music/Perception/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музыки  /  Восприятие музыки

 Восприятие музыки
Размер шрифта: распечатать




Д. БОГДАНОВИЧ. Контрапункт для гитары (реферат В. Лимоновой) (7.8 Kb)

 

D. Bogdanovic (1996) Counterpoint for quitar. Аncona: Berben.  Introduction p. 5-9.

Душан Богданович -  американский  композитор, гитарист  и педагог. Родился в Болгарии в 1955 г.  Его произведения представляют синтез классической музыки, джаза и этнических мотивов, отражая эклектику современной реальности.  Наиболее ярко свою позицию к вопросу  становлению  музыканта - исполнителя Богданович высказывает в  своей работе «Контрапункт для гитары. Импровизация в стиле Ренессанса и обучение мотивной разработке», изданной в 1996 г. на английском и итальянском языках. По форме представляет собой развёрнутое вступление с пояснениями проблемы и три практических раздела с нотными примерами и упражнениями.

Работа  является обобщением лекций и курсов, которые Богданович читал в течение нескольких лет (Женевская консерватория, Швейцария; Академия Паоло Кимери, Италия; в Университете Лос – Анжелес, Южная Калифорния и в консерватории Сан - Франциско, США) Как пишет сам автор: «Главная цель работы  - объединение  творческих процессов, которые стали чрезвычайно усовершенствованными  и сфокусированными в своих лучших проявлениях, но, в то же время  очень разделенными и не сообщающимися в худшем из возможных вариантов. Рассматривая мою попытку как возвращение к изобретению колеса,   я предлагаю взглянуть на  неё как на переориентацию  от узконаправленной  специализации   (где часто исполнители, композиторы и импровизаторы становятся чуть ли не карикатурами своих определений) к более уравновешенным положениям, в которых каждый музыкант (художник, человек)  получит способность совершенствовать  уникальное соединение множества  слоев человеческого творчества. Кроме того, эта книга еще и высокотехнологична, она должна быть рассмотрена с одной стороны  как некий «толчок» или  вдохновение к созданию более цельного, гармоничного артиста, с другой стороны,  как приглашение  вновь открыть формы музыки XVI века  и Ренессанса, в контексте  всесторонней структуры понимания и непосредственного творческого потенциала»

 Далее автор обращается к процессу  и значению разделения музыкального искусства на узкие направления: «Изначально синкретичные формы музыкального выражения  сочетали в себе импровизацию, исполнение  и сочинение  вместе.  Этот тип выражения полагается прежде всего на исполнителя-импровизатора, чьё творчество в большой степени определено социальным контекстом - ритуалами и обычаями.  На психологическом уровне акцентируется скорее коллектив, чем индивидуальность,  самовыражение находится на ином уровне энергетической интенсивности, чем  конкретные эмоции, которые снова указывают на коллективное сознание (в  юнговском определении - коллективное бессознательное)  против эго-идентичности. Композиция, рассмотренная  в данном контексте, проявляется в  различных типах преимущественно устно передаваемых архетипических форм (таких как «раги» в индийской классической музыке), которые  представляют коллективное состояние и индивидуальное выражение. Импровизация и исполнение, которые тесно взаимосвязаны с композицией, полагаются,  путем микроструктурных связей, на спонтанное взаимодействие и имеют в своей основе сложную ритмику и мелодическую систему паттернов (образцов мелодических оборотов, структур)».

Богданович обращается к теории Дж. Пьяджета «Психология интеллекта», согласно которой более старые перцепционные и сенсорно-двигательные слои вовлекают прежде всего необратимые процессы, тогда как  операционное мышление,  вовлекает прежде всего обратимые процессы. 

По мнению автора, хотя в своей конечной форме, все три аспекта музыкального творчества считаются  необратимыми  во времени, композиция, один из процессов которые позволяют «заморозить время», таким образом предоставляется возможность точно  определить ноты по вертикали и горизонтали. Импровизационные выступления в первую очередь необратимы (следовательно, полагаются на глубокие филогенетические  слои)  в своём уникальном случае,  но они одновременно базируются на постоянной формуле паттернов и обучающем процессе, который  постоянно повторяется.

В западной музыкальной традиции он находит похожее сосуществование старых и новых слоёв, необратимых (открытых) и обратимых (закрытых)  систем, коллективных и индивидуальных психологических структур,  начиная с доренессансного периода, музыкального  языка Ренессанса и Барокко, до  периода Классицизма. Говорит о том, что начиная с Ренессанса, когда происходил процесс совершенствования и кодирования мажоро-минорной системы, усложнение музыкальных структур,  обновление исполнения, стало необходимым высокоспециализированное поколение артистов. Таким образом,  раскол произошел на почти всех уровнях: психологическом (от коллективного бессознательного к изолированной идентификации его), социальный (от группы к отдельным специалистам), эстетический (от архетипа к  высоко индивидуализированным  символическим  формам, кульминацией которых  представлена «стилем одного человека) Следующая фрагментация помещает индивидуальность в рискованную позицию изоляции извне, и дальнейшему разделению изнутри.

Как пишет Богданович: «…мы  наблюдаем крайности этого процесса: гипертрофированное развитие  одного уровня  за счет других кажется скорее правилом, чем исключением; поклонение  людскому эго (которое возможно пустило крепкие корни в музыке вместе с понятием виртуоза – исполнителя с одной стороны, и гения- с другой) и его проявлениям (которые становятся музейными экспонатами, легко поддающимися манипулированию со стороны музыкальной индустрии огромных размеров), против жизни и  непосредственного творческого потенциала; несоответствие между эстетикой изолированной артистической элитой и массами (базирующимися на низшем общем знаменателе)»

Некоторые решения, по мнению автора,   могут быть найдены в возрождении западной музыкальной традиции через более сбалансированное взаимодействие различных филогенетических  наследственных уровней; использование обратимого и необратимого процессов; гибкого понятия самодостаточности, открытости и взаимодействия; и одновременно гибкого понятия профессионального  широкого диапазона знаний и навыков, позволяющих в полной мере заниматься творчеством и спонтанной импровизацией.  Также, по словам Богдановича: «Вторая (и большая) часть решения, мне кажется, выглядит как различные взаимодействия, прежде всего между современным джазом, классической и этнической музыкой, которые часто показывают  интеграцию уровней различной степени сложности и содержат множество общих стилистических идиом. Это существует в контексте всех направлений, поэтому я написал эту книгу, в качестве вклада в развитие новых педагогических приемов, имеющих своей главной целью появление открытого и цельного человека, «короля перекрестков, где случаются события» - по цитате К. Леви – Стросса - а не фрагментированной, хорошо функционирующей, «машины для представлений»

Подготовка и перевод В. Лимоновой

Реферат публикуется впервые


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 15.08.2017
  • Автор: Лимонова В. (подгот.)
  • Ключевые слова: Богданович, контрапункт для гитары, импровизация, синкретизм в музыке
  • Размер: 7.8 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Лимонова В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
С.В. ЛАВРОВА «Логика смысла» новой музыки опыт структурно-семиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино. Часть первая. Опыт постановки проблемы (1.1; 1.2)
С.В. ЛАВРОВА «Логика смысла» новой музыки опыт структурно-семиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино. Часть первая. Опыт постановки проблемы (1.3; 1.4)
Антон ВЕБЕРН Путь к новой музыке. Лекции 1 - 4.
Антон ВЕБЕРН Путь к новой музыке. Лекции 5 - 8
Ю.Н. БЫЧКОВ Проблема cмысла в музыке
Е.Н. ФЕДОРОВИЧ, Е.В. ТИХОНОВА. Основы музыкальной психологии. Глава 3. Музыкальное восприятие
Т. АДОРНО. Легкая музыка
M.Г. Арановский. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений
Д.И. ВАРЛАМОВ. Академизация и постакадемический синдром в музыкальном искусстве и образовании
Д. БОГДАНОВИЧ. Контрапункт для гитары (реферат В. Лимоновой)
Т. Цареградская. О религиозности Мессиана
И. ЭЙГЕС. Музыка у Чехова-беллетриста
Ю.В. КУДРЯШОВ Сонорно-функциональная основа музыкального мышления
Карл ДАЛЬХАУЗ «Новая музыка» как историческая категория
Вячеслав КАРАТЫГИН. Музыка чистая, программная, прикладная
Науку, теорию, педагогику – ближе к жизни
Нина БОРДЮГ Рождество, святки, Васильев вечер, (Старый Новый год), Крещение (Богоявление) (на фольклорных материалах юга Нижегородской области)
Людмила МУН Импровизация в истории искусств и в учебном процессе
Марк АРАНОВСКИЙ Текст и музыкальная речь (глава 6 из книги «Музыкальный текст. Структура и свойства»)
Владимир МАРТЫНОВ Музыка, космос и космическое пространство
Инна БАРСОВА Музыка. Слово. Безмолвие
Игорь БЭЛЗА Пушкинские традиции русской музыки
Якоб АЙГЕНШАРФ Неоконченное эссе: феномен
Лилиас МАККИННОН Игра наизусть (фрагмент книги)
Генрих ОРЛОВ. Древо музыки. Глава вторая: Время
А.Э. ВИНОГРАД Гиперметрическая регулярность в ритме смены гармонических функций на примерах из произведений И.С.Баха
А.Э. ВИНОГРАД, В.В. СЕРЯЧКОВ Насколько крупным может быть музыкальный метр? Уровни метрической регулярности
Якоб АЙГЕНШАРФ Лев Толстой музицирующий
Ольга ЛОСЕВА Титульный лист как компонент художественного целого
А.А. ПАРШИН. Аутентизм: вопросы и ответы
Г.Н. ВИРАНОВСКИЙ Музыкально-теоретическая система Древнего Китая (краткий очерк)
В. ВАЛЬКОВА Музыкальный тематизм и мифологическое мышление
Эдисон ДЕНИСОВ О композиционном процессе
Курт Эрнст. Тонпсихология и музыкальная психология
Л.ГЕРВЕР К проблеме «миф и музыка»
М.Ш. БОНФЕЛЬД Музыка: язык или речь?
Н. ГАРИПОВА. К вопросу об эмоциональных компонентах в структуре содержания и восприятия музыки
Г. ОРЛОВ. Древо музыки. Глава седьмая. Коммуникация
М. АРАНОВСКИЙ. ТЕЗИСЫ О МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕМАНТИКЕ
Т. АДОРНО. Типы отношения к музыке
М. АРАНОВСКИЙ. Текст как междисциплинарная проблема
О.В. СОКОЛОВ. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры / Гл. 8: Жанр в контексте музыкальной культуры
О.В. СОКОЛОВ. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры / Введение. Гл. 1: Морфологическая система музыки
А.В. МИХАЙЛОВ. Выдающийся музыкальный критик
Д.Р. ЛИВШИЦ. О джазовых риффах
М. КАГАН. Художественно-творческий процесс — произведение искусства — художественное восприятие
В.И. МАРТЫНОВ. Время и пространство как факторы музыкального формообразования
М. ФЕДОТОВА. Панк-культура - смеховой антагонист культуры
А. ЦУКЕР. Интеллигенция поет блатные песни (блатная песня в советской и постсоветской культуре)
В. СЫРОВ. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий)
В. МЯСИЩЕВ, А. ГОТСДИНЕР. Что есть музыкальность?
В. ЛЕВИ. Вопросы психобиологии музыки
Ф. ВИЛЬСОН. ГЛУХИЕ И НЕУКЛЮЖИЕ?
В. А. МЕДУШЕВСКИЙ. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки.
П. П. СОКАЛЬСКИЙ. О механизме музыкальных впечатлений. (Материал для музыкальной психологии).
А.Ф.ЛОСЕВ. Музыка как предмет логики. К вопросу о лже-музыкальных феноменах.

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100