1872. 7 июня. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета.— О дополнении и изменении некоторых из действующих узаконений о печати.
Государственный Совет, в Департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев представление министра внутренних дел о дополнении и изменении некоторых из действующих узаконений о печати, принял во внимание, что, на основании действующего ныне закона 6 апреля 1865 года (41988), оригинальные сочинения, объемом не менее 10-ти и переводные не менее 20-ти печатных листов, в обеих столицах освобождены от предварительной цензуры, и затем пресечение встречающихся в них злоупотреблений печатным словом предоставлено лишь карательной власти суда в пределах, указанных Общим уложением о наказаниях и особыми постановлениями упомянутого закона. Такое облегчение для книг означенного объема признано было возможным в том преимущественно предположении, что они, по содержанию своему, принадлежат обыкновенно к литературе серьезной, обращающейся к более зрелым умам, а по самой цене не будучи доступны распространению в массе малообразованных читателей, не могут с удобством служить орудием вредной пропаганды. Но из представленных ныне на усмотрение Государственного Совета данных видно, что в последние годы, наряду со многими полезными произведениями печати, неоднократно были случаи издания бесцензурных сочинений, наполненных самыми опасными лжеучениями, стремящихся ниспровергнуть священные истины религии, извратить понятия о нравственности и поколебать коренные основы государственного и общественного порядка. Весьма часто в таких сочинениях не усматривается прямого нарушения какой-либо статьи карательного закона, и потому они распространяются беспрепятственно. Между тем, достоверными сведениями доказывается, что во многих случаях издание их имеет специальною целью распространять лжеучения между учащеюся молодежью и, в этих видах, некоторые книги, которым назначается довольно высокая цена для продажи в книжных лавках, уступаются издателями за треть или четверть стоимости в значительном числе экземпляров, для рассылки в университеты и гимназии или для раздачи лицам, посвятившим себя распространению вредных учений. Под влиянием такой пропаганды многие молодые люди впадали в пагубные заблуждения и иногда вовлекались в поступки, вынуждавшие принятие против них мер, тягостных для них и для их семейств.
Признавая безотлагательно нужным положить предел таким злоупотреблениям, и принимая во внимание, что предпринятый, по Высочайшему Его Императорского величества повелению, общий пересмотр действующих узаконений о печати, но обширности сей работы и необходимости подробного соображения ее при участии различных ведомств, не может получить утверждения в весьма скором времени, Государственный Совет согласился с заключением министра внутренних дел о необходимости дополнить ныне закон 6 апреля 1865 года определением порядка действий высшей административной власти в тех случаях, когда признано будет необходимым принять решительные, безотлагательные меры к преграждению распространения разрушительных учений как в освобожденных от предварительной цензуры книгах, так и в тех периодических изданиях, которые по характеру своему более подходят под разряд книг.
Вследствие сего, Государственный Совет мнением положил:
В дополнение и изменение временных правил о цензуре и печати (т. XIV, Уст. Ценз., прил. к ст. 5, по прод. 1868 г.), постановить нижеследующее:
1) Если распространение освобожденной от предварительной цензуры книги или нумера повременного издания, выходящего без цензуры реже одного раза в неделю, министром внутренних дел признано будет особенно вредным, то он может, сделав распоряжение о предварительном задержании такого произведения, представить о воспрещении выпуска оного в свет на окончательное разрешение Комитета министров. По постановлению заключений по делам сего рода, Комитет министров принимает в руководство статьи 111 и 126 своего учреждения (Свода зак., т. I, кн. 2).
2) Экземпляры воспрещенных к выпуску, на основании предшедшей 1 статьи, книг и нумеров периодических изданий немедленно отбираются, по распоряжению подлежащих учреждений по делам печати, от типографщиков, издателей, авторов, переводчиков и редакторов, по принадлежности.
3) Содержатели типографий, а равно факторы, наборщики и вообще служащие в оных, выпустившие в обращение или утаившие экземпляры задержанных книг или нумеров повременных изданий, подвергаются наказаниям, определенным во второй части статьи 1027 Улож. о наказ. изд. 1866 года. Лица, способствовавшие каким бы то ни было образом распространению означенных произведений, подлежат ответственности, определяемой для содержателей типографий. Утаенные экземпляры задержанных сочинений или нумеров повременных изданий, по обнаружении оных, отбираются на общем основании.
4) Если в задержанном сочинении или нумере повременного издания усматривается преступление, то, независимо от задержания экземпляров подобных изданий, может быть возбуждено судебное преследование виновных, общеустановленным в законе порядком. В таком случае рассмотрению судебных мест подлежит собственно вопрос об ответственности обвиняемых.
5) Порядок приостановки выпуска в свет произведений печати, указанный в статье 14 гл. III прил. к статье 5 Уст. ценз. (по прод. 1868 г.), сохраняется в силе в отношении ко всем тем сочинениям и изданиям, к которым министр внутренних дел не признает нужным применить настоящие правила.
6) Экземпляры изъятых от предварительной цензуры повременных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, должны быть представляемы в подлежащее учреждение по делам печати (Уст. ценз. прил. к ст. 5 гл. II, ст. 25 п. 2), за четыре дня до рассылки оных подписчикам. Сочинения же не периодические, напечатанные или налитографированные также без предварительной цензуры, могут быть выпускаемы в свет (гл. III, ст. 13; Улож. о наказ., ст. 1012) не прежде, как по истечении семидневного срока со времени получения расписки в принятии узаконенного числа экземпляров.
7) Сочинение или повременное издание, которое по собственному желанию издания или редактора было представлено на рассмотрение предварительной цензуры и ею одобрено, не может быть задержано по статье 1 и 5 сих правил.
Резолюция. Его Императорское величество воспоследовавшее мнение в Общем собрании Государственного совета о дополнении и изменении некоторых из действующих узаконений о печати, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.
ПСЗ. Собр. 2. Т. 47. № 50958.
[Подг. к печ.: Патрушева Н.Г., Гринченко Н.А.]