[88]
По указу Синода от 19 января 1884 года при епархиальных консисториях планировалось образовать архивные комиссии для концентрации в них ценных в историческом плане документов. В Нижегородской губернии указ вступил в действие с назначением 7 июня 1885 года на Нижегородскую кафедру епископа Модеста. Сознавая, какое важное значение для церкви имеет изучение и знание ее истории, в особенности местной, владыка вознамерился приобщить к этому нижегородское духовенство. Ему же принадлежит почин и в образовании специального хранилища церковной старины.
Дело началось с представления епископом Модестом соответствующего предложения Синоду, на что тот 29 января 1886 года специальным указом на имя преосвященного разрешил устройство просимого учреждения на основе устава.
В соответствии с первым параграфом этого документа древлехранилище или, как первоначально оно называлось, музей для собрания и хранения древних церковно-исторических памятников, образовывалось с целью их «лучшего сбережения», доставляя любителям старины «удобства знакомиться с ними, а равно для пользы церковно-исторической науки».
В него должны были поступать старопечатные богослужебные и иные религиозно-нравственные,
[89]
исторические книжные редкости, уникальные рукописи, «замечательные по древности принадлежности православного храма» (кресты, иконы, сосуды и прочая церковная утварь), а также другие предметы, «служащие к уяснению религиозного быта Нижегородской губернии». Те же из раритетов, которые не могли быть изъятыми или приобретенными, допускалось срисовывать, передавая копии в хранилище.
Средства хранилища составлялись из пожертвований обителей, храмов и частных лиц.
Церковно-исторические памятники планировалось приобретать при содействии епархиального начальства, благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей, приходского духовенства, ученых обществ и других властей, а также ревнителей сбережения уникальных церковно-исторических памятников. Передача раритетов из обителей и храмов должна была осуществляться «согласно на каждый предмет разрешения» епископа, а «при особенной важности предмета» — Святейшего синода. «В видах же более успешного приобретения церковно-исторических памятников», комитет древлехранилища приглашал всех любителей старины «добровольно принять на себя труд сообщать» ему сведения о таковых памятниках.
Лицам, с пользою потрудившимся на благо учреждения, выдавались свидетельства на звание почетных и действительных членов древлехранилища.
Поступившие на хранение предметы первоначально размещались, до приискания особого помещения, в семинарском зале, «в нарочито устроенных для того
[90]
шкафах-витринах». Древлехранилище находилось под наблюдением местного епископа, а его деятельность направлялась особым комитетом, состоящим из утверждаемых владыкой лиц духовно-учебного и епархиального ведомства.
Для непосредственного же и постоянного заведования комитет избирал из преподавателей семинарии знатоков церковной археологии, добровольно изъявивших желание принять на себя эту обязанность безвозмездно. Если же таковых не оказывалось, то предусматривалось небольшое вознаграждение.
Хранитель вел особую книгу поступлений с подробным описанием предметов. На него возлагалась обязанность их сберегать, а в определенные дни и часы допускать желающих осматривать памятники, но не выдавать их вне древлехранилища.
Надо отметить, что Нижегородское древлехранилище возникло на несколько месяцев раньше самого старейшего на европейском Севере Архангельского (30 ноября 1886 г.) и Владимирского, но на год позднее Тульского.
Возглавил нижегородский комитет ректор духовной семинарии протоиерей Г.В. Годнев, а его членами стали: настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Лаврентий, кафедральный протоиерей П.И. Владимирский, инспектор семинарии статский советник Г.А. Полисадов, благочинный городских церквей протоиерей Д.И. Страхов, преподаватель семинарии А.Ф. Можаровский и священник нижегородской Воскресенской церкви А.И. Карамзинский. Функции хранителя исполнял преподаватель семинарии П.И. Богословский.
[91]
Все они были людьми весьма достойными и в той или иной степени проявили себя в изучении нижегородской церковной старины.
Геннадий Васильевич Годнев (1839—1917), по окончании Московской духовной академии, 11 декабря 1864 года определяется Синодом в Нижегородскую духовную семинарию преподавателем Священного Писания. В 1882 году назначается ректором и исполняет эту должность до своей кончины 10 ноября 1917 года. С 1886 по 1905 год он был редактором «Епархиальных ведомостей», приложив немало сил для ознакомления священнослужителей с памятниками родной старины. В этом плане «Ведомости» являются богатейшим источником истории епархии и будут привлекать пристальное внимание не одного поколения нижегородских краеведов.
Другой член комиссии — Порфирий Иокафович Владимирский (1815—1906) окончил Нижегородскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию. В 1840 году возвращается в родное учебное заведение преподавателем, а на следующий год получает ученую степень кандидата богословия. С 1851 года священничествует в разных церквях Нижнего Новгорода. В 1868 году становится протоиереем, а в 1881 году штатным протоиереем Нижегородского кафедрального собора. Непременный член многих местных братств, попечительств и миссионерских обществ.
Григорий Афанасьевич Полисадов (1836 — после 1899 г.) прослужил на учебно-воспитательном поприще в Нижегородской духовной семинарии около 38 лет (семь лет преподавателем словесности и бо-
[92]
лее тридцати лет инспектором). Будучи редактором «Нижегородских епархиальных ведомостей» (1864—1870 гг.), он также активно участвовал в журнале «Странник» (1861—1880 гг.).
Протоиерей и магистр богословия Дмитрий Иоаннович Страхов (1822—1894) был нижегородским уроженцем. Закончил местную семинарию, а в 1848 году — Казанскую духовную академию. Через четыре года из Симбирской семинарии перемещается в Нижегородскую наставником словесности и латинского языка и занимает эту должность до конца 1858 года. Затем Страхов является священником городских церквей Нижнего Новгорода и членом многочисленных епархиальных попечительств и училищных советов.
Особенно любопытна для нас другая фигура комитета — Аполлон Федорович Можаровский (1841—1900). После окончания Казанской духовной академии он в 1873 году становится преподавателем всеобщей и русской гражданской истории Нижегородской духовной семинарии. В 1881 году за работу «Изложение хода миссионерского дела по просвещению христианством казанских инородцев с 1552 по 1867 гг.» удостаивается ученой степени магистра богословия. Он участник IV археологического съезда в Казани. В 1878 году Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете избирает его своим действительным членом. Через год Императорское общество истории и древностей российских при Московском университете, оценив труды Аполлона Федоровича «на пользу отечественной истории», принимает его в члены-со-
[93]
ревнователи. В Нижнем Можаровский продолжил свои научные изыскания, на сей раз по истории нижегородских приходов, регулярно публикуя свои статьи в «Нижегородских епархиальных ведомостях» и «Нижегородских губернских ведомостях», журнале «Русская старина» и др. Творческое краеведческое наследие Анатолия Федоровича насчитывает около 130 статей, и это далеко не полная цифра.
Любопытно, что известный исследователь истории русской средневековой живописи в XIX столетии Г.И. Вздорное как на особенность указывает на то, что в отличие от Тульского и Владимирского древлехранилищ, созданию Архангельского «предшествовало возникновение организационного учреждения» — Комитета по собиранию и хранению памятников церковной древности. Как видим, такая «особенность» существовала и у нас, но, как уже говорилось, комитет в Нижнем Новгороде все же возник раньше архангельского.
Нижегородские священнослужители с живейшим интересом восприняли известие о создании древлехранилища. Уже 4 июля того же года епархиальный печатный орган информировал читателей о том, что комитетом на устройство и содержание древлехранилища получены первые пожертвования от настоятелей и настоятельниц монастырей, благочинных и церковных приходов в общей сумме 105 рублей 40 копеек. Тогда же стали поступать и первые реликвии. Так, 1 мая 1886 года газета сообщала, что архимандрит Высокогорского монастыря Алимпий пожертвовал рукописное Евангелие XVI века. При этом давалась любопытная справка об уникальной книге.
[94]
Оказывается, что это напрестольное Евангелие прежде находилось в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Бортятине, что в Галиции, и, предположительно, попало в Нижегородскую епархию в результате покупки. Любопытно, что на заседании Нижегородской епархиальной церковно-археологической комиссии в сентябре 1892 года священник Ал. Карамзинский (он также был в числе первых членов созданной в 1887 НГУАК.) сделал специальный доклад об этой замечательной рукописи, опубликованный затем в 23-м номере «Нижегородских епархиальных ведомостей» под названием «Описание древлеписьменного Евангелия, хранящегося в церковном древлехранилище Нижегородской семинарии».
По всей видимости, согласно уставной деятельности древлехранилища, епископ Нижегородский и Арзамасский Модест приказал описать находящиеся в местных церквях замечательные служебные памятники, цикл статей о которых под названием «Церковно-исторические памятники Нижегородской епархии» начал появляться со 2-го номера «Епархиальных ведомостей» за 1888 год.
Обращение владыки послужило руководством к действию для всех нижегородских священнослужителей. Такой вывод позволяет сделать запись на Шестодневе (М., 1660) , которая гласит, что данная книга ранее принадлежала черноезерской Троицкой церкви Макарьевского уезда и в 1886 году «по распоряжению епархиального начальства» была передана благочинному для пересылки в древлехранилище.
Как же шли дела нового учреждения по собиранию памятников старины? За 1886—1887 гг. в него
[95]
поступило 236 различных предметов. На следующий год было приобретено 11 рукописей, 14 печатных книг и брошюр, 11 церковных богослужебных предметов, 4 медали и монеты. Из последнего поступления выделялись подлинные «Заручные сказки священно-церковнослужителей Нижегородской епархии», собранные в 1722 —1723 гг. по указу епископа Нижегородского и Алатырского Питирима. В них имелись очень важные сведения о числе причта, количестве земли, угодий и дворов крестьян каждой церкви епархии. Этот ценный исторический документ передал преподаватель семинарии В.И. Богословский.
Древлехранилище обогатилось также двумя чрезвычайно редкими изданиями: первым печатным Апостолом 1564 года Ивана Федорова и Учительным Евангелием, выпущенным в Заблудовской типографии в 1569 году Петром Мстиславцем. Данные раритеты были приобретены за 100 рублей у А.В. Карамзинского. Александр Васильевич Карамзинский (1837—1898) был личностью весьма примечательной, имевшей одно из интересных нижегородских книжных собраний. Его библиотека была широко известна многим любителям старины редкими предметами, печатными и рукописными памятниками по археологии и расколоведению. В 1881 году библиограф и историк литературы И.А. Шляпкин напечатал сообщение о карамзинской библиотеке, отметив Апостол 1564 года, Служебник (Вильно, 1583) и Апостол (Вильно, 1591).
По свидетельству известного книготорговца антикварными изданиями П.П. Шибанова, Александр
[96]
Васильевич «собирал и древние рукописи, и книги гражданской печати. Собирал не только для себя, но и поторговывал. Отец не раз покупал у него».
Раритеты, говорилось в отчете за 1899 год, хранились в двух шкафах в семинарском зале. Отмечалось, что этого недостаточно, и «в недалеком будущем приступлено будет к расширению его».
Комитет стал формировать справочную библиотеку, состоящую из книг по истории Нижегородской епархии. С целью поощрения земляков к пожертвованиям, «Епархиальные ведомости» стали публиковать список дарителей. Это был не только стимул, но и дань уважения работе комитета.
В 1908 году высшие церковные власти замыслили образовать при Синоде Архивно-археологическую комиссию, которая должна была наблюдать за сохранением, описанием и реставрацией памятников старины, находящихся в ведении Синода. С этой целью все музеи и древлехранилища духовного ведомства передавались под управление комиссии. В помощь ей в губерниях и «в важнейших уездных городах, богатых церковной стариною», учреждались местные церковно-археологические комитеты.
По указанию Синода Нижегородский комитет препроводил в столицу опись епархиального древлехранилища за 1911 год, из которой видно, что к тому времени в нем находилось 431 единица рукописных и старопечатных книг, грамот, указов и других документов. Древних богослужебных предметов и утвари насчитывалось 173, а других памятников старины — 130 единиц. Капитал состоял из 1065 рублей 51 копейки.
[97]
В 1914 году в 17-м сборнике ДНГУАК (выпуски 2 и 3) был опубликован перечень главнейших рукописей и старопечатных церковно-славянских книг. Описал их хранитель древлехранилища (с 1899 года), помощник инспектора Нижегородской духовной семинарии, кандидат богословия и член НПУАК П.В. Тополев. Самыми древними из описанных 35 рукописных сборников XVI—XVIII веков являлись: Трефологион 1509 года из библиотеки Владимирской церкви Нижнего Новгорода и Четвероевангелие из Высокогорской пустыни, написанное уставом XVI столетия. Здесь же представлены, не лишенные краеведческого интереса, синодики Ма-карьевского Желтоводского (XVII—XVIII веков) и Спассо-Зеленогорского (XVII—XVIII веков) монастырей, сборники Островоезерской (конца XVII века) и Макарьевской Желтоводской (XVII—XVIII веков) обителей. Последние особенно интересны для истории местного края. Например, макарьевский сборник содержит перепись крестьян деревень Верхний Красный Яр и Нижний Красный Яр, Кресты (будущий Макарьев) и Черная Маза, Архангельской и Валки, сел Ивановское и Сельская Маза. Из синодика же Макарьевской обители можно узнать о родах князей Грузинских, строителя монастыря Аврамия, князя Б.М. Лыкова, государева иконописца Никиты Павловца, нижегородского столяра и резчика соборного иконостаса Мелетия Иванова и др.
Описание старопечатных книг насчитывает 47 произведений XVI—XVIII веков. Три книги датируются 1517 годом. Особенно редкой считается
[98]
«Книга Иова и Иисуса сына Сирахова», напечатанная Франциском Скориной в Праге.
Последние сведения о древлехранилище были опубликованы в 1915 году. Согласно им, в семинарии оставалось столько же экспонатов, сколько указано было в отчете 1911 года.
В революционную смуту, когда стали закрываться монастыри Нижнего Новгорода, их судьбу разделила и духовная семинария. Над сокровищами древлехранилища нависла угроза разграбления бесчинствующей толпой. Потому раритеты были спрятаны хранителем у себя дома, где впоследствии и были обнаружены представителями новой власти.
Судьба сокровищ Нижегородского древлехранилища различна: часть пропала или распылилась между коллекционерами, другая, надеемся, сама ценная — попала в музеи, архивы и книгохранилища. Например, в отделе редких и ценных книг Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки хранится 21 книга из древлехранилища. Три относятся к XVI веку: Апостол (М., 1564) и Евангелие учительное (Заблудов, 1569), когда-то приобретенные у А.А. Карамзинского, а также Евангелие (Вильно, 1600), поступившее в древлехранилище из церкви села Семети Нижегородского уезда. Остальные 18 изданий относятся к XVII столетию.
Несомненно, существование Нижегородского епархиального древлехранилища — отрадное явление в провинциальной жизни поволжского города. Это не только свидетельство историко-культурного богатства нашего края, но и показатель культурного потенциала нижегородцев.
Опубл.: Галай Юрий. Книжный Нижний. Нижний Новгород: «Книги», 2007. С.8 - 98.
размещено 3.05.2008