man/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Человек и текст

 Человек и текст
Размер шрифта: распечатать





Р.Г.Баранцев. Преодоление бинарной парадигмы (6.63 Kb)

Кризис научной парадигмы Запада, вскрыв ущербность бинаризма, все-таки крепко забуксовал в неизбывной массе привычных оппозиций: материя-сознание, косное-живое, друзья-враги и т.п. Так М.А.Со6уцкмй горько признается, что “мышление дихотомиями ... настолько устойчиво в современной психологии (в том числе и неосознаваемой), что бороться с ним, похоже, бесполезно” [1] Но бороться приходятся, ибо бинарное мышление “начинает действовать во зло, как только превращается из орудия анализа в способ действия в реальном мире” [1]. Идеология антагонизма ведет мир к самоубийству.
Одномерность бинарной схемы порождает линейное представление о связях и сакраментальную постановку вопросов о том, что же первично: бытие или сознание, вещество или поле, яйцо или курица. Приняв принцип дополнительности, физика примирилась с наличием двух разных форм у одной сущности: электрон может быть и волной, и частицей. Но что объединяет противоположности в одну сущность? Каков механизм разрешения противоречий? Для ответа на эти вопросы потребовалась системная триадическая структура, в которой каждый элемент задает меру совмещения двух прочих [2].
Универсальная семантика компонент системной триады (рацио-эмоцио-интуицио) указывает на глубочайшие корни этого архетипа [3,4] и способствует современному самоосознанию мира [5]. Можно предполагать, что такой архетип обусловлен триединой природой человека, созданного по образу и подобию Творца. Святая Троица, нераздельная, неслиянная, единосущная, является совершенным примером объединения различий.
Открытость триадической структуры позволяет говорить о ее целостности, необходимой при изучении жизни. Различение именно трех компонент оказывается и достаточным для первоначального раскрытия целостной сущности, представимой, например, монадой Лейбница [6]. В новой парадигме понятие целостности приходит на смену понятию полноты [7]. Три ипостаси христианского Бога, как и три тела Будды [8], не нарушают целостного единства, поскольку их различение не переходит в разделение. В то же время это различение открывает путь к познанию. Как пишет К.С.Льюис, “Бог ввел различие внутрь себя, чтобы в единении любви превзойти единство самотождественности” [9].
В классической парадигме знания разделены вплоть до онтологического фундамента. Если в качестве первичных сущностей берутся вещи, то поля рассматриваются как нечто вторичное, порожденное веществом. Если же за первичное принимается поле, то частицы вещества трактуются как сгустки, сингулярности этого поля. Современная физика избавляется, наконец, от альтернативной постановки вопроса – либо совокупность частиц, либо сеть отношений – и рассматривает вещество и поле как два разных аспекта одной и той же реальности [10]
Но, обращаясь к триадической структуре, следует учесть и такой вариант, когда в качестве первичных сущностей выступают не вещи или отношения, а свойства. Х.Л.Борхес каждой из этих трех онтологий сопоставляет свои язык: существительных (вещи), прилагательных (свойства), глаголов (отношения) [11].
Если вещество – рациональная форма материи, а поле – интуитивная, то на роль эмоциональной компоненты может претендовать сила. Правда, современная физика, ограничиваясь бинарной онтологией, заменяет силу взаимодействием, которое сводится к обмену частицами. Но в то же время теория квантового поля допускает воспринимать силы как свойства. И тогда понятнее становится восточное определение силы как воплощение гармонии движения, свойственной самим вещам [10]. “Cострадание, – утверждает Его Святейшество, 14-й Далай Лама Тибета, – есть не просто эмоция, а скорее сила, заключенная в самой реальности” [12].
Рассматривая вещество-силу-поле как триаду проявления материи, мы выходим к понятию Пустоты, или Вакуума, как материи потенциальной, непроявленной, но способной к проявлению в любой форме. В физике вакуум определяется как основное состояние материи, которое проявляет себя через флуктуации [13]. В буддизме понятие Пустоты вытекает из отсутствия независимости, из невозможности самодостаточного существования, так что Пустота является общей исходной природой реальности [12]
Рациональный Запад приходит к синтезу, опираясь на триадическую структуру. Интуиция Востока позволяет ему исходить непосредственно из целостного представления. Регулирующим фактором в совмещении Востока и Запала оказывается эмоциональная компонента, выраженная такими словами как душа, красота, любовь. Сострадание (сочувствие [14]) осознаётся как центральная этическая ценность [12]. И России предстоит сыграть в этом синтезе объединяющую роль [15].
 
Литература
 
1. Собуцкий М.А. Несколько заметок о бинарном мышлении и гуманитарном знании в повседневной жизни // Философская и социологическая мысль, 1993, N 9-10, c.30-47.
2 Баранцев Р.Г Системная триада – структурная ячейка синтеза // Системные исследования. Ежегодник 1988. М., 1989, с.19З-210.
3. Знак 3намени Мира // Угунс, вып. 1, Рига, 1988, с.8.
4. Bibliotheca Trinitariorum. International Bibliography of Trinitarian Literature. Munchen e.a., 1984, v.3, 624 p, 1988, v.2, 504 p.
5. Налимов В.В. Осознающая себя Вселенная // Астрономия и современная картина мира. М., 1996, с.50-55.
6 Schadel E. Monad as a Triadic Structture – Leibniz Contribuition to Post-nihilistic Search for Identity // J. of Indian Council of Philos. Res., 1996, v.14, 4N1, p.17-33.
7. Баранцев Р.Г. От полноты – к целостности // Проблемы цивилизации. Материалы семинара. СПб, 1992, с.5-11.
8. Говинда, Лама Анагарика. Основы тибетского мистицизма. СПб, 1993, 280 с.
9. Льюнс К.С. Страдание // Этическая мысль. М., 1992, с.375-438.
10. Капра Ф. Дао физики. СПб, 1994, 304 с. Уроки мудрости М., 1996, 318 с.
11. Борхес Х.Л. Тлен, Укбар, Орбис Терциус // Сочинения в З-х томах, т.1, Рига, 1994, с 271-286.
12 Weber R. Dialogues with Scientists and Sages: Hie Search fur Unity. L., 1987, 236 p.
13. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. М., 1993, 362 с.
14. Мейен С.В. Принцип сочувствия // Пути в незнаемое, сб.13. М., 1977, с.401-430.
15. Баранцев Р.Г. Находится ли Россия между Востоком и Западом? // Мир Огненный, 1997, N 3 (14), с.62-70.
 
Данный текст размещен в ознакомительных целях. Доступная редакции ссылка на материал: http://www.humans.ru/humans/56962
 
 
 

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Баранцев Р.Г.
  • Размер: 6.63 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Баранцев Р.Г.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Аалто А. На перепутье между гуманизмом и материализмом
Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае
Абэ Кобо. Женщина в песках
Августин Аврелий. Исповедь
Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления.
Айгеншарф Якоб. Эхо тундры
Чингиз Торекулович Айтматов. И дольше века длится день (Белое облако Чингизхана; Буранный полустанок)
Айтматов Чингиз. Пегий пес, бегущий краем моря
Айтматов Чингиз. Прощай, Гульсары!
Аксенов В.П. Вольтерьянцы и вольтерьянки
Аксенов Василий. Остров Крым
Аксенов Василий. Ленд‑лизовские. Lend‑leasing
Акутагава Рюноскэ. Ворота Расемон
Акутагава Рюноскэ. Табак и дьявол
Амаду Жоржи. Дона Флор и два ее мужа
Амаду Жоржи. Лавка чудес
Даниил Андреев. Роза мира. (Книги 1-12). Метафилософия истории
Анекдоты об Александре I и Николае I
Аполлинер Гийом. Стихи 1911-1918 гг. из посмертных сборников
Апулей Луций. Апология, или О магии
Апулей Луций. Метаморфозы, или Золотой осел
Аристотель. Политика
Арсеньев В.К. Дерсу Узала
Асприн Роберт. Еще один великолепный МИФ
А Ты. Два стула и альтернативное настоящее (турболингвистический вопль)
Бабель Исаак. Одесские рассказы
Бакли Кристофер. Здесь Курят!
Бальзак Оноре де. Шагреневая кожа
Р.Г.Баранцев. Преодоление бинарной парадигмы
Ролан Барт. Мифологии
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности (Отрывки из книги)
Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
Бах Ричард. Иллюзии, или Приключения вынужденного Мессии
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса
Башевис-Зингер Исаак. Люблинский штукарь
Башевис Зингер Исаак. Шоша
Бекетт Сэмюел. В Ожидании Годо
Беккет Сэмюэль. Приди и уйди
Беннетт Джон Г. О Субуде
Беннетт Джон Г. Свидетель или история поиска
Беранже. Стихи
Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине
Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии)
Берлин Исайя. Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах
Бестер Альфред. Человек без лица
Беттельгейм Бруно. О психологической привлекательности тоталитаризма
Беттельгейм Бруно. Просвещенное сердце
В.М. Бехтерев. Бессмертие человеческой личности как научная проблема
В.М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни
Битов А.Г. Пушкинский дом
Бланшо Морис. Взгляд Орфея
У.Блейк. Стихотворения
Блох Артур. Закон Мерфи
Боас Франц. Ум первобытного человека
Богомолов Владимир. Момент истины (В августе сорок четвертого). Глава третья
Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний. Паскаль Б. Предисловие к трактату о пустоте. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать
Бодрийяр Жан. Система вещей
Бокаччо. Декамерон.
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Безумный день или женитьба Фигаро
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Севильский цирюльник или тщетная предосторожность
В. Бондаренко. "Ты все еще любишь меня?.."
Борхес Х.Л. История вечности
Борхес Хорхе Луис. Книга вымышленных существ
Боулз Пол. Под покровом небес
Брайсон Билл. Путешествия по Европе
Брэдбери Рэй Дуглас. 451 градус по Фаренгейту
Сергей Брйтфус. Истоки и причины кризиса оснований математики.
Бродский Иосиф. Полторы комнаты
Бродский Иосиф. Лица необщим выраженьем. Нобелевская лекция
Быков Василь. Альпийская баллада
Быков Василь. Сотников
Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита. Часть первая. Глав 1.
Булгаков Михаил Афанасьевич. Тьма египетская
Бунин Иван. Легкое дыхание
Бурдье П. Начала
Бутусов К., Мичурин В. Лев Гумилев: Космос и Человечество
Борис Васильев. В списках не значился
Вачков И. Мозговой штурм. Деловая игра для педагогов
Вентури Р. Из книги «Сложность и противоречия в архитектуре»
Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида
Вердин Йоахим. Жизнь без еды
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере
Виан Борис. Сердцедер
Витгенштейн Людвиг. Из "Тетрадей 1914-1916"
Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат с параллельным философско-семиотическим комментарием Вадима Руднева. 3 Логической Картиной Фактов является Мысль.
Витгенштейн Л. О достоверности
Борис Володин. "Фауст" Гёте: история и жизнь.
Волошенинов А.В. Математика и искусство
Вольтер. Кандид, или оптимизм
Воннегут Курт. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (Пляска со смертью по долгу службы)
Воннегут Курт. Завтрак для чемпионов
Воннегут Курт. Колыбель для кошки
Галинская И.Л. Загадки Сэлинджера
Гамсун Кнут. Голод
Гамсун Кнут. Соки земли
Ганди Мохандус К. Моя вера в ненасилие
ГАРИ Ромен. Повинная голова
Гари Роман. Обещание на рассвете
Гаррисон Гарри. Неукротимая планета
Гаскелл Элизабет. Крэнфорд

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Яндекс.Метрика