ЦИРКУЛЯР ГЛАВЛИТА
ОБ УСИЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ВСЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ И НЕПЕРИОДИЧЕСКОЙ
ПЕЧАТИ
3 августа 1931 г.
СЕКРЕТНО
Срочно
Всем Уполномоченным Главлита, Политредакторам
Всем Крайлитам и Облитам,
Главлитам Автономных Республик
Копия: Главлитам Союзных Республик — для сведения.
Уважаемые товарищи,
Партия и Правительство в последнее время вынесли ряд важнейших решений и постановлений по вопросу об усилении политконтроля за выпускаемой периодической и непериодической печатью. Введен предварительный контроль Главлита по материалам, касающимся обороны страны, материалам, носящим характер официальных правительственных документов, а также материалам отдельных хозорганизаций, опубликование которых может прямо или косвенно относиться к вопросам экономико-политических отношений Сов. Союза с внешним капиталистическим окружением, статистическим сведениям экспортно-импортного порядка, транспорта и т.д. Эти постановления устанавливают партийную и уголовную ответственность за пропуск к печати антисоветских изданий или материалов, искажающих советскую действительность, а также за печатание сведений, носящих секретный характер. Требуется усиление последующего контроля.
Я обращаю внимание товарищей, работающих в органах Главлита, его уполномоченных и политредакторов на необходимость усиления и заострения большевистской классовой бдительности. Значительные прорывы на издательском фронте, многочисленные изъятия, произведенные Главлитом за последнее время и особенно в мае — июне в порядке контроля, особенно но издательствам ГИХЛ, ИЗОГИЗ, МУЗГИЗ, Молодая Гвардия, Федерация и т.д., свидетельствуют о преступно-небрежном, политически неграмотном, а зачастую оппортунистическом отношении ряда уполномоченных и политредакторов к своим важнейшим обязанностям. Те примеры, которые были приведены М.Горьким в его статье «Об антисемитизме», те конфискации очерковой литературы, которые были произведены в последние месяцы, огромный брак плакатов по Москве и Ленинграду, запрещение эстрадных музыкальных изданий (например, Коваля на стихи Есенина, «Пастушок Петя»), конфискация № 3 «Красной Нивы» за повесть Андр. Платонова «Впрок» и № 4—5 «Октября» за очерки Чарного «Герой» и «Киса», «Подкоп» и т.д. требуют решительного поворота в сторону особой классовой бдительности. Нечего говорить, что надо преследовать и травить всякую неточность при передаче партийных формулировок, всякое искажение в печати партийных установок и директив, что нередко встречается в массовой, политической и экономической литературе.
Я обращаю также внимание товарищей на необходимость убыстрения темпов работы. «Темпы решают все» относится полностью к Главлитовской работе. Если большевистские бдительность и темпы должны быть обязательно проявлены при предварительном контроле уполномоченными и политредакторами, то в отношении последующего контроля необходимо удесятерить эти обязательные качества нашей Главлитовской работы. Необходимо добиться того, чтобы, в случае необходимости конфискации, изъятия, допечаток, поправок и т.п., все это было произведено до того, как издательская продукция успела выйти из-за предела типографии и складов Книгоцентра.
Я предлагаю, товарищи, не дожидаясь составления квартальных и декадных сводок, посылать срочными письмами, записками, рапортами, дневниками и т.п., а также в случаях необходимости и по телефону, ежедневные сообщения о важнейших обнаруженных фактах в вашей работе, а сомнительные рукописи немедленно доставлять в Главлит. На основании этих срочных сообщений Главлит будет иметь возможность лучше руководить и инструктировать. Присыл в Главлит запрещенных рукописей, изъятых книг, брошюр, журналов, плакатов и т.п. должен быть безусловно срочным и регулярным. С товарищеским приветом
Начальник Главлита Б.Волин
ЦГАЛИ СПб. Ф. 281. Оп. 1. Д. 39.
Л. 60—62. — Заверенная копии
Опубл.: История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М., 1997. С. 288–290.