В статье определяется объем значения термина "цензура". Автор рассматривает четыре апекта: цензура как абстрактное понятие, отражающее часть общественных отношений; как система ценностных координат, которые направляют деятельность цензоров; организационный аспект - те формы, которые применяются для функционирования цензуры; функциональная часть цензуры. Статья сопроваждается образом литературы и указанием на отсутствие методик анализа ряда аспектов.
Педагогическая цензура — условное название особого вида контроля над книгами, уже допущенными органами цензуры, но запрещенными к обращению в определенных социальных и культурных стратах. Главным образом, педагогическая цензура распространялась на так называемые «низовые» слои общества и сферу детского, по преимуществу школьного, чтения.
"перед разработчиками любого энциклопедического издания априори встает обязательная задача разрешения противоречия между неизбежным субъективизмом авторов статей и редактора (или редакторов), и требованием объективности статей"