В обыденном представлении миф ассоциируется с такими понятиями, как фантазия, выдумка, рассказ о чём-то необычном, вымышленном, никогда не существовавшем и очень часто сближается со сказкой. Поскольку долгое время - до XIX века - в Европе имела широкое распространение только античная легендарная традиция, то миф, прежде всего, отождествляется с древнегреческими и римскими сказаниями о деяниях и подвигах многочисленных богов и героев. На память также могут прийти и некоторые известные древневосточные (египетский мифологический цикл об Исиде и Осирисе, эпос о Гильгамеше), древнегерманские (мифы об Одине), кельтские (сказание о Кухулине) мифы, различные поверия славянских народов, а также предания о событиях, происходивших во «времена сновидений», бытующие у так называемых примитивных народов Австралии и Океании.
Элементы мифов сохраняются и сегодня в массовом сознании современных людей и используются разными социальными и политическими силами. Так, в немецком нацизме были возрождены древнегерманские мифы и создан новый - расовый миф, соединённый с культом фюрера. Некоторые современные политтехнологии разрабатываются с учётом особенностей национальной психологии общества, в том числе и таких воззрений, которые имеют истоки в мифологической традиции. Создавались и создаются (сознательно, но иногда и спонтанно) мифы о великих деятелях прошлого: правителях, поэтах, писателях, учёных, художниках, святых церкви и др., которые изображаются как идеальные личности, ведущие необычный и недостижимый для прочих людей образ жизни, хотя в реальности сам человек мог быть совершенно иным, являясь зачастую полной противоположностью своему идеалу. Например, римский император Константин был и оставался до конца своих дней язычником, но это не помешало христианской церкви канонизировать его как идеал истинного христианина и ярого поборника и защитника святой веры. Мы также говорим о мифах в науке: например, миф о том, что человек способен подчинить себе природу, что с помощью достижений техники можно разрешить любые проблемы в мире и обществе, что всем в мире управляет разум, а иррациональные элементы в действиях людей носят деструктивный характер. Здесь под мифом понимаются какие-то представления, теории, которые, как становится очевидным в процессе их реализации на практике, оказываются заблуждениями.
Таким образом, проблема мифа намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и многогранна. Следует отметить хотя бы тот факт, что среди исследователей до сих пор нет общепринятого определения мифа. Миф - не сказка: на интуитивном уровне некоторые мифы (например, древневосточные) не воспринимаются как выдумки, но мыслятся содержащими в себе какую-то интересную, но непонятную информацию. Иногда миф противопоставляется легендам и преданиям, которые, как считается, в отличие от абсолютно фантастического повествования мифа, содержат в себе рациональное зерно реальных событий.
Прежде чем рассматривать различные теории мифа, необходимо уяснить его этимологическое значение. Слово «миф» (μ~υθоς) - греческого происхождения и означает «слово, речь, сказание». В греческом языке было ещё несколько лексем с подобным значением, однако иная их форма говорит о том, что по смысловому содержанию они не совпадали. Между ними была очень тонкая разница, из которой можно уловить специфику мифа. В связи с этим вопросом приведём цитату из работы известного отечественного филолога-классика А.А. Тахо-Годи
[i], в которой чётко обозначены специфические черты мифа.
" «Миф» по-гречески означает не что иное, как «слово». Поэтому и древнегреческие мифы можно назвать «словом» о богах и героях.
Но дело в том, что древние греки были очень чуткими к тончайшим оттенкам языка и представление о слове выражалось в их лексике особенным образом.
Греки различали «слово» как «миф» (μύθος - mythos), «слово» как «эпос» (έπος - epos) и «слово» как «логос» (λόγος - logos).
Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно чёткие, с течением времени стали не столь очевидными и доступны объяснению только при специальном анализе. Кроме того, надо иметь в виду, что каждое из этих трёх слов имело множество оттенков (в слове «эпос» их около шестидесяти), среди которых намечался ведущий, основной, тот, который отграничивал данное слово от другого и создавал его неповторимость.
Изучение первичного, устойчивого смысла этих слов с учётом их этимологии приводит к следующим выводам. «Миф», оказывается, выражает обобщённо - смысловую наполненность слова в его целостности. «Эпос» указывает на звуковую оформленность слова, на сам процесс произнесения (ср., например, в дальнейшем «эпос» - жанр героической песни, «слово» о подвигах, как гомеровские поэмы или древнерусское «Слово о полку Игореве»).
Что же касается «логоса», то он предполагал первичную выделенность и дифференциацию элементов, переходящую затем в некую их собранность. Судя по всему, «логос» связан с развитием аналитического мышления и широко употребляется в греческой классике, не находя себе места в архаические времена, где господствовал «миф», выражая первичную нерасчленённость и обобщённую целостность жизненных представлений. У Гомера, например, «логос» совсем не встречается, если не считать только трёх случаев, но зато у философов-стоиков IV- III вв. до н.э., разрабатывавших учение о слове, в равной мере не употребляется «миф», повсеместно уступая место «логосу».
Итак, выясняется, что древняя традиция совсем не случайно именовала «мифом» слово о богах и героях, закрепив за песнями об их подвигах наименование «эпоса» и предоставив «логосу» сферу философии, науки и рассуждающей мысли вообще. "
Сходную мысль высказывают и другие учёные. В.М. Пивоев отмечает, что изучение первичного смысла и этимологии слова приводит к выводу о том, что миф - это «...расплывчатое понятие, насыщенное интуитивным содержанием»
[ii], а Ф.Х. Кессиди подчёркивает, что миф - «особый вид мироощущения, специфическое, образное, чувственное,
синкретическое представление о явлениях природы и общественной жизни, самая древняя форма общественного сознания».
[iii]
А. А. Рыбакова
Статья размещена 09.01.2006.
[i] Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. С. 7-8,
[ii] Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991. С. 14
[iii] Кессиди Ф. От мифа к логосу. Становление греческой философии. СПб.: Алетейя, 2003. С. 45