ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музыки  /  Музыкальные эпохи  /  До XII в.

 До XII в.
Размер шрифта: распечатать




В. ТУТУНОВ. Ратная музыка Киевской Руси (IX-XI века) (Фрагмент из книги "История военной музыки России") (16.72 Kb)

2. Ратная музыка Киевской Руси (IX—XI века)

[14]

В IX веке происходит объединение восточнославянских земель, группировавшихся вокруг Новгорода на севере и Киева на юге. В 882 году новгородский князь Олег занял Киев. Этим завершилось образование древнерусского госу­дарства — Киевской Руси.

Его расцвет совпадает с окончательным переходом от родового строя к феодальному и сопровождается интенсивным подъемом экономики и культуры, усилением военной и политической мощи государства.

В процессе централизации княжеской власти происходит изменение структуры древнерусского войска. На смену старой «тысячной» системе приходит новая форма военной организации — дружина.

Оживленные международные связи не могли не оказать влияния и на развитие русского искусства, а принятие христианства на Руси повлияло положительно на развитие русского церковного пения. Это влияние нашло выражение не только в принятии византийской системы осмогласия и за­имствовании ряда культовых мелодий, но и распространении на Руси некоторых заморских музыкальных инструментов. К их числу относятся и те инструменты, проникшие из Византии, которые изображены на знаменитых фресках киевского Софийского собора: орган, поперечная

[15]

флейта и смычковый инструмент типа Фиделя — предшественника виолы.

Другие инструменты, особенно ударные, становятся достоянием древнерусской музыкальной культуры значительно раньше (по-видимому, на протяжении II—VI веков) и являются результатом влияния не античной (через Византию), а восточной культуры.

Тем не менее, несмотря на все эти влияния, древнерусская музыка (особенно русская народная песня) сохраняет свою самобытность, неповторимый национальный колорит и жанровое разнообразие.

Многие из ратных инструментов известны восточным славянам с глубочайшей древности. Заметим, что у большинства народов мира принципы конструкции музыкальных инструментов и способы звукоизвлечения сходны. Их отличают материал изготовления, размеры, звукоряды и внешнее оформление. В этих условиях одним из подтверждений национальной самобытности данного инструмента или его заимствования у соседних народов может служить этимология названия[1].

Какие же инструменты применялись дружинниками Киевской Руси в ратном строю?

Их можно разделить на три группы: амбушюрные, деревянные духовые и ударные.

К амбушюрным инструментам, имевшим значение для подачи сигналов, относятся рог и труба.

Рог является древнейшим сигнальным инструментом многих народов. О том, что этот инструмент применялся славянами с незапамятных времен, свидетельствует его исконно славянское название. Оно основано на звукоподражании.

В древнеславянском слове «ръг» полугласный звук ъ мог переходить в о и в ы, рык (рычание, рев) является произ-

[16]

водным от ръг. Древние славяне использовали в качестве сигнальных инструментов рога диких быков — туров. Их длина достигала 80—100 см. В IX—X веках появляются металлические рога — предшественники валторн — со стволом конического сечения. Однако турьи рога еще довольно долго продолжают применяться в войске. Так, при раскопках Черной могилы в Чернигове найдены турьи рога в серебряной оправе. Они относятся к X веку и являются шедевром русского художественного ремесла.

Труба — также один из древнейших амбушюрных инструментов. Этимология его названия восходит к санскритскому (древнеиндийскому) корню. Сходные названия инструмента встречаются во многих европейских языках (tromba, trоmреtе).

В Киевской Руси применялись прямые металлические трубы конического сечения, заканчивающиеся раструбом. На рогах и трубах можно было извлечь только звуки натурального звукоряда.

Вторая группа — деревянных духовых инструментов — подразделяется на две подгруппы: лабиальных и язычковых. К лабиальным относятся многочисленные инструменты флейтового типа. В древнем русском войске преобладали прямые флейты, которые были в употреблении с очень давних времен. Появление поперечной флейты связано с влиянием византийской культуры. Славянская этимология названий флейтовых инструментов свидетельствует о древности их возникновения.

Посвистель (от глагола свистети) — то же, что и сопель, но кроме того, по-видимому, являлась и родовым названием всех лабиальных инструментов.

Сопель, или сиповка[2] (от глаголов сопети, сипети) — прямая одноствольная флейта со свистковым устройством («пыжом», то же, что и современная пыжатка). Изготовлялась из дерева, имела цилиндрическое сечение ствола и длину 30—45 см.

Экземпляр сопели, хранящийся в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глин-

[17]

ки, имеет длину 32 см, он изготовлен из дерева и снабжен тремя отверстиями, что дает возможность извлекать на инструменте четыре звука диатонического звукоряда. Этот инструмент предположительно датируется XV веком. Однако можно утверждать, что подобная конструкция применялась на 5—6 и более столетий раньше.

Свирель — парная прямая свистковая флейта. Ее название основано на звукоподражании. В народе бытует также под названием «двойчатка». Длина и толщина стволов свирели различна, сечение цилиндрическое. В литературе описан экземпляр свирели, у которой длина большей трубки составляет 38 см, а толщина — 2 см; у меньшей дудки длина 27 см, толщина 1,5 см. Оба ствола имеют по три отверстия, что позволяет извлекать восемь диатонических звуков. Путем передувания из них можно получить октавы и дуодецимы[3].

Кугиклы (кувиклы, кувички, флейта Пана) — многоствольная закрытая флейта с цилиндрическим сечением стволов. Каждый ствол издает только один звук. Название инструмента происходит от диалектного русского слова «куга», что означает растение с полым стволом. Изготовляется обычно из бузины, тростника и тому подобных материалов. В практике русского народного музицирования обычно имеет от двух до пяти стволов и используется в ансамбле из четырех исполнителей.

Среди язычковых инструментов наибольшее распространение на Руси с глубокой древности до наших дней получила жалейка. Ее иногда называют также пастушьим рожком. Жалейка изготовляется из дерева или тростника и представляет собою полую цилиндрическую трубку длиной 14—20 см с коническим раструбом-резонатором из коровьего рога или бересты. На трубке имеется от трех до шести отверстий для изменения высоты звука. Для звукообразования служит одинарный язычок (пищик). Звук жалейки напоминает звук гобоя, но более гнусавый, жалобный. Отсюда и название инструмента (ср. глагол жалеть, жля —

[18]

похоронное причитание, жалея — плакальщица, вопленница, жальник — могила).

Хотя жалейки, по-видимому, применялись в русском войске, значительно большее распространение в ратном деле получил другой инструмент — сурна. Этот инструмент восточного, тюркского происхождения[4]. Он представляет собой трубку цилиндрического сечения с несколькими отверстиями (до пяти). Длина инструмента около 40 см. Звук возбуждается при помощи одинарного язычка, напоминающего современную кларнетовую трость. Сурны и посвистели были основными мелодическими инструментами древнерусского войска.

Третья группа инструментов — ударные — также имеет восточное (тюркское) происхождение. Наиболее древним из них является бубен. Название это, вероятно, имеет звукоподражательный характер и, по-видимому, славянскою происхождения. Слово «бубен» в Древней Руси имело два различных значения. Чаще всего им пользовались в собирательном смысле для обозначения всех вообще ударных инструментов. Но, кроме этого, так обозначался конкретный инструмент типа небольшой литавры с грушевидным котлом, на который натягивалась кожаная мембрана. Сове­ременное значение названия этою инструмента установилось не раньше XVI века.

Другой распространенный ударный инструмент — накры представляет собой род литавр большей величины, чем бубен. Русские накры — близкие родственники восточных инструментов этого типа (ср. таджикские нагоры, азербайджанские гошонагоры, узбекские наккара). Однако в отличие от восточных инструментов накры на Руси изготовлялись не из керамики, а из металла. Кожаная мембрана наглухо крепилась к корпусу, который имел полусферическую форму. Натяжных винтов не было, и в этом состоит отли­чие накр от литавр, появившихся позже. Таким образом, настраивать и подстраивать накры было нельзя. Однако бла-

[19]

го даря разной величине котлов и площади мембран звуки получались различной, хотя и не фиксированной высоты.

Звук на бубнах и накрах извлекался при помощи вощаги. Она состояла из деревянной рукоятки с прикрепленным к ней ремнем, который оканчивался войлочным шариком, пропитанным воском.

Мы уже отмечали, что наименование «посвистели» имело собирательное значение для всех инструментов флейто­вого типа, а «бубен» — для всех ударных инструментов. Необходимо подчеркнуть, что в таком же собирательном смысле употреблялось и слово «трубы», обозначавшее все ратные духовые инструменты.

В эпоху Киевской Руси расширяются формы использования военной музыки, ее функции. Сохраняется сигнальная служба и функция воодушевления дружины и устрашения противника, установившиеся еще в период родового строя. Но и эти функции получают дальнейшее развитие, они служат усилению взаимодействия войсковых отрядов, а подчас помогают ввести противника в заблуждение.

В повествовании об осаде Киева печенегами в 968 году приводится, например, такой любопытный факт. Пользуясь отсутствием князя Святослава, печенеги окружили город, но киевлянам удалось известить о своем безвыходном положении воеводу Притича, который с небольшим отрядом находился на левом берегу Днепра. Притич со своим войском в ладьях под звуки труб направился на выручку осажденных. К трубам воеводы присоединились «трубные гласы» киевлян. Печенеги, думая, что это возвращается со своей дружиной князь Святослав, и опасаясь атаки с двух сторон, бежали из Киева.

Наряду с совершенствованием и развитием прежних функций военной музыки в Киевской Руси возникают и новые формы ее использования. К ним относятся воинские ритуалы. Их возникновение отражает усиление княжеской власти, воплощает возросшее могущество Русского государства. Воинские ритуалы становятся важным средством идейно-­психологического воздействия на дружинников, их воспитания. Знаменуя собой новый исторический этап, они в то же время сохранили преемственность по отношению к про-

[20]

шлому, вобрали в себя некоторые черты языческих обрядов, сохранили и развили традиции ритуальных «действ» предшествующих поколений.

Воинский ритуал смотра дружины перед выступлением в поход включал в себя церемониал встречи князя. Приближение князя возвещалось звуками труб и бубнов; после смотра дружины выступление в поход происходило также под звуки военной музыки. Этот воинский церемониал весьма достоверно воспроизведен в прологе оперы Бородина «Князь Игорь».

Воинский церемониал посвящения в воины включал в себя обряд испытания молодых воинов и клятву на верность князю. Он также сопровождался звуками военной музыки.

Торжественно-траурный церемониал захоронения воинов, погибших в бою, — один из древнейших. В «Слове о полку Игореве» упоминаются обязательные атрибуты этого ритуа­ла: неугасимый огонь погребальный, плачи и причитания «русских жен». Во время поминальной трапезы — триз­ны — звучала траурная музыка, в исполнении которой принимали участие не только военные музыканты, но и певцы- гусляры, прославлявшие воинские подвиги погибших.

Ритуал увенчания победителей сопровождался таким обрядом: «Победители становились на прах побежденных и „ударяли в трубы". Так одновременно „славились" победи­тели и „отпевались" поверженные враги»[5].

Ритуал встречи победителей сопровождался славлением князя: княжеская дружина входила в город под звуки военной музыки.

Музыка и пение широко использовались в быту князя и знатных дружинников. Под звуки музыки проходили пышные княжеские пиры, музыкой услаждали знатных заморских гостей. И здесь первостепенную роль играли инструменты, которые не применялись в ратном строю: гусли, гудок, орган-позитив.

Былинный эпос, отражающий многие подлинные события и образы исторических лиц, донес до нас имена прибли-

[21]

женных к князю дружинников, которые славились как искусные музыканты-гусляры. Это легендарный богатырь Добрыня Никитич, боярин Ставр Годинович и новгородский гость Соловей Будимирович.

Наряду с любителями здесь принимали участие и музыканты из народа — скоморохи. Надо полагать, что ратные музыканты, особенно те из них, кто играл на бубнах, сурнах и посвистелях, также принимали участие в придвор­ных празднествах.

Какие предположения можно высказать относительно характера военной музыки Киевской Руси?

Прежде всего, появление металлических труб и рогов обусловило более яркое, резкое звучание военных сигналов. По-видимому, диапазон извлекаемых на трубах натуральных звуков расширился, и сигналы стали включать 3—4 звука натурального звукоряда.

На протяжении X—XI веков в обиход русской православной церкви входит система осмогласия, оказавшая влияние как на народную, так и на ратную музыку. Пентатонику начинает постепенно вытеснять семиступенный звукоряд, а это в свою очередь приводит к расширению звукорядов не только гусель, но и духовых инструментов — различного типа флейт и сурен.    

Музыка в быту, несомненно, была связана с народными напевами. Мелодии были преимущественно одноголосными, подчас возникала гетерофония.

Во время княжеских пиров и тризн звучали не только гусли и органы, но также флейты и другие духовые инструменты. Здесь практиковался принятый в Византии обычай чередовать инструментальную музыку с вокальной. Нет сомнения, что к подобным формам музицирования привлека­лись и ратные музыканты. А это потребовало приведения духовых инструментов к определенному строю, без чего не­возможно было добиться согласованности исполнения.

Таким образом, общее развитие культуры в Киевской Руси обусловило и совершенствование ратной музыки, расширение диапазона духовых инструментов, постепенный переход от нестройного их звучания к установлению определенного строя.

Опубл.: Тутунов В.И. История военной музыки России. М: Музыка, 2005. С. 14-21 (Гл. 1 Военная музыка в период Средневековья( IV- XIII века). Раздел 2. Ратная музыка Киевской Руси ( IX-XI века). 

[1] Так, например, исконно славянским является название «гусли» (от древнего русского глагола «густи» — «гудеть»). Это дает основание предположить, что марийский народный инструмент «кусле» (типа русских гусель) заимствован марийцами у русского народа. Напротив, гусле южных славян (он же гузла) является преобразованием того же древнеславянского корня, хотя он обозначает инструмент совсем иной конструкции — смычковый инструмент с одной струной.

[2]  От названия «сиповка» произошел термин «сипош», которым в XVIII веке обозначали инструменты типа гобоя.

[3] См.: Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты. М.; Л., 1949. С. 13.

[4] Сходные по конструкции и названию инструменты встречаются у восточных народов: зурна у азербайджанцев, армян и грузин, сурнай у узбеков, сур у бурятов и монголов.

[5] Никитинский Л. Военный быт Великого Новгорода // Ашев Г. Воинские ритуалы. М., 1977.

 


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 29.03.2018
  • Автор: Тутунов В.
  • Ключевые слова: музыка Киевской Руси, русские народные инструменты, воинские ритуалы средневековой Рус
  • Размер: 16.72 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тутунов В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
В. ТУТУНОВ. Ратная музыка Киевской Руси (IX-XI века) (Фрагмент из книги "История военной музыки России")
Е. Г. Мещерина. Музыкальная культура средневековой Руси. М., 2007. Глава I. Из истории «открытия» древнерусской музыки.
Ю.Н. ХОЛОПОВ, Р.Л. ПОСПЕЛОВА Новации Гвидо Аретинского в музыкальной науке и практике
Г.Н. ВИРАНОВСКИЙ Музыкально-теоретическая система Древнего Китая (краткий очерк)
Елена КОЛЯДА Библейские музыкальные инструменты в восточно- и западнохристианской экзегезе
Бимгарде Чайтанья Дева Индийская музыка

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100