museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда

Опубл.: Нижегородский сборник. Т. VI. Нижний Новгород, 1877. Публикация и пояснительный текст Т.Гусаровой. "В народной традиции название «Иванов день», «Иван Цветный», «Иван Купала – обливай кого попало» объединило два совершенно разнородных праздника: древний обряд летнего равноденствия и день Рождества Святого Иоанна Предтечи"

Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…

"На двухнедельный период, начиная с понедельника седьмой недели после Пасхи и до Всехсвятского воскресенья (заговенья на Петров пост), приходятся так называемые Русалии"

Троица на Волге

Запись Т. Тихомировой и Т. Исаевой.
Публикация Т. Гусаровой.

Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области

Предлагаемая статья основана на современном этнографическом материале, собранном нами в Нижегородской области, а также на публикациях в российских и зарубежных изданиях. В ней рассматривается вопрос о том, насколько актуальной является тема сакрализации времени, и в какой форме сохранились в народной среде древние знания о благоприятных и неблагоприятных временных отрезках.


Л.В. Чуланова. Незабываемое

"И все равно жили мы по молодости весело, несмотря на то, что много работы нам доставалось, особенно в годы войны. Трудились много, но и отдыхали хорошо!.. Любили мы и на праздники повеселиться"

Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области

"Проводы весны занимали одно из центральных мест в календарной обрядности этой местности, о чем свидетельствут прежде всего факт относительно хорошей сохранности здесь ритуалов этого цикла, а также их широкое распространение, о чем свидетельствуют записи воспоминаний местных жителей"

Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском

"Село это широко известно: в двух километрах от него находится главная святыня Заволжья – озеро Светлояр, с которым связана христианская легенда о невидимом граде Китеже. Свое название село получило от церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая стоит здесь с XVIII в. Издавна существует здесь традиция проведения крестного хода от храма к озеру, затем вокруг него и назад, до храма"

Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе

"Рожество… тут колядовали, как же, Святки. Это со старого с Нового году. Старый Новый год, восемнадцатого или девятнадцатого числа Крещение – Святки, каждый день Святки. Наряжаются бабы, девки. Днём по улице ходят с гармонями"

Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)

Раньше ранней осенью девушки на выданье с одной улицы откупали у вдовы-бобылки избу на всю зиму...Говорили, что если девушка начала ходить на посиделки, то можно считать, что она уже улетела из родного гнезда

[ 1..10 ] [ 11..20 ] [ 21..30 ] [ 31..40 ] 41..50 [ вперед ]

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100