РАЗДЕЛ 2. СЕРДЦА, ОТДАННЫЕ ЛЮДЯМ
Е.М.Безухова
Наш золотой фонд
И.Д.Токарев, Е.М.Безухова
Быль, похожая на сказку
Е.М.БЕЗУХОВА
НАШ ЗОЛОТОЙ ФОНД
Общеизвестно, что золото – это одно из ценнейших сокровищ в мире. Золотым запасом измеряется богатство страны, хотя не все золотодобывающие страны процветают. Россия тоже золотодобывающая страна, но не в этом ее главное богатство. Ни в каких каратах и слитках не измерить иного золота России – ее людей, особенно, старшего поколения. Нет ему цены! Все пережившие и повидавшие, непокоренные и победившие, часто незаслуженно забытые и даже униженные, эти люди, невзирая на возраст и трудности, упрямо не «выживают», а живут, подавая пример стойкости молодежи.
Наше Общество старых нижегородцев – яркий пример полноценной, содержательной, творческой жизни, которую ведут пожилые люди, а среди них человек очень солидного возраста с неукротимой энергией, с отеческой заботой о молодом поколении, с деятельной любовью к людям и беззаветной преданностью делу своего учителя. Речь идет об Иване Демьяновиче Токареве, воине, педагоге, борце за сохранение наследия великого Антона Семеновича Макаренко. Имя Ивана Демьяновича известно и уважаемо последователями Макаренко и в нашей стране, и за рубежом.
В преддверии 65-летия великой Победы, 5 мая 2010 года исполнилось Ивану Демьяновичу Токареву 90 лет. Много поздравлений с замечательным юбилеем получил полковник в отставке, кавалер двадцати боевых наград, Заслуженный ветеран Нижегородской области Иван Демьянович Токарев. Юбиляра поздравили и власти нашего города, и российские последователи педагогической системы Макаренко, и зарубежные организации, пропагандирующие наследие великого педагога. Ведь Иван Демьянович Токарев остался единственным из ныне здравствующих коммунаров, учеников самого Антона Семеновича Макаренко.
Вот некоторые из целого потока поздравлений, полученных Иваном Демьяновичем, когда всенародный праздник 65-летия Победы и 90-летие ветерана, прошедшего всю войну и продолжающего борьбу за дело своего учителя, соединились по времени в мае 2010 года.
И.Д.Токарев, Е.М.Безухова
«Быль, похожая на сказку»
I
Очень захотелось не спеша поговорить по душам, поудивляться, пофилософствовать, поразмыслить вслух с умными людьми. Ну, а кому некогда, неинтересно, скучно, кто отучился удивляться, не стоит напрасно тратить время, отложите в сторону это чтение.
А мы потолкуем. О жизни. В детстве мы любили сказки. Теперь-то мы понимаем, что нет ничего более сказочного, чем сама жизнь, она чудеснее любой сказки. Итак, начинается наша сказка, как обычно: жили-были… мы. В XX, а теперь ещё и в XXI веках, самых чудесных из всех веков. И чего только не произошло в это время! (Думается, что, если человечество всё-таки чудом сохранит себя, именно так оно будет рассказывать своим потомкам сказку о нашем времени.) Чего только ни изобрели, натворили и сотворили люди в это время! И атом разложили, и в космос взлетели, и корабли ходить по земле и летать по воздуху заставили, и запасные части для человека, чтобы его оживить, придумали, да чего там! Даже одного и того же мужчину превращать в женщину и наоборот научились! Чудеса, да и только. Но и это ещё не всё! Сказки ведь могут быть и ложью, но в нашей – всё правда! Правда, что были 2 жуткие войны, унесшие многие миллионы человеческих жизней, что в мирное время и в самых мирных местах ежеминутно гибнут люди, гибнут от непримиримой вражды, неизлечимых болезней, от собственных пороков и глупости, от диких скоростей, от ошибок врачей, от жестокости, деспотизма, преступности, халатности, равнодушия… Есть жестокая правда Чернобыля, бесконечных техногенных катастроф, правда огромных «игрушек», способных превратить в пыль красавицу-планету Земля… Но не будем больше перечислять этих страхов, ведь мы не только жили-были, мы живы и есть. Слава Богу, нам ещё есть чему радоваться и на что надеяться! Так давайте надеяться на разум человеческий, ведь, в конце концов, именно он всегда выручал нас в самых трудных ситуациях, а ему помогали верная память, труд, и доброе сердце. Так мы и живём, как в сказке: от больших бед к малым радостям и наоборот. И называем это своей историей, одной из глав которой стала наша революция, как сказка о светлых надеждах на вечное счастье и о бесчисленных загубленных жизнях на пути к
этому счастью, сказка о небывалом героизме и подвигах людей, их вдохновенном труде и одинокой заброшенной старости.
II
Продолжая размышлять, вернёмся к началу сказки по имени «Мировая история человечества» и вспомним, что не бывает сказок без волшебников и героев. В самом начале истории-сказки строгая и добрая волшебница – мать-Природа родила человека, дала ему Землю – Родину, разум и руки, и повела его в жизнь – чисто поле, где, кроме большого простора, жары, мороза, грома, молний, и диких зверей, да сочной травы, ещё ничего не было. Трава была вкусной, но разве одной травой сыт будешь, даже если она без нитратов и пестицидов? Ещё мать-Природа дала своему детищу наказ: «Хочешь жить и размножаться – научись любить, думать, и делать дело!» Так и стал человек учеником в школе жизни, правда, не всегда отличником. Мы вспоминаем Емелю-дурака, но и тот поумнел, правда, с помощью волшебницы-щуки, ведь надо же было как-то править царством!
Учился и думал человек долго-долго, как сказал позднее один поэт: «Вослед за веком век бежал, как за минутою минута однообразной чередой.» за это время наплодил Человек много детей – правда, всё больше непослушных, упрямых, не всегда добрых, многое придумал, а сам всё делал и делал дело, а в свободное от дел время развлекался, как умел: то строил, то воевал, то казнил, то миловал. Так дело дошло до XX века, когда человек решил сделать всех одинаково умными, равными и счастливыми, вот только на это у него ума было маловато. Тут бы и закончить нашу сказку, но где же герой? Много их было, героев смелых, сильных, добрых, хитроумных, разве обо всех расскажешь? Вот на этом месте оборвём сказку и перейдём к были, о героях!
III
Из множества героев, рожденных человечеством, мы выбрали двух.
Оба, рождённые весной, в России, оба мудрые, добрые, энергичные, влюблённые в жизнь, верящие в будущее, в человека, открывшие в человеке новые силы и таланты и убеждавшие, что «Человек – это звучит гордо!» Первым был Алексей Максимович Пешков (он же Максим Горький), второй – Антон Семёнович Макаренко. Этих людей объединяло простое небогатое происхождение, непреодолимая жажда знаний, талант любви к людям, огромная готовность служить и помогать им, открывая им самих себя, неустанный бескорыстный труд на общее благо, верная мужская дружба, взаимопомощь и творчество. Но главная черта этих людей – их солидарность в понимании феномена общественного труда. Считается, что именно труд создал человека, добавим, как общественного человека.
Именно эта идея оказалась особенно актуальной и востребованной на рубеже XIX и XX веков, в эпоху огромных социальных потрясений, когда встал вопрос о воспитании нового человека – строителя нового общества в России после революции 1917 года.
Особенно остро и тяжело социальные потрясения в обществе ощущаются самыми слабо защищёнными слоями общества: стариками (в силу ломки старых стереотипов жизни) и детьми (в силу их неподготовленности к жизни и слабости). Революционные события в России выбили из жизненной колеи огромные массы людей, лишив их нормальных условий материального, морального, физического и духовного существования.
Так, если в 1910 году в России насчитывалось 2,5 миллиона беспризорных детей, то в 1917 году их было уже 5 миллионов. Бездомные, отлучённые от семей, голодные, оборванные, больные, грязные, вороватые, они скитались по всей стране без заботы и внимания, с одной только целью – выжить. Такими их подбирали, чтобы передать в руки представителей государства, взявшего на себя заботу о детях – своём будущем. Поэтому потребовалось создание обширной сети детских приютов, детдомов, колоний, коммун, и даже целых детских городов. Но для работы с этими детьми не было достаточного количества материальных средств и педагогических кадров. Не было волшебной силы, да и героев из старых сказок было маловато. И, как всегда, чудо всё же произошло: нашлись герои, сильные и мудрые, нашлась волшебная сила, опять родился человек, совсем новый и молодой, повернувший руль истории совсем в другую сторону.
Волшебной силой оказался труд, положенный в основу новой воспитательной системы, героем которой стал прекрасно организованный трудовой детский коллектив, а автором педагогической системы стал А.С.Макаренко, который не просто скомпилировал в ней ряд хорошо известных в прошлых педагогических учениях принципов, но наполнил свою систему новым социальным содержанием. Помня завет Матери-Природы первочеловеку и став отличником в школе жизни, Антон Семёнович любил
людей, много беспрестанно думал, много упорно учился, и не покладая рук делал своё дело – воспитывая молодёжь, учился сам. Началом практической работы А.С.Макаренко в деле воспитания малолетних беспризорных была его работа в Полтавской колонии, где воспитанники занимались в основном сельскохозяйственными и ремонтными работами. Макаренко понимал, что для детей труд не должен быть гнётом, рабством, принудиловкой, унылым повторением однообразных механических процессов; труд должен стать источником радости совместного коллективного творчества. Разнообразие видов и форм труда должно было стать восхождением от простого к сложному, требующему постоянного совершенствования, постоянному повышению уровня знаний. Поэтому труд в системе Макаренко был неотделим от учебного процесса, и шёл рука об руку с изучением общеобразовательных предметов. Работа в колонии требовала глубокого и тонкого изучения психологии для создания доверительных отношений между педагогами – воспитателями и воспитанниками. При зачислении в колонию Макаренко не интересовался у детей и не расспрашивал их об их прошлом, таким образом освобождая их от горестных воспоминаний, и тем давая понять, что с их прежней жизнью навсегда покончено, и для них открыт путь в светлое завтра. Такое простое и тактичное поведение Макаренко благодарно оценивалось детьми и открывало путь к доверительному общению. В то же время выполнение трудовых процессов сочеталось с соблюдением строжайшей дисциплины с элементами военной дисциплины, безоговорочным исполнением приказов командиров, с подчинением решениям коллектива, с воспитанием самодисциплины, со строжайшим контролем исполнения заданий. При очень скромных средствах, отпускаемых государством, воспитанники колонии должны были так рационально вести собственное хозяйство, чтобы оно не только покрывало собственные насущные потребности колонистов, но и приносило доход.
Но не только трудовой процесс включала педагогика Макаренко, который хорошо понимал, что большую роль в становлении человека играет общая культура, умственное, духовное развитие. И здесь было огромное непаханое поле задач. Поэтому культурному, эстетическому воспитанию колонистов уделялось большое внимание. Содержание рабочих и бытовых помещений отличалось безупречным порядком и чистотой; здания и двор блистали чистотой, были разбиты красивые ухоженные цветочные клумбы, колонисты были подтянутыми и аккуратными. Свободное время проводили в совместном чтении художественной литературы, читая М.Горького, Вересаева, Мамина-Сибиряка, Некрасова, Гоголя. В колонии с первых дней создавалась библиотека, книги для неё собирал сам Антон Семёнович. Особенно полюбились произведения М.Горького «Детство» и «В людях», содержание которых было близко и понятно детям. А когда в 1921 году колонии было присвоено имя великого писателя, ликованию и гордости колонистов не было конца. Так постепенно шаг за шагом начало вершиться великое сказочное чудо – превращение ничьих бесприютных детей в нормальных, активных строителей своей новой жизни. Это был первый акт педагогического чуда. Затем последовали следующие чудесные события. Так и названные самим А.С.Макаренко: «Разве не чудо, – писал он, – пять прежде совсем разрушенных строений вместе с пристройками без каких-либо средств отремонтировал, оборудовал и восстановил … сам коллектив!». На этот ремонт своего нового жилья, бывшего помещичьего имения, сильно разрушенного и разорённого, колония потратила 14 тысяч рублей и около 20000 детских рабочих часов.
К концу 1922 года колония выросла, окрепла, укрепила свою материальную базу, а её руководитель предпринял попытку первого обобщения своего педагогического опыта работы с бывшими правонарушителями.
В основу концепции педагогической системы А.С.Макаренко были положены принципе, позднее блестяще подтверждённые в работе Куряжской колонии: создание крепкого инициативного ядра коллектива, способного повести за собой остальных членов коллектива, вовлечение всех воспитанников в трудовую деятельность, приобщение к общественной и культурной жизни колоний, установление и соблюдение эстетических принципов организации быта, установка на формирование общечеловеческих ценностей и норм поведения, соблюдение строжайшей дисциплины и действенное самоуправление – всё это способствовало быстрому оздоровлению исковерканных бездомной жизнью подростков. А ведь в Куряже были собраны особо трудные и запущенные разновозрастные подростки, да к тому же руководимые взрослыми бандитствующими элементами. До поступления в колонию они наводили ужас на мирное население, поражали дерзостью и цинизмом своих преступлений. И, тем не менее, «завоевание» Куряжа, как называл это Антон Семёнович, состоялось. В колонии были созданы и хорошо оборудованы слесарная, столярная, кузнечная, швейная, сапожная мастерские, были свои электростанция, хлебопекарня, прачечная, были за короткое время построены свинарня на 500-600 голов, молочная ферма и оранжерея. Рабочие шефы летом 1926 г. подарили колонии трактор марки «Фордзон», на котором работали колонисты. Сначала трактор водили трое ребят, получивших удостоверения трактористов ещё в Полтавской колонии, затем образовался целый отряд механизаторов, окончивших специальные курсы. Эти ребята выполняли работы не только в пользу хозяйства колонии, но также обслуживали ближайшие коллективные хозяйства, выполняя наиболее тяжёлые сельскохозяйственные работы, благодаря чему в соседних с колонией районах об А.С.Макаренко стали говорить как об умном и рачительном хозяйственнике. Так появилось новое направление в деятельности колонии – элементы профессионализации труда воспитанников. Для замечательного педагога, поставившего перед собой задачу воспитания нового человека, было важно сформировать не только «Кем быть?», но главное – «Каким быть?» этому новому человеку. И, продолжая в колонии усилия по нравственному, эстетическому воспитанию, А.С.Макаренко активно привлекает свою переписку с М.Горьким, имя которого носит Куряжская колония. Куряж стал вторым чудом великого волшебника А.С.Макаренко.
Но продолжим свою сказку-быль о чудесах третьим чудом. Это была новая работа великого труженика-гуманиста – 9 апреля 1927 года было принято решение увековечить память Ф.Э.Дзержинского открытием новой детской трудовой коммуны его имени. Предназначалось это учреждение для детей сотрудников правозащитных органов, оставшихся без родителей. Для детей-сирот на окраине Харькова было построено двухэтажное здание с интернатом, классными комнатами и мастерскими. Строительство осуществлялось на добровольные пожертвования – отчисления от заработной платы работников правоохранительной службы.
Традиционные для системы Макаренко принципы обучения и воспитания здесь были дополнены обучением воспитанников рабочим профессиям в условиях производства. Коммуна имела свою конституцию, проект которой был составлен при участии самих коммунаров и утверждён правлением коммуны. «Конституция страны ФЭД» (сокращённое имя Феликса Эдмундовича Дзержинского) определила организационную структуру коллектива, правила поведения и режим жизни коммунаров. С течением времени коммуна стала образцовым воспитательным учреждением, а в её деятельности наиболее ярко отразились педагогические новаторские принципы организации и деятельности воспитательного коллектива, разработанные А.С.Макаренко.
Коммуну посещали многочисленные гости, которых удивляли просторные, светлые классы, спальни, комнаты отдыха, идеальная чистота, блеск окон и натёртого паркета; повсюду обилие цветов. Но больше всего – сами коммунары, вежливые, подтянутые, весёлые, оживлённые, трудолюбивые, и их прекрасные традиции (почёт знамени, дежурства, летние походы, отвечать на любые приказы «есть!» и пр.), которые очень дисциплинировали коммунаров.
Но самым замечательным в работе коммуны была организация трудового процесса. Коммуна получила название трудовой, в ней существовали токарно-слесарная, столярная, литейная, никелировочная, швейная, сапожная, деревообделочная мастерские. С 1 июля 1930 года коммуна перешла на самоокупаемость. По инициативе Макаренко коммунары начали получать заработную плату за свой труд. Основная часть зарплаты коммунаров отчислялась на нужды коммуны (пищу, одежду), часть шла на сберкнижку и выдавалась коммунару по выходу из коммуны, 10% шло на культурные нужды, на «приданое» коммунаркам-выпускницам, на стипендии студентам, продолжавшим учёбу в институтах и т.д. Небольшая часть выдавалась на руки на карманные расходы. По предложению Макаренко было начато строительство инструментального завода с оборудованием по последнему слову техники на средства, накопленные коммунарами. Это стало важным этапом в жизни коммуны, и 7 января 1932 года завод электросверлилок, первый в Советском союзе, был открыт. На этом производстве был занят 341 человек, из них 251 мальчик и 90 девочек. Работа шла под руководством инженеров, техников, мастеров, а коммунары получали рабочую квалификацию, но это в дальнейшем не мешало им выбирать любую другую полюбившуюся профессию. Но коммунары не остановились на достигнутых успехах, 26 октября 1932 года началось производство плёночных фотоаппаратов марки «ФЭД», изготовленных руками коммунаров. Было налажено оптическое шлифовальное производство. Дело нашлось всем коммунарам, даже не достигшим тринадцатилетнего возраста.
При этом А.С.Макаренко был глубоко убеждён: труд сам по себе не воспитывает, он может стать педагогическим средством только как составная часть всей воспитательной системы. Вне образования и общественной деятельности даже производительный труд может стать педагогически нейтральным.
В коммуне им. Ф.Э.Дзержинского труд в мастерских, у станка на заводе и учёба в школе были приведены в необходимое соответствие; в школе изучались такие дополнительные предметы как организация производства, электротехника, устройство станков, литейное дело.
В связи с совершенствованием трудовых процессов и усложнением производственных задач возросла потребность коммунаров в общем образовании, и благодаря усилиям А.С.Макаренко, в коммуне был открыт рабочий факультет Харьковского машиностроительного института с хорошо оборудованными физическим и химическим кабинетами и специальной библиотекой. Преподавали на рабфаке лучшие специалисты вузов Харькова. В 1934 году рабфак был реорганизован в полную среднюю школу-десятилетку. Работа чередовалась с учёбой, вечернее время отводилось для самоподготовки, спорта, игр, кружков и самодеятельного творчества.
Можно было бы ещё много и долго говорить и писать о замечательном энтузиасте-педагоге и человеке А.С.Макаренко, но вот строки поэта Ивана Савича:
Тела их были в грязной рваной робе,
В кровоподтёках, в пятнах сажи лица,
В зубах у них дымились папироски.
Казалось, то не дети, не подростки,
А черти из поповской небылицы…
Но вот пришёл Макаренко к ребятам,
Они за ним пошли в тряпье лохматом.
Ни о каком не помышляя чуде,
Он отдал им души своей частицу,
Исчезли черти – появились люди,
И, как творец, он ими мог гордиться.
Волшебный сосуд нашей сказки о чудесных былях ещё не опустел, и мы продолжаем наш разговор.
IV
Теперь речь пойдёт о другом герое, заявленном в III части нашего повествования, Алексее Максимовиче Горьком, старшем друге, единомышленнике и гуманисте, давшем новые ориентиры эпохе новых идеалов, воплотившихся в деятельности А.С.Макаренко и оказавшем значительное влияние на становление и развитие воспитательных учреждений А.С.Макаренко.
Уже сам факт присвоения имени всемирно известного писателя детской колонии имел громадное значение и послужил примером и стимулом стремления коллектива колонии, как воспитателей, так и воспитанников, к движению к совершенствованию своей жизни, с одной стороны.
С другой стороны, самому Горькому не была чуждой проблема неприкаянного детства обездоленных подростков. Неизбалованный заботой и лаской родного дома в детстве и не став «медалью на шее» своего «практичного» деда (знал бы его дед, от какой гигантской звезды из чистого золота он так решительно и добровольно отказался!!), пройдя суровую школу жизни «в людях» и окончив свои «университеты» труда, мальчик на побегушках, благодаря своему огромному таланту, воле, упорству и вере в будущее, поднялся до Олимпийских высот человеческого духа. Он радостно приветствовал первые шаги новой власти, поставившей задачу перевоспитания многомиллионной армии искалеченных жизнью подростков. Он добровольно принял на себя отеческую роль, как и А.С.Макаренко, которого он глубоко и искренне уважал и всемерно поддерживал. К сожалению, их встречи были нечастыми и короткими, но замечательным памятником их бескорыстных дружеских отношений стала оживлённая переписка в течение 10 лет – с 1925 по 1935 годы. За этот период (за исключением небольшого перерыва) было написано 26 писем Антоном Семёновичем Горькому и 20 писем М.Горьким Антону Семёновичу. Это прекрасное и по форме, и по содержанию эпистолярное наследие замечательных людей бережно сохраняется в архиве А.М.Горького Института мировой литературы Академии наук.
Эта переписка настолько ценна, что она была переведена, так же, как и само литературное творческое наследие обоих авторов, на многие иностранные языки и представляет конкретный исторический источник изучения фактов из жизни воспитательных учреждений Макаренко, сложностей и противовесов его педагогическим усилиям, образ мысли педагога и успехов в его деятельности. В свою очередь, эта переписка запечатлела глубокую заинтересованность М.Горького идеями и конкретными делами А.С.Макаренко, а также его постоянную готовность помочь развитию детского коллектива и его готовность помочь детям и их
руководителю. И эта помощь была деятельной, щедрой, постоянной, в том числе, материальной. Подкупает искренний тон обоих корреспондентов. Переписка А.С.Макаренко с М.Горьким читается, как увлекательный роман.
Педагог-теоретик-практик Антон Семёнович знакомит М.Горького с основными принципами своей педагогической системы, в которую входят:
-
Пролетарская классовая направленность;
-
Превалирование интересов коллектива над интересами личности;
-
Дисциплина и самодисциплина;
-
Бодрость;
-
Коллективный труд и хозяйство;
-
Образовательный и культурный процессы;
-
Воспитание настоящих живых людей;
-
Обязательное стремление вперёд;
-
Традиции, в том числе и внешние;
-
Обязательное эстетическое оформление жизни.
В одном из первых писем М.Горькому Антон Семёнович подробно описывает первые успехи своего опытно-показательного хозяйства, где работает паровая мельница, есть 7 лошадей, 4 коровы, 7 штук молодняка, 30 овец и 80 свиней английской породы. Есть свой театр, бесплатный для 500 человек сельских зрителей. Все ремонтные и строительные работы проводятся самими воспитанниками. Дисциплина – строгая, но держится на основе не гнёта, а уважения друг к другу и рабочего самоуважения.
Колония для малолетних правонарушителей была создана в Полтаве в 1920 году, как уже упоминалось нами выше, и в 1921 году получила почётное право носить имя М.Горького и считать его своим шефом. В связи с этим при великом уважении к писателю, колонисты и в первую очередь сам Макаренко детально информируют М. Горького о событиях и результатах работы и жизни колонии. Ответные письма Алексея Максимовича становились для колонистов настоящим праздником, они зачитывались на общем собрании колонии вслух и вызывали бурную радость и особенную гордость воспитанников.
С течением времени к переписке Макаренко с Горьким присоединились и сами воспитанники. Они писали ему целыми отрядами и лично, писали заинтересованно, горячо, искренне, описывая свою жизнь и свой труд. Они просили Горького рассказывать им о его жизни, состоянии его здоровья и об Италии, где он в то время лечился. Антон Семёнович иногда протестовал и ворчал на своих воспитанников за то, что они слишком загружают своими посланиями Горького, но отправлял ему эти письма целыми пачками. Адресат с интересом и вниманием прочитывал их и терпеливо отвечал, сопровождая свои письма фотографиями с видами Италии, целыми альбомами и посылками с книгами.
Кроме описания жизни колонии, Антон Семёнович сообщал М.Горькому о своих контактах с руководством органов народного просвещения, далёких от положительных, и тех условиях, в которых ему приходилось работать, преодолевая косные традиции, консервативные подходы, прямое неприятие его молодой и революционной педагогики. В 20е-30е годы это противостояние было очень сильным. Бесконечные проверки, предвзятая критика, прямые придирки и нелепые инструкции руководства не только тормозили живую жизнь колонии, но и терзали и изводили педагогический и воспитательный состав, а более всего – самого Макаренко, который писал об этом с досадой, болью и горечью. В свою очередь, Горький, всё хорошо понимавший, участливо и сердечно воспринимал ситуацию вокруг творчества Макаренко, выражал ему свои симпатии и просил его беречь свои нервы, сердце и силы.
Оба мудрых человека терпеливо, каждый по-своему выковывали человеческие характеры молодых строителей новой жизни, и их усилия не пропадали даром. Колонисты-горьковцы продолжали дело своих Учителей и в Куряжской колонии, которую 8 июля 1928 года Горький посетил, вернувшись из-за границы. Об этой встрече колонисты мечтали давно, они настойчиво приглашали писателя, который сразу после возвращения на Родину исполнил просьбу своих подшефных.
Подготовку к встрече дети готовили долго и тщательно, она занимала все мысли каждого из них, они готовили большой общий праздник. Работа кипела: на стенах клуба появились полотнища с цитатами из произведений любимого писателя, была разбита большая великолепная клумба, на которой был выложен из цветов красивый вензель – инициалы «М.Г.» большой портрет Алексея Максимовича на сцене зала был украшен цветами, цветы были повсюду. Колонисты долго думали, что бы подарить любимому гостю. Единодушное одобрение вызвало предложение подарить Горькому «свои жизни» - сделать альбом с описанием каждой судьбы всеми колонистами под редакцией А.С. Макаренко. Альбом содержал 264 биографии колонистов, назывался «Наши жизни – Горькому – горьковцы», он очень взволновал Горького, очень ему понравился, и писатель назвал его «прекрасным подарком».
За 3 дня пребывания в Куряже Алексей Максимович побывал везде: и на поле, и в мастерских. Он увидел всё своими глазами: гордость колонистов – свинарню, молочную ферму, оранжерею, плодовый сад. Всюду он был окружён ребятами, которые выразили свои впечатления о великом человеке в простых словах: «Горький – как мы!» он был весел, общителен, много шутил, а колонистам было легко с ним.
Свои впечатления о Харьковской колонии Алексей Максимович передал в одном из очерков в своей книге «По Союзу Советов». На нескольких страницах он подробно и точно рассказал об укладе жизни колонии, о быте и труде колонистов, о том, как изменилось лицо воспитанников, испытавших радость от успехов дружного коллективного труда. Документальная точность очерка обнаруживает одновременно большие симпатии Горького к колонистам и восхищение их подвигом.
Переписка двух замечательных людей продолжалась и в период работы Макаренко в коммуне им. Дзержинского. Они оба отмечают великолепные результаты педагогической системы, которая продолжала совершенствоваться. Трудовой аспект системы Макаренко и отличная организация высоко технологичного производственного труда, его связь с учебным и воспитательным процессом подводили коммунаров к решению продолжать своё образование на рабфаке и далее – в институте, что особенно подчёркивал в письмах Макаренко Горькому. Алексей Максимович в свою очередь в письмах к Макаренко настойчиво предлагал ему заняться теоретическим и художественным оформлением своего ценнейшего педагогического опыта, убеждая его в том, что этот опыт должен быть передан следующим поколениям педагогов, выражая к тому же свою высокую оценку литературного дара Макаренко. Следует отметить, что Макаренко в молодые годы предпринимал попытки литературного творчества, но сам считал их неудачными. И вот, наконец, Антон Семёнович просит М.Горького ознакомиться с фрагментами задуманной им книги и посылает ему I часть своей «Педагогической поэмы». Скромнейший человек, Макаренко с большим волнением ожидает отзыва маститого писателя, который оценил «историческое значение социального опыта» Макаренко, подчеркнул «правду метода» педагога, а «Педагогическую поэму» такими словами: «Вся «Педагогическая поэма» - дело Вашей любви к людям».
Окрылённый такой высокой оценкой, Макаренко продолжил работу над произведением, а Горький стал его первым читателем, постоянным редактором, и строгим пристрастным критиком. Его замечания и пожелания были с благодарностью приняты Антоном Семёновичем и работа над книгой, её II и III частями была продолжена, а позднее «Педагогическая поэма» была при содействии Горького опубликована в Московском издательстве.
V
Перед нами чрезвычайно интересная книга П.Г.Лысенко, директора педагогическо-мемориального музея Макаренко А.С. в г. Кременчуге.
Книга называется «Судьбы воспитанников А.С.Макаренко», издана в 1994 году в Полтаве. Она представлена документально-биографическими очерками о судьбах 241 человека, сведения о которых автору удалось собрать.
Автор проникновенно и с огромной любовью и уважением, педагогически чётко предварил рассказ об этих людях введением о значении творчества А.С.Макаренко. С такой же любовью П.Г.Лысенко пишет о его питомцах, достойных своего великого учителя, честно, героически служивших Родине в мирное время и на поле боя в годы войны. Эти люди стали высоконравственными, высокопрофессиональными инженерами, врачами, юристами, военными, педагогами, высококлассными рабочими, строителями, спортсменами. Но кем бы они ни стали и где бы они ни трудились, они всегда оставались «макаренковцами» и гордились этим своим именем. Они всегда стремились только вперёд и выше. Среди них есть министр и генералы, есть Герои Советского Союза и Герои труда.
Иван Демьянович Токарев свято хранит память о своих ближайших друзьях-коммунарах, выпускниках-однокашниках 1934-1937 годов, самыми близкими он называет:
Ветрова Ивана Антоновича, участника Великой Отечественной войны, ставшего юристом;
Зайцева Семёна Ивановича – также воевавшего, тоже юриста;
Литовка Михаила Власовича – смелого лётчика;
Зайцева Василия Григорьевича – журналиста газеты «Рыбак Заполярья»;
Руденко Василия Андреевича – избравшего профессию педагога;
Яценко Ивана Игнатьевича – офицера, артиллериста, зенитчика;
Красникову Анну Ефимовну, Слуцкую Галину Степановну – двух замечательных подруг, многие годы проработавших на заводе ФЭД;
Французову Галину, ставшую медиком.
VI (вместо эпилога)
Наступило время заканчивать нашу волшебную сказку.
Предвидим вопрос: так в чём же всё-таки чудо волшебства?
Нас со всех сторон окружают чудеса техники, науки, скоростей, искусства и т.д. мы знаем и уже привыкли к тому, что можно в относительно короткий срок построить 100-этажный дом, отправить в плавание гигантский океанский лайнер, опуститься на дно океана, осушить пустыню… Но на переделку человеческого сознания, на превращение преступника в творческую личность может не хватить и целой жизни. Философы и социальные психологи считают человеческое сознание самой инертной материей, да к тому же говорят, что социальный опыт генетически у человека не передаётся, несмотря на то, что человеческая натура считается самой высокоорганизованной во всём живом мире. Не будем спорить с мудрыми учёными, лучше поклонимся гениальным людям, совершавшим волшебные чудеса, среди которых – чудо выдающегося педагога А.С.Макаренко.
Реформы образования и воспитания в нашей стране идут непрерывно и многие годы. За это время сменилось не одно поколение людей, появлялись и уходили в прошлое многочисленные теории и эксперименты, менялись приоритеты. Однако непредвзятый взгляд не может не заметить малую эффективность результатов. К сожалению, и образ учителя не становится безусловным примером для конструирования жизни молодёжи. И среди учителей немало распущенности, корысти, обмана, порочности, преступности. И семья зачастую не соответствует своей основной задаче. Не на соответствующем уровне социальных задач находится и роль средств массовой информации. В результате молодёжь воспитывается в духе стихийных влияний и потребительства. На фоне сказанного подлинным волшебным чудом является педагогическая система Антона Семёновича Макаренко, основанная на требовательной любви к людям, уважении человеческой личности, знании социальной психологии, вере в творческие силы человека и преобразующей силе коллективного труда.
Пусть имя и дело А.С.Макаренко не только остаётся как волшебная сказка, но станет стимулом к поискам новых сил, методов, и новых педагогических открытий.
размещено 2.10.2011