space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии (29.39 Kb)

Преображенская церковь в селе Преображенском – один из характерных образцов позднего этапа архитектуры «сибирского барокко» конца XVIII – начала ХIХ в.1, отмеченный устойчивыми композиционными и архитектурно-пластическими приемами местной тобольской школы каменного культового зодчества. Несмотря на давний интерес к этому памятнику (как ценное произведение церковной архитектуры он упоминался еще в дореволюционных публикациях сибирских историков), среди исследователей существуют расхождения в датировке храма (называются 1761г., 1773 г.,1784 г.), практически не освещена строительная периодизация. Проведенные нами изыскания, выявленный круг документов позволяют восполнить эти данные, важные для понимания особенностей объекта. Любопытна также предыстория существующего здания.

Старинное село Преображенское  в окрестностях города Тобольска началось в 1590-х гг. с основания на берегу Иртыша, между Искером и Абалаком, небольшого погоста. Известно, что первоначально на погосте была деревянная церковь. Но в 1691 г., в разгар масштабного каменного строительства на тобольском Софийском архиерейском дворе, по царскому повелению здесь, в пригородном владении митрополичьего дома в селе Преображенском, заложили каменную церковь во имя Преображения Господня. В условиях, когда даже в столичном Тобольске недоставало средств и материалов, такое разрешение могло показаться странным. Источники объясняют этот факт выгодным местоположением села на пути ежегодных июльских крестных ходов с популярной чудотворной иконой Абалакской Божией Матери из Абалака в Иоанно-Введенский монастырь и в Тобольск – Софийский собор и Знаменский монастырь. Точных сведений об архитектуре Преображенского храма не сохранилось, известно лишь, что это был небольшой кубический храм, однопрестольный. Не исключено, что его строили те же мастера, которые работали тогда в Тобольске на архиерейском дворе и в Абалаке – на сооружении Знаменской церкви (окончена в 1691 г.).

Судьба первого каменного Преображенского храма (в начале XVIII в. переименованного в Евфимиевский), современника самых ранних каменных построек Сибири, сложилась проблемно: он был поставлен вблизи обрывистого берега Иртыша, подвергаясь опасности оползней и обрушения, был холоден, тесен для богослужения, особенно в зимнее время. По этим причинам в 1744 г. прихожане в лице старосты Тимофея Зубова обратились с «доношением» к митрополиту Антонию: «Имеем мы намерение такое, чтоб вместо имеющейся в селе Преображенском каменной во имя Преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца церкви, которая стоит на самом яру, к тому ж в зимнее время священнослужить в ней с немалой неудобностью…,  построить новую деревянную на удобном месте»2. Согласно документам, летом того же года церковь была срублена и освящена в честь Преображения Господня. Таким образом, к середине ХVIII в. в селе существовало две церкви – почти бездействующая каменная Евфимиевская и деревянная Преображенская.

Спустя четверть века прихожане вновь вернулись к идее постройки нового храма, но уже в каменном исполнении. 18 июля 1773 г. священник подгородного села Преображенского Иван Зубов сообщал архиепископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму, что «во оном селе здешнем месте построенная в давних годах каменная холодная церковь однопрестольная во имя Евфимия Суздальского чудотворца состоит на самом опасном месте не далее 2-х сажень от яру, к тому же немалые в самой церкви с полуденною сторону алтаря также через весь алтарь имеются разщелины, почему оная к дальней прочности уже ненадежна, и вместо которой желают прихожане построить вновь трехпрестольную, настоящую во имя Преображения Господня с приделами: 1-й Покрова пресвятой Богородицы, 2-й преподобного Евфимия Суздальского чудотворца каменного здания церковь, употребляя к тому строению по разобрании оной Евфимия церкви потребные материалы…Того ради вашего Преосвященства милости просим … об обложении оной церкви пожаловать благословенную грамоту, также и для сбора с боголюбцев прикладов»3.

Идя навстречу прихожанам, Варлаам благословил новое здание «на удобном и неводоподъемном и от пожарных случаев безопасном месте  по чиноположению обложить, и по обложению велеть строить по подобию прочих грекороссийских церквей и с поспешением»4.  

В то же лето 1773 г.  состоялась закладка нового храма, однако из-за долгих сборов средств и подготовки необходимых материалов, строительные работы отодвинулись на несколько лет. Вероятно, в какой-то момент прихожане даже изменили свое намерение и решили сохранить старую каменную церковь, увеличив ее лишь пристройкой северного придела. Об этом свидетельствует прошение старосты Преображенской церкви Тимофея Еларина архиепископу Варлааму от 22 июня 1776 г., где говорится следующее: «Состоящая во оном селе каменная Евфимия Суздальского Чудотворца церковь холодная, в коей в зимнее время службы производить неможно, почем прихожане экономические и государственные крестьяне желают при оной церкви с северной стороны пристроить придельную теплую во имя Евфимия Суздальского Чудотворца, а настоящую каменную Евфимиевскую переименовать во имя Преображения …К посему строению потребные материалы в готовности»5.  Спустя год придел был выстроен и освящен 16 июля 1777 г. в честь преподобного Евфимия Суздальского, главный же престол переименовали во имя Преображения6. О судьбе же деревянного храма в документах не упоминается.

Очевидно, что переломным моментом в строительстве новой каменной церкви в Преображенском стал 1783 г. Это случилось в связи с закрытием и переводом сюда церковного прихода из Абалака; по Высочайшему указу от 2 июля 1783 г. в Абалак из слободы Невьянской Пермской губернии был переведен Богоявленский мужской монастырь. Вскоре, в 1784 г., последовала грамота архиепископа Варлаама «о разобрании старой Преображенской церкви и обложении новой на новом месте». С этого времени строительство здания активизировалось – большому приходу требовалась большая церковь.

Первым в 1790 г. был освящен Евфимиевский придел. Накануне этого события церковный староста Василий Ширяев доносил в духовную консисторию: «Обложенная во оном селе каменная церковь во имя Преображения с двумя приделами – преподобного Ефимия Суздальского чудотворца и Покрова Богородицы, из которых придел Ефимия Суздальского в совершенное строением окончание приведен и по освящению состоит в готовности»7. Позже, в 1794 г., освятили Покровский придел8. Главный же храм неторопливо и тщательно достраивался в последующие годы, его престол – Преображенский был освящен в 1813 г.9 На последнем этапе всем ходом строительства руководил староста церкви крестьянин Александр Зубов, непосредственными же исполнителями каменных работ в документах называются тобольские ямщики10.  Приблизительно к 1810 – 1813 гг., т.е. к периоду окончания и подготовке главного храма к освящению, относится создание главного иконостаса. 

Такова строительная периодизация церкви. В общей сложности она возводилась, украшалась около тридцати лет – срок вполне обычный для сибирских каменных приходских церквей. Общий итог состояния ее здания приводится в «Описи имущества Тобольского уезда Преображенского села и церкви, учиненной по Указу Тобольской духовной консистории» 1846 г. В документе значится: «Церковь каменная одностоянная, разделена на холодную и теплую. Покрыта тесом и выкрашена алой краской. На ней две главы и два креста вызолоченные листовым золотом. Двадцать одно окно с оконцами. В теплой церкви по две рамы, а в холодной по одной. Нижние окна с решетками. Одни двери в холодной церкви, окованы железом, окрашены зеленой краской. Пол деревянный в холодной церкви выкрашен желтой краской, а теплой пять чугунных плит. Одна в ней простая печь. Изнутри церкви три престола, из которых главный в холодной церкви во имя Преображения Господня, другой в теплой во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Третий во имя Преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца.

Колокольня каменная трехъярусная связана с церковью и покрыта тесом. Купол и шпиц на ней выкрашены зеленой краской. Глава и крест вызолочены золотом. На ней шесть колоколов медных, из коих большой по надписи весит 18 пудов и десять фунтов, второй 13 пудов и 30 фунтов, третий 5 пудов, четвертый 2 пуда и 30 фунтов, пятый 1 пуд и 6 фунтов, шестой 13 фунтов.

Ограда кругом церкви деревянная, решетчатая выкрашенная зеленой краской, с такими же двоими воротами на железных крючьях.

Дом для училища построен прихожанами в 1840-м г. с тесовою кровлею и шестью окнами, а рам в каждом по одной, одна печь и две двери на железных крюках»11.

Ряд новых данных приводится в аналогичной описи за 1865 г. В частности, отмечается, что церковь уже покрыта железом и ее крыша выкрашена зеленой краской. Пол в холодной церкви все также деревянный, а во всей теплой настелены чугунные полы, устроена еще одна железная печь.

В описи за 1871 г. зафиксированы еще ряд изменений. «С западной и южной стороны приделаны к колокольне два навеса на столбах, крыты железом и выкрашены зеленой краской. Под навесом сделаны помосты с перилами и ступенями. Столбы у ограды выкрашены белилами. Парадные ворота створчатые на английских крючьях»12.

Последний и более существенный ремонт произошел в 1901-1902 гг. Речь идет о проекте епархиального архитектора Б.Б. Цинке «на уборку столбов и арок и подводку шпренверка» под деревянные потолки в теплой части церкви.  В пояснительной записке Цинке сообщал: «По поручению Епархиального Начальства было мною тщательно осмотрена вышеназванная каменная церковь и по осмотре оказалось: что в теплой церкви, где помещаются два придела с деревянными потолками из бревен плотно притесанных одно к другому, бревна эти направлены поперек церкви основаны на двух каменных арках, которые во многих местах треснули и для поддержки арок построены каменные столбы слишком больших размеров, … каковые столбы не только безобразят внутренний вид храма, но даже загораживают вид иконостаса, почему и богослужение видно не всем молящимся; почему Его Преосвященство и поручил мне убрать означенные столбы, но так как деревянные потолки необходимо поддержать, то для этой цели проектировано подвести деревянные шпренверки… Старые каменные арки Преображенской церкви имеют ширину 1 ¼ аршина, а потолки основаны на них и положены концами лишь только 4 или 5 вершков на краях арки, и чтобы избежать перестройки потолков предполагаю подвести под каждый конец балки по одному шпренверку и в отверстия между шпренверками устроить черный пол со смазкой, а нижнюю сторону обшить и оштукатурить»13.

В ХХ в., с наступлением советской эпохи, церковь была закрыта, однако никаким внешним и внутренним разрушениям, за исключением конфискации убранства, здание не подвергалось. К 1990-м гг. сохранялись даже венчающие главки и кресты, а в интерьере – иконостас главного храма.  В 2000-х гг. Преображенская церковь впервые обследовалась специалистами с целью проведения реставрации ее здания, осуществленной в 2008 – 2011 гг. по проекту тюменского объединения «СибСпецСтройРеставрация». 

Характеристика объекта. Созданная в конце ХVIII – начале ХIX в. Преображенская церковь сохраняет в своей архитектуре тесную связь с зодчеством предшествующего времени. Эта зависимость ясно прослеживается в типологии постройки, в характере конструкций и декоре. В основе церкви - выработанная общероссийской и местной строительной практикой старая троечастная трапезная схема плана. Здание сразу строилось с двумя трапезными приделами. С середины ХVIII в. этот прием, основанный на функциональных особенностях, стал привычен в тобольских церквях. Как правило, основной объем использовался лишь в летнее время. В холодные сибирские зимы отапливалась только низкая трапезная, а главная церковь закрывалась. Таким образом, трапезная оставалась без алтаря и иконостаса, и для этого по обе ее стороны устраивались приделы.

По словам С.П. Заварихина, в разгар развития столичного классицизма Преображенская церковь получила формы, характерные для сибирского барокко, демонстрируя исключительную устойчивость барочных традиций в архитектуре Сибири16. Центром осевой троечастной композиции здания служит бесстолпный одноглавый храм в виде крупного двусветного четверика, перекрытого восьмидольным куполом с крутым подъемом и переломом граней в верхней части. Покоящийся на тромпах свод прорезан отверстием для восьмигранного фонаря, увенчанного прихотливой по силуэту главкой. Как и в других тобольских церквях, купол здесь непосредственно опирается на четверик, на его полукружия, образуя с ним слитную форму. Яркой индивидуальной особенностью этого привычного для местных барочных сооружений построения храмового объема является преувеличенная массивность и даже огромность купола, придающая значительность сооружению.  С западной стороны к храму примыкает широкая одноэтажная трапезная и тоже массивная трехъярусная колокольня с легким шпилеобразным завершением над пучинистым куполом. Обращает на себя внимание скругление по плавной кривой западной стены притвора, симметрично отвечающее такому же скруглению апсиды. В противоположность барочным верхам фасады церкви относительно просты и отличаются плоскостным графичным рисунком декора. Однако карнизы с полукружиями имеют очень тонкую, тщательную и мелкую профилировку, окна, обработанные плоскими наличниками, в верхнем ярусе дополнены филенками и круглыми медальонами, углы четверика отмечены сгущением пилястр, а членения алтаря – тонкими колонками. Выразителен мотив арочного окна с круглым люкарном, примененный в алтарной части.

Определяющие особенности объемно-пространственной композиции церкви во многом обусловлены ее местоположением: она стоит открыто, на широкой равнине, в непосредственной близости от Иртыша. Благодаря куполу общий силуэт здания исключительно выразителен и активен. Храм выглядит громадным монументом среди окружающего ландшафта. Главы церкви хорошо просматриваются с далеких полей и от стен Абалакского монастыря.

Примечательной частью памятника является сохранившийся (без икон) главный иконостас Преображенского храма, выполненный в барочно-классицистической стилистике в начале ХIX в. Иконостас в своем основном убранстве существовал до 1970-х гг., после чего все его иконы были сняты и вывезены. Однако конструкция и убор (за исключением царских врат) уцелели. Высокий, пятиярусный, он имеет вид стройного, вертикально развитого сооружения, увенчанного полукруглым фронтоном. Согласно описи имущества, предалтарный иконостас главного храма «деревянный столярной работы с колоннами, выкрашен темножелтою краскою под ясень, по местам вызолоченный», включал 44 иконы15. К особенностям иконостаса относятся: почти одинаковая высота чинов, расположение икон- «праздников» под деисусным чином, а не над ним, завершение иконостаса праздничной иконой, а не Распятием. В первом, местном, ряду помещались иконы с изображением Спасителя, Богоматери, Преображения Господня и святителей. Второй ярус – праздничный, включал также иконы святителей. Третий – деисусный с центральной иконой Господа Вседержителя с предстоящими, образами апостолов. В четвертом ярусе помещалось Распятие с предстоящими, пророки, праотцы. И, наконец, пятый ярус – фронтон – украшала  икона «Коронование Божией Матери». Все иконы, кроме центральных, были заключены в прямоугольные рамы.

Каркас иконостаса образован стоечно-балочной системой, облеченной в четкие ордерные формы. Предалтарная преграда занимает всю ширину восточной стены, благодаря стройной организации, подчеркнутому движению ввысь обладает чертами приподнятой торжественности, созвучной динамичному пространству храма. Все ярусы (за исключением нижнего и центральной части) расчленены пилястрами и карнизами с гладкими подкарнизными фризами, раскреповками (выступами), отвечающими постаментам и капителям пилястр. Третий и четвертый ярусы, соседствующие с угловыми тромпами на переходе от четверика к восьмерику, соединены фигурной доской с барочным обрамлением в виде ломаных волют. Аналогичные волюты симметрично «скрепляют» высокий центральный полукруглый фронтон. Последний оформлен архивольтом, опирающимся на колонны. Профиль архивольта и венчающего верхний чин карниза украшен зубцами. На стенке фронтона находится полукруглое фигурное углубление для иконы, так называемый «ковчег». Этот же мотив круглящейся арки повторен в обрамлении нижних ярусов центральной части, где помещались главные иконные изображения, и над царскими вратами. Кроме того, анализ деталей конструкции показывает, что значение средней вертикальной оси подчеркивалось круглыми колоннами, фланкировавшими все звенья центральной части. Такими же колоннами был оформлен первый ярус местного чина, который кроме царских врат включал северные и южные врата. По фрагментам утраченной цокольной части иконостаса можно утверждать, что она была решена в виде глухого постамента-стенки, разбитого горизонтальными и вертикальными прямоугольными филенками.

Наиболее существенным для иконостаса является утрата царских врат. Данные об их облике скудные, однако, несомненно, что это была двустворчатая конструкция, вероятно – арочная, высотой не менее 2 м, особо украшенная, имевшая собственные колонны. Как явствует из описи, «Царския врата резныя, по местам вызолоченные. В них образа: в середине Благовещение Пресвятой Богородицы на доске длиною  1 аршин. и 2 вершка, шириною 2 ½ четверть вершка, внизу по сторонам четыре Евангелиста, длиною 2 четверти, шириною 9 вершков». Самая крупная икона Благовещение помещалась в верхней части врат, традиционно в таких случаях разделяясь створками на две части композиции (с одной стороны – архангел Гавриил, с другой – дева Мария), образы Евангелистов внизу – в небольших клеймах по два на каждой створке. Все композиции были прямоугольные, заключены в прямоугольные рамки. Резные детали могли заполнять свободные участки врат, либо концентрироваться в определенных местах, служа тактичными декоративными акцентами.

Кроме царских врат в иконостасе имелись две боковые (северная и южная) одностворчатые двери. Северные двери украшал образ архангела Михаила «длиною 3 аршина без 2 вершков, шириною 1 аршин», южные – изображение архангела Гавриила «длиною 3 аршина 2 вершка, шириною 1 аршин». Обе двери размещались симметрично через один интервал – иконную ячейку – от царских врат.

Важной составляющей декоративного решения иконостаса являлся цвет. Описи говорят, что иконостас выкрашен темно-желтой краской под ясень, местами – вызолочен. Анализ красочного слоя деталей не только подтверждает эти сведения, но и дополняет их другими данными: в карнизах присутствуют следы зеленой краски.

Предалтарные иконостасы приделов не сохранились, но судя по описям, они были меньшего размера и состояли из трех ярусов. Каждый из иконостасов имел свое архитектурно-декоративное решение, характеризующие разные периоды и типы конструкций. Наиболее древним и простым был иконостас Евфимиевского придела, перенесенный сюда из старого каменного Евфимьевского храма и относящийся, очевидно, к первой половине XVIII вв. Как явствует из описания, выполненный в три яруса, «гладкий, выкрашенный желтою краской, местами вызолоченный» с гладкими царскими вратами, «крашеными желтою краской», он представлял собой традиционный невысокий тябловый иконостас, имевший простую стоечно-балочную конструкцию с горизонтальными балками-тяблами. При отсутствии резьбы главными акцентами иконостаса являлись иконы16.

Наиболее многодельным был иконостас Покровского придела, отличавшийся сложной барочной декоративно-пластической разработкой. Витые колонны, поддерживающие креповки карнизов, резные богато украшенные царские врата с образами Благовещения, Введения во храм и евангелистов, 18 резных ликов херувимов, иконы в круглых медальонах-картушах создавали сильный декоративный эффект. В традициях барочных иконостасов композицию венчало резное Распятие с предстоящими (коленопреклоненными Богородицей и Иоанном)17.Не располагая сведениями о пластике скульптуры, можно однако предположить, что по аналогии с другими памятниками подобного рода (несколько иконостасных Распятий с предстоящими хранятся в фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника) это могли быть раскрашенные скульптуры, выполненные либо в народно-экспрессивной манере, преломившей барочные украинские черты, или в более строгом и сдержанном плоскостном духе, свойственном северным мастерам. Упомянутые в описи херувимы, украшавшие узловые детали конструкции иконостаса – карнизы, кронштейны, капители, тоже представляли собой объемные резные раскрашенные изображения. Обогащали иконостас царские врата с пышным растительным орнаментом рельефной резьбы.

В 2012 г. главный иконостас Преображенского храма реставрирован по проекту «СибСпецСтройРеставрация» (автор Д.Бунда).

 

Преображенская церковь стоит в ряду немногих сохранившихся в регионе каменных храмов конца ХVIII - начала ХIX в., которые знаменуют завершение наиболее значительного и яркого этапа эволюции культового зодчества Западной Сибири. С середины ХIX в. в результате усилий властей, настойчиво внедрявших регламентацию в строительную практику, самобытная народная струя, долго питавшая основы сибирского зодчества исчезает, и региональная церковная архитектура, ранее отмеченная чертами местной школы, вливается в общероссийское русло.

Е.М. Козлова-Афанасьева (Тюмень)
 

Преображенская церковь в селе Преображенском  Тобольского уезда Тобольской губернии

План Преображенской церкви

 

Преображенская церковь в селе Преображенском  Тобольского уезда Тобольской губернии

Преображенская церковь до реставрации. Фото А. Клименко, 2004 г.

 

Преображенская церковь в селе Преображенском  Тобольского уезда Тобольской губернии

Преображенская церковь. Южный фасад. Фото А. Клименко, 2004 г.

 

Преображенская церковь в селе Преображенском  Тобольского уезда Тобольской губернии

Вид на Преображенскую церковь от Абалака

 

Преображенская церковь в селе Преображенском  Тобольского уезда Тобольской губернии

Преображенская церковь после реставрации. Фото Е. Козловой, 2010 г.

 

Преображенская церковь в селе Преображенском  Тобольского уезда Тобольской губернии

Преображенская церковь. Фасад апсиды. Фото Е. Козловой, 2010 г.

 

Преображенская церковь в селе Преображенском  Тобольского уезда Тобольской губернии

Иконостас Преображенского храма до реставрации. Фото В. Силантьева

 

Преображенская церковь в селе Преображенском  Тобольского уезда Тобольской губернии

Иконостас Преображенского храма после реставрации. Фото Д. Бунды, 2010 г. 


1 Подъем каменного приходского храмостроения в регионе, начавшись в 40-х гг. ХУШ в. с расцвета барочной архитектуры тобольских церквей, продолжался в городах до 1780-х гг. В сельской местности его импульсы удерживались до 1830-х гг.

2 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 1. Д. 167. Дело о построении и освящении церкви Преображения в селе архиерейском Преображенском. Л.3

3 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 3. Д. 121. Дело по доношению священника Преображенской церкви Тобольского подгородного Преображенского села Ивана Зубова о строительстве новой каменной церкви с двумя приделами. Л. 1.

4 Там же. Л. 9

5 Там же. Л. 3

6 Там же. Л. 6-8.

7 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 4. Д. 627. Дело по прошению старосты Преображенской церкви тобольского подгородного села Преображенского об освящении церкви. Л.1.

8 Ф. 156. Оп. 4. Д. 1578. Дело священника Ивана Кремлева об освящении Покровского придела Преображенской церкви.

9 Ф. 156. оп. 7. Д. 759. Доношение благочинного тобольского подгородного уезда Л. Земляницына о разрешении освящения новой Преображенской церкви села Преображенского.

10 Ф. 156. Оп.6. Д.981. Дело по прошению ямщиков г. Тобольска подрядившихся для строительства каменной церкви в селе Преображенском и о выплате им церковным старостой Александром Зубовым денег.

11 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 103. Д. 14. Опись имущества… 1846 г.

12 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 103. Д. 15. Опись имущества … 1871 г.

13 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 353. Оп. 1. Св. 29. Д. 436. Об утверждении проекта на уборку каменных устоев в селе Преображенской церкви Тобольского уезда.

16 Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. М., 1987. С. 39.

15 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 103.Оп. 1. Д. 15. Опись имущества Пребраженской церкви. Л. 6 – 8

16 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 103.Оп. 1. Д. 15. Опись имущества Пребраженской церкви. Л. 15

17 Там же. Л. 11 – 12

 


(0.7 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 17.10.2014
  • Автор: Козлова-Афанасьева Е.М.
  • Ключевые слова: архитектура Тюменской области, культовое зодчество, сибирское барокко, село Преображенское
  • Размер: 29.39 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Козлова-Афанасьева Е.М.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100