space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря (26.65 Kb)

       
Данная статья посвящена Троицкому собору Выксунского Иверского женского монастыря, который расположен на северо-восточной окраине города Выксы Нижегородской области. При работе над ней были использованы материалы историко-библиографических и историко-архивных изысканий, проведенных в разное время и разными лицами[1] в Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО), Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке им. В. И. Ленина (НГОУНБ), музее Выксунского металлургического завода, Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге, а также данные натурных исследований памятника. Поскольку история монастыря в целом и его архитектурного ансамбля уже достаточно подробно освещена[2], речь здесь пойдет непосредственно о Троицком соборе.
          К середине 1890-х годов Выксунский Иверский женский монастырь приобрел широкую известность далеко за пределами самой Выксы благодаря, в основном, деятельности его основателя иеромонаха Гефсиманского скита, расположенного близ Троице-Сергиевой лавры, о. Варнавы. Существовавшие в обители Иверский соборный храм и Успенская больничная церковь, как отмечалось в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в это время уже не удовлетворяли «духовным потребностям монастыря и окружающего его населения»[3]. Встал вопрос об устройстве еще одного, более вместительного, соборного храма. Средства для его строительства были изысканы по инициативе все того же о. Варнавы. Жертвователями на новый храм стали, в основном, представители московского и тульского купечества[4] (сам о. Варнава, в миру Василий Ильич Меркулов, происходил из семьи крестьян Тульской губернии).
          У нас нет оснований утверждать, что монастырский комплекс с самого начала задумывался таким, каким он сложился к началу XX века: территория монастыря росла постепенно, храмы, колокольня, кельи и другие постройки проектировались и возводились в разное время, разными лицами. И, тем не менее, выбор места для нового собора там, где ранее находилась деревянная часовня, не был случайным: сама логика развития архитектурного ансамбля требовала постановки здесь величественного сооружения, которое стало бы центром его композиции.
          Разработка проекта Троицкого собора была поручена «частнопрактикующему» архитектору из Москвы Петру Алексеевичу Виноградову, закончившему в 1866 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества[5]. Как указано в пояснительной записке, собор проектировался им «по образцу существующего храма в Николо-Угрешенском монастыре Московской губернии и уезда»[6]. Речь шла о Спасо-Преображенском соборе, построенном в 1880 - 1894 годах по проекту архитектора  А. С. Каминского[7].
          Такой выбор определялся масштабностью и стилистикой подмосковного храма. Именно подобное грандиозное сооружение, возведенное как и постройки Выксунского монастыря в господствовавшем тогда русском стиле, должно было отвечать указанным выше задачам завершения его ансамбля. С другой стороны, обращение к подмосковному монастырю вызвано, вероятно, и тем, что как раз Николо-Угрешская обитель связана с жизнью и деятельностью самого  о. Варнавы – там он был рукоположен в иеродиакона[8].
          Вместе с тем, П. А. Виноградов, взяв за основу объемно-пространственное решение Спасо-Преображенского собора не стал слепо его копировать, а по-своему применил известные из византийского и русского средневекового зодчества разные приемы композиции, формы и детали, гипертрофировав ряд из них. На фасадах здания совершенно нелогично по современным понятиям сочетались огромные архивольты, имитирующие закомары, мощный «брильянтовый» руст и относительно мелкие раздробленные детали наличников. В результате запроектированный собор приобрел не только грандиозность, но и некоторую помпезность.
          Разработка проекта Троицкого собора П. А. Виноградовым была осуществлена в 1895 году. К сожалению, самих проектных чертежей обнаружить не удалось. Известны лишь рисунок западного фасада (вероятно, эскиз), где собор изображен со шлемовидными главами[9] (в натуре они выполнены луковичными) и чертежи расчета главного свода, выполненные дополнительно П. А. Виноградовым по требованию Строительного отделения Нижегородского губернского правления[10].
          К августу  1895 года относятся и исследования грунта на месте предполагаемого строительства. В пояснительной записке к проекту указано, что «грунт – хорошая глина; при рытье проб на глубину до пяти аршин в трех местах грунт одинаковов»[11]. Далее в ней говорится о технологии возведения собора: «Кладка храма предполагается из местного кирпича, причем в тело их и [в] арках будет сделана прокладка их трехвершковой плиты через каждые девять рядов кирпичной кладки, кладка будет произведена на извести. Связи предполагается положить между арками первого и второго света в три параллельные ряда, в пятах угловых арок – в три параллельных ряда, во всех пяти куполах – по два кольца в каждом, соответственно сему и в паперти»[12].
          13 марта 1896 года техническое заседание Строительного отделения Нижегородского губернского правления окончательно утвердило проектные чертежи Троицкого собора, потребовав, чтобы «ввиду серьезности постройки работы производились под наблюдением опытного аттестованного архитектора, имеющего на это право»[13]. Поэтому надзор за строительством принял на себя сам  П. А. Виноградов.
          1 июля 1896 года последовал указ Нижегородской духовной консистории игумении Выксунского Иверского монастыря Павле, разрешивший начать возведение трехпрестольного храма[14]. Как явствует из монастырского отчета, его закладка состоялась в том же году (выложен бут и часть стен подвального этажа)[15].
          Однако официальные торжества по случаю начала строительства Троицкого состоялись лишь через год, 17 августа 1897 года. «Торжество закладки совершал преосвященнейший Аркадий, епископ Балахнинский, в присутствии г. товарища обер-прокурора Святейшего Синода тайного советника В. К. Саблера». Присутствовали представители московского и тульского купечества, на чьи средства возводился храм, корреспонденты московских газет и др. «По прочтении нижегородским кафедральным соборным протодиаконом надписи на серебряной плите об основании собора, преосвященным был положен первый камень, следующий камень положил В. К. Саблер»[16].
          Ежегодные монастырские отчеты позволяют проследить темпы строительства собора:
          1897 год – «работы ... закончены ... выкладкою стен здания на 2 арш. от уровня земли с облицовкой цоколя из белого камня»[17].
          1898 год – «работы ... закончены ... выкладкою стен здания на 18 арш. вышины от уровня земли, на 30 арш. пилонов»[18].
          1899 год – «работы по постройке храма состояли в кладке стен его, возведенных на высоту 29 арш.»[19].
          1900 год – «работы по постройке ... храма состояли в конечной выкладке стен и сводов куполов высотою в 45 арш., а по углам до сводов – 38 арш.»[20].
          1901 год – «работы по постройке ... состояли в окончательной выкладке четырех куполов, кроме среднего большого, постановке глав на них, крытых железом, в кладке главного западного входа (паперти), стены которого возведены на высоту 4-х саж.»[21].
          1902 год – «работы по постройке ... состояли в окончательной выкладке главного купола, постановке на него главы, крытой железом, и увенчании [всех пяти глав] вызолоченным чрез огонь крестами, выкладке свода и купола паперти с постановкою на нем главы и штукатурке всего храма снаружи и частью внутри»[22].
          1903 год – «работы по постройке и внутренней отделке ... состояли в кладке подпольных сводов, в устройстве хор и железной лестницы на них, постановке части каркаса для иконостаса, выкладке боковых папертей, постановке глав на них и вызолоченных чрез огонь крестов и в окончательной штукатурке внутренности храма»[23].
          Небезынтересно заметить, что проверкой  губернского инженера А. Р. Станкевича было установлено, что работы по устройству хор оказались выполнены некачественно: «... Десятник сообщил мне, что в массу бетонных сводов не закладывались железные каркасы из прутьев. Свод без каркаса разрушается моментально, а с каркасом разрушение свода не влечет за собой катострофу, так как груз повиснет на железных прутьях, если только каркас продолжен и за пяты свода по опоре. Итак, отсутствие каркаса в бетонной массе свода ... дает новый повод к опасению за нее ... Очевидно каменщики работали совершенно самостоятельно, без надзора со стороны лица с высшим техническим образованием»[24]. Какие последствия имело заключение А. Р. Станкевича по архивным документам не устанавливается. Вместе с тем, его выводы сопровождены чертежами, которые дают представление об устройстве хор в Троицком соборе[25].
          Дальнейший ход работ характеризуется следующим образом:
          1904 год – собор был окончен постройкою вчерне, «работы по внутренней отделке его состояли в выкладке полов из металлических плит и паркета на хорах, в установке иконостаса»[26].
          1905 год – «работы по внутренней отделке храма состояли в выкладке полов из металлических плит и паркета на хорах, в установке иконостаса и в окраске наружных стен его»[27].
          1906 год – «по внутренней отделке ... не достает части иконостаса»[28]. Монастырская летопись под этим годом добавляет, что «работы по постройке иконостаса прекратились за неимением средств»[29].
          В 1907 году под Троицким собором была устроена усыпальница, где был похоронен крестьянин деревни Борисовка Угличского уезда  Ярославской губернии Г. Ф. Шустров[30]. Какое отношение имел покойный к монастырю и почему он удостоился чести быть погребенным в соборе архивные документы умалчивают. Но для нас важен сам факт существования под собором (правда, в каком месте не известно) помещения-усыпальницы.
          Задержка с окончательной отделкой и освящением Троицкого собора, которое первоначально планировалось на 1906 год, было вызвано кончиной старца иеромонаха Варнавы (17 февраля 1906 г.)[31]. Не дожила до освящения храма и игумения Павла – торжество освящения главного престола во имя Святой Живоначальной Троицы 16 августа 1909 года состоялось при новой настоятельнице монастыря игумении Серафиме. В нем приняли участие архиепископ Нижегородский и Арзамасский Назарий, епископ Муромский Евгений, «а также и многие из благотворителей и попечителей обители»[32].
          Еще несколько лет ушло на устройство в храме приделов во имя Вознесения Господня и во имя Всех Святых. Они были освящены, соответственно, 18 и 19 августа 1912 года митрополитом Московским Владимиром, епископом Нижегородским Иоакимом, епископом Угличским Иосифом в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера, нижегородского губернатора А. Н. Хвостова  и многочисленных гостей – «благодетелей обители»[33].
          Описания торжеств по освящению престолов храма, а также опись страховой оценки 1910 года дают некоторое представление (причем, крайне незначительное) о внутреннем убранстве собора.
          Главный иконостас имел высоту 20 аршин и ширину – 12 сажен[34]. Первоначальный замысел устроить его из разноцветного мрамора[35] осуществлен не был. Судя по всему, он был выполнен из дерева и вызолочен: «Самый иконостас – это золотая стена во всю ширину храма художественной работы»[36]. Иконы, помещенные в нем, были написаны «в древнем строго церковном духе»[37]. Об иконостасах приделов сведений не обнаружено. Моленный зал освещался четырьмя большими паникадилами[38].
          По архивным источникам устанавливаются размеры Троицкого собора: высота с крестом 33 сажени 1 аршин, длина от алтарной стены до западного входа – 30 сажен, ширина – 20 сажен.  Вместимость – до пяти тысяч человек[39].
          Храм не отапливался. Известно также, что в 1912 году настоятельница монастыря игумения Серафима запросила в Нижегородской духовной консистории чертежи собора взамен утерянных «для производства работ: вентиляции, дренажа и (в будущем) отопления»[40]. К сожалению, еще раз приходится констатировать, что проведенными архивными изысканиями чертежи, о которых идет речь, не обнаружены.
          Характеризуя собор в историко-архитектурном аспекте, следует отметить восторженные отзывы о нем современников, которых храм поражал величественностью и благолепием. По словам митрополита Московского Владимира «такой храм и в Москве был бы на редкость»[41].
          Возведение Троицкого собора, в основном, завершило формирование комплекса зданий и сооружений Выксунского монастыря, который «представлял собой яркий пример ансамбля периода господства эклектики, воплощая все наиболее характерные черты тогдашнего архитектурного мышления, отражавшего, в свою очередь, специфику общественного мировоззрения эпохи»[42].
  Судьба собора в советское время во многом типична для подобных культовых сооружений. Богослужение в нем было прекращено в 1919 году в связи с закрытием монастыря новыми властями. Летом 1927 года, в преддверии десятой годовщины Октябрьской революции, храм был взорван. У него были уничтожены верхняя часть, своды, поддерживающие их подпружные арки и столбы, хоры. Тем не менее, основной объем собора (42,4 х 42,4 м в плане) с западным притвором (около 16,2 х 20,5 м) выдержал силу взрыва и до настоящего времени сохраняется в руинированном состоянии.
В конце 1980 -х  – начале 1990 -х годов ансамбль Выксунского Иверского монастыря, включая Троицкий собор, привлек внимание исследователей. Сотрудниками Научно-исследовательской лаборатории прикладных историко-культурных исследований Горьковского государственного университета он был паспортизирован. Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 21 июня 1994 года № 41 Троицкий собор в составе архитектурного ансамбля монастыря взят на государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения.
В связи с восстановлением женской обители собор возвращен Нижегородской епархии. Начата реставрация памятника. При разработке ее проекта была использована дипломная работа выпускницы Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета А.Г. Герцевой, выполненная в 1998 году под руководством архитектора И.С. Агафоновой и получившая Диплом Первой степени на международном смотре-конкурсе.
В настоящее время возобновлено богослужение в отреставрированном западном притворе Троицкого храма.
 
Перевод старинных русских мер в современные
 
          1 сажень =   3 аршина  = 2,13 м
          1 аршин  = 16 вершков = 71,12 см
 
Список сокращений
 
          ЦАНО  –  Центральный архив Нижегородской области
          НЕВ     –  Нижегородские епархиальные ведомости
          РГИА   –  Российский государственный исторический архив
 
 
 
 
 
 
 
Фотографии выполнены И.С. Агафоновой в апреле и декабре 2007 г.
 
 
Троицкий собор на гравюре с изображением Выксунского Иверского монастыря начала ХХ века
 
 
А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)
 
 
 
 
размещено 7.10.2008

[1] Исследования проводились в 1989 - 1990 годах И. С. Агафоновой, А. И. Давыдовым, О. Г. Эллинским с целью паспортизации архитектурного ансамбля Выксунского Иверского монастыря, в 1997 - 1998 годах А. Г. Герцевой с целью разработки дипломного проекта по реставрации Троицкого собора, в 1999 - 2000 годах дополнительно А. И. Давыдовым при разработке проекта реставрации.
[2] См.: Агафонова И. С., Эллинский О. Г. Ансамбль Выксунского Иверского монастыря – памятник архитектуры периода эклектики // Верхнее Поволжье. Памятник истории, архитектуры, градостроительства. Горький, 1990. С. 31-52.
[3] Кудринский Ф. Закладка нового соборного храма в Иверском женском монастыре на Выксе Ардатовского уезда Нижегородской губернии // НЕВ. 1897. 1 сент.
[4] С Волги, Оки, Камы // Волгарь. 1897. 22 авг.; Хроника // НГВ. 1897. 27 авг.
[5] ЦАНО. Ф. 5. Оп. 49. Д. 13389. Л. 6 - 7.
[6] Там же. Л. 3.
[7] Николо-Угрешская обитель. [Буклет]. М., 1997.
[8] Георгий (Тертышников), архимандрит. Житие иеромонаха Варнавы (Меркулова), старца Гефсиманского скита при Свято-Троице-Сергиевой лавре. Б. м., б. г. С. 12.
[9] Фотокопия с рисунка хранится в музее Выксунского металлургического завода.
[10] ЦАНО. Ф. 5. Оп. 49. Д.12846. Л. 665 - 665 об.; Д. 13389.
[11] Там же. Д. 13389. Л. 2 - 3.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] ЦАНО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 66. Л. 23.
[15] Там же. Д. 4. Л. 75 об. - 76.
[16] С Волги, Оки, Камы // Волгарь. 1897. 22 авг. Описание торжеств также дано в «Нижегородских епархиальных ведомостях» (НЕВ. 1897. 1 сент. Часть неоф. С. 504 - 510).
[17] ЦАНО. Ф. 583. Оп. 1. Д. 4. Л. 83 об. - 84.
[18] Там же. Л. 93.
[19] Там же. Л. 104.
[20] Там же. Л. 114.
[21] Там же. Л. 123 об. - 124.
[22] Там же. Л. 134 - 134 об.
[23] Там же. Л. 142.
[24] Там же. Д. 32. Л. 11 - 13. Записка А. Р. Станкевича ошибочно оказалась в деле, касающемся монастырской больничной церкви.
[25] Там же.
[26] Там же. Д. 4. Л. 144 об. - 145.
[27] Там же. Л. 153.
[28] Там же. Л. 158.
[29] Там же. Л. 3, 101.
[30] Там же. Д. 12. Л. 77 - 77 об.; Д. 101. Л. 4.
[31] Освящение храма в Иверском Выксунском женском монастыре // Нижегородский церковно-общественный вестник. 1909. № 36. Стб. 827 - 830.
[32] Там же.
[33] ЦАНО. Ф. 583. Оп. 1. Д. 101. Л. 10.
[34] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1006. Л. 32 об. - 33.
[35] Кудринский Ф. Указ. соч. // НЕВ, 1897, 1 сент.
[36] ЦАНО. Ф. 583. Оп. 1. Д. 101. Л. 10.
[37] Там же.
[38] Там же. Л. 14.
[39] Там же. Л. 13 - 13 об.
[40] Там же. Д. 12, л. 95.
[41] Там же. Д. 101. Л. 13 - 13 об.
[42] Агафонова И. С., Эллинский О. Г. Указ. соч. С. 46.

(0.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Давыдов А.И.
  • Размер: 26.65 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100