censorship/russia/sov/personalia/personalia_GRK/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Цензура и текст  /  Россия (Russia)  /  После 1917 г.  / 
   Personalia  /  Руководители Главреперткома

 Руководители Главреперткома
Размер шрифта: распечатать




1932-1937. Литовский Осаф Семенович (5.37 Kb)

 

ЛИТОВСКИЙ
Осаф Семенович (25.05.(06.06).1892 – 14.12.1971) - советский драматург и критик, руководитель Главреперткома в 1932-1937 гг. Член коммунистической партии с 1918.
Закончил тамбовскую гимназию и тамбовское музыкальное училище.
Потом учился в Петроградском Институте высших коммерческих знаний, работал страховым агентом. Литературную деятельность начал летом 1918 г. как журналист в газете «Известия». Был редактором и театральным критиком первых советских театральных  газет и журналов: «Театр и драматургия», «Советский театр», «Рабочий и искусство». Работал в газетах «Правда», «Советское искусство» и др. Участвовал в литературной жизни в Доме Печати (Петроград), стоял на крайне левых позициях, пропагандируя «новое» (не связанное с буржуазным старым) искусство. В 1920 г. наряду с Н.Л.Мещеряковым, А.В.Луначарским, А.Серафимовичем, В.Э.Мейерхольдом, В.М.Фриче и др. подписал декларацию общества «Литературный фронт», в которой говорилось о необходимости борьбы с буржуазной идеологией, что «углубление и расширение влияния революционного марксизма в искусстве – основа всей работы «Литературного фронта»».
С августа 1923 по май 1925 – ответственный редактор газеты «Рабочий край» (Иваново-Вознесенск).
1925-1929 Заведующий, ответственный секретарь и член редколлегии газеты "Беднота" (Москва). В 1926 – неутомимый критик «Дней Турбинных» М.А.Булгакова в постановке МХАТ. Яростный критик всех булгаковских пьес и постановок. В «Мастере и Маргарите» М.А.Булгаков вывел своего критика под фамилией Латунский, квартиру которого громит Маргарита, ставшая ведьмой. В 1927 – хвалил МХАТ за постановку «Бронепоезда 14-69» Н.Погодина. 28. Января 1928 г. вошел в состав Художественного Совета МХАТа от Ассоциации Театральных критиков.
С октября 1929 по январь 1930 зам. председателя Правления издательства по театру и кино.
С февраля 1930 - заместитель председателя Главреперткома НКПроса РСФСР.
С 10 февраля 1932 – исполняющий обязанности Председателя Главреперткома (после Гандурина), позднее – председатель до июня 1937 г., одновременно руководитель театральной и музыкальной секцией (в 1934 – 1935 гг.). Опубликованные им в 1930-1931 гг. статьи о театре были объединены в брошюру «Театральные заметки» (1931), в которой критиковался МХАТ и Большой театр за пристрастие к классическому репертуару. Так, Л. видит постановку «Отелло» таким идеальным образом: «Яго – не только “персональный злодей”, но и объективный зачинщик национально-революционной вспышки. Отелло не только стареющий герой, но и обыкновенный наемник венецианских колонизаторов» (Театральные заметки. С.20). «Театр должен быть поднят на такую высоту, на которой большевистская идейность, пролетарское мировоззрение сочетались бы с блестящим мастерством, разнообразной формой» - писал Л. в брошюре «Задачи художественной самодеятельности в свете решений XVII партконференции» (1932, С.28). Был дружен с Мейерхольдом, написал брошюру о руководимом им театре «Десятилетие Театра Революции в поисках нового героя» (1933). Награжден Наркомпросом РСФСР за руководство ГРК в марте 1936 г.
В июне-октябре 1937 - литературная работа на дому.
В октябре 1937-октябре 1941 работал в Московском театре Ленсовета заведующим литературной частью и режиссером. В 1939 написал, совместно с Ш. Гергеем, антифашистскую пьесу «Мой сын», поставленную многими театрами. Л. принадлежат также пьесы «Родина» (1940), «Сентиментальный вальс» (1941), «Андрей Протасов» и «Гусев, жена и дети» (1947) и инсценировка «Хождение по мукам» (по А.Н.Толстому, 1947). Совместно с К.Осиновым написал пьесы «Александр Невский», «Русские орлы» (М., 1942). С октября 1941 по март 1942 в Кирове, литературная работа на дому. С марта 1942 по июнь 1951 в Москве, литературная работа на дому. С июня 1951 писатель, член Союза писателей СССР.
Соч.: Театральные заметки, М.,1931; Вопросы репертуара, М.- Л., 1931; Задачи художественной самодеятельности в свете решений XVII партконференции, М., 1932; В поисках нового героя, М., 1933; Так и было. Очерки. Воспоминания. Встречи, М., 1958; «Глазами современника». Заметки прошлых лет. М., 1963.
Архив: РГАСПИ. Ф.17. Оп.100. Д.
Лит.: Вл.П. Литовский О.С. // Театральная энциклопедия. Т.3. С.551;
Иконография: О.Литовский. Театральные заметки (фотография на обложке).
 
М.В.Зеленов.
 
© Открытый текст
© М.В.Зеленов
 
 
 
 
размещено 11.12.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 5.37 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100