space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области (21.16 Kb)

 

         Данная статья основана на исторической записке, входящей в состав проекта реставрации Покровской церкви (объекта историко-культурного наследия регионального значения в селе Папулово  Большемурашкинского района Нижегородской области.

         Село Папулово (до 1922 года в составе Княгининского уезда Нижегородской губернии) расположено на берегу реки Сундовик. Ныне существующая здесь каменная церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы  была возведена в начале XIX столетия, взамен деревянной. В клировой ведомости этого прихода за 1798 год отмечалось: «Оная Покровская церковь деревянная весьма ветхая, штату быть положено священнику,  безпридельная, ризницею скудна» [1].

         Первое упоминание в архивных документах о каменном Покровском храме относится  к 1822 году, когда в клировой ведомости сообщалось, что здание церкви построено в 1816 году [2]. В более поздних аналогичных документах говорится о том, что строительство храма осуществлялось «тщанием прихожан и от доброхотных дателей подаянием»[3], то есть на их личные средства без участия каких-либо жертвователей и благотворителей. Однако, согласно сохранившейся описи церковного имущества, составленной в 1848 году духовенством данной церкви, строительство храма осуществлялось на протяжении нескольких лет «тщанием помещика Евграфа Борисовича Моисеева и тщанием прихожан»[4]. К сожалению, автор проекта храма в Папулово не установлен: проектные чертежи и переписка о строительстве среди архивных документов не обнаружены.

         Первоначально к 1816 году была выстроена трапезная  часть церкви (прямоугольная в плане), где благочинным протоиереем Тимофеем Крутовским из Большемурашкинской Христо-Рождественской церкви, по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея (Близнецова-Платонова), был освящен придел во имя мученика Евграфа[5].  Святой мученик Евграф являлся небесным покровителем храмоздателя церкви помещика Е.Б. Моисеева. Отсюда и посвящение данного придела. В самой поздней из сохранившихся до наших дней  клировой ведомости за 1916 год записано о том, что придел в церкви был освящен 10 декабря 1817 года[6].

         Только спустя одиннадцать лет, 1 октября 1827 года, в Папуловской церкви состоялось освящение главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Чин освящения возглавлял протоиерей из города Княгинина Дормидонд Богоявленский, по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Афанасия (Пономарёва) [7].

         Помещики Моисеевы, относившиеся к нижегородскому дворянству, являлись владельцами не только села Папулово, но и других соседних поселений. Возможно, что столь длительное строительство и внутренняя отделка Покровской церкви были обусловлены кончиной помещика Е.Б. Моисеева и нехваткой средств. В упомянутой описи церковного имущества за 1848 год, при описании  церковной ризницы  фигурируют вклады его дочери Александры Евграфовны Моисеевой [8]. При Казанской церкви в селе Нутренки Княгининского района (ныне урочище)  в склепе были погребены потомки Е.Б. Моисеева: капитан-лейтенант флота Аполлон Евграфович Моисеев (1801–1880) и Серафим Аполлонович Моисеев (1851–1885) [9].

          В середине XIX столетия Покровская церковь, согласно описи имущества, имела следующий облик: «...Одноглавая, на ней крест и глава деревянные, крест обит листовым железом, а глава и четырехугольный купол, алтарь, фронтоны и карнизы покрыты железом и покрашены зеленой краской»[10]. При этом трапезная часть храма и колокольня имели только деревянное тесовое покрытие и были окрашены в красный цвет. Придел в трапезной был отмечен  на кровле главой обитой железом и окрашенным в зеленый цвет, а деревянный крест на ней имел желтый цвет. На колокольне глава и крест были обиты белым железом, а на ярусе звона находилось четыре колокола[11].

         Эта же опись имущества дает представление и о скромных  интерьерах храма: полы деревянные (не окрашенные), стены и своды оштукатурены и выбелены, но без росписей [12]. Вход в церковь осуществлялся с северной стороны, где находилось деревянное крыльцо, а вход в трапезную (зимнюю часть) через колокольню [13]. Также из описи 1848 года следует, что к этому времени территория вокруг церкви («погост церковный») была огорожена деревянной из бруса оградой [14]. Общая площадь её составляла 17 х 7 саженей (1 сажень = 2,13 м).

         В клировой ведомости Покровского храма за 1855 год, зафиксированы начавшиеся разрушительные процессы, вероятно, вызванные протеканием кровли: «...Проходная алтарная арка имеет сквозную трещину, почему — овальность ея находится в весьма опасном положении» [речь идет об арочном проеме между  собственно храмом и алтарем – прим. авт.]. Далее в документах сообщается о том, что: «...свод алтаря имеет несколько трещин, из которых одна восточной стеной, другая северо-восточной, третья, наконец, юго-восточной проходит в землю — в основание».  Кроме этого сообщается и о разрушениях в трапезной части: «....В приделе сей церкви над самим Престолом и иконостасом штукатурка накатного потолка, от дождевой течи истрескавшись, обвисла и так же близка к падению» [15].  В последствие, очевидно, был произведен ремонт храма, но найти документальные подтверждения этому нам не удалось.

         Некоторые дополнительные сведения о состоянии храма на начало ХХ века дает ведомость «Страховой оценки строений, принадлежащих Покровской церкви в селе Папулово», составленная в июне 1910 года [16]. По ней, в частности, устанавливаются размеры иконостасов: главный имел длину 11 аршин, высоту 12 аршин, придельный в трапезе – 10 аршин и 4 аршина соответственно. Отапливалась церковь одной голландской печью, находившейся, в трапезной части. В данной ведомости колокольня церкви названа двухъярусной, а не трехъярусной. Это объяснить тем, что за ярус принималось внутреннее пространство между перекрытиями, причем нижний входной ярус, через который осуществляется проход в храм не учитывался. Указывалось в страховке, что данное «строение хорошо сохранилось», и страховая оценка церкви вместе с колокольней и иконостасами составляла 8.000 рублей [17]. В этих же документах сообщается о застрахованных церковно-общественных постройках: при храме имелся дом для священника, построенный в 1880 году, дом для псаломщика — 1903 года постройки и здание церковно-приходской школы, возведенное в 1917 году [18].

         Приход Покровской церкви состоял из жителей сразу нескольких поселений: села Папулова, деревни Большие Куражки, деревни Красненькой, и деревни Спасской. На 1916 год здесь официально значилось 547 мужчин и 536 женщин [19]. В это же время в документах отмечалось, что данная церковь «...для молящихся в летнее время поместительна, а в зимнее же время для молящихся весьма тесна»[20].

         После 1918 года православный приход Покровской церкви села Папулово, входил в состав Лысковского уезда Большемурашкинской волости Нижегородской губернии.  В 1923 году причт церковный состоял из двух клириков: священника Якова Тимофеевича Рубцова и псаломщика Серафима Михайловича Добронравова [21].

         В соответствие с обязательным постановлением Президиума губернского исполнительного комитета от 11 августа 1924 года техником Степановым в 1926 году были выполнены фиксационные чертежи Покровской церкви, на которых показаны общий план здания, один из фасадов, разрезы здания и генплан церковной территории. Данные документы сохранились  в фонде Управления нижегородского губернского инженера ЦАНО[22].

         В 1937 году богослужения в Покровской церкви прекратились по причине ареста священника Иоанна Емельяновича Барышкина, который был репрессирован (расстрелян 27 января 1938 года)[23].

         3 февраля 1941 года на общем собрании колхозников колхоза им. Розы Люксембург в селе Папулово было принято постановление: «Церковь, как ненужное и вредное социалистическому хозяйству орудие дурмана масс трудящихся закрыть, а помещение церкви оборудовать под клуб, для чего выделить средства...»[24]. При этом смета на переоборудование церкви под клуб была составлена еще раньше в 1937 году. 18 августа 1941 года на очередном заседании исполкома Большемурашкинского райсовета рассматривался вопрос о закрытии бездействующей церкви в селе Папулово [25]. В дальнейшем, 25 августа  1941 года, данное решение районных властей было одобрено и утверждено  решением Исполкома Горьковского областного Совета депутатов трудящихся [26]. Однако, фактическое переоборудование Покровской церкви под клуб не было осуществлено, и причинной этого, возможно, стала начавшаяся Великая Отечественная война.

         Спустя несколько лет, в марте 1944 года, Исполком Горьковского областного Совета депутатов трудящихся отклонил ходатайство об открытии церкви в селе Папулово, здание которой на тот момент использовалась под склад зерна [27]. Но, уже на следующий год верующие вновь обратились к властям с просьбой разрешить им открыть Покровскую церковь, «...имея желание возобновить богослужение и исполнение других христианских обрядов в нашем храме, который находится в настоящий момент в полной сохранности и целостности всей церковной утвари[28]».

         Согласно официальному акту осмотра церкви в селе Папулово от 14 августа 1945 года было установлено, что она «...с внутренней стороны оштукатурена, не требует ремонта, только побелки, <...> здание церкви находится в хорошем состоянии за исключением ремонта кровли, остекления до 30 % и входного крыльца» [29]. В этом же документе было отмечено, что внутри церкви «...алтарь, иконостас, подсвечники находятся в хорошем состоянии, расставлены, как при находящейся службе»[30].

         На основание постановления Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР от 21 августа 1946 года, официальное открытие Покровского храма вновь состоялось 19 октября 1946 года, когда сюда был определен священник Николай Иванович Сокольский [31]. 4 декабря 1947 года был подписан договор о передаче в пользование приходу православной церкви в селе Папулово здания церкви и культового имущества [32]. Согласно описи имущества на тот период в Покровском храме был полностью сохранен центральный иконостас с 18 иконами, в самой церкви находилось  57 икон и вся необходимая для богослужения утварь.  Храм отапливался двумя кирпичными печами, а  на колокольне находилось два небольших колокола, весом в 28 пудов и 20 фунтов [33].

         В 1949 году силами приходской двадцатки под руководством священника Иоанна Лоскутова был произведен ремонт церкви: вновь установлен крест на центральном куполе, железная крыша окрашена, а стены снаружи побелены [34]. На следующий 1950 год был произведен ремонт в зимней (трапезной) части церкви: побелка стен, остекление и покраска оконных  рам, окраска деревянных полов [35]. В 1951 году были выполнены частично настенные росписи в основной (летней) части церкви, в трапезной части сделаны хоры для певчих[36]. Последний косметических ремонт Покровской церкви (побелка известью стен и окраска кровли), согласно сохранившимся протоколам собраний приходской общины  был запланирован на лето 1961 года[37].

         Однако, богослужения в Папуловском храме продолжались только до апреля 1961 года (не было средств на содержание священника, и из членов ранее зарегистрированной двадцатки осталось только восемь человек). В период с апреля 1963 года по январь 1965 года Кишкинский сельсовет, к которому относилось село Папулово, входил  в состав Кстовского района, а затем вновь был возвращен в Большемурашкинский район [38]. 7 марта 1964 года, Исполком Кстовского районного Совета депутатов трудящихся принял очередное решение о переоборудовании Покровской церкви под сельский клуб [39].  25 мая 1964 года было принято решение областного исполкома о снятии с регистрации религиозного общества Папуловской церкви [40]. В дальнейшим храм был разорен и здание много лет находилось в запустении…  

         Покровский храм был возведен в стиле классицизма. В плане здание представляет собой вытянутый прямоугольник с одноапсидным алтарем, трапезной и трехъярусной колокольней над западным входом. Северный и южный фасады основного объема здания разделены на три части широкими пилястрами и имеют по шесть больших прямоугольных окон, расположенных в два яруса. Карниз основного объема здания украшают треугольные фронтоны. Невысокий купол завершается декоративным четырехгранным барабаном с небольшой главкой с крестом. Северный и южный фасады трапезной имеют по три больших прямоугольных окна. Эта часть здания перекрыта двускатной кровлей. Карниз трапезной переходит в декоративный междуярусный пояс на основном объеме, объединяя две части храма в единое целое. Второй и третий ярусы колокольни имеют полукруглые открытые проемы. Четырехскатная кровля завершается декоративным четырехгранным барабаном с небольшой главкой с крестом на невысоком шпиле.

         В 2017 году состоялась регистрация прихода в селе Папулово, и в Покровской церкви стали совершаться первые богослужения (молебны), а в дальнейшем планируется проведение реставрационно-восстановительных работ.

 

Вид на Покровский храм в селе Папулово с юго-запада.  Фото В.В. Коваля, май 2017 года

1. Вид на Покровский храм в селе Папулово с юго-запада.  Фото В.В. Коваля, май 2017 года.

2. Покровский храм в селе Папулово. Вид с юго-восточной стороны от реки Сундовик. Фото В.В. Коваля, май 2017 года.

 

Покровский храм в селе Папулово. Вид с запада. Фото В.В. Коваля, май 2017 года

3. Покровский храм в селе Папулово. Вид с запада. Фото В.В. Коваля, май 2017 года.

 

Покровская церковь в селе Папулово. Визуализация проекта реставрации

4-5. Покровская церковь в селе Папулово. Визуализация проекта реставрации. Архитекторы Э.Г. Титов, Д.Д. Хмелевская, 2017 год.

 

Фиксационные чертежи Покровской церкви в селе Папулово, 1926 год

6. Фиксационные чертежи Покровской церкви в селе Папулово, 1926 год  (ГКУ ЦАНО).

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Государственное казенное учреждение Центральный архив Нижегородской области (далее ЦАНО). Ф. 570, оп. 555, д. 242 (1798 год), л. 9-об.

2. ЦАНО. Ф. 570, оп.556, д.163 (1822 год), л.10.

3. ЦАНО. Ф. 570, оп.557, д. 239 (1855 год), л. 21.

4. ЦАНО. Ф. 570, оп.557, д. 286 (1848 год), л.1–3.

5. Там же, л. 6-об.

6. ЦАНО. Ф. 570, оп.559, д. 116 (1916 год), л. 170.

7. ЦАНО.Ф. 570, оп.557, д.286 (1848 год), л.1;Ф.570, оп. 559, д. 116 (1916 год), л.170. 

    8. ЦАНО Ф. 570, оп. 557, д. 286 (1848 год).

9. Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» Великого князя Николая Михайловича. Том 1. Губерния Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская. – СПб., 2012. С. 525.

10. ЦАНО. Ф. 570, оп.557, д. 286 (1848 год), л. 1.

11. Там же, л.1,3.

12. Там же, л.5.

13. Там же.

14. Там же, л.1.

15. ЦАНО. Ф. 570, оп.558, д. 239 (1855 год).

16. Российский государственный исторический архив (г. Санкт-Петербург). Ф. 799, оп. 33, д. 1014, л. 96.

17. Там же.

18. Там же, л. 96-об, 102

19. ЦАНО. Ф. 570, оп. 559, д.116 (1916 год), л.170.

20. Там же.

21. ЦАНО. Ф-Р. 1104, оп.1, д. 9, л.100.

22. ЦАНО. Ф-Р. 1679, оп. 2, д. 476.

23. Книга памяти жертв политических репрессий Нижегородской области. –

Н-Новгород, 2003. – Том. 4. – С.114.

24. ЦАНО. Ф-Р. 3074, оп. 1, д. 2743, л. 3.

25. Там же, л.1.

26. Там же, л.18.

27. ЦАНО. Ф-Р. 3074, оп. 1, д. 3067, л. 74.

28. ЦАНО. Ф-Р 5899, оп. 1, д. 7, л.1.

29. Там же, л.8.

30. Там же.

31. Там же, лл.13, 13-б.

32. Там же, л.48.

33. Там же, л.50, 51-об.

34. Там же, л.90.

35. Там же, л.91.

36. Там же, л. 96–96-об.

37. Там же, лл. 162–163.

38. Административно-территориальное деление и органы власти Нижегородского края–Горьковской области. 1929–1979. Справочник. – Горький, 1984. – С. 82.

39. ЦАНО. Ф-Р 5899, оп. 1, д. 7, л. 173.

40. Там же, л. 175.

 


(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 20.10.2017
  • Автор: Дегтева О.В.
  • Ключевые слова: русское культовое зодчество XIX века, охрана и реставрация памятников, Большемурашкинский район, Папулово, помещики Моисеевы
  • Размер: 21.16 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Дегтева О.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100