У нас дома есть два фотоаппарата: один - обычная современная «мыльница», другой – необычная «лейка». А еще, можно сказать, что это семейная реликвия, т.е. вещь, свято, бережно и почтительно хранимая как память о прошлом.
Зачем же хранить эти старые, порой дряхлые вещи? Зачем нужны семейные реликвии? Почему человек иногда рискует жизнью, чтобы спасти, казалось бы, ненужную вещь? А еще, почему нам так важна память о прошлом?
Действительно, мы не должны забывать ни историю наших предков, ни историю нашей страны, чтобы не превратиться в «Иванов, не помнящих родства». Еще великий Пушкин говорил, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Чтобы рассказать о нашей семейной реликвии, нужно обратиться к истории семьи моей прабабушки – Карповой Евдокии Павловны. Их, детей, в семье было шестеро. Удивительно то, как их называли: два Ивана («большой» и «малый»), две Анны и две Евдокии. Мама рассказывала мне, что ей так и не удалось узнать, почему же имен было по два.
Но в моем рассказе речь пойдет о старшем брате прабабушки – прадедушке Иване Павловиче Козлове.
Известно, что в жизни страны есть такие события, которые касаются всех. Таким событием для нашего народа явилась Великая Отечественная война. Когда она началась, в сердце каждого человека появилось чувство сопричастности общему делу. Страшно и трудно было всем: и тем, кто был на фронте, находился под вражеским огнем (на войне погиб мой прадед – Карпов Сергей Михайлович), и тем, кто оставался в тылу и умирал от голода, отдавая для фронта все самое лучшее.
Свой вклад в победу, в общее дело внес и мой прадед Иван. Он был хорошим портным, и его умение пригодилось: прадед шил обмундирование; и, возможно, благодаря нему, выжил не один солдат, офицер или даже маршал. И не удивляйтесь, если военная форма вашего деда или прадеда дело его рук. За такой добросовестный труд после войны прадеда наградили фотоаппаратом ФЭД, который долго служил ему верой и правдой.
Когда моей маме было 13 лет, фотоаппарат перешел к ней в качестве подарка, и она сразу же захотела заняться фотографированием. Была «отщелкана» пленка. Но в это время фотографии нужно было печатать самим, а у мамы не было нужного оборудования. Так она и не стала великим фотографом. Но хотя фотоаппарат больше никогда не использовался по назначению, мы его бережно храним. Иногда я беру его в руки, ощущая, какой он тяжелый по сравнению с современным, потому что изготовлен из металла. На нем много разных цифр: нужно было установить выдержку, диафрагму, метры до объекта. Есть приспособление для установки вспышки и закрепления на штативе. Объектив может выдвигаться.
Конечно, это, прежде всего, память о прадеде и его труде на благо Родины.
Но есть еще одна деталь на фотоаппарате, которая, пожалуй, и «сохранила ему жизнь».
На корпусе выгравирована интересная надпись:
ФЭД № 78952
Труд коммуна
НКВД – УССР
им.Ф.Э. Дзержинского
Харьков
Читая это, понимаешь, что иногда история страны оказывается ближе, чем ты об этом думаешь. Естественно, мне захотелось узнать, что это за коммуна, и я спросил у мамы.
Оказалось, что мама в детстве и бабушка (во время своей молодости) смотрели фильм об истории этой коммуны – «Флаги на башнях». Пришлось заглянуть в книги о А.С. Макаренко и в его произведение.
В 1927 году в Харькове по инициативе чекистов была организована трудовая коммуна для беспризорных детей, которой было дано имя Ф.Э. Дзержинского, а коммуна должна была стать ему своеобразным памятником. Чекисты вкладывали в это дело не только личные средства, но и свободное время, силы души и мысли.
Они пригласили А.С. Макаренко все «посмотреть с педагогической точки зрения». Великий педагог привел в коммуну 50 своих воспитанников и сумел создать благодаря своей творческой деятельности дружный коллектив. Это было новым в педагогике и дало свои результаты: сотни достойных граждан нашей Родины, многие из которых погибли в годы Великой Отечественной войны.
Коммунары первыми в СССР освоили производство пленочных фотоаппаратов «ФЭД».
Уже в 1932 году было сказано: «Будем делать лейки».
И вскоре развернулся в коммуне блестящий красивый завод ФЭДов, окруженный цветами, асфальтом, фонтанами.
А уже через некоторое время на стол наркома лег десятитысячный «ФЭД», «безгрешная изящная машинка».
И вот теперь я могу подержать одну из них в руках, ощущая при этом, как приближается ко мне и история моей семьи, и история страны, которой уже даже нет на карте.
Может, поэтому этот фотоаппарат не просто вещь, а семейная реликвия
материал размещен 24.02.06