space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба (33.28 Kb)

 

            Внимание исследователей деревянной архитектуры давно привлекли несколько храмов, у которых нет отдельного алтарного прируба-абсиды – их алтарь размещается в единой клети с собственно церковью. Это хрестоматийно известные памятники: церковь (1485 г.) в честь Положения риз Богоматери, перевезенная из деревни Бородава в Кирилло-Белозерский музей-заповедник[1] (рис. 1), Никольская церковь (1602 г.) бывшей Муезерской Троицкой пустыни Соловецкого монастыря[2], Благовещенская (Петропавловская) церковь (1577, 1605, 1778 гг.) в селе Челмужи[3].

            Перечисленные храмы имеют разную объемную композицию. Главная часть бородавской церкви – клеть с двускатным завершением, над муезерской и челмужской церквами возвышаются шатры. Нетрудно заметить, что эта небольшая группа архитектурных памятников относится к древнейшим деревянным храмам из числа сохранившихся. Результат недавних исследований церкви Положения риз Богоматери из деревни Бородава дал основание считать отсутствие алтарного прируба архаичным признаком церковного здания[4]. В отношении Никольского церкви Муезерской пустыни автором настоящей статьи было выяснено, что расположение алтаря в одной клети с собственно церковью и его неполное выделение из объема строения связаны с функциональными особенностями храма. Это была церковь при монастырской трапезной – столовой монахов в обители с общежительным уставом. Объемная композиция муезерского храма соответствует этапу развития трапезных церквей, на котором процесс постепенного выделения алтаря из объема церкви был еще далек от завершения. По аналогии с каменными прототипами, следует полагать, что первоначально алтарь вообще никак не проявлялся в объемной композиции и деревянных монастырских трапезных храмов[5]. Благовещенская церковь в Челмужах после перестроек XVII–XVIII веков[6], значительно изменивших ее облик, все же не утратила свою первоначальную особенность – расположение алтаря в одной клети с помещением для молящихся прихожан.

            Среди сохранившихся деревянных храмов здания без алтарных прирубов-абсид казались исключением из общих правил планово-бъемного построения церквей. При этом до недавнего времени без научного внимания оставалась деревянная церковь в селе Юрино Балахнинского района Нижегородской области, срубленная в первой трети XVII века[7]. Она была выявлена еще Л. В. Далем, который опубликовал свой чертеж этой церкви в 1875 году (рис. 2)[8]. На чертеже представлены план и южный фасад храма. Изображенная постройка состоит из двух клетей, каждая из которых почти квадратная в плане. Восточная клеть внутри разделена тесовой перегородкой на две неравные части: в меньшем помещении находился алтарь, а в большем во время службы стояли молящиеся прихожане. С запада к церковно-алтарной клети прирублена большей площади клеть трапезной. Перед входом в нее с запада крыльца нет: вероятно, ко времени обследования церкви Л. В. Далем оно полностью разрушилось, как и одиннадцать нижних венцы сруба подклети, показанных на чертеже условно, пунктиром. Сам архитектор отмечает в тексте, к которому относится чертеж: «пол ее [юринской церкви – И. Ш.], бывший, как еще помнят старики, на подклети, лежит теперь прямо на земле»[9]. Каждая из клетей покрыта на два ската. Над кровлей восточной клети, в середине возвышается небольшой четверик, так же покрытый на два ската. Его кровлю венчает глава луковичной формы на тонкой шее и деревянный крест. Для прохода из трапезной в собственно церковь в общей стене показан широкий проем. По чертежу Л. В. Даля, в храме было четыре окна. Три проема находились с южной стороны: единственное окно, причем волоковое, освещало алтарь, и по одному четырехкосящатому («красному») приходилось на собственно церковь и трапезную. Еще одно окно, по всей вероятности, волокового устройства было прорублено в западной стене трапезной, с северной стороны от входа. В алтарной преграде на чертеже показаны три проема, соответствующие царским вратам, северной и южной дверям иконостаса.

На Казанскую церковь в селе Юрино, по чертежу Л. В. Даля, внешне очень похожи часовни, стоявшие в скитах старообрядцев-выговцев. Отличие есть только в конструктивной форме основания под главой: в Юрино – это четверик, в выговских скитах – бочка[10].

            Три снимка сохранили вид Казанской церкви в 1910-х годах. Они были выявлены в альбоме А. В. Богородского – чиновника, совмещавшего «службу по полицейскому ведомству … с изучением древностей» в Балахнинском уезде[11]. На одной из фотографий этого альбома, сделанной с юго-запада (рис. 3), видны изменения в архитектуре церкви по сравнению с чертежом Л. В. Даля. В частности, не стало четверика под главой – шея главы врезается непосредственно в гребень кровли. С запада перед входом пристроено крыльцо под двускатным навесом на столбах, с перилами по бокам. Две другие фотографии дают некоторые сведения о внутреннем устройстве юринской церкви. Вход в храм снаружи обрамляли три косяка – вершник (без заплечиков) и две боковины. Они были очень широкие – толще, чем примыкавшие к ним бревна сруба трапезной. Дверь запиралась накладным внутренним замком, скважину которого снаружи окружала большая кованая накладка в форме секиры. Для прохода из трапезной в собственно церковь в стене был широкий проем с дугообразным верхом. Его большие размеры, форма завершения и отсутствие обрамления обосновывают предположение о том, что этот проем появился после переделки первоначальной двери, которая, вероятно, была косящатой конструкции, как вход снаружи. Помещение, включавшее собственно церковь и алтарь, было невысоким с плоским потолком-перекрытием из плах. Двухъярусный иконостас тябловой конструкции закрывал тесовую алтарную преграду. Два клироса с тесовыми стенками «в косяк» стояли у боковых стен не перед иконостасом, как в большинстве известных храмов, а у задней стены, при входе в церковь из трапезной. Такое расположение клиросов известно только в нескольких памятниках XVI – первой половины XVII века[12].

            В начале 1990-х годов Казанская церковь в Юрине была исследована нижегородским архитектором Ю. Г. Самойловым. Под его же руководством в 1997 году выполнен проект реставрации, осуществленный в следующем, 1998 году[13] (рис. 4). Реставрационные работы дали новые сведения об архитектурно-строительной истории памятника. Обнаружились следы от утраченных конструкций: древнего крыльца – на западной стене, а также изображенного Л. В. Далем четверика под главой – на кровельных слегах. Оказалось, что в интерьере бревна стен стесаны «до половины» их диаметра и перевязаны под «прямыми углами». По всей вероятности, этот факт свидетельствует о том, что стены стесывались не сразу при строительстве храма, а позднее. Первоначально же бревна в помещениях оставались «пузатыми», как снаружи – бревна были круглыми в поперечном сечении. Так выглядели стены во многих храмах даже во второй половине XVII века, и, конечно, в предшествующее время[14].

            Фотография церкви в честь Казанской иконы Богоматери в селе Юрино после реставрации опубликована в недавно изданной монографии о русском деревянном зодчестве, составленной и отредактированной А. Б. Бодэ[15].

            Такие факты, как большой географический разброс сохранившихся храмов без алтарных прирубов-абсид и ранние даты их постройки наводят на мысль о том, что в первой половине XVII века и раньше подобных церквей было больше, и они были широко распространены, но не сохранились. Это суждение так и осталось бы предположительным, если бы не материалы о деревянных церквах, содержащиеся в писцовых книгах, в частности, Тамбовского уезда Верхоценской волости 1674–1678 годов, которые были опубликованы в конце XIX века[16]. В них есть детальное описание довольно большого числа церквей, дающее возможность в общих чертах представить их облик. Целесообразно детально процитировать ряд описаний, относящихся к теме настоящей статьи.

            «Село Перкино на реке Цне. А в нем церковь Успения Пресвятыя Богородицы древянна клецки, с трапезою, на подклетах[17], а в церкви подволоки забираны досками в косяк, около церкви и трапезы паперти забираны досками ж, на паперти три лестницы, перед лестницами рундуки, крыты шатрами, на шатрах яблоки, опаиваны белым железом. Церковь и трапеза и паперти все крыты тесом. На церкви верх шатровой, глава обита чешуею, крест и яблоко опаивано белым железом. …

            Кулеватовского десятку село Серкино на реке на Цне. А в нем церковь чудотворца Николая деревянная клецки, алтарь прирублен четвероуголной, на подклетах; около церкви паперти, забираны досками, на паперти два всхода, один крыт тесом. Церковь и алтарь крыты тесом. На церкви клетка четвероугольная, на ней крест и яблоко опаивано белым железом. …

            Село Русское на речке на Отъясе. А внем церковь чудотворца Николая деревянная клецки, алтарь прирублен, с дву сторон паперти забираны досками; церковь и алтарь крыты дранью; на церкви клетка четвероугольная, на ней крест опаиван белым железом … А церковь построена во 175 году. Колокольня на одном столбе, крыта тесом, на ней крест и яблоко, опаивано белым железом; на колокольне два колокола. А церковь и все вней церковное строение священника Аврама с приходскими людьми …

            Кершенского десятку село Борки на озере Селском. А в нем церковь святаго пророка Илии, рублена в красном лесу [то есть из сосны, а не из лиственных деревьев – И. Ш.]; перед трапезою паперть забирана досками; в церкви подволока косящетая; церковь и трапеза крыты дранью; на церкви крест деревянной … А церковь и всякое церковное строение священника Протасия, дьячка Лукияна Попова с приходскими людьми …

            Село Сержала на речке на Сержале. А в нем церковь святаго пророка Илии, деревянна, клецки, рублена в красном лесу, с трапезою, около церкви паперти, забираны досками; церковь и паперти крыты тесом, трапеза крыта дранью; на церкви глава обита чешуею; крест и яблоко опаивано белым железом … А церковь построена во 160 году. Колокольня четвероугольная, на ней два колокола …

            Село, что преж сего была деревня, Черкино, и в том селе построена церковь вновь во 182 году святаго пророка Илии древянна клецки с трапезою, рублена в красном лесу; церковь и трапеза крыты дранью; на церкви глава обита чешуею; крест и яблоко опаивано белым железом … все церковное строение крестьянина Мирошки Афанасьева да брата его Пронки …

            Питерскаго десятку село Ивенье, на реке на Цне и на речке Ивенке, а в нем церковь Вознесения Христова … деревянна клецки, с трапезою, перед трапезою паперть с дву сторон, церковь и трапеза и паперть крыты тесом, на церкви крест и яблоко опаивано белым железом … Колокольня рубленая в четыре стены, вверху забирана досками, а колокольня крыта шатром, глава обита чешуею, крест и яблоко опаивано белым    железом. …

            Село Питерское на реке на Цне. А в нем церковь Пресвятыя Богородицы Казанские деревяна клецки с трапезою, теплая, церковь и трапеза на взмосте, около трапезы с дву сторон паперти, церковь и трапеза и паперти крыты тесом, на церкви глава обита чешуею, на ней крест и яблоко опаиваны белым железом …

            В том же селе Питерском другая церковь великого чудотворца Николая древяна, клецки на подклетах, олтарь прирублен, церковь и олтарь и паперти крыты тесом, на церкви клетка, на ней крест древян … Колокольня рублена в четыре стены, крыта шатром, на верху крест древян … А церкви обе со всею утварью строение священника Ивана Григорьева с прихожаны.

            Питерскаго десятку село Крюково на реке на Цне и на речке Питерке … А в нем церковь великаго чудотворца Николая, да придел прирублен со стороны святые мученицы Параскевы. Церковь деревянная, клецки, с трапезою, трапеза теплая, церковь и придел и трапеза крыты тесом, крест железной, на придельнойцеркви крест древян … Колокольня на одном столбе …

            Моршенского десятку село Сокольники на реке на Цне да на Попове озере. А в нем церковь святагго пророка Ильи древяна клецки, с трапезою на подклетах. Около церкви и трапезы сделаны паперти, забираны досками. Церковь и трапеза и паперть крыты тесом. На паперти три лестницы, над лестницами рундуки, на рундуках шатры. На церкви глава обита чешуею, крест и яблоко опаиваны белым железом. На трапезе колокольня, крыта шатром же, глава обита чешуею, крест и яблоко опаиваны белым железом. … В церкви же и в алтаре три окна красные, в них три окончины слюдяны … А церковь … строение священника с приходскими людьми …

            Село Морша на реке на Цне. А в нем церковь великого чудотворца Николая с трапезою, на подклетах теплых, около церкви и трапезы паперти забираны досками, на паперти три лестницы, перед лестницами рундуки, крыты шатрами,, церковь и трапеза и паперти крыты тесом, на церкви глава чешуею обита, крест железной … Колокольня рублена в четыре стены, крыта шатром, на ней крест железной … все строение приходских людей …

            Корельскаго десятку село Устье на реке на Цне. А в нем церковь во имя великаго чудотворца Николая, рубленая в красном лесу, с трапезою, верх шатровой, глава обита чешуею, крест и яблоко опаиваны белым железом. Церковь и трапеза крыты тесом. В олтаре и в церкви подволоки [алтарь в едином срубе с собственно церковью – И. Ш.] забираны досками … Церковь … и всякое строение священника Федора с приходскими людьми. Строена церковь вновь в 185 году.

            Село Карели на реке на Цне. А в нем церковь Воскресение Христа … древяна, клецки, с трапезою, около церкви с дву сторон паперть забирана досками. Церковь крыта тесом. На церкви крест и яблоко опаиваны белым железом .. Трапеза и паперти крыты дранью … А церковь строение приходских людей …

            Алкужского десятку село Мутасьево на реке на Цне и  речке Пичавке и на озере Пичавском. А в нем церковь Воздвижения честнаго и животворящего креста Господня деревяна клецки с трапезою, на подклетах, рублена в красном лесу, около церкви паперть с дву сторон, забирана досками. Церковь и трапеза и паперти рыты тесом. На церкви верх шатровой, глава обита чешуею, крест и яблоко опаиваны белым железом …

            Алкужского десятку село Борки на реке на Цне и на озере на Обманове. А в нем церковь Воскресения Христа Бога нашего деревянная клецки, с трапезою, на подклетах, рублена в красном лесу, около церкви и трапезы паперти забираны досками, на паперти один всход, а церковь и трапеза и паперти крыты тесом, на церкви клетка шестерик, глава обита чешуею, крест и яблоко опаиваны белым железом … Колокольня на одном столбе, крыта тесом, на ней крест деревянной. На колокольне два колокола … А церковь строение мирское, построена во 162 году …

            Новоселскаго десятку село Серповое на реке Серпу. А в нем церковь Обновление храма Воскресение Христа Бога нашего, деревянная, клетцки, с трапезою, на подклетах, рублена в красном лесу; перед трапезою паперть, забирана досками, церковь и трапеза, и паперть, и на паперть всход крыты тесом; кровля ветха; на церкви крест деревянной … Колокольня на одном столбе, крыта тесом, яблоко опаивано белым железом, крест железнолй …

            Пенковскаго десятку село Пенки, Романово тож, на реке Серпу. А в нем церковь обновление храма Воскресение Христа Бога нашего рублена, с трапезою, на подклетах, перед трапезою паперть; церковь и трапеза и паперть и на паперть всход крыты тесом; на церкви верх шатровой, глава обита чешуею, крест и яблоко опаивано железом … А церковь построена во 162 году. У церкви колокольня на одном столбе, крыта тесом, чяблоко опаивано белым железом, на яблоке крест железной …

            Село Давыдово на реке на Серпу. А в нем церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянная клецки, олтарь прирублен, около церкви с трех сторон паперти забираны досками, церковь и олтарь и паперти крыты тесом; на паперти всход один, крыт тесом; на церкви клетка четвероугольная, на ней яблоко деревянное, крест железной … Колокольня на четырех столпах дубовых, крыта тесом, ветха, крест железной …»[18].

            «В Тамбовском уезде в Верхоценской волости монастырь чудотворца Николая, Мамонтова пустыня, что на Глубоком озере, приписан к Савину монастырю. А в монастыре церковь во имя чудотворца Николая. Олтарь прирублен круглой в пять стен. Церковь с трапезою. Да с правой стороны у церкви прирублена церковь же во имя святаго и праведнаго Алексея человека Божия. Церкви и олтари и трапезы крыты тесом. На церквах главы обиваны чешуею. Кресты и яблоки опаиваны белым железом. … На святых воротех колокольня, рублена в четыре стены, крыта шатром, глава обита чешуею, крест деревянной … Монастырь огорожен взамет …»[19].

            В связи с упоминанием в писцовых книгах Тамбовского уезда шатровой безабсидной церкви особый интерес вызывает один из рисунков Антониуса Хутеероса, опубликованный и прокомментированный в наши дни А. А. Шенниковым[20]. На рисунке изображен «погост Романов», точнее две его центральные постройки (рис. 5). А. Хутеерос так объясняет их назначение: «В этом месте стояли церковь и башня с ратушей и канцелярией»[21].             А. А. Шенников предположил, что изображенная в книге А. Хутеероса «башня», на самом деле – колокольня, к которой примыкает мирская изба.             Иной точки зрения придерживается Ю. Г. Малков. По его мнению, здание с «башней» на рисунке – тоже церковь[22]. При этом Ю. Г. Малков оставляет без комментария отсутствие у башни алтарного прируба.

            Действительно, на высоком четверике «башни» сооружен шатровый восьмерик, который много ýже основания (рис. 5). Переход от нижнего объема к верхнему объему перекрывает ряд двускатных конструкций. Эти конструкции напоминают покрытие перехода от четверика к восьмерику Петропавловской церкви (1620 г.) на Лычном острове (Карелия) или от восьмерика к восьмерику Никольской церкви (1696 г.) села Согинцы (Ленинградская область)[23]. Если согласиться с таким объяснением назначения двускатных конструкций, изображенных на «башне» в книге А. Хутеероса, то станет очевидно, что на рисунке показана церковь без прирубленного алтаря-абсиды, но с трапезной и тесовой папертью. Хорошо известно, что трапезные приходских церквей во многих случаях играли роль мирской избы. Например, в селе Ковда (нынешняя Мурманская область) в 1681 году отдельно стояла «земская изба … за трапезы место» [24].

            Описание одной из церквей в писцовой книге Верхоценской волости, по нашему мнению, усиливает основательность точки зрения Ю. Г. Малкова. «Село Алкужи на реке на Цне и на речке Пичавке. А в нем церковь Воскресения Христа Бога нашего деревянная, клецки, с трапезою, на подклетах, рублена в красном лесу; около церкви и трапезы паперти забираны досками; а церкви и трапеза и паперти крыты тесом; на церкви верх шатровой на осмерике; глава обита чешуею; крест и яблоко опаивано белым железом … Колокольня на одном столбе, на ней два колокола … А церковь строение мирское …»[25].

            В этом тексте идет речь о шатровой церкви типа восьмерик на четверике без алтарного прируба, но с трапезной и папертью, правда, более обширной – она примыкала не только к трапезной, как в погосте Романов, но и к церкви.

            Анализ сведений о деревянных церквах из писцовых книг Верхоценской волости Тамбовского уезда приводит к следующим выводам. В Верхоценской волости приходских храмов без алтарных прирубов было значительно больше, чем с прирубами: из двадцати церквей, внесенных в книги писцами, только четыре имели прирубы-абсиды, то есть только 20% от общего числа. Все прирубленные алтари были прямоугольными. Только у церкви, которая находилась в монастыре, алтарь был «круглой в пять стен». Общий вывод: прирубленные алтари в приходских храмах – как холодных, так и теплых, разной объемной композиции – широко распространились только во второй половине XVII века.

 

Церковь положения риз Богоматери из деревни Бородавы (1485 г.)

1. Церковь положения риз Богоматери из деревни Бородавы (1485 г.). Вид с северо-востока. Фото И. Н. Шургина, 1998 г.

 

Казанская церковь в селе Юрине. План и южный фасад. Чертеж Л. В. Даля

2. Казанская церковь в селе Юрине. План и южный фасад. Чертеж Л. В. Даля. Воспроизводится по: Зодчий. СПб., 1875. № 6. Лист 30а, 30б.

 

3.	Казанская церковь в селе Юрине. Вид с юго-запада

3. Казанская церковь в селе Юрине. Вид с юго-запада. Фото из альбома А. В. Богородского, 1910-е годы. Получено от А. И. Давыдова.

 

Казанская церковь в селе Юрине. Вид с юго-запада после реставрации

4. Казанская церковь в селе Юрине. Вид с юго-запада после реставрации. Фото З. Мухина, 2008 г. Получено от А. Б. Бодэ.

 

Погост Романов. Рисунок из книги А. Хутеериса, 1615 г.

5. Погост Романов. Рисунок из книги А. Хутеериса, 1615 г. Воспроизводится по: Малков Ю. Г. Новгородская земля в рисунках Антониса Хутеериса (1615 год) // Древний Новгород. История. Искусство. Археология. М., 1983. С.349.

Опубл.: XVII век в истории и культуре Русского Севера: материалы XII Каргопольской научной конференции : [14-16 августа 2012 г.] / сост.: Н. И. Тормосова ; науч. ред.: канд. ист. наук, проф.Н. И. Решетников]. Каргополь, 2012. С. 85–93.


[1] Кирилловский район Вологодской области.

[2] Беломорский район Республики Карелия. Фото церкви см.: Шургин И. Н. Исчезающее наследие. М., 2006. Рис. 3.1а.

[3] Медвежьегорский район Республики Карелия. Фото церкви см.: Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986. Рис. 30, 34–36.

[4] Шургин И. Н. Новые данные об устройстве деревянных церквей на Русском севере // Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию музея «Малые Корелы» (Архангельск, 8–11 июля 2009 года). Архангельск, 2010. С. 99–110.

[5] Шургин И. Н. Исчезающее наследие.  М., 2006. С. 36–37.

[6] [Вахрамеева Т. И., Кургузова Е. Е.] Богоявленская церковь села Челмужи. [Петрозаводск, 198].

[7] Балахнинский район. Иллюстрированный каталог памятников истории и культуры. Нижний Новгород, 2011. С. 208–210.

[8] Зодчий. СПб., 1875. № 6. Лист 30а, 30б.

[9] Даль Л. В. Древние деревянные церкви в России // Зодчий. СПб., 1875. № 6. С. 78.

[10] Красовский Мих. Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество. Пг., 1916. С. 183, рис. 221; Неизвестная Россия. К 300-етию Выговской старообрядческой пустыни. Каталог выставки. М., 1994. С. 8, 66, 71.

[11] Давыдов А. И. Судьба деревянных храмов Балахнинского уезда Нижегородской губернии // Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 2007. С. 443. Автор настоящей статьи благодарит А. В. Давыдова за любезно предоставленные копии фотоснимков из альбома А. В. Богородского.

[12] Клиросы расположены у входа в помещение, например, в церкви 1530-х годов во имя Рождества Богородицы из села Передки. См.: Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. СПб., 2008. С. 346.

[13] Самойлов Ю. Г. Казанская церковь XVII в. в с. Юрино Нижегородской области (исследование и реставрация) // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры. Нижний Новгород, 1999. С. 53–57.

[14] Например, церкви: Флоролаврская (1679 г.) «что на Кулде» (Шургин И. Н. Новые данные об устройстве деревянных церквей… С. 101); Ризположения (1485 г.) из деревни Бородава (по наблюдениям А. В. Попова); Богородицерождественская (1530-х гг.) из села Передки и др.

[15] Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции. М., 2012. С. 43.

[16] Писцовая книга старых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда. Извлечено из архивов членом Тамбовской Архивной комиссии П. И. Пискаревым. Тамбов, 1888.

[17] Здесь и далее выделено нами – И. Ш.

[18] Писцовая книга старых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда. Извлечено из архивов членом Тамбовской Архивной комиссии П. И. Пискаревым. Тамбов, 1888. С. 4–74.

[19] Мамонтова пустынь. Документы, относящиеся к истории пустыни, собранные членом Архивной комиссии П. И. Пискаревым. Тамбов, 1887. С. 97, 100.

[20] Шенников А. А. Русское деревянное зодчество начала XVII века по книге А. Хутеериса // Современный художественный музей. Л., 1980. С. 138, рис. 8.

[21] Там же. С. 141.

[22]. Малков Ю. Г. Новгородская земля в рисунках Антониса Хутеериса (1615 год) // Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М., 1983. С. 349–351.

[23] Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986. Рис. 55 97, 99, 105.

[24] Акты археографической экспедиции. СПб., 1836. Т. 4. С. 336.

[25] Писцовая книга старых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда // Известия Тамбовской Архивной комиссии. Тамбов, 1888. С. 58–59.

 


(0.7 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 16.02.2016
  • Автор: Шургин Н.И.
  • Ключевые слова: русское деревянное зодчество, культовое зодчество
  • Размер: 33.28 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Шургин Н.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100