Выставка «Солнце земли Русской» была подготовлена на основе материалов целого ряда государственных архивов Нижегородской области, однако, приоритет, бесспорно, принадлежит Центральному архиву Нижегородской области: на базе, в основном, его документов, подготовлена выставки, посвященные памяти святого благоверного великого князя Александра Невского - в подлинниках и копиях. Автор экспозиций – начальник отдела использования и публикации документов ЦАНО А.А. Медведева, дизайнер – начальник отдела комплектования и использования документов Госархива аудиовизуальной документации Нижегородской области С.Ю.Пожарская.
Великий князь Александр Невский
Великий князь Александр Ярославович, вошедший в историю с прозванием Невский – один из самых известных деятелей истории России; выдающийся полководец, проницательный политик, яркий государственный деятель Древней Руси. Его жизнь и подвиг человека и правителя Руси известны и взрослым, и детям. Его чтут как верующие, так и атеисты, объективно оценивая его роль в защите рубежей страны и укрепления им основ русской государственности, его явную защиту православия в бою, почитание его памяти церковью и народом. Вехи жизни князя – по сути, вехи русской истории: защита государственности и веры в бою, перед посланниками Римского папы, защита Отечества в Орде, христианская кончина.
1) Александр Ярославович, 2-ой сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнука Мономаха, родился в 1221 г. Его отец – сын кн. Всеволода Большое Гнездо, мать кн. Феодосия, дочь кн. Мстислава Удалого. Первые сведения об Александре относятся к 1228 г., когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступив в конфликт с горожанами, вынужденный отъехать в свой родовой удел в Переяславль-Залесский, оставил править в Новгороде 2-х своих сыновей Федора и Александра; фактически они находились на попечении доверенных бояр. То есть, формально, начало деятельности Александра в качестве правителя территории может быть отнесено к его 7-8-летнему возрасту.
После кончины брата в 1233 г., отрок Александр стал старшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1236 г. Ярослав уехал в Киев, получив тамошний стол, и Александр стал действительно самостоятельно править Новгородом; на 20-м году жизни, в 1239 г., женился на Александре, дочери полоцкого князя Брячислава. Дальновидный политик, Александр своим браком теснее увязал раздробленные русские княжества, создав предпосылку для дальнейшего объединения Руси в единое государство. В том же году молодой князь занимался постройкой крепостей по р. Шелони, на западной окраине новгородских владений, ставя форпосты там, где возможно было ожидать литовских нападений.
Наиболее явственно подлинная ответственность правителя в натуре князя проявляется в том, что будучи молодым человеком, он берет на себя решение важных территориальных вопросов, видит перспективы для Руси и действует смело, а вернее – бесстрашно, не просто планируя битву как полководец, но и лично участвуя в ней как воин, рискующий жизнью. Настоящую воинскую славу молодому князю принесла победа, одержанная 15 июля 1240 г. в устье Ижоры над шведским отрядом. За эту победу князь получил почетное прозвище Невский. Победа 1240 г. предотвратила потерю Русью берегов Финского залива, остановила шведскую агрессию на новгородско-псковские земли и насильственное перекрещивание населения в римско-католическую веру. Князь Александр сумел остановить и агрессию Ливонского ордена и датских рыцарей из Ревеля на русские земли: получив помощь из Суздальской земли, 5 апреля 1242 г., Александр дал им сражение на льду Чудского озера, известное под именем Ледового побоища. Рыцари были разбиты, орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому они отказывались от своих завоеваний в русских областях и возвращали пленных. С 1242 по 1245 гг. Александр нанес целый ряд поражений литовским отрядам, совершил поход в шведские владения, победоносно отражая все нападения на западной границе. Он действовал как правитель, принимающий на себя ответственность за сложные шаги, выход из которых не был очевиден и требовал от князя мудрости, мужества и дальновидности.
По отношению к монголо-татарам князь Александр вынужден был вести дипломатическую линию иную, сдержанную, и более того, Н.И.Костомаров, отмечая, что Батый «сразу понял, что Александр, о котором уже он много слышал, выходит по уму своему из ряда прочих русских князей», говорит, что: «не мог он с теми же средствами действовать против восточных врагов … Надо было избрать другие пути» (Н.И.Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», М.: Мысль, 1993). И Александр выбрал: стал таким же оборонителем русской земли от татар, как раньше от шведов и немцев, но действовал иным путем, применяясь к обстоятельствам, а именно — с одной стороны сдерживал бесполезные восстания своих подданных против татар, с другой – старался покорностью перед ханом доставить возможные льготы русской земле. Много золота и серебра передал в Орду на выкуп пленных. То есть мы можем сказать, что Александр действовал как политик гуманистической направленности, видящий людей и понимающий их благо как основу своей деятельности правителя.
2) Материалы, находящиеся на хранении в Центральном архиве Нижегородской области, косвенным образом свидетельствуют о личной набожности князя Александра. В тексте службы св. князю Александру Невскому на день его успения (Трефолой XVI в.) обращают на себя внимание эпитеты, которым православный автор награждает князя: «церкви светлое украшение», «благочестия управления», «Всечестныя Троицы молитвенник», «Источник Божественных исцелений неисчерпаемый», «Александр премудрый», «… веселие земли русской и крепость граду нашему и забрало, сиротам питатель …». Благословить князя на бой со шведским отрядом встают из гроба российские первомученники, святые князья Борис и Глеб. В 1263 г., в Городце, великий князь скончался, приняв схиму по тогдашней православной традиции, и навсегда связал себя с Нижегородской землей. Схима в православии — высшая монашеская степень: человек умер для мира с его грехами и искусом. Вот как о его кончине говорит «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра» («Изборник. «Повести древней Руси». М., «Художественная литература», 1986): « …. Великий князь Александр возвратился из Орды от Царя и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и прибыл в Городец, разболелся … Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом … Сподобил же его Бог и большей чин принять – схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в 14 день, на память святого апостола Филиппа … Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру … Положено же было тело его в церкви Рождества Пресвятой Богородицы». Почитание Александра Невского как защитника православия, заступника народа, как святого воина началось очень быстро после его смерти. Мощи его были обретены нетленными в 1380 г., а в 1724 г. Петр I основал в новой русской столице монастырь в честь великого соотечественника, причисленного церковью к лику святых (ныне Александро-Невская лавра), и повелел перевезти туда останки князя и разместить их в Троицкой церкви лавры (серебряную раку мощам св. заступнику Руси пожертвовала императрица Елизавета).
На день перенесения мощей св. благоверного князя была также написана особая служба. В служебном сборнике 1-й трети XVII в., где служба именуется «благодарственной Богу, в Троице Святей Славимому, на воспоминание заключенного мира между Империей Российскою и Короною Свенскою (Петр I постановил отмечать память св. Александра Невского 30 августа, в день заключения Ништадского мира со Швецией 30 августа) …. и перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского», вновь в тексте мы встречаем эпитеты, которые в христианской традиции употреблялись в адрес св. Иоанна воина, св. Лонгина сотника, царя Саула: «благоверне княже Александре, измлада возлюбив Христа, богоименит венценосец был еси, преподобием и правдою светло украшен … пространное селение был еси Духа Святого, Ему же непрестанно молился, еже сохранитися Отечеству твоему, от поганых необоримому бытии и сыновом российским спастися». Величание князю звучит как хвалебная песнь: «Радуйся, царей российских похвало и воинов соблюдение, варваров побеждение, сирот и вдов заступниче, и Отечества нашего утверждение».
3) Как уже говорилось выше, почитание князя Александра как святого началось менее, чем через 20 лет после его кончины. Как пишет С. Соловьев в «Истории России»: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского». Народное почитание святого благоверного князя выразилось, прежде всего, в том, что множество храмов в России носили его имя, то есть веками престолы вновь построенных церквей освещались в честь Александра Невского — народ верил в его небесное заступничество, молился ему. В Нижнем Новгороде и губернии тоже были и есть такие храмы. Один из красивейших храмов Нижнего Новгорода – собор (или соборная церковь) на Стрелке во имя св. Александра Невского. Не относясь к числу древних, он, безусловно, истинное украшение нашего города. Храм был построен в 1881, на средства ярмарочного купечества в ознаменовании посещения Александром II с супругою нашего города и ярмарки. Епископ Нижегородский и Арзамасский Макарий Миролюбов освятил его в присутствии Александра III с супругою, цесаревича Николая, Великих князей Георгия и Алексия. Каменный четырехглавый храм с колокольней имеет 4 придела: главный во имя св. благ. кн. Александра Невского; правый во имя св. равноап. Марии Магдалины; левый во имя св. Николая; на хорах – в честь св. Макария Желтоводского и Унженского. Как говорит клировая ведомость – «по уважению к сему угоднику Божию, как покровителю Нижегородской Ярмарки». Собор был закрыт в 1929 г. Под влиянием общественных тенденций и под давлением безусловного авторитета Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая Кутепова властями было принято решение о возвращении храма верующим, и с 1992 г. Александро-Невский собор — действующая церковь. Почти одновременно с собором на Стрелке, в 20 верстах от него, в 1882 г. встаёт новый храм, построенный на средства и при непосредственном участии рабочих и служащих Сормовского завода. Церковь строилась ровно 8 месяцев – с 20 апреля по 30 декабря 1882 г., в 1887 г. к ней пристроили колокольню. Тот же епископ Макарий освятил храм, и главный престол – в честь св. благ. кн. Александра Невского, другой в честь Рождества св. Иоанна Крестителя.
При церкви были дома для членов клира, построенные тщанием церковного старосты и приходского попечительства: каменный двухэтажный для священников и деревянный двухэтажный для псаломщиков. При Александро-Невской церкви была церковная школа, в которой на 1914 г. обучалось 615 мальчиков и 732 девочки. Школа содержалась Училищным советом при Синоде и акционерным обществом «Сормово» и помещалась в каменном четырёхэтажном здании недалеко от церкви. при церкви числилось 9140 человек. 18 апреля 1924 г. Постановлением Президиума Нижгубисполкома Сормовская Александро-Невская церковь закрыта. В январе – феврале 1925 г. церковь была переобустроена под школу. Сейчас храм восстановлен как место богослужения на территории Сормовского завода. Восстановление деятельности этих храмов может толковаться и как восстановление исторической памяти, в том числе, и в народном почитании святого князя — «сирот и вдов заступника». Также во имя Александра Невского были освящены храмы в с. Ратманиха Балахнинского уезда (на территории современной улицы Берёзовской, в районе, близком к ОАО «Сокол») и в Фёдоровском подворье в Канавино.
Но не только православная церковь, защитником которой в своём историческом времени выступил князь, хранила об Александре Невском благодарную память, но и далёкие от религии потомки русичей, так как в условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния заморским завоевателям, снискав славу великого полководца – защитника государственных основ Руси. В годы Великой Отечественной войны образ Александра Невского звал на боевые и трудовые подвиги советских людей как символ подлинного патриотизма и искреннего самопожертвования ради Отечества. Орден Александра Невского был возобновлен в 1942 г., и награждались им воинские подразделения, командиры взводов, дивизий, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей. Среди награжденных – много горьковчан; один из самых известных горьковчан – кавалеров ордена Александра Невского Арсений Васильевич Ворожейкин, уроженец Городецкой волости Балахнинского уезда, дважды Герой Советского Союза. Но не только воинов звал к самопожертвованию образ святого князя: труженики тыла, все силы отдавая обеспечению фронта, ещё и участвовали в сборе средств в фонд обороны страны: сумма 200 000 руб. была собрана на танковую колонну им. Александра Невского, что наглядно показывает, что и через века жизнь, подвиг Александра Невского живы в сознании новых поколений. Таким образом князь Александр стоит в ряду подлинных народных героев: через века, смену общественных формаций в России проходит глубокое народное уважение к его жизни и подвигу во имя Родины и веры. Почитание его вне времени, условностей и конфессий.
4) Роль полководца во все века и общественные формации довольно схожа: он должен вести вперед свое войско на сознательное убийство других людей — на сегодня – врагов, составляющих войско противников. Но также история дает нам примеры очень разных войн, а православная традиция учит тому, что правитель, военачальник Богом судится иначе, чем простой человек — из-за слишком большой меры ответственности. Князь Александр Невский не вел захватнических войн, не вел междоусобных войн – не пролил братской крови; его защита русских земель от шведских отрядов и от ливонских рыцарей остановила процесс внедрения католичества на Руси. Поэтому, военачальник, защитивший веру силой оружия и ценой собственной жизни и безопасности (в бою, как известно, можно погибнуть или получить ранение), может носить имя православного полководца.
А.А. Медведева
© Открытый текст
размещено 1.12.2009