О ПОРЯДКЕ ЦЕНЗОРСКОГО КОНТРОЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
Инструкция
от 18 января 1952 г.
СЕКРЕТНО
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 3164 от 28 августа 1951 года, возложившим функции цензуры произведений искусства на органы Главлита, а идейно-художественный контроль за репертуаром театров, музыкальных коллективов, цирков и концертных исполнителей и работу с авторами по созданию произведений искусства — на Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР и его органы на местах, — устанавливается нижеследующий порядок контроля произведений искусств:
1. Произведения искусства (драматургия всех жанров и форм, музыкальные, музыкально-вокальные и разговорного жанра произведения для эстрады, цирка, художественной самодеятельности, живопись, графика, скульптура, тиражируемая фотопродукция, запись на грампластинку) могут публично исполняться, демонстрироваться и выпускаться в свет лишь при условии, если они разрешены органами цензуры.
2. Произведения искусства принимаются на контроль органами цензуры от соответствующих управлений Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и его республиканских, краевых и областных органов и от организаций, имеющих право выпуска тех или иных видов произведений искусства. При представлении на контроль произведений искусства цензуре предъявляется письменное заключение Комитета по делам искусств или его органов о том, что данное произведение ими рассмотрено с точки зрения его идейно-художественной ценности и допущено для публичного исполнения или распространения.
3. Органы цензуры все свои замечания сообщают тем организациям, которые представляют данные произведения на контроль. Принимать на контроль произведения искусства непосредственно от авторов и исполнителей и вступать с ними в переговоры по контролируемым произведениям органам цензуры запрещается.
4. При осуществлении контроля над произведениями искусства цензоры должны руководствоваться решениями ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам и действующими цензорскими указаниями, предусмотренными для произведений печати. Органы цензуры обязаны обеспечить соблюдение всех требований по охране государственной и военной тайн, не допускать к опубликованию и распространению политически вредных, идеологически чуждых, безидейных, халтурных, искажающих советскую действительность произведений.
Контроль произведений репертуара
5. Репертуарные произведения больших форм (многоактные пьесы и инсценировки, либретто опер, оперетт и балетов, оратории, кантаты) подлежат цензорскому контролю Главлита СССР по представлению соответствующих главных управлений Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.
Эти же произведения на национальных языках народов СССР подлежат контролю соответствующих Главлитов союзных и автономных республик по представлению комитетов и управлений по делам искусств союзных и автономных республик.
Репертуарные произведения малых форм (одноактные пьесы, песни, скетчи, монологи, репризы и т.п.) контролируются Главкрайобллитами, по представлению соответствующих органов Комитета по делам искусств.
При размножении произведений полиграфическим способом или на множительных аппаратах они принимаются на контроль по представлении заключения соответствующего правления или отдела по делам искусств о том, что данное произведение им допущено для публичного исполнения и распространения. Это требование не относится к произведениям русской, иностранной и народов СССР классики, а также к пьесам и нотам, печатаемым в периодических изданиях (журналах, альманахах, газетах) как литературные и музыкальные произведения.
В выходных данных произведений, печатаемых полиграфическим способом, дополнительно указывается, когда и каким органом Комитета по делам искусств данное произведение допущено к исполнению.
6. Произведения репертуара, в которых даются образы классиков марксизма-ленинизма, руководителей партии и правительства, могут издаваться или исполняться лишь с разрешения Комитета по делам искусств при Совете Министров Союза ССР и подлежат цензорскому контролю Главлита СССР.
7. Новые репертуарные произведения, предназначенные к публичному исполнению, представляются органам Главлита в порядке, указанном в п.2 настоящей инструкции. Рукописи этих произведений представляются в двух экземплярах, отпечатанными на пишущей машинке, в сшитом виде, с пронумерованными страницами без редакционных правок. Титульные листы с названием произведения, фамилией автора, наименованием города и года выпуска должны быть подписаны редакторами рукописи и руководителем соответствующего органа Комитета по делам искусств, с указанием о том, каким зрелищным предприятиям разрешается исполнение данного произведения и на какой срок.
8. Все свои замечания по тексту цензор сообщает организации, представившей на контроль произведение.
На каждом допущенном к исполнению репертуарном произведении указывается, когда и каким органом Комитета по делам искусств произведение допущено к исполнению, а также индекс и разрешительный номер органа цензуры. Какие-либо дополнения, исправления, переделки разрешенного цензором текста могут производиться лишь по получении нового разрешения цензуры.
9. Публичное исполнение произведений искусства может производиться только после приема спектакля или концерта органами Комитета по делам искусств в установленном им порядке.
13. На все произведения, снимаемые с репертуара Комитетом по делам искусств, им составляются списки запрещенных к использованию произведений. Эти списки издаются Главлитом СССР совместно с Комитетом по делам искусств.
Списки запрещенных произведений на национальных языках и произведений малых форм, контролируемых местными органами, издаются совместно Главкрайобллитами и органами Комитета по делам искусств в порядке, предусмотренном § 174 «Инструкции цензору».
Контроль произведений изобразительного искусства
14. Произведения изобразительного искусства и фотопродукция, размножаемые полиграфическим способом, контролируются органами цензуры в установленном для печати порядке.
15. Произведения изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, тиражируемая фотопродукция, сухая кисть и другие механические или ручные способы тиражирования) с образами классиков марксизма-ленинизма, руководителей партии и правительства, маршалов СССР и руководителей братских компартий могут размножаться только с эталонов (образцов), утвержденных Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР и имеющих разрешительную визу Главлита СССР. Эталоном может служить живописный портрет, фотография или репродукция. При утверждении эталона должно быть указано, какой организации он выдается для производства тиража и срок его действия.
Произведения искусства, предусмотренные в данном пункте, принимаются на контроль Главкрайобллитами лишь от организаций, которым предоставлено право выпуска этих произведений специальным решением соответствующих республиканских, краевых и областных руководящих партийных органов.
16. Все другие произведения изоискусства, размножаемые ручным или механическим способом, принимаются на контроль органами цензуры по эталонам (образцам), утвержденным соответствующим органом Комитета по делам искусств и органом цензуры по месту нахождения оригинала.
17. Тираж указанных выше произведений, изготовленный ручным или механическим способом, принимается на контроль после поэкземплярной проверки и одобрения его руководителями и художественными советами выпускающих данные произведения организаций по их представлению. В Москве и Ленинграде контроль этих произведений производится органами цензуры с участием представителей Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.
18. Единичные, оригинальные произведения изобразительного искусства принимаются на контроль органами цензуры от творческих или художественно-производственных организаций, в которых состоит автор данного произведения. Принимать произведения непосредственно от автора органам цензуры запрещается.
19. При представлении на контроль в органы цензуры организации предъявляют: а) письменное ходатайство о приеме на контроль изготовленной изопродукции, б) утвержденный руководителем организации протокол художественного совета о том, что представляемая продукция им рассмотрена с точки зрения идейно-художественного качества ее и одобрена к реализации.
20. На каждом экземпляре изобразительной продукции, представленной на контроль, должны быть следующие выходные данные, проставленные на оборотной стороне произведения: название произведения, фамилия и инициалы автора, фамилия и инициалы художника данной копии, название организации, изготовившей произведение.
21. Произведения изоискусства разрешаются уполномоченными для этой цели цензорами лишь с ведома начальников Главкрайобллитов. Разрешительный цензорский индекс и номер ставится в конце выходных данных произведения.
22. Произведения изоискусства, экспонируемые на выставках и в музеях, контролируются в порядке, предусмотренном для приема экспозиции музеев и выставок.
23. Цензорскому контролю не подлежат: оформление демонстраций, зданий, садов и парков, художественно-бытовые изделия из фарфора, фаянса, глины, художественные ковры, панно, платки, народно-художественное творчество кустарных промыслов.
Контроль произведений,
записываемых на граммофонную пластинку
24. Грамзаписи политических текстов на граммофонные пластинки представляются на контроль Главлиту СССР непосредственно Комитетом радиоинформации при Совете Министров Союза ССР.
25. Тексты музыкально-вокальных и литературно-художественных произведений принимаются на контроль Главлитом СССР от Комитета радиоинформации по утвержденному им тематическому плану.
26. По рассмотрении представленных на контроль текстов цензор оформляет свое разрешение, проставляя присвоенный ему индекс и номер. Последний выгравировывается на зеркале пластинки.
27. Органы цензуры принимают на контроль тексты граммофонных пластинок, выпускаемых предприятиями местной промышленности, по планам, утвержденным министерствами местной промышленности.
28. На граммофонные пластинки, снимаемые с производства или изымаемые после выпуска, Комитет радиоинформации составляет списки, которые издаются Главлитом СССР совместно с Комитетом радиоинформации.
Пометы: «Пп. 24, 25, 26, 27, 28 инструкции согласованы с т. Лузиным А.А. Омельченко 18.1.52».
«Сделана выписка, послана в ЦК КПСС при исх. 80с на имя т. Киселева от 10/1-53 г.».
Председатель Комитета по делам искусств
при Совете Министров Союза ССР Н. Беспалов
ГА РФ. Ф. Р-9425. Оп. 1. Д. 808. Л. 9-17. — Подлинник.
Опубл.: История советской политической цензуры. Документы и комментарии. – М., 1997. – С. 528-533.