сооружений периода позднего русского классицизма. Ее центрический объем завершен большим барабаном, на котором покоится купол с крестом. Угловые малые барабаны имеют подобные же завершения. Все барабаны – световые. Над входами в церковь, с трех ее сторон, устроены портики. Алтарь также выполнен в виде портика, но пространство между его колоннами заполнено кладкой. В архитектуре Вознесенской церкви сочетаются колонны трех ордеров: дорического (портики), ионического (малые барабаны) и коринфского (большой барабан). Карнизы имеют лепные украшения.
В ведомостях страховой оценки 1910 года указано, что церковь  «внутри и снаружи оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской». Наружные двери – створчатые железные, а внутренние – филенчатые, со вставленными в них стеклами[26].
Построенная на средства одного из богатейших помещиков Нижегородской губернии, каким был князь Г.А. Грузинский, Вознесенская церковь поражала богатством внутреннего убранства. «В лысковских церквах нет недостатка в серебряных иконах и другой церковной утвари, в соборе же (Спасо-Преображенском – А.Д.) и Вознесенской церкви есть многие вещи до того богатые и ценные, что бывают предметом удивления для тех, которые посещают Лысково и эти церкви», - сообщали в 1861 году «Нижегородские губернские ведомости»[27]. Отмечалось также «отличнейшее состояние» иконостаса Вознесенской церкви[28], имевшего размеры 10 сажен в длину и 8 аршин в высоту. Известно, что в оформлении убранства интерьеров храма принимал участие уроженец города Арзамаса академик живописи А.В. Ступин, написавший для этого 13 картин[29].
Наиболее ценной реликвией, хранившейся в Вознесенской  церкви, был богато украшенный напрестольный крест XVII века из Молдавии – дар все того же князя Грузинского[30]. Другими сведениями о внутреннем убранстве церкви мы не располагаем.
Местонахождение Вознесенской церкви было выбрано очень удачно. Поставленная на «пологом холме» рядом с усадьбой князя Грузинского, она господствовала над окружающей малоэтажной застройкой, как бы подчеркивая значения того места, где жил владелец Лыскова. «Все село лежало у его ног…»[31].
Новая Вознесенская церковь была задумана как композиционный центр архитектурного ансамбля. В него вошли также четыре Г-образных одноэтажных каменных корпуса, расположенные по углам территории, прилегающей к церкви, и две отдельно стоящие декоративные (?) круглые башни к  северу от нее, граничащие с княжеской усадьбой.
Вероятно, первоначально все четыре корпуса строились как торговые. Комплекс задумывался как некий противовес Макарьевской ярмарке. Однако, в связи с необходимостью возобновления службы в Вознесенском приходе, уже в 1814 году князь Г.А. Грузинский «жертвует» один из корпусов (юго-восточный) под церковь[32]. Она была устроена в нем на следующий 1815 год и получила наименование Георгиевской[33], в честь небесного покровителя князя. Своего причта у этой церкви не было. Служили в ней священники, причисленные к Вознесенской церкви. После завершения строительства последней, Георгиевская церковь остается при ней в качестве теплого (то есть отапливаемого) храма, служба в котором велась в зимнее время. Известно, что в храме имелись росписи, выполненные вышеупомянутым академиком А.В. Ступиным[34].
Клировая ведомость Георгиевской церкви за 1820 год сообщает, что «при оной церкви колоколов довольно, и оные, за невыстройкою колокольни, висят на столбах»[35]. В 1829 году под колокольню был приспособлен юго-западный корпус[36]. Натурные исследования, выполненные Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, позволяют предположить, что для этого барабан круглой башенки на изломе корпуса был заменен на звонницу с арочными проемами. Вместе с тем, корпус продолжал использоваться и под торговлю. В 1909 году он полностью перешел в ведение Вознесенской церкви, но по-прежнему  сохранил свои торговые функции[37].
В 1849 году другой (северо-восточный) корпус был «пожертвован» князем Г.А. Грузинским под размещение Лысковского духовного училища и соответствующим образом переоборудован для ведения учебного процесса[38]. В 1871 году он был окончательно передан в собственность училища дочерью князя Грузинского Анной Георгиевной Толстой[39]. Таким образом, лишь северо-западный корпус сохранил свое первоначальное предназначение как чисто торгового.
Стилевое единство корпусов достигалось одинаковой обработкой их фасадов (рустовка), а также круглыми барабанами, расположенными в угловых частях построек на их изломе и являвшихся архитектурными акцентами.
Созданный князем Г.А. Грузинским ансамбль стал центром пространственной композиции урегулированной (восточной) части села, а за самой этой частью закрепилось положение центра Лыскова, ставшего фактически уездным центром (городом) еще в XIX веке. Рядом с ним была сформирована прямоугольная в плане площадь больших размеров. Сам ансамбль располагался к северу от площади и отделял незастроенное пространство от участков усадебной территории.
Создание площади положило начало кардинальной перепланировке села, приданию ей регулярного характера. На площадь с юга, востока и запада выходили прямые ориентированные на нее улицы. Таким образом, новые кварталы жилой застройки при урегулировании разбивались с учетом главенствующей роли, как ансамбля Вознесенской церкви, так и всей площади в целом. Такая ситуация была закреплена и в плане «на новое урегулирование села Лыскова», составленном в 1873 году[40].
Однако уже в конце XIX – начале XX веков начала проявляться тенденция к дроблению масштаба последующей застройки площади около Вознесенской церкви, на которой располагался базар. Первоначально торговля (помимо двух корпусов) велась на свободном пространстве площади к югу от ансамбля.  В дальнейшем, к началу ХХ века, торг распространился и на территорию части бывшей усадьбы Грузинских – Толстых к северу от храма. Все это, вместе взятое, привело к искажению композиции архитектурного ансамбля. Церковь, корпуса, отдельные башни были обстроены многочисленными каменными и деревянными лавками и рядами. Из этой застройки интерес для нас представляет только двухэтажный магазин И.Ф. Писарева, вплотную примыкающий с запада к колокольному корпусу. Это образчик провинциальной архитектуры рубежа XIX-XX веков. Его возведение связано с начавшимся формированием застройки четной стороны современной улицы Горького за счет пространства Базарной площади.
План переустройства этой площади, составленный в 1914 году, предусматривал частичную замену деревянных торговых помещений каменными и вносил некоторую регулярность в их расположение. Однако и он не учитывал архитектурной целостности ансамбля. В частности, предполагалось построить каменные лавки между двумя корпусами (колокольным и торговым) и Вознесенской церковью[41]. Проект этот остался неосуществленным.
Как культовые учреждения Георгиевская и Вознесенская церкви перестали существовать в советское время. Они были закрыты, соответственно, в 1930 и 1933 годах[42], в первой размещался музей, склад стройматериалов, вторую приспособили под водонапорную башню[43]. Церковные интерьеры оказались утрачены.
Если  княжеская усадьба сохранилась лишь частично, то практически все строения ансамбля Вознесенской церкви дошли до наших дней. Лишь северо-западная башня и колокольный корпус находятся в руинированном состоянии.
Ансамбль в Лыскове – один из немногих ансамблей торговых площадей эпохи классицизма начала XIX века, сохранившихся на территории Нижегородской области. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года он был взят на государственную охрану как памятник архитектуры республиканского (по современной терминологии – федерального) значения. Вместе с тем, градостроительное значение ансамбля так и не было в полной мере оценено и в советское, и постсоветское время. Возобладала вышеуказанная тенденция, направленная на ликвидацию огромной  Базарной площади. Южная часть ее застраивается комплексом пожарной части, появляется кинотеатр, разбивается небольшой парк. Все это перекрыло вид на ансамбль Вознесенской церкви с дальних точек при въезде в центр города.
Некоторое время пожарная часть была отделена от ансамбля сквером. В настоящее время он ликвидирован за счет расширения служб МЧС и появления здесь строений мясокомбината, которые вплотную подступили к зданию Георгиевской церкви. Это еще больше усугубило негативную ситуацию с восприятием памятника, особенно с юго-востока.
С северной стороны ансамбля по-прежнему существуют деревянные павильоны бывшего колхозного рынка и другие строения на площади Революции, никак невяжущиеся с ним.
Что касается самих зданий ансамбля, то противоаварийные работы в Вознесенской церкви были начаты Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской еще в 1981 году. Затем был разработан проект реставрации ансамбля (автор – архитектор С.Н. Столяренко). К настоящему времени полностью отреставрирована Георгиевская церковь, в которой возобновлено богослужение, частично – здание духовного училища и торговый корпус. Реставрационные работы продолжаются на самой Вознесенской церкви. Колокольный корпус и круглые башни ждут своей очереди.
 
 
***
В основу данной статьи положена переработанная и дополненная историческая записка к проекту реставрации Вознесенской церкви, составленная в 1983 году. Автор выражает признательность В.В. Краснову за уточнение отдельных моментов истории ансамбля.
 
А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)
 
Вид Базарной пл. – Вид Базарной площади. Фото М.П. Дмитриева. Конец XIX – начала XX вв.
 
Вознесенская церковь
 
Георгиевская церковь
 
Колокольный корпус
 
 
Духовное училище
 
Торговый корпус
 
Северо-восточная башня
 
Дом И.Ф. Писарева
 
Вид с площади Революции на Вознесенскую церковь.
 
Фото И.С. Агафоновой, сентябрь 2008 г.
 
См. также на нашем сайте: Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 21.12.2008

[1] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556 / 1808 г. Д.68. Л. 1.
[2] История Нижегородской ярмарки  // НГВ, 1845, № 36-37. С.430-431.
[3] Зябловский Е. Землеописание Российской Империи. Ч.IV. - СПб, 1810. С.137.
[4] История Нижегородской ярмарки // НГВ, 1845, № 35. С. 422.
[5] Безобразов В. Село Лысково и город Макарьев // Русская мысль, 1882. Кн. V. С. 78.
[6] Фукс К.Ф. Поездка из Казани в Нижегородскую губернию // Казанский вестник, 1828. Кн.VI. С.75.
[7] РГАДА. Ф.1355, № 833. Л. 9-9об.
[8] ЦАНО. Ф. 829. Оп. 675. Д. 518. Л.1.
[9] ЦАНО. Ф. 570. Оп.555 / 1792 г. Д. 3. Л. 288 об-289.
[10] Там же.
[11] ЦАНО. Ф.829. Оп.675. Д.518. Л.1.
[12] ЦАНО. Ф.570. Оп.555 / 1794 г. Д.84. Л.1.
[13] ЦАНО. Ф.570. Оп.556 /1827 г. Л.326, 8 об.
[14] ЦАНО. Ф.570. Оп.555 / 1794 г. Д. 74. Л.2-2 об, 5-5об.; Оп. 555 /1795 г. Д.4. Л.30 об.
[15] ЦАНО. Ф.570, оп.555 / 1794 г. Д.3. Л.178об.-179.
[16] На время упразднения Макарьевского уезда (1795-1804 гг.) Лысково было отнесено к Княгининскому уезду.
[17] Клировая ведомость Вознесенской церкви с. Лыскова за 1799 г. обнаружена нами в делах Нижегородской духовной консистории за 1827 г. (ЦАНО. Ф.570. Оп.556 / 1827 г. Д.326. Л.8-9).
[18] ЦАНО. Ф.570. Оп.556 / 1801 г. Д.45. Л. 3 об.- 4.
[19] ЦАНО. Ф.570. Оп.556 / 1803 г. Д.26. Л.10 об.-11.
[20] ЦАНО. Ф.570. Оп.556 / 1814 г. Д.36. Л.16 об.
[21] В отчетах за 1809 и 1810 гг. приход и расход церковных сумм дается по Вознесенской церкви вместе с Покровской церковью. Это могло быть вызвано тем, что первая церковь вновь сгорела, и ее причт был приписан ко второй.
[22] Снежницкий А.. Адрес-календарь Нижегородской епархии. - Н.Новгород, 1888. С.864.
[23] Столяренко С. Строки с именами // Приволжская правда (Лысково), 1988, 16 апр.
[24] Мясникова А. Это знаменитое село Лысково. – Н.Новгород, 2005. С. 41.
[25] Столяренко С. Указ. соч.
[26] РГИА. Ф.799. Оп.33. Д.981. Л.60.
[27] Известия из уездов. Макарьевский уезд // НГВ, 1861, №45. С.325.
[28] ЦАНО. Ф.570. Оп.557 / 1839 г. Д.9. Л.10об.
[29] Столяренко С. Указ. соч.
[30] Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей Нижегородской губернии. - СПб, 1857. С.339.
[31] Семевский М. От Твери до Астрахани // Отечественные записки, 1862, июль. С.69.
[32] РГИА. Ф.799. Оп.33. Д.981. Л.60.
[33] ЦАНО. Ф.570. Оп.556 / 1820 г. Д.183. Л.8 об.
[34] Столяренко С. Указ. соч.
[35] ЦАНО. Ф.570. Оп.556 / 1820 г. Д.183. Л.8 об.
[36] ЦАНО. Ф.570. Оп.556 / 1829 г. Д.317. Л.33.
[37] РГИА. Ф.799. Оп. 33. Д.981. Л.60 об.
[38] Историческая записка о Лысковском духовном училище. 1849 – 1899. – Н. Новгород, 1899. С. 23.
[39] Снежницкий А.. Указ. соч. С.394.
[40] РГИА. Ф.1287. Оп.40.  Д.1295. Л.1 об.
[41] ЦАНО. Ф.829. Оп.676-а, Макарьевский уезд. Д.980.
[42] ЦАНО. Ф. 2626. Оп. 2. Д. 73; Оп.1. Д. 687.
[43] Мясникова А. Указ. соч. С. 42.

(0.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Давыдов А.И. (post@etnos-nn.ru)
  • Размер: 29.71 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100