music/epoch%20/XVIII/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музыки  /  Музыкальные эпохи  /  XVIII в.

 XVIII в.
Размер шрифта: распечатать




Гельд Игнатий (из кн.: М.С.Яблоков "Классическая гитара в России и СССР". Екатеринбург, 1992) (7.05 Kb)

Гельд  Игнатий.  [ фрагмент из книги М. С. Яблокова «Классическая гитара в России и СССР  Екатеринбург 1992 г.]

 [388]          

Имя Гельда впервые было опубликовано 15 декабря 1798 года в газете № 100 «Московские ведомости» (стр. 1950-1951):

«Почтенная публика чрез сие извещается, что вновь заведенная здесь Музыкальная лавка, в коей вырезываются и ноты, под именем Кестнера и Комп., открылась в доме  Его Превосходительства, Егора Ивановича Бланкельнагеля, близ Кузнецкого мосту, и в оной продаются за сходную цену новейшия музыкальныя ноты для всяких инструментов, равно как хорошия пиано-форте, всякие духовые инструменты и лучшия Римская струны.  В  сей же лавке  в продажу поступили новыя ноты :…3/J. Held, meth de facil pour apprendre a pincer la quitare a sept cordes sans maître1, 4р.

         С этого времени это имя не сходит со страниц объявлений  Московских и Санктпетербургских Ведомостей в течение более двадцати лет.

Фактическая дата издания школы неизвестна.

Формат тетради 31х 24. Число страниц 41.

Предисловие к школе  является посвящением:

«Всемилостливейшая Государыня!

Слабое произведение трудов моих под названием «Школа для гитары» дерзаю я повергнуть к стопам Вашего Императорского Величества, яко ревностной  Покровительнице наук и художеств. Щастливы почту себя безмерно, если оное удостоится заслужить внимание  Ваше, и сие издание, украшенное драгоценным Имянем Вашего Императорского Величества, будет сладчайшею мне наградою и увенчает блистательнейшим успехом труды мои; Всемилостивейшая Государыня, Вашего Императорского Величества всеподданнейший слуга   Игнатий фон Гельд».     

         На основании этого посвящения можно сделать предположение, что Гельд был придворным гитаристом.

Весьма возможно, что именно это посвящение ввело в заблуждение не сильных в истории лиц, говоривших о школе для гитары, посвященной императрице Елизавете Петровне.

Школа имеет следующее содержание:

О музыке вообще. О такте. О знаках и размерах тактов. О пунктах. О триолях и  секстолях. О полукруге. О паузах. Расположение диезов и бемолей. Изъяснение итальянских терминов.  О приятностях. Ноты, служащие для гитары. Гитара настраивается следующим образом. Гамма диатоническая. Гамма хроматическая. Гамма посредством диезов, бемолей и бекаров. Гамма посредством терций в разных голосах. Способ играть на гитаре в различных тонах, арпеджио именуемых( 12 арпеджио). 

Прелюдия. Angloise Waltz.  Angloise. Думка ты моя. Думка. Marche.  Marche. Marche. Polonois de Marche de Mars. Polonois. Marche. Allegretto. Duo (скрипка и гитара или два голоса). Air. Andantino.  Голос и гитара. Sonatina.  Adagio. Allegretto. Sonata (флейта и гитара). А ла Hongroise  tirree d  une Cavatine perdutto l arbitro par M. Antonolini. Флейта и гитара.

В 1808г.  в первом издании появилась школа для семиструнной гитары Д. Ф. Кушенова- Дмитриевского. Она имела такой успех, что обеспокоила Гельда, и вот в 1811г.  в «Санктпетербургских Ведомостях» (28 февраля, №17, стр. 243) появляется следуещее объявление:

«С прискорбием усмотрел я, что чрез исполнение погрешностей перепечатание изданной мною на Российском языке Гитарной школы, коея многие свинцовыя гравированныя доски у меня похищены, остальныя же негодныя уже к употреблению

[389]

проданы мною за два года пред сим, распространяются ложныя методы играния на сем инструменте. Я почитаю себя обязанным почтенную публику предостеречь от покупки таким образом испорченной гитарной школы, и  при том объявить, что к удовлетворению желаниям многих почтенных любителей, многократно меня о том просивших, вознамерился я предать тиснению на двух языках, на Российском и Французском, новое и совершенно мною переработанное издание Гитарной школы, для гитар обоего рода, как Испанской, так и для Польской. Сочинение сие, заключающее в себе две школы и при них краткое наставление для пения, и которое составлять будет около двадцати печатных листов, содержит:

1)    подробное истолкование музыки вообще;

2)    ясное и подробное наставление к изучению гитарной игры самим собою на гитарах обоего рода;

3)    Арпеджио и Прелюдии во всех тонах;

4)    Многие приятныя Российския и Французския арии, в новейшем вкусе переделанныя  и украшенныя приятностями Итальянского пения;

5)    несколько новых Польских в патетическом или меланхолическом вкусе и многия другия хорошия пиесы

Но как издержки для напечатания в нынешнее время весьма много составляют и я не могу предпринять без всякого обеспечения, то по совету многих любителей гитарной игры, решился я напечатать сочинение сие посредством подписки. Особы, желающие иметь оное, благоволят подписаться прежде половины Маия месяца. Цена экземпляра для подписавшихся назначается 15руб. по напечатании же, каждый экземпляр будет стоить не менее 20 руб. Господа подписавшиеся и внесшие 15 руб. получат билет за моим подписанием и с приложением моей печати. Билеты получать можно, у меня в С-Петербурге в доме купца Кушинникова подле Конюшенного моста на Мойке  под №36, во 2-м этаже; в Москве в музыкальном магазейне у г. Ленгольда; в Ревеле у Г. И. В. Мартинсена, в Пернове у г. Штубендорфа; в Юриеве у г. Брока; в Риге у г. Симона Оертли; в Витебске у г. Игнатия Вероскаго; в Вильне у госпожи Юлианы Вероской. Имяна подписавшихся будут припечатаны в конце книги, и потому я покорнейше прошу означить при подписании чин, имя и фамилию. Такое чрез подписку получить можно 6 новых Польских для фортепиано моего сочинения, в настоящем национальном вкусе, равно 6 Российских арий, коих слова почерпнуты из творений одного славного Российского сочинителя,  переделанныя также для фортепиано с аккомпаньементом как Польской 7-струнной, так и Испанской гитары. Цена за всякой экземпляр, заключающий в себе  три Польских, 3р., а за арии, коих всякий экземпляр содержит 3 арии, по 4 руб. Подписка принимается в местах выше означенных. Также получать можно у меня разныя сочинения для гитары и фортепиано уже напечатанныя, в доме, как выше сказано.

Игнатий Ф. фон Гельд»

[…]

Составитель  М. С. Яблоков. Классическая гитара в России и СССР  Биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. Издательство «Русская Энциклопедия», Екатеринбург. 1992г ( стр.388-389)

Ключевые слова: И. Гельд, гитара в России XVIII век,  первый гитарный самоучитель в России.

Подг.: Лимонова В.


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 07.10.2017
  • Автор: М. С. Яблоков
  • Ключевые слова: И. Гельд, гитара в России XVIII век, первый гитарный самоучитель в России
  • Размер: 7.05 Kb
  • постоянный адрес:
  • © М. С. Яблоков
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Борис КУШНЕР. В защиту Антонио Сальери. Часть 1: Сальери и Бомарше. Опера и революция
Борис КУШНЕР. В защиту Антонио Сальери. Часть 2: Ученики Сальери. Закат мастера. Моцарт и романтизация гения
А. Петропавловский. ГИТАРА В КАМЕРНОМ АНСАМБЛЕ. (фрагмент из книги)/ ПОЯВЛЕНИЕ ГИТАРЫ В РОССИИ
К. ПОСТЕРНАК. Новая жизнь партесных песнопений в эпоху классицизма
Гельд Игнатий (из кн.: М.С.Яблоков "Классическая гитара в России и СССР". Екатеринбург, 1992)
Марина Рыцарева. Исторические предпосылки возникновения российского хорового концерта
Татьяна ЛИВАНОВА. Перголези
В. НОСИНА. Проявление музыкально-риторических принципов в клавирных сонатах К.Ф.Э.Баха
Валентина КОНЕН Опера и предсимфоническая инструментальная музыка (глава из книги «Театр и симфония»)
Л. КУТДУСОВА О взаимодействии интонационных формул и риторических фигур в тематизме клавирных сонат Ф.Э. Баха
М. РЫЦАРЕВА Концертный стиль 1760-1770-х годов в творчестве М. Березовского и Б. Галуппи
Софья КОРСУНСКАЯ О музыкальной деятельности короля Пруссии Фридриха II Великого
Франсуа КУПЕРЕН Искусство игры на клавесине (1716, 1717) (фрагменты)
Евгения ЧИГАРЕВА «Миф у Моцарта. Миф о Моцарте»
Т.Н. ЛИВАНОВА Бах и Гендель (Проблемы стиля)

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100