[4]
ВВЕДЕНИЕ
С глубокой древности человек украшал себя изделиями из цветных камней. Первоначально люди собирали разноцветную гальку по берегам рек и горных протоков, впоследствии начались целенаправленные разработки залежей различных поделочных камней. Чем более совершенной становилась техника обработки, тем ярче выявлялись цвет, блеск и фактура камня. С развитием торговых связей украшения из полудрагоценных камней распространялись на огромные расстояния в виде готовых изделий или необработанного сырья. Впоследствии стекло стало заменять камень в различных украшениях, имитируя его окраску и прозрачность. Многие формы стеклянных бус, например, воспроизводят каменные так же, как вставки перстней или подвески. Добыча камня или доставка его издалека, его обработка требуют несравненно больше затрат и усилий, чем формование стеклянных изделий, поэтому с бурным развитием стеклоделия в любом регионе роль каменных украшений умаляется. Но это не означает, что они стали меньше цениться. Натуральные цветные камни с древности и по сей день радуют человеческий глаз и стоят недешево. Кроме драгоценных и полудрагоценных камней для украшений издавна употреблялись и некоторые материалы органического происхождения - янтарь, жемчуг, раковины, кораллы и т.д.
Темой настоящей работы являются украшения из различных камней и материалов органического происхождения, найденные в средневековых городах Поволжья - в Болгаре, Сарае, Новом Сарае, Увеке и Бельджамене.
Различные древние украшения из полудрагоценных камней неоднократно являлись предметом исследования. В особенности это относится к бусам, как самой массовой категории украшений. Многие типы каменных бус давно используются археологами, как датирущие. Каменным бусам у вятичей и, отчасти, у соседних племен уделено большое внимание в книге А.В.Арциховского "Курганы вятичей"
[1]. До сих пор почти все авторы используют принцип классификации бус по форме, изложенной в этой работе. Обилие сердоликовых бипирамидальных бус, часто в сочетании с шарообразными хрустальными в женских вятических погребениях, привело А.В.Арциховского к выводу о местном, славянском происхождении этих бус. Эта мысль была раз
[5]
вита автором еще в его предыдущей работе "Сердоликовые бипирамидальные бусы"
[2]. Кстати "туземными", местными признавались сердолик и горный хрусталь, из которых изготовлены бусы древнерусских курганов еще исследователями XIX в.
[3] А.В.Арциховским была разработана относительная и абсолютная хронология этих бус соответственно трем хронологическим этапам, на которые он разделил курганные древности вятичей. Впоследствии абсолютные датировки А.В.Арциховского были несколько удревнены
[4]. Пересмотру подверглась и теория о местном происхождении бипирамидальных сердоликовых бус. Это было сделано М.В.Фехнер в ее работе "К вопросу об экономических связях древнерусской деревни"
[5]. Обработав огромный археологический материал - стеклянные и каменные бусы из курганов северо-восточной и северо-западной Руси, продатировав его, используя новые данные, полученные на соседних с Русью территориях раскопками, развернутыми уже после на писания книги А.В.Арциховского, М.В.Фехнер пришла к обоснованному выводу об импортном происхождении многих типов каменных бус, найденных на славянских землях.
Очень большая и интересная работа по изучению бус, в том числе и каменных, найденных в могильниках Крыма, Северного Кавказа. Черноморского побережья и Закавказья за IV-IХ вв., была проделана В.Б.Ковалеской (Деопик
[6]). Огромный материал, обработанный с применением статистических методов, позволил автору делить датирующие типы бус, характерные для различных хронологических этапов, количественное соотношение стеклянных и каменных бус, определить крупные географические районы, тяготеющие к различным мировым центрам добычи и обработки камня. Установлено что, наряду с привозными, в Юго-Восточной Европе существовали бусы местного производства - из сердолика и может быть других материалов.
Для изучения каменных украшений большую роль играют подробные публикации по результатам крупных археологических раскопок - такие, как работа О.А.Артамоновой о могильнике Саркела - Белой
Вежи
[7]. Статья позволяет уточнить датировки отдельных типов и выяснить направление торговых связей района Подонья и Поволжья в эпоху, предшествующую образованию Золотой Орды. Ценны в этом отношении работа Р.Д.Голдиной и О.П.Королевой, специально посвященная бусам из могильников Верхнего Прикамья (V - нач.ХIV вв.)
[8] и Е.П.Казакова об инвентаре Танкеевского могильника (IХ-Х в.в.)
[9]
[6]
Для определения центров, откуда могли попасть в Восточную Европу во втором тысячелетии н.э. полудрагоценные камни и изделия из них, большую роль играют публикации материалов со средневековых памятников Средней Азии, которые обнаруживают близость с золотоордынскими и более ранними находками на этой территории. Есть работы, специально посвященные бусам, даже именно каменным бусам - И.В.Пташниковой, И.Ахрарова и З.И.Усмановой, Е.А.Атагаррыева, Г.Я.Дресвянской.
[10] Не менее важны публикации жилых и погребальных комплексов, в которых встречены подобные украшения -например, книга Е.Е.Неразик о сельских жилищах Хорезма
[11]. К сожалению, надо признать, что масса вещей разных регионов остается неопубликованной, что затрудняет сравнительный анализ.
Каменные украшения ни из Болгара, ни из других городов Волжской Болгарии до
сих пор не исследовались и специально не издавались. Описание и изображение украшений из камней, найденных при работах Поволжской археологической экспедиции в нижневолжских городских центрах опубликованы в книге Г.А.Федорова-Давыдова о культуре городов Золотой Орды.
[12] Упоминание о находках отдельных каменных украшений встречаются в публикациях и обобщающих работах по археологии города Болгара.
Огромный интерес для этой темы представляют труды средневековых ученых Востока. Среди
них наибольшее значение имеет "Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)" Ал-Бируни, сочинение, переведенное и прокомментированное А.М.Беленицким, а также приложенная к нему статья Г.Г.Леммлейна, трактующая с точки зрения современной науки многие вопросы минералогии, затронутые Бируни.
[13]
Материалом настоящей работы послужили археологические находки из культурного слоя города Болгара и золотоордынских городов Нижнего Поволжья - Сарая (т.н. Сарая Бату, Селитренного городища), Нового Сарая (т.н. Сарая Берке, Царевского городища), Увека (городище занято современным городом Саратовым), Бельджамена (Водянского городища).
Для написания этой работы были изучены коллекции Государственного Исторического музея. Государственного Эрмитажа, Гос.Объединенного музея Татарии, Болгарского Государственного историко-архитектурного заповедника, Саратовского Краеведческого музея. Сравнительный материал из Средней Азии был изучен по собраниям музеев Самарканда, по фондам Хорезмской археолого-этнографической
[7]
экспедиции ИЭ АН СССР, по коллекциям АН Туркм.ССР и Ашхабадского университета.
[14]
Материалы с разных памятников далеко не равноценны. Самая крупная коллекция происходит из Болгара. Это неудивительно, так как памятник начал исследоваться Поволжской экспедицией под руководством А.П.Смирнова с 30-х гг., XX в. (с небольшим перерывом на войну); работы продолжаются по настоящее время. Кроме того, культурный слой Болгара отражает тысячелетнюю историю города - с Х по XX вв.; наши исследования ограничены периодом X-ХV вв., где различаются напластования двух основных эпох жизни города - домонгольской и золотоордынской. Домонгольские слои Болгара датируются Х - первой третью ХIII вв. Это VI и V слои по принятой стратиграфической шкале городища. Золотоордынские слои подразделяются на раннезолотоордынский - ХШ -нач.ХIV вв. и позднезолотоордынский - сер.ХIV - нач.ХV вв. Местами встречается слой Казанского ханства (ХV - начало ХVI в.в); выше повсеместно залегает слой русской деревни (вт.пол.ХVI-XIX вв.) и современные напластования. Верхняя часть культурного слоя содержит много древних вещей, попадающих из нижних горизонтов в результате перекопов. При описании вещей из Болгара будет указано, сколько из них найдено во время археологических раскопок и, в тех случаях, когда это можно определить - в каком именно слое; остальные находки собраны в разное время в качестве подъемного материала и хранятся в музейных коллекциях. Находки из раскопок 1940-х и 1950-х годов довольно трудно привязывать к определенному хронологическому этапу жизни города - отчеты тех лет очень кратки и скупо иллюстрированы чертежами. Кроме того, интенсивность городской жизни Болгара позднезолотоордынского времени стала причиной сильной перекопанности слоев, в результате чего многие древние вещи попадали в более поздние слои. Наконец, изделия из камня настолько прочны, что могли сохраняться в быту очень долго; в ряде случаев наблюдается переживание вещей. Если вещи, найденные в раскопе, представляют столько трудностей для датировки, то еще сложнее обстоит дело со случайными находками. Собирать коллекции вещей на Болгарском городище начали еще в XIX веке; коллекции эти переходили из рук в руки и перемешивались с материалами других памятников Волжской Болгарии, главным образом, Биляра. В результате, часто невозможно установить пункт откуда происходит тот или иной предмет. Поэтому в настоящей работе ис-
[8]
пользованы только те случайные находки, происхождение которых из Болгара не подлежит сомнению. По этой причине не упоминаются часть находок из Волжской Болгарии, хранящихся в Эрмитаже без точного указания, что именно найдено в Болгаре, а что - в Биляре. В ГММ, помимо коллекций из раскопок А.П.Смирнова, хранятся вещи из старых казанских собраний: под № 58456 (коллекция Сиклера), под № 78607 (коллекция Пельцмана) и под № 914. В инвентарных книгах Археологического отдела РИМ указано, что все эти коллекции происходят с Болгарского городища. Наиболее сложны в этом отношении коллекции в ГОМГ, из них мною использованы только те, о которых точно известно, что они собраны на Болгарском городище - под №5603 (сборы 1870-1880-х гг., коллекция Лихачева), под № 5363 (сборы 1912-1913 гг., коллекция Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете)
[15]. Вещи под другими инвентарными номерами мною не учитывались также, как и те, на которых не сохранились инвентарные номера.
Планомерные раскопки под руководством Г.А.Федорова-Давыдова золотоордынских городов (Сарая, Нового Сарая, Бельджамена) начаты с 60-х годов XX в. и продолжаются до сего дня. В результате этих работ установлено, что культурный слой Селитренного городища (Сарая) датируется от 30-40-х гг. ХIV в. по начало ХV в., Царевского городища (Нового Сарая) с 40-х гг. ХIV в. по конец ХIV в., Водянского городища - с 30-х по 90-е гг. ХIV в. Ранее в середине XIX в. несколько сезонов копал Царевское городище (Новый Сарай) А.В.Терещенко, находок из его раскопок сохранилось немного. Очень небольшие раскопки велись на Увекском и Водянском городищах ВЛ.Баллодом. Помимо находок, сделанных при раскопках, на всех этих памятниках периодически ведутся сборы подъемного материала, часть-которого оседает в музейных собраниях.
Основные коллекции каменных украшений из раскопок Царевского, Селитренного и Водянского городищ хранятся в настоящее время на кафедре археологии Истфака МГУ (до передачи в Волгоградский и Астраханский музеи). Кроме этой коллекции находки с Царевского городища (из раскопок прошлого века А.В.Терещенко) хранятся в Эрмитаже, в ГИМ (один предмет). Находки с Селитренного городища - в ГИМ (один предмет). Находки с Водянского городища частично поступили в Волгоградский музей. Находки с Увекского городища хранятся в Саратовском обл.краеведческом музее, в Эрмитаже и ГИМ
[9]
(один предмет).
Ювелирные камни из археологической коллекции определены доцентом Кафедры минералогии МГТИ В.П.Солодовой и старшим научным сотрудником Треста цветных камней Л.С.Путловой, которым я приношу глубокую благодарность.
[11]
ГЛАВА I
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КАМНЯХ и ДРУГИХ МАТЕРИАЛАХ, ПРИМЕНЯВШИХСЯ В УКРАШЕНИЯХ
Ювелирные камни, из которых изготавливались все рассматриваемые украшения, были широко известны в средневековье.
Сердолик является одной из разновидностей халцедона. Своим ярким цветом со множеством оттенков он с глубокой древности привлекал внимание людей. Сердолик был самым распространенным полудрагоценным камнем, используемым для изготовления украшений. Популярности сердолика способствовало его довольно широкое распространение в природе. Еще Бируни в XI в. указывал, что копи сердолика есть в Индии и Йемене.
[16] Афанасий Никитин, путешествуя в 1466-1472 гг. по Индии отмечет, как центр добычи и обработки сердолика город Кулур в Гуджерате: " ... а в Кулуре родится сердолик, и здесь его отделывают и затем на весь свет оттуда развозят"
[17]. В настоящее время месторождения сердолика известны во многих районах нашей страны: в Крыму, Бурятии, Якутии, Хабаровском крае.
[18] Многие эти месторождения давали сердолик еще в древности. В Западную Европу, хотя там есть и местные залежи, сердолик в древности поступал в виде сырья и готовых изделий из Индии, а позже - из Южной Америки.
[19]
Распространению сердоликовых украшений не препятствовали трудности его обработки. Бируни, изучавший свойства камней, видимо, общаясь с ремесленниками, замечает: "Многие питают нелюбовь к сердолику по причине его неподатливости к обработке."
[20] Сердолику всегда приписывались различные лечебные свойства - считалось, что он облегчает роды, помогает излечивать опухоли, прыщи и раны от меча. Для этого грузинский источник Х в., содержащий перевод трактата Епифания Кипрского, советует растирать сердолик в воде и этой водой натирать больного
[21]. Вера в целительные способности этого камня, видимо, была так велика, что ее объясняли уже в наше время физическими свойствами сердолика - повышенной радиоактивностью. Однако установлено, что радиоактивность сердолика не превышает радиоактивности целебных грязей и некоторых минеральных вод.
[22] Сердолику, как и другим камням придавались и магические свойства. По легенде Мухаммед
[12]
произнес слова: "Кто носит в перстне сердолик, тот постоянно пребывает в благоденствии" и “Носите перстень с сердоликом, ибо, поистине, он изгоняет бедность”.
[23] Считалось, что сердолик спасает во время землетрясения.
Горный х р у с т а л ь встречается в природе повсеместно, поэтому изделия из него находят часто. "Наиболее совершенный кварц" - называет его А.Е.Ферсман.
[24] "Ценность его заключается в прозрачности и сходстве с двумя основами жизни - водой и воздухом" - характеризует хрусталь Бируни, но грустно добавляет: “.. однако, изобилие делает его обыденным”
[25]. Бируни указывает его месторождения на островах Занзибаре и Мадагаскаре, в Кашмире (Индия), где по его сведениям хрусталь хуже, чем в Вахане и Бадахшане (Афганистан), на Цейлоне, в Армении
[26]. Залежи хрусталя разрабатываются издавна в Альпах
[27]. Есть они в Сибири, Средней Азии, на Урале.
Помимо украшений, сосудов, печатей, хрусталь в виде шлифованных линз использовался как лупа уже во времена Бируни.
[28]
Аметист, как и горный хрусталь является самым ценным минералом в группе кварца. Бируни указывает его месторождение неподалеку от Медины.
[29] Залежи аметиста есть в Прибайкалье, Средней Азии, на Урале, в Крыму, на Кавказе, в Восточной Сибири, а также на Цейлоне. На Руси, помимо привозного, использовался аметист с берегов Кандалакшинского залива.
[30] Бируни сообщает, что аметист носят, чтобы вылечить болезни желудка.
[31] Многие авторы повторяют поверье, что аметист предохраняет от опьянения (отсюда его название).
Лазурит - один из самых красивых поделочных камней. Бируни указал два месторождения лазурита - Бадахшанское, дающее до наших дней самый лучший лазурит, и в Армении.
[32] Залежи лазурита есть и в горных районах Бухары и около Самарканда и Ташкента, и в горном Таджикистане.
[33] В ХVШ в. были открыты месторождения на Байкале, в XX в. - на Памире. Возможно, они использовались и раньше. Лазурит из Бадахшана особенно ценится за глубокий цвет и за вкрапления пирита, дающие эффект звездного неба. В лечебных целях лазурит употреблялся в Средней Азии - при меланхолии, бессоннице и глазных болезнях.
[34]
Нефрит в силу своей исключительной прочности употреблялся в древности для изготовления каменных орудий. Позднее, с появлением металлических орудий, интерес к нефриту не угас – из
[13]
него стали делать украшения, сосуды, а в Китае предметы культа, музыкальные инструменты и знаки отличия для высоких особ
[35]. Нефрит имеет много оттенков, и в зависимости от цвета разные народы по разному его расценивают. До конца XIX в. нефрит не отличали от внешне очень сходного с
ним, но имеющего другой состав жадеита.
[36]
Наиболее известны месторождения нефрита в горах Куэн-Луня, на Памире, в Восточных Саянах (западнее Байкала). Бируни сообщает, что нефрит считается камнем победителя "... и по этой причине тюрки, стремясь достигнуть победы в единоборстве и схватке, украшают им свои мечи, седла и пояса". Кроме того, ученый указывает, что из нефрита делают перстни, поясные пряжки и рукояти ножей.
[37] По воззрениям армян, нефрит предохраняет от удара молнии, при землетрясении, помогает от сердцебиения.
[38] Название свое этот камень получил как средство против болезни почек.
Бирюза - один из любимейших камней Востока, об этом свидетельствует огромное число стеклянных и кашинных поливных украшений среднеазиатского происхождения, имитирующих бирюзу. Самым знаменитым с древности является Нишапурское месторождение бирюзы в Иране. Встречается она в Ширазе, в Фергане, близ Ходжента, в Тибете, в Азербайджане, на Синайском полуострове. В настоящее время известно около 30 древних разработок бирюзы в Средней Азии, в основном, в Узбекистане,
[39] относящихся, судя по найденным орудиям к IХ-ХI вв. Одно из них - Илакское месторождение, Бируни упоминает как уже иссякшее к его времени. Бируни сообщает также об излюбленных формах бирюзовых вставок (для перстней, вероятно): жители Ирака предпочитают плоские камни, а жители Индии любят полусферические, о круглым, "похожие на виноградины",
[40] т.е. кабошоны. Бируни передает также мнение автора книги о талисманах, что бирюза является камнем победы, камнем от сглаза, камнем сана.
[41] В XIX в. в Средней Азии считалось, что если бирюзу носить подвешенную, она укрепляет сердце, устраняет страх, дает победу, предохраняет от потопления и от ударов молнии. Созерцание бирюзы по утрам должно было улучшить зрение. При всех этих положительных свойствах, ношение при себе бирюзы может принести вред владетельным особам.
[42] А Бируни в свое время замечал, что знатные люди любят носить бирюзу.
[43] "" По армянским источникам бирюза обладает и другими свойствами: "Кто носит на пальце бирюзу, тот не чувствует недостатка в деньгах, слова его встречают внимание. Но он не должен слишком полагаться
[14]
на то, что у него бирюза
и не должен произносить неприличных речей".
[44]
Халцедон - является разновидностью кварца. Это полупрозрачный
камень разных цветов. Обыкновенным халцедоном называют однотонный беловатый, серый или желтоватый сорта халцедона.
[45] Халцедон с волнистыми полосами светлых и темных тонов называется агатом, с прямыми полосами - ониксом. (Бируни сообщает, что залежи оникса обычно бывают неподалеку от сердолика)
[46] На нашей территории халцедонами богато Забайкалье, Сибирь (по Енисею и Лене), Урал, Грузия, Крым, Средняя Азия. Есть он и в Китае. В Западной Европе известно месторождение и разработки халцедона в долине р.Наге, притока Рейна, в Шварцвальде, в Италии.
[47]
Яшма - отличается необыкновенной красотой и разнообразием расцветок и хорошим эффектом полировки. Яшмы находят в Крыму, на Кавказе, на Урале, на Алтае, в Восточной Сибири, а также в Японии и Индии.
[48] Изделия из яшмы иногда встречаются в археологических памятниках Средней
Азии и Прикамья. Бируни сообщает со ссылкой на собственный опыт, что яшма полезна при болях в желудке и поэтому ее привешивают на шею так, чтобы она находилась вблизи желудка.
[49]
Змеевик (серпентин)- его старое русское название "аптечный камень".
[50] Его находят и в горах Илака в Средней Азии и в Западной Европе, а также на Южном Урале. Змеевик считался противоядием против укусов змей.
Роговик - вулканическая порода темного или желтовато-оранжевого цвета.
[51] Местонахождение роговика есть на Кавказе и во многих других местах.
Шпинель - драгоценный камень, древнее название которого "лал". Месторождения шпинели есть в Бадахшане, в Индии, Бирме, на Цейлоне. Бируни указывает на шпинели в верховьях Аму-Дарьи, на Памире, а не в Бадахшане, где его только гранят и полируют.
[52]
Не менее распространены и любимы в древности, чем перечисленные выше минералы, были материалы органического происхождения - янтарь, жемчуг, перламутр, гагат.
Янтарь - это название является собирательным для обозначения различных ископаемых смол. Самым лучшим янтарем считается "сукцинит", который добывался в Балтийско-Днепровской ян-
[15]
тароносной провинции, протяженностью в 2000 км. Здесь сосредоточено в настоящее время до 95% всего янтаря. Янтарь находят на побережье Балтийского и Северного морей и на Украине - в районе Киева, Харькова, Ровно, в Прикарпатье.
[53] На прибалтийский, как на самый лучший янтарь указывал Бируни: "Восточные тюрки ... предпочитают янтарь румийский за его чистоту и блеск ... и не ценят китайский ...".
[54] "Румийским" (византийским) Бируни называет прибалтийский янтарь, т.к. он попадал на Восток через Византию.
Другие виды янтаря есть на Урале, в Китае, на Дальнем Востоке. А.Е.Ферсман, изучавший русские древности, украшенные самоцветами, называет янтарь с Днепра среди немногих минералов русского происхождения в изделиях Х-ХVI вв. Он считал, что балтийский янтарь в древности через Русь попадал в Иран и Среднюю Азию, доходил до Индии и Китая.
[55] Р.Л.Розенфельдт, собравший и классифицировавший поделки из янтаря на всей территории Руси, полагал, что все они изготовлены из прибалтийского янтаря, т.к. до XIX в. не велись настоящие разработки приднепровских месторождений.
[56] Изучение динамики находок янтаря и изделий из него в Новгороде привело Е.А.Рыбину к выводу о том, что если в ХIV-ХV вв. янтарь поступал сюда, безусловно, из Прибалтики, то с Х по 40-е гг. ХШ в. янтарь шел из Приднепровья.
[57] Этого же мнения придерживается исследователь киевского янтаря, который относит находки Х - нач.XI вв. к прибалтийскому импорту, а янтарь ХП - нач.ХШ вв. считает местным, приднепровским.
[58] В Волжскую Болгарию янтарь поступал, вероятно, через Русь, то есть из тех же источников, из которых его получала Русь. Бируни сообщает поверие, что янтарь уничтожает вред дурного глаза
[59].
Жемчуг и перламутр - продукты жизнедеятельности моллюсков. По сообщению А.Семенова, жемчуг - наиболее любимый и ходкий "минерал" в мусульманских странах, особенно ценимый в серьгах и ожерельях; перламутр употреблялся бедными слоями населения.
[60] Не менее ценим был жемчуг в Древней Руси, появление перламутра в виде вставок на древнерусских предметах датируется ХIV в.
[61]
Морской жемчуг добывают у побережья Красного моря, в Персидском заливе, у о.Цейлон, в Японии. Речной жемчуг встречается в реках Прибалтики, Карелии, северных областях Руси, в скандинавских странах.
[62]
[16]
Жемчугу приписывали свойства прекращать сердцебиения, изгонять печаль и заботы, а также лечить насморк, трахому. Любая же раковина, считалась, утишает подагрические боли и суставный ревматизм.
[63]
Гагат - буровато-черный уголь, вследствие своей мягкости легко поддается обработке и хорошо полируется. Поэтому издавна служил материалом для бус, браслетов, четок. Залежи гагата есть в Крыму, на Урале, на Кавказе, в Средней
Азии, в Сибири. Бируни сообщает, что вследствие его дешевизны и приписанного ему свойства защищать от дурного глаза, гагат широко применялся для детских ожерелий
[64]. Это же свойство признавали за гагатом арабы и армяне.
[65]
Коралл - охотно использовался для изготовления украшений. Колонии кораллов разных цветов от белого до красного, изредка черного и голубого, встречаются в Средиземном и Красном морях, у берегов Японии и Австралии, у Гавайских островов, где они добываются до сих пор.
[66] Бируни сообщает, что белый коралл - самый низший сорт, но что вообще кораллы стоят дорого: "...если бы они не ценились, цари не преподносили бы их друг другу".
[67] Пословица "А самое лучшее ремесло - обработка кораллов" свидетельствует о широком распространении этого производства.
[68]
Красота и редкость цветных камней с древних времен внушала человеку интерес и веру в их магическую силу. Магия сочеталась в разные периоды истории с верой в медицинские свойства камней. Стремление наделять камни магическими свойствами проявляется особенно ярко, когда в обществе возрастает склонность к мистицизму. Скептицизм по поводу чудесных свойств камней проявляли ученые еще две тысячи лет назад. В этом отношении очень интересно высказывание Плиния Старшего: "Когда вырежут на них (камнях из аметиста) название луны или солнца и в таком виде повесят их на шею на волосах павиана или на перьях ласточки, то якобы противодействуют они сговору и пр. Я думаю, что это они написали не без презрения к роду человеческому и посмеяние над нами".
[69] Не менее решительно против веры в магию камней выступил Бируни, который даже ставил специальные опыты, опровергая суеверия. Так, повествуя о книге Утарида "Польза от камней", Бируни замечает: «Он включил в нее заклинания и заговоры и тем ее обесценил».
[70] Но все же часть подобных сведений Бируни также включил в свою
[17]
"Минералогию", обычно с оговорками. Для нашей темы интересно замечание А.Семенова, собиравшего в Средней Азии различные сведения о цветных камнях, о том, что вера в силу и значение драгоценных камней почти не распространена в Сыр-Дарьинской, Ферганской и Семиреченской областях. По объяснению мулл, здесь живет степной народ, плохо разбирающийся в камнях, а далее на юг - в Персии, Афганистане и Индии благородным камням придается большое значение: они влияют на организм и судьбу человека, на атмосферные явления, на потусторонний мир.
[71] В христианских странах цветным камням, кроме лечебных и охранительных свойств, придавалось значение символов христианских добродетелей: так, например, сердолик обозначал пламень веры и кровь мучеников и т.п.
[72]
размещено 29.08.2007
[1] Арциховский А.В. Курганы вятичей. М., 1930..
[2] Арциховский А.В. Сердоликовые бипирамидальные бусы // Тр.СА РАНИОН. Т.1. 1926.
[3] Шеппинг Д.0. Символика драгоценных камней // Древности. Тр. МАО. Т.1. М., 1865. С.136.
[4]Равдина Т.В. О датировке вятических курганов // СА. 1965.№1. С.128
[5]Фехнер М.В. К вопросу об экономических связях древнерусской деревни Х-ХIII вв. // Тр.ГИМ. Вып.33. М., 1959.
[6] Деопик В.Б. Классификация бус Северного Кавказа IV-V вв. // СА. 1959. № 3; она же. Классификация бус Юго-Восточной Европы У1-1Х вв. // СА. 1961. № 3; она же. Классификация и хронология аланских украшений // Средневековые памятники Северной Осетии. МИА. 1963. № 114; она же. Производство и импорт средневековых бус Дагестана // МАД. Т.Ш. Махачкала. 1973.
[7] Артамонова О.А. Могильник Саркела-Белой Вежи // Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Т.3. МИА. 1963. № 109. М.-Л
[8] Голдина Р.Д., Королева О.П. Бусы средневековых могильников Верхнего Прикамья// Этнические процессы на Урале и в Сибири в первобытную эпоху. Ижевск. 1983.
[9] Казаков Е.П. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань. 1971.
[10] Пташникова И. В. Бусы древнего и раннесредневекового Хорезма // Тр.ХАЭЭ. Т.1. М., 1952; Ахраров И., Усманова З. Бусы из Кувы // Научные труды Таш.ГУ. Вып.200. Кн.41, Историческая наука. № 6. 1963; Атагаррыев Е. О некоторых средневековых женских украшениях из Шехр-Ислама // Изв.АН Туркм.ССР. Серия обществ, наук. 1965. № I. Ашхабад; Дресвянская Г. Я. Каменные бусы с городищ Старого Мерва // Тр. Таш.ГУ им. Ленина. Вып.295. Археология Средней Азии. УП. Ташкент, 1966; она же. Бусы с городищ Старого Мерва // Труда ЮТАКЭ. Т.XIV. Ашхабад, 1969.
[11]. Неразик Е.Е. Сельское жилище в Хорезме (I-ХIV в.в.) // Труды ХАЭЭ. Т.IХ. М., 1976.
[13] Ал.Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Перевод А.М.Беленицкого. Л., 1963; Леммлейн Г. Г. Минералогические сведения, сообщаемые в трактате Бируни. Там же.
[14] Приношу глубокую благодарность сотрудникам перечисленных музеев и археологам, познакомившим меня с коллекцией.
[15] Каталог археологических коллекций Государственного Музея ТА ССР. Вып.П. Казань, 1960. С.93
[16] Ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей. (Минералогия). Л., 1963. С.160.
[17] Хожение за три моря Афанасия Никитина. М.-Л., 1958. С.68.
[18] Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Ювелирные
камни. М., 1987. С.195.
[19] Фелькерзам А. Халцедон и его применение в искусстве // Старые годы. СПб., 1916, март. С.7,12.
[20] Ал-Бируни. Указ.соч. С.162.
[21] Джанашвили М. Драгоценные камни,
их названия и свойства // СМОМПК. 24. Тифлис, 1898. С.23
[22] Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Указ. соч. С.195
[23] Фахретдинова Д.А. Ювелирное искусство Мавераннахра // Художественная культура Средней Азии IХ-ХШ вв. Ташкент, 1983, С.64.
[24] Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. М., 1974. С.168.
[25] Ал-Бируни. Указ.соч. С.170.
[27] Петров В.П. Рассказы о поделочном камне. М., 1982. С.24,30
[28] Ал-Бируни. Указ.соч. С.60
[30] Ферсман А.Е. Указ.соч. С.32,171; Аксентон Ю.Д. Дорогие камни в культуре древней Руси (по памятникам прикладного искусства и литературы XI-ХУ вв.) Автореферат канд.диссертации. М., 1974. С.13
[31] Ал-Бируни. Указ.соч. С.181.
[33] Массон М.Е. К истории горного дела на территории Узбекистана. Ташкент. 1953. С.10; Семенов А. Из области воззрений мусульман Средней и Южной Азии на качества и значения некоторых благородных камней и минералов // "Мир ислама" Т.1. № 3. СПб., 1912. С.311.
[34] Семенов А. Указ.соч. С.311.
[35] Ферсман А.Е. Указ.соч. С.92.
[36] Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Указ.соч. С.211.
[37] Ал-Бируни. Указ.соч. С.164.
[38] Патканов К.П. Драгоценные
камни, их названия и свойства по понятиям армян в ХVII в. Тр.ВО ИРАО. Ч.17. СПб., 1874. С.35
[39] Пругер Б.Б. Бирюза Илака и "Илакский рудник" бирюзы // СА. 1971. № I. С.118,121.
[40] Ал-Бируни. Указ.соч. С.158.
[42] Семенов А. Указ.соч. С.299.
[43] Ал-Бируни. Указ.соч. С.158.
[44] Патканов К.П. Указ.соч. С.48.
[45] Ферсман А.Е. Указ.соч. С.180
[46] Ал-Бируни. Указ.соч. С.185.
[47] Фелькерзам А. Указ.соч. С.3
[48]. Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Указ.соч. С.201
[49] Ал-Бируни. Указ.соч. С.165.
[50]Пыляев М.И. Драгоценные камни,
их свойства, местонахождения и потребление. СПб., 1877. С.109.
[51]Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Указ.соч. С.119.
[52]Там же. С.141; Ахметов С.Ф., Ахметова Т.Л. Карбункулы, лалы и яхонты. Алма-Ата, 1984. С.7-8; Ал-Бируни. Указ.соч. С.74.
[53]Сребродольский Б.И. Янтарь. М., Т984. С.7,61; Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Указ.соч. С.238
[54]Ал-Бируни. Указ. соч. С.197
[55]. Ферсман А.Е. Указ.соч. С.32; он же. Из истории культуры камня. М.-Л., 1946. С.17.
[56]Розенфельдт Р.Л. Янтарь на Руси // Проблемы советской археологии. М., 1978. С.197,198
[57]Рыбина Е.А. Из истории ввоза янтаря в Новгород // Новое в археологии. М., 1972. С.40-44.
[58]Зоценко В.Н. О происхождении и использовании янтаря в Киеве /(X - перв.пол.ХI вв.) // Археологические исследования в Киеве 1978-1963 гг. Киев. 1985. С.138-144.
[59]Ал-Бируни. Указ.соч. С.197.
[60].Cеменов А. Указ.соч. С.104.
[61]Аксентон Ю.Д. Указ.соч. С.14.
[62] Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Указ.соч. С.246,247.
[63] Семенов А. Указ.соч. С.104.
[64] Ал-Бируни. Указ.соч. С.179.
[65] Чурсин Г.Ф.Амулеты и талисманы кавказских народов. Махачкала. 1929. С.21.
[66] Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Указ.соч. С.246,247
[67]. Ал-Бируни. Указ.соч. С.179.
[68] Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1961. С.373.
[69] Плиний Старший, 37. IX.40.
[70] Беленицкий А.М. 0"Минералогии Бируни" // Бируни. Сборник статей под редакцией С.П.Толстова. М.-Л., 1950. С.103.
[71] Семенов А. Указ.соч. С.294, 295
[72] Шеппинг Д.О. Символика драгоценных камней // Древности. Тр.МАО. Т.1. Вып.2. М., 1865. С.130.