museum/nn/aetnolog/familisrite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Семейно-социальные праздники

 Семейно-социальные праздники
Размер шрифта: распечатать




Свадебный обряд в Ардатовском районе (5.98 Kb)

Из личного архива Т.В. Гусаровой

Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой 

 

    Невест присматривали на гулянье, вечером парни и девушки гуляли по селу с гармошкой. Вскоре и сватов засылали. Сватову выбирали из родни, иногда сватали родители.

    Сваты обычно говорили: «У вас лишней ярки нет? Продайте нам её!» Сваты и родители невесты ударяли по рукам и «благословлялись» - молились перед иконами.

   Проходил сговор. Договаривались о сроках свадьбы, расходах, о взносах. С жениха – одежду, валенки, шубу. С невесты – валенки с калошами.

   Через некоторое время после сватовства проходил запой, на котором присутствовали все родные.

   На следующее воскресенье после запоя мать жениха несёт невесте пирог.

  Перед свадьбой для невесты устраивалась «баня с подружками». Жених один мылся.

  Вечером перед девишником девушки несут приданое, постель, рубаху жениху под венец, полотенце, носовик. На девишник собираются коренные подруги, сёстры. Все девушки идут к жениху, который «ставит на стол» и прячется. Девки требуют жениха, родители не отдают: «Нет его, на мельницу ушёл». Постель не выкупалась. Затем возвращались к невесте, гуляли и оставались спать. На девишнике невеста плачет: «Не цоши (чеши) мою косу русую..»

   Утром невеста будит сначала родителей, затем коренную подругу и потом остальных:

Вставайте, мои дорогие родители!

Спалась ли вам темна ноченька?

А мне, горькой, не спалось, не дремалось.

Как мне, горькой, под венцом стоять,

Судьбу горьку принять?

 

Если не было матери, отца будили так:

 

Вставай, милый отец!

Пойдём мы с тобой на высоку горушку

И ударим мы в большой колокол.

Не раздастся ли сыра земля-матушка,

Не раскроется ли гробовая доска?

Не откроет ли она очи ясные, не разожмёт ли она уста сахарные,

Не расплеснёт ли она руци (руки) белые,

Не прижмёт ли она меня к груди белой,

Не даст ли они мне велико благословеньице?

 

Девушек – подружек будит так:

 

А поди-ка ты ко мне, мила подруженька.

Что ты долго ко мне не бываяла?

Или ты горюшко моё не знаяла?

А моё-то горюшко всем людям известно…

Утром невеста просит благословения у родителей:

 

А благослови ты меня, кормилец – батюшка!

Не прошу я у тебя ни злата, ни сЕребра,

А прошу я у тебя велико благословеньице!

 

Утром жених собирается, устраивается свадебный поезд. Впереди – дружка, подружье. Дружкой был брат, близкий родственник, зять. Лошадей украшали лентами, вышитыми полотенцами – крёстные, подкрёстные. В свадебный поезд входило не менее 10-ти лошадей. Все  - женихова родня (прим. – Т.Е.) поют, ездят по селу, потом едут за невестой.

  Невеста под венец собирается во всё чистое, одевает подфаток.

Место невесты выкупалось. На её месте сидел младший брат или сестра невесты. Жених бросал в стакан с вином деньги.

   Невеста  (после выкупа – прим. Т.Е.)садится на лошадей, прощается на все четыре стороны. Перед этим дружка обводит молодых вокруг стола за полотенце.  Когда молодых ведут вокруг стола, невеста стаскивает скатерть, чтоб подружка выходила замуж.

 Дружка за полотенце  выводит на улицу, разъединяет. Они садятся на разных лошадей, на подушках.

   После венчания едут вместе на подушках. После венчания молодых осыпают зерном, горохом.

 

На второй день свадьбы утром  свахи (3- 4 человека) наряжаются, берут наряженный веник, идут будить молодых. «Хлыщут» два- три раза обоих, затем веник жгут у крыльца. Потом отец или жених начинает обносить людей вином. Вес кидают деньги (на пол, под ноги молодым – прим. Т.Е.), невеста их собирает, ей помогает жених. Люди стараются зашвырнуть деньги подальше. Невеста веником метёт, все смеются.

На второй же день наряжаются святками,пляшут, поют.

На третий день свадьбы  ходили по родне. Если зимой -  валяли в снегу (молодых? – прим. Т.Е.). Так же наряжались святками.

Записано от Торновой Марии Семёновны, 1920 г.р.

 в селе Круглово Ардатовского р-на Нижегородской обл

 летом 1979г Рамзаевой Н., Скрыжовой Е., Абдуллиной Н.

 

Публикуется впервые


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 10.07.2015
  • Автор: Тихомирова Е.В. (подгот.)
  • Ключевые слова: свадьба, нижегородская свадьба, Ардатовский район Нижегородской области, девишник, 2й день свадьбы, 3й день свадьбы, венчание, выкуп места невесты, запой, сговор, сватовство, утро свадебного дня, свадебная баня
  • Размер: 5.98 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тихомирова Е.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть1
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 3
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 4
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 6
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 7
Свадебный обряд в Ардатовском районе
Похоронные плачи в селе Большое Болдино
Родильно-крестильный обряд
Рекрутские обычаи в Сокольском районе Нижегородской области
Свадебные обычаи в селе Рожок Сосновского района
Свадебные обычаи села Сазоново Сосновского района Нижегородской области
Поседки
Е.В. Тихомирова. Таусень парню, которого забирают в солдаты
Свадьба в селе Сонино Навашинского р-на Нижегородской обл. (выкуп, дорога в церковь, пир, второй и третий дни)
Различают несколько видов смерти… Похоронный обряд с.Стрелка Вадского р-на Нижегородской области.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Выкуп. Пир. Второй, третий дни
Тихомирова Е.В. (подг. и публ.) Из личного архива Гусаровой Т.В. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского р-на Нижегородской (Горьковской) области. Баня. Утро свадебного дня.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Сватовство. Запой.
Ю.Букарева, Т.Колмогорова. Свадебные обычаи в Хвощевке и ее округе.
Причеты невесты в свадебном обряде нижегородской мордвы-эрзя (Село Кардавиль Шатковского района)
Свадебные обычаи в селе Фокино Воротынского района Нижегородской области (первая четверть XX века)
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Зеленые горы
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Болтино
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Стрелка
Свадебные причеты южной части Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи села Сатис Дивеевского района (первая четверть XX века)
Т.В. Гусарова. Свадебные песни Сергачского района
Т.В. Гусарова. Обычаи проводов в армию в Нижегородской области
Ж.М. Поспелов. Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи Арзамасского района
Селезнева Н.Т. Свадьба в селе Липелей Ардатовского района Горьковской области (Публ. Гусаровой Т.В.).
П.А. Березин. Свадебные обряды северных районов /Нижегородской обл./ в междуречье Вятки и Ветлуги
Е.В. Тихомирова. Похоронно-поминальный обряд в с. Ильинское Краснобаковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100