1946, 25 февраля. Постановление политбюро ЦК ВКП(б) О цензорском контроле над информацией, направляемой из СССР иностранными корреспондентами (4.77 Kb)
25.02.1946
105. — О ЦЕНЗОРСКОМ КОНТРОЛЕ НАД ИНФОРМАЦИЕЙ, НАПРАВЛЯЕМОЙ ИЗ СССР ИНОСТРАННЫМИ КОРРЕСПОНДЕНТАМИ.
1. Изъять из ведения Отдела печати Наркоминдела цензорский контроль над информацией, передаваемой из СССР иностранными корреспондентами, а возложить этот контроль на уполномоченного Совнаркома СССР по охране военных и государственных тайн в печати.
Создать при уполномоченном Совнаркома СССР по охране военных и государственных тайн в печати отдел цензорского контроля над информацией иностранных корреспондентов.
2. Утвердить инструкцию о цензорском контроле над информацией, направляемой из СССР иностранными корреспондентами (приложение)3.
3. Утвердить:
а) т. Омельченко К.К. — уполномоченным Совнаркома СССР по охране военных и государственных тайн в печати, освободив от этих обязанностей т. Садчикова Н.Г.;
б) т. Балашова П.С. — заместителем уполномоченного Совнаркома СССР по охране военных и государственных тайн в печати по вопросам контроля над информацией для заграницы;
в) т. Зорина А.Л. — начальником отдела цензорского контроля над информацией иностранных корреспондентов.
4. Обязать заведующего Отделом печати НКИД СССР т. Зинченко К.Е. в пятидневный срок передать, а уполномоченного СНК СССР по охране военных и государственных тайн в печати т. Омельченко К.К. принять дела, относящиеся к цензуре над информацией иностранных корреспондентов.
Перевести на работу в Отдел цензорского контроля при уполномоченном СНК СССР по охране военных и государственных тайн в печати цензоров Отдела печати НКИД СССР т.т. Соловьева М.Е., Красникова В.К., Задорожного Г.П., Тронову О.Г.
Сохранить за цензорами, которые переводятся на работу в Отдел цензорского контроля, прежние условия оплаты труда и материального обеспечения.
5. Обязать НКГБ (т. Меркулова) направить на работу в Отдел Цензорского контроля при уполномоченном Совнаркома СССР по охране военных и государственных тайн в печати 3-х цензорских работников, хорошо знающих иностранные языки.
Протокол № 49, пункт 105 (19). Решение Политбюро за 26 февраля 1946 г.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1056. Л. 25—26. Подлинник. Машинопись.
Комментарий издателя:
Поводом для принятия данного постановления Политбюро ЦК ВКП(б) послужило решительное недовольство И.В. Сталина некоторым послаблением цензуры над телеграммами иностранных корреспондентов из Москвы, допущенным в ноябре 1945 г. отделом печати НКИД СССР. См.: Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. 1945—1953. М., 2002. С. 195—202.
Американский исследователь вопроса пишет, что в первые послевоенные месяцы корреспонденты из США в Москве работали «в самых обескураживающих условиях с тех пор, как в 1921 г. иностранные корреспонденты впервые были допущены в Советскую Россию». Целями Кремля, считает автор, были установление «тотального контроля над доступной для иностранных корреспондентов информацией, исключение передачи неугодных властям газетных материалов и сокращение числа иностранных корреспондентов в СССР, особенно из Соединенных Штатов» (Bassow W. The Moscow Correspondents: Reporting from Russia from the Revolution to Glasnost. N.Y., 1988. P. 121, 124).
В мае 1947 г. 13 членов Ассоциации англо-американских корреспондентов в СССР, включая А. Верта, Э. Гилмора, Р. Паркера и других, обратились к И.В. Сталину с письмом, предлагая отменить цензуру в СССР. Свое предложение западные корреспонденты аргументировали тем, что «существование цензуры порождает широкий спрос на нередко клеветнические, нелепые, “нецензурированные” статьи, написанные лицами, большинство из которых никогда не было в СССР». В заключение письма говорилось: «Смеем ли мы также обратить внимание на то, что советские корреспонденты ни в Соединенных Штатах, ни в Великобритании не ставятся в такие ограничительные условия, в которых мы работаем в Москве?» (История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М., 1997. С. 512—513).
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|