museum/nn/aetnolog/familisrite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Семейно-социальные праздники

 Семейно-социальные праздники
Размер шрифта: распечатать




Е.В. Тихомирова. Похоронно-поминальный обряд в с. Ильинское Краснобаковского района Нижегородской области (8.36 Kb)

 
[1]
  
          Село Ильинское расположено в северной части Нижегородской области, в лесном Заволжье, близ реки Ветлуги.
          В настоящее время в селе постоянно проживает несколько старожилов - в основном одинокие пожилые женщины. Молодежи в селе нет, школа закрыта, церковь разрушена. Ближайший крупный населенный пункт – р. п. Красные Баки – в 15 км от Ильинского.
          Обособленность и удаленность села способствует сохранности местных традиций и обычаев, особенно тех, которые воспринимаются как первостепенно важные, несоблюдение которых может привести к непредсказуемым последствиям. К этой группе жительницы села относят похоронно-поминальный обряд, который, по их мнению, ведется здесь испокон веков и имеет свои особенности, несмотря на сходство ряда деталей и элементов с обрядами других регионов Заволжья.
 
          Похоронную одежду, обувь и гроб каждый человек старается припасти заранее. Одежда обяза-
 
[2]
 
тельно должна быть новой: «Стараемся в белое одеть женщину – рубаха, сарафан или юбка, чулки, обязательно пояс, на голову – белый платок. Это раньше. Сейчас часто платье. Мужчину – в черные брюки, белую рубашку или костюм, а раньше – рубаха, штаны, обязательно подвязывали поясок. В карманах пиджака обязательно клали платок». Информатор (В. П. Верховская) усопшему мужу положила в карман также расческу: «Потому что чесаться любил, расчесываться», и нательный крестик: «Потому что на шее носил».
          Гробы и памятники для себя стоят у местных жителей в погребах или во дворах лет по6-8, может и более, т. к. «кто не припасет – и бегай, швыряй! А чего швырять-то? А кто знает, смерть-то не указано как придет». Приезжие люди боятся их гробов, а местные смеются: «Да, чай, гробы-то не съедят, не встанут! Доски и доски».
          Покойный до похорон три дня лежит в гробу лицом к иконам («молится с нами»). Все это врем, практически без перерыва, три молельщицы попеременно читают по нему молитвы 40 кафизм по «божественной книге» - молитвеннику, «по кафизме в день все сорочины (40 дней после смерти)».
          В третий день при начале молитвы, «когда панафиду отпевают» ставят на стол стакан с водой и буханку хлеба с воткнутой свечой. Позднее эту воду и хлеб вкушают на поминках.
          В полдень третьего дня – прощание и вынос покойного. Прощаются поочередно, т.к. места в
 
[3]
 
избе мало: сначала родственники, затем все желающие. При прощании каждый трижды обходит гроб со свечой в руках «по солнышку» и поет молитву «Святый Боже, святый крепкий», затем крестится и произносит: «Прости меня, Христа ради, тебя Господь просит» и целует иконку, лежащую на груди у покойного. (Прикладываться ко лбу покойного не принято).
          Положены были и плачи-причеты родственников: «Конечно! Все-то придумаешь, все-то придумаешь с горю–та! Ой, теперя каждый день вот плачу! Cижу да вон вою»!
          Вынос гроба осуществляется на домотканых холстах, ногами вперед. Женщину выносят только женщины, мужчину - только мужчины. Опускают же гроб в могилу только мужчины, т.к. женщинам это тяжело. Холсты, на которых несли и опускали гроб, забирают с кладбища с собой, дома стирают и сушат 40 дней на чердаке, после чего хранят до следующего покойника.
          Перед опусканием гроба молельщицы сами кадят перед могилой, произнося установленные молитвы.
          После похорон все идут обедать в дом, где жил усопший. Обедают по очереди (по недостатку места в избе): сначала родственники и старшие, затем посторонние, дети. Кормят всех, кто есть в деревне.
          Трапеза очень обильная: «40 блюд положено на поминки». В пост - постное.
          Перед трапезой говорят: «Давайте помянемте» и съедают немного кутьи (рис, изюм, мед), отпи-
 
[4]
 
вают все из одного стакана по глоточку воды и съедают кусочек хлеба от «намоленной» буханки. Оставшуюся воду в стакане накрывают кусочком хлеба, который посыпают солью - для покойного. После окончания трапезы остатки этой буханки – кусочки и крошки, а также воду в стакане отдают «пташечкам» - ставят за окно рядом со святым (красным) углом избы.
          На похоронном обеде (также, как и на последующих поминках) принято подавать следующие блюда:
          - щи серые (щи с мясом, настоянные в печи);
          - суп картофельный;
          - плошенник (каша из любой крупы со свиным салом);
          - яишница (яйца, взбитые с молоком, пекут на маргарине);
          - грибы вареные;
          - каша гороховая;
          - кисель овсяный;
          - кисель молочный (кипящее молоко заправляют крахмалом, остужают и мажут сметаной);
          - пироги (с грибами, рыбой, яйцами, ватрушки с творогом).
          Спиртного раньше не подавали, сейчас подают; считают это отступлением от обряда в угоду современным нормам: «Не то нас осудят, судбище устроят. Ну, пусть пьют, грех не нас, а на их!»
          В конце обеда подают чай. После обеда поют молитвы, духовные стихи. Затем близкие родственники покойного снова идут на клад-
 
[5]
 
бище, несут на могилу крошки от пирогов, кладут их в ногах могилы, у памятника с крестом.
          Поминают покойного большим обедом в Девятины (9-й день), Сорочины (40-й день), в годину (через год после смерти) – три года подряд; затем в 6-й и 9-й год. Вне зависимости от поминальных обедов, каждую годину «подают милостыньку» - конфеты, печенье детям, испеченный пирог – соседям.
          На кладбище в с. Ильинское ходят часто. В первые 40 дней – 40 дней ежедневно, далее - по праздникам и памятным дням и просто по «дороге» - в любой день.
 На кладбище, кроме обычного печенья, конфет, пирогов, несут луковицу. Ее либо подают «в милостыньку», либо сажают на могиле усопшего: «Чтобы его горести с каждым зеленым перышком выходили. У него же там тоже беды случаются».
 
 
Запись произведена 11 мая 2006 г.
от Верховской Веры Павловны, 1933 г.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
материал размещен 10.08.2006
 
 
 

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Тихомирова Е. В
  • Размер: 8.36 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тихомирова Е. В
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть1
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 3
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 4
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 6
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 7
Свадебный обряд в Ардатовском районе
Похоронные плачи в селе Большое Болдино
Родильно-крестильный обряд
Рекрутские обычаи в Сокольском районе Нижегородской области
Свадебные обычаи в селе Рожок Сосновского района
Свадебные обычаи села Сазоново Сосновского района Нижегородской области
Поседки
Е.В. Тихомирова. Таусень парню, которого забирают в солдаты
Свадьба в селе Сонино Навашинского р-на Нижегородской обл. (выкуп, дорога в церковь, пир, второй и третий дни)
Различают несколько видов смерти… Похоронный обряд с.Стрелка Вадского р-на Нижегородской области.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Выкуп. Пир. Второй, третий дни
Тихомирова Е.В. (подг. и публ.) Из личного архива Гусаровой Т.В. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского р-на Нижегородской (Горьковской) области. Баня. Утро свадебного дня.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Сватовство. Запой.
Ю.Букарева, Т.Колмогорова. Свадебные обычаи в Хвощевке и ее округе.
Причеты невесты в свадебном обряде нижегородской мордвы-эрзя (Село Кардавиль Шатковского района)
Свадебные обычаи в селе Фокино Воротынского района Нижегородской области (первая четверть XX века)
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Зеленые горы
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Болтино
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Стрелка
Свадебные причеты южной части Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи села Сатис Дивеевского района (первая четверть XX века)
Т.В. Гусарова. Свадебные песни Сергачского района
Т.В. Гусарова. Обычаи проводов в армию в Нижегородской области
Ж.М. Поспелов. Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи Арзамасского района
Селезнева Н.Т. Свадьба в селе Липелей Ардатовского района Горьковской области (Публ. Гусаровой Т.В.).
П.А. Березин. Свадебные обряды северных районов /Нижегородской обл./ в междуречье Вятки и Ветлуги
Е.В. Тихомирова. Похоронно-поминальный обряд в с. Ильинское Краснобаковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100