1933. 16 июня. Секретный циркуляр ЦК ВКП(б) №113/79 о спецхранах в библиотеках (6.74 Kb)
Секретно
Заведующий Культпропотделом ЦК Стецкий [i]. .
Всем Культпропам райкомов (Обкомов) и ЦК нацпартий.
Несмотря на решение ЦК ВКП(б), категорически запрещающее производить массовые чистки библиотек [ii], в ряде областей, краев и республик это постановление не выполняется. Культпропы не извлекли необходимый урок из допущенных извращений. Случаи массовых чисток библиотек имеют место до самых последних дней: в апреле месяце культпроп Северо-Кавказского крайкома решил произвести чистку всех библиотек края и в соответствии с этим, Край ОНО была издана инструкция, по которой, наряду с предложением изъять всю контрреволюционную монархическую литературу, изымаются отдельные книги тт. Молотова, Кагановича и Калинина, классиков философии, естествознания, художественной литературы (Ожешко, Шпильгаген, Геккель, Шопенгауэр и др.). В ряде мест изымают все книги, напечатанные по старой орфографии.
Наряду с этим, получившая широкое распространение практика организации "закрытых фондов" в библиотеках привела к тому, что значительная часть книжного фонда фактически была изъята из обращения.
В целях ликвидации извращений, допущенных в чистке библиотек, исходя из решения ЦК, Наркомпрос РСФСР создал Центральную комиссию по организации практической помощи и даче указаний местам об использовании книжных фондов [iii].
Для обеспечения строжайшего контроля и оказания практической помощи органам народного образования на местах вам необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Взять под непосредственное наблюдение работу и состояние книжных фондов республиканских, краевых и областных библиотек. Обязать осуществить аналогичные мероприятия культпропы горкомов и райкомов.
2. По примеру НКПроса РСФСР организовать республиканские, краевые и областные постоянно действующие комиссии, обеспечить контроль за их работой. Особое внимание должно быть обращено на выполнение следующих решений Центральной комиссии:
а) изъятие книг из библиотек разрешается только по специальным указаниям Центральной комиссии;
б) под руководством Край.Обл.Комиссии из библиотек должна быть удалена явно контрреволюционная и религиозная литература (евангелия, четьи-минеи, проповеди и т.п.). Причем литература, имеющая исторический интерес в крупных центральных городских библиотеках остается;
в) книги Троцкого и Зиновьева должны быть переданы из сельских библиотек и мелких районных в областные библиотеки или библиотеку при Обкоме. Выдача этих книг должна быть крайне ограничена и разрешается исключительно по согласованию с парторганизацией;
г) воспрещается организация в библиотеках "специальных" или "закрытых" фондов. Существующие "закрытые" и специальные фонды немедленно ликвидировать, введя всю литературу в каталог библиотек;
д) инструкция Главполитпросвета о пересмотре книжного состава массовых библиотек от 1930 г. [iv] отменяется.
Категорически запрещается пользование списками книгоцентра [v] по списанию книг в макулатуру в целях изъятия на их основании книг из библиотек.
е) Ответственность за правильность использования книжных фондов библиотек возлагается на заведующего библиотекой.
РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.120. Д.87. Л.27-28. Подлинник.
[Публ. подг. Зеленов М.В.]
[i]. Спецхраны в библиотеках были созданы впервые в 1921 г. на основе постановления СНК РСФСР от 12 декабря 1921 г., развиты постановлениями СНК РСФСР от 22 сентября 1925 г. и 8 июля 1926 г. Это было связано во-первых, с публикацией секретных изданий различных ведомств, а во-вторых, с массовыми чистками библиотек (подробнее о ччистках в библиотеках см.: Bertram D. Wolf. Krupskaya Purges the People"s Libraries // Survey: a juarnal of Soviet and East European Studies. L.1969. №72. P.141-155). Новый этап чистки библиотек, повлевший за собой создание разветвленной системы провинциальных спецхранов, начался после публикации Постановления ЦК ВКП(б) "Об улучшении библиотечной работы" от 30 октября 1929 г., на основе которого было разработано постановление СНК от 14 января 1930 г. "О мероприятиях по улучшению библиотечной работы" (в них был особый параграф о необходимости чистки библиотечных фондов). Шквал изъятия литературы затронул и книги Ленина, Маркса, а также произведения членов ЦК ВКП(б), которые попадали в спецхран. Это вынудило Коллегию Наркомпроса в октябре 1932 г. признать наличие спецхранов в библиотеках ошибкой. Данный документ стоит в ряду с другими, ограничивающих шквал изъятия литературы. Но в реальности спецхраны не были уничтожены, хотя порядок их создания и функционирования не был разработан централизованным путем. 9 декабря 1937 г. ЦК ВКП(б) принял решение, запрещающее Главлиту проводить изъятия литературы без санкции ЦК. 25 октября 1938 г. приказом Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати и Начальника Главлита в стране вводилась система особых фондов периодических и непериодических изданий. (См.: ГА РФ. Ф.9425. Оп.1. Д.2. Л.32). С этого момента и до 1991 г. спецхраны существовали в СССР практически без изменений.
[ii]. После Постановления Коллегии Наркомпроса от 4 октября 1932 г., признавшей разделение библиотечных фондов на открытые и закрытые ошибочным, вопрос о чистках библиотек слушался на заседании Политбюро ЦК 23 октября 1932 г. В ноябре, после сообщения ЦКК по этому вопросу, дело было передано в Секретариат ЦК.
[iii]. См.: Приказ по Наркомпросу № 44 от 2 февраля 1933 г. "О порядке комплектования, хранения и изъятия книг из библиотек" // Бюллетень Наркомпроса РСФСР. 1933. № 6. С.11.
[iv]. См.: "Инструктивное письмо о пересмотре книжного состава массовых библиотек политпросветских и профсоюзных" // Бюллетень Наркомпроса РСФСР. 1930. № 11. С.25-35.
[v]. Имеется в виду Центр книгожурального распространения ОГИЗа при Наркомпросе РСФСР (1930-1935 гг.), издававший циркуляры об изъятии книг из книготорговых предприятий и направлении их в макулатуру на переработку.
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|