К числу важнейших вспомогательных исторических дисциплин относится палеография (от греческих слов: палайос — древний и графа—пишу). Эта дисциплина изучает историю письма, выявляет и исследует закономерности развития графических форм. Отдельные разделы палеографии исследуют письменные знаки, писчий материал, орудия письма, филиграни (водяные знаки) и видимые на бумаге изображения, художественные украшения, переплет и т. п. в их историческом развитии. Это необходимо не только для правильности чтения рукописных текстов, но и для определения места и времени их возникновения, их авторов и истории создания, выявления различного рода подделок. С 50-х гг. XX в. предметом для изучения палеографии становится письмо нового времени.
Таким образом, палеография призвана помочь историкам в работе над письменными памятниками. Хорошее знание рукописных текстов разных времен является предпосылкой для использования их как исторических источников.
При изучении данной темы студенту необходимо придерживаться следующего примерного плана:
1. Возникновение и развитие русской палеографии.
2. Возникновение письменности у восточных славян.
3. Славянские азбуки (кириллица и глаголица).
4. Книжное дело на Руси (материал и орудия письма).
5. Графика памятников письменности (устав, полуустав, скоропись).
6. Палеография нового времени.
7. Применение палеографии в процессе исторического исследования.
При изучении первого вопроса темы студент должен уделить основное внимание работам русских и советских ученых в области палеографии.
Несмотря на то что палеография как самостоятельная научная дисциплина возникла во Франции в первой половине XVIII в., в Русском государстве приемы палеографического анализа использовались в практических целях значительно раньше. Так, в XV—XVII вв. в судебных процессах часто при-
[5]
менялась палеографическая экспертиза представленных документов для определения их подлинности.
Первым русским собственно палеографическим исследованием были так называемые «Поморские ответы» (1717 г.) Андрея Денисова. Путем тщательного анализа он разоблачил поддельные документы, представленные церковью.
Большой вклад в дело становления русской палеографии внесли: представитель дворянской историографии первой половины XVIII в. В. Н. Татищев, великий русский ученый М. В. Ломоносов, просветитель второй половины XVIII в. Н. Н. Новиков, которые, изучая исторические документы, сделали целый ряд важных палеографических наблюдений, способствовавших выработке приемов анализа рукописей. Передовые русские ученые XVIII в. поставили вопрос о необходимости создания русской палеографии и наметили пути ее развития.
Историки первой половины XIX в. вели большую работу по собиранию и публикации летописных и документальных текстов. Одновременно появились и специальные исследования, которые помогли палеографии сложиться в самостоятельную вспомогательную историческую дисциплину. Так, в 1806 г. была опубликована работа А. Н. Оленина «Письмо к графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину о камне Тмутараканском...». Тщательно проанализировав надпись на камне, Оленин затронул целый ряд вопросов, относящихся к изучению рукописей. Большое значение для развития русской палеографии имели труды А. X. Востокова, К. Ф. Калайдовича, А. В. Горского и других ученых первой половины XIX в.
Знаток русских древностей А. X. Востоков сделал подробное описание рукописей Румянцевского музея, К. Ф. Калайдович издал многие памятники древнерусской письменности, приложив к ним образцы письма того времени, А. В. Горский дал палеографический обзор славянских памятников по истории церкви.
С середины XIX в. создаются общие курсы русской палеографии на основе расширения круга разнообразных исторических документов. Первым таким курсом были «Лекции по русской палеографии» И. П. Сахарова, изданные литографским способом. В 1885 г. вышел обобщающий труд И. И. Срезневского, который представлял собой обработанный курс лекций, прочитанных им в Петербургском университете. Срезневский рассмотрел вопросы возникновения и развития славянской азбуки и распространения письменности на Руси, описал ряд памятников XI—XIV вв. и этим положил начало разработке истории возникновения и развития палеографии в России, однако в своем труде автор рассмотрел только ранние типы письма:
устав и полуустав XI—XIV вв.
Значительное место в разработке вопросов русской палеографии принадлежит А. И. Соболевскому. Помимо изучения развития русской графики до XV в., он исследовал также и ско-
[6]
ропись XV—XVII вв. Кроме того, А. И. Соболевский затронул более широкий круг вопросов: он рассматривал и изучал материалы и орудия письма, водяные бумажные знаки, формат и переплет рукописей, орнамент, украшения и декоративное письмо.
В начале XX в. было опубликовано большое количество палеографических альбомов, имевших практическое значение, издавались и учебники. Их авторами были Е. Ф. Карский, И. А. Шляпкин, Р. Ф. Брандт, Н. М. Каринский. Но из трудов дореволюционного времени следует особо отметить исследования Н. П. Лихачева и И. С. Беляева. Лихачеву принадлежит заслуга в разработке вопросов, связанных с историей бумаги и бумажных водяных знаков. Он собрал и описал свыше 4000 таких знаков, являющихся важнейшими пособиями для датировки рукописей. В отличие от своих предшественников Н. П. Лихачев выделил дипломатическую, или документальную, палеографию (акты и делопроизводительные документы) и указал специфику ее исследования.
Изучению скорописи посвящена работа И. С. Беляева, которая являлась наиболее ценным пособием по изучению этого типа письма. Автор подробно описал внешний вид документов, привел примеры различных начертаний каждой буквы в скорописи XV—XVIII вв.
Подводя итог развитию русской палеографии в дореволюционное время, следует отметить, что дворянско-буржуазной исторической наукой был накоплен значительный палеографический материал, изучено большое количество рукописных памятников, сделаны попытки создания общих курсов. Однако последние строились на базе идеалистической методологии, без учета законов исторического развития. Дореволюционные исследователи не придавали палеографии общеисторического значения; они видели ее задачи в разработке чисто практических навыков работы над рукописными памятниками. В конце XIX— начале XX в. буржуазно-дворянские ученые отказались от изучения закономерностей развития письменности, что приводило некоторых ученых к преувеличенной оценке различных факторов, воздействовавших на ход этого процесса (например, влияние письменности одной страны на письменность другой выдвигалось на первое место).
После Великой Октябрьской социалистической революции в связи с быстрым развитием исторической науки и усилением внимания советских ученых ко всем вспомогательным историческим дисциплинам появился ряд ценных трудов по палеографии. Вместе с тем надо указать, что первые обобщающие работы, написанные до революции, но вышедшие уже в первые годы Советской власти, страдали методологическими недостатками, характерными еще для буржуазной науки. К таким работам относятся труды В. И. Щепкина и Е. Ф. Карского. В них разработаны методы графического анализа, датировки рукопи-
[7]
сей по совокупности примет, приведен важный справочный материал, но развитие письменности не рассматривается как общественное явление.
В 20—40-е гг. существенный вклад в изучение русской палеографии внесли исследования И. Ф. Колесникова (по изучению скорописи XV—XVIII вв.), М. Груньского (по изучению глаголицы), М. Н. Сперанского (по изучению тайнописи).
В 1947 г. вышло учебное пособие Н. С. Чаева и Л.В. Черепнина «Русская палеография», которое было подвергнуто критике за изложение в нем истории письменности в отрыве от истории экономического, социального, политического и культурного развития Русского государства. Учтя практические замечания, Л. В. Черепнин подготовил новый учебник, который является и в настоящее время одним из ценных пособий для студентов-историков
[1]. В этом труде автор анализирует памятники русской письменности до второй половины XIX в., включив около 200 иллюстраций, воспроизводящих графику, бумажные водяные знаки и различные изображения на рукописных документах различных эпох.
В начале 50-х гг. в истории русской палеографии произошло крупное событие: при раскопках древнего Новгорода были открыты сотни берестяных грамот XI—XIV вв. и началось изучение их письма. Большой вклад в изучение палеографии внесли работы А. В. Арциховского и М. Н. Тихомирова.
С конца 60-х гг. начинают разрабатываться вопросы палеографии XIX—XX вв., которые раньше почти не исследовались. Палеографии нового времени посвящена книга С. А. Рейсера «Палеография и текстология» (М., 1970). Обобщающей работой, подводящей итоги достижений советской исторической науки в этой области, является учебное пособие М. Н. Тихомирова и А. В. Муравьева «Русская палеография» (М., 1966).
Переходя ко второму вопросу «Возникновение письменности у восточных славян», студенту следует знать, что ее появление относится к периоду становления классового общества. Процесс разложения первобытно-общинных отношений и образования классов у восточных славян начинается с IV в. и завершается в IX в. установлением феодального способа производства и образованием Древнерусского государства.
Рост производительных сил, появление частной собственности на средства производства, формирование классов, развитие ремесел, торговли, складывание государства—все это вызывало потребность в развитии письменности. Вопрос о ее происхождении и начальных этапах развития является очень сложным из-за недостатка источников, а поэтому его нельзя считать окончательно решенным. Долгое время господствовало убеждение, что письменность пришла к восточным славянам вместе с принятием ими христианства в конце Х в. Но постепенно
[8]
стали накапливаться источники, опровергающие такое представление.
Сначала славяне, видимо, как и большинство других народов, пользовались рисунками, знаками-символами, т. е. у них существовало рисуночное, или пиктографическое, письмо. Знаками его служили «черты» и «резы», на основе которых и возникло древнее славянское письмо.
О наличии на Руси письменности до принятия христианства свидетельствуют иностранные авторы-путешественники. Так, житель города Солуни Константин Философ по пути в Хазарию видел в Херсонесе богослужебные книги, написанные «русьскими письменами». Большинство ученых полагают, что этими письменами, применявшимися нашими предками еще в IX в., были греческие буквы, приспособленные к славянской речи.
Арабский путешественник и писатель ибн-Фадлан во время своего пребывания у волжских болгар в начале Х в. красочно описал похороны знатного руса, упомянув, что на могильном памятнике было написано имя умершего и имя князя русов
[2].
Ценно сообщение и другого арабского ученого и путешественника начала Х в. аль-Масуди, утверждавшего, что он обнаружил в одном из русских храмов пророчество, начертанное на камне. А персидский ученый Фахр ад-Дин в начале XIII в. сообщил, что хазарское письмо происходит от русского.
Тексты договоров Руси с Византией, относящиеся к первой половине Х в., также неопровержимо доказывают, что письменность была распространена до официального принятия христианства. Особенно интересно указание в договоре 911 г. о том, что Русь и Византия и в предыдущее время решали спорные вопросы не только словесно, но и письменно.
Исключительно важное значение для изучения вопроса о характере древнерусской письменности представляет находка, сделанная в 1949 г. при раскопках одного из Гнездовских курганов около Смоленска. На одном из черепков глиняного сосуда, относящегося ко второй четверти Х в., ученым удалось прочитать надпись «гороухща» (т. е. горчица). Эта надпись не вызывает сомнения в том, что письменность у восточных славян появилась довольно рано, а распространение грамотности на Руси, в том числе среди простых трудовых людей, восходит к начальным десятилетиям Х в.
Подробнее о происхождении славянской письменности студент может прочитать в первой главе указанного выше учебника Л. В. Черепнина.
Прослеживая развитие письменности на Руси, нужно остановиться на древнеславянских азбуках (третий вопрос).
Древнейшие восточно-славянские рукописи написаны двумя различными алфавитами. Один из них называется кириллицей, другой — глаголицей. Кириллица получила свое название от
[9]
имени византийского миссионера Константина Философа, жителя Солуни, который в монашестве принял имя Кирилла. Кирилл и его брат Мефодий явились составителями славянской азбуки. Слово глаголица, подобно слову буквица, означает азбуку вообще. Кириллица первоначально состояла из 43 букв, глаголица — из 39.
Вопрос о том, что древнее — кириллица или глаголица, до сих пор не решен окончательно. Некоторые ученые, как, например, советский литературовед и историк культуры Д. С. Лихачев, полагают, что господствующей кириллица стала лишь в относительно едином раннефеодальном Древнерусском государстве. До этого кириллица и глаголица, так же как и другие алфавиты, могли существовать одновременно. В целом же большинство ученых считает, что глаголица возникла раньше кириллицы.
С начертанием букв кирилловского алфавита и глаголицы студент может ознакомиться по указанному учебнику Л. В. Черепнина (с. 96—98).
Важной задачей палеографии является изучение книжного дела на Руси (материалов и орудий письма)—4-й вопрос плана. Это необходимо знать для правильной датировки и установления подлинности исторических документов.
Материалом для большинства письменных памятников до XIV в. служил пергамент, а в быту употреблялась береста. Слово «пергамент» входит в употребление в Российском государстве только с XVIII в. В Древней Руси он имел особое название «хартья» (хартия). С XIV в. пергамент постепенно вытесняется бумагой.
Самый тонкий, но прочный пергамент получали из кожи молодых ягнят. Однако для выделки пергамента чаще всего использовались телячьи, бараньи и козлиные кожи. Их тщательно промывали, обрабатывали поташом, чистили внутреннюю и внешнюю стороны, натирали мелом для удаления жира, обрабатывали пемзой, растягивали на раме для просушки и, наконец, резали на листы.
В быту, как показали раскопки в Новгороде, Смоленске и других городах, употребляли бересту. Орудием письма на ней служила металлическая или костяная палочка, которой наносили текст. С содержанием и графикой берестяных грамот студент может ознакомиться по книге В. Л. Янина «Я послал тебе бересту...» (МГУ, 1975).
На пергаменте и бумаге писали чернилами, имевшими на русских рукописях коричневый или бурый цвет. В химический состав чернил входили соли железа и дубильные вещества. В качестве последних применялись обычно так называемые чернильные орешки (наросты на листьях дуба). Употреблялись также чернила из сажи и отвара дубовой коры. Для просушки надписей использовали кварцевый песок, которым посыпали рукопись.
[10]
Помимо чернил, применялись и краски, особенно красная, для заголовков или заглавных букв, а иногда и для первых строк. Отсюда происходят выражения «красная строка», «рубрика» (от латинского слова рубер, т. е. красный). Краску (киноварь или сурик) разводили главным образом на яичном белке, чтобы она была прочнее. Кроме красной, употреблялась зеленая или синяя краска, но значительно реже. Письмо чернилами и красками не было одновременным процессом. Сначала писали чернилами, а для красных букв и строк оставлялись места, заполнявшиеся позже. Для особо ценных рукописей применялось золото — листовое и твореное. Золотые листики приклеивались к пергаменту или бумаге, а твореное золото употреблялось в виде краски и представляло собой порошок, смешанный с клейкими веществами. Серебро в рукописных памятниках встречается крайне редко.
На всех русских рукописях писали предварительно обработанными гусиными, реже лебедиными перьями. Сначала перо» чтобы сделать его упругим и удалить жир, втыкали в горячий песок или золу, затем кончик пера очиняли, а в середине делали небольшой расщеп. (Для очинки употребляли перочинный нож, одновременно выполнявший и роль ластика.) Для письма красками использовали кисти. В XVII в. начинают появляться и карандаши.
С XIV в. пергамент стал вытесняться бумагой. Ее привозили из Италии, Франции, Германии, а также с Востока (Самарканд). Появившаяся первой итальянская бумага к концу XIV в. вытесняется французской, получившей наибольшее распространение в XV—XVI вв., которая в свою очередь с конца XV в. уступает место немецкой. Попытка наладить собственное Производство бумаги относится к XI—XVIII вв.
До утверждения в XIX в. машинного способа производства бумаги она изготовлялась вручную следующим способом. Волокнистый материал из льняного или пенькового тряпья варили с золой и известью, промывали и размалывали. Полученную кашицеобразную мелковолокнистую массу погружали в чан с водой и затем черпали оттуда специальной формой в виде прямоугольника с натянутой на нем проволочной сеткой. При этом вода стекала, а масса задерживалась на сетке, и высыхала. Слежавшийся тонкий бумажный слой извлекали и подвергали выглаживанию и лощению. Для того чтобы лист бумаги стал жестким и не пропускал чернила, его погружали в раствор желатина, приготовлявшегося из рогов и копыт животных. Обычно на сетке формы делали какой-нибудь рисунок из проволоки (два круга, пересеченные линией, кораблик, гусь, перчатка, орел, рожок и др.). В результате на листе оставалось видимое на свет изображение рисунка, называемое водяным знаком или филигранью. Наличие на бумаге таких знаков служит для историка важным датирующим признаком.
Студенту рекомендуется ознакомиться с филигранями
[11]
итальянской, французской, немецкой бумаги, а также с водяными знаками бумаг других стран по указанному учебнику Л. В. Черепнина (с. 225—229).
Дошедшие до нас древние рукописи на листах пергамента неодинаковые по размеру. С распространением бумаги входят в употребление листы двух форматов. Один из них соответствовал формату современного писчего листа, другой был вдвое больше. Как правило, листы продавались сложенными вдвое и водяной знак при этом находился в середине одной из половин сложенного листа. Рукопись в большой лист называлась «дестным» листом; листы, сложенные вторично пополам, давали рукопись, написанную в четверку (или в «полдесть»); затем шла восьмушка и далее шестнадцатая часть. Для обозначения формата рукописей или книг пользуются не только терминами, но и специальными знаками: 1°—лист, 4°—четверть листа, 8°—восьмушка, 16°—шестнадцатая часть.
Тексты рукописей обычно скрепляли в тетради из 16 страниц (форматом в 4°), исписанных с обеих сторон. Если рукопись была большая, то тетради сшивали в книгу, для которой делали переплет. Он представлял собой две доски, обтянутые кожей или дорогой тканью (отсюда существует выражение «читать от доски до доски»). Переплеты ученых и церковных книг украшались золотыми или серебряными окладами, драгоценными камнями, на коже переплета делалось тиснение. Для скрепления переплетов изготовлялись застежки, иногда золотые или серебряные. Страницы книг нередко украшались орнаментами, выполненными в определенном стиле. Так, в XI—XII вв. применялся так называемый старорусский орнамент, состоявший из геометрических фигур и стилизованных изображений растений. С XIII в. стал употребляться орнамент, который изображал фантастических животных. С возникновением книгопечатания в XVI в.
[3] появляются новые виды орнаментов, которые в дальнейшем изменялись и развивались.
Многие русские рукописи украшались миниатюрами (рисунками). Так, 12-томный Лицевой летописный свод содержит 16 тысяч миниатюр. С развитием книгопечатания миниатюры постепенно заменяются книжными гравюрами.
Рассматривая графику русской письменности (5-й вопрос), надо отметить, что в русских рукописных книгах и документах наблюдаются три основных последовательно сменявших друг друга типа кирилловского письма: устав, полуустав и скоропись. Для изучения их графики студенту рекомендуется ознакомиться с приложениями к книге М. Н. Тихомирова и А.В.Муравьева «Русская палеография» (М., 1966), с приложениями к пособию А. П. Пронштейна и В. Я. Кияшко «Вспомогательные исторические дисциплины» (М., 1973), а также с фотоко-
[12]
пиями рукописей в названном учебнике Л. В. Черепнина (с. 154—155, 249—250).
Древнейшим типом письма является устав, которым были написаны русские рукописи до XIV в. В уставе, как правило, буквы писали прямо, перпендикулярно строке, с правильными линиями и округлениями, ровным нажимом, отдельно и на равном расстоянии одна от другой, но без разделения текста на отдельные слова. Устав XI—XII вв. отличается от более позднего большей шириной букв и большими расстояниями между ними. Из знаков препинания в рукописях, написанных уставом, встречаются точка и запятая. Они ставились там, где была остановка речи при чтений, но в ряде случаев употреблялись произвольно. Сокращений слов в уставе мало.
Памятниками уставного древнерусского письма являются Остромирово евангелие (1056—1057 гг.), Изборник Святослава (1076 г.), Мстиславское евангелие (1115 г.) и ряд других рукописей.
В XIV в. на смену уставу приходит полуустав. Им написаны рукописи XIV—XV вв., а в ряде памятников литературы и публицистики полуустав применялся вплоть до XVIII в. Геометрический принцип в нем нарушается: в прямых линиях букв допускается кривизна, закругления не плавные. Писали полууставом быстрее, чем уставом, и поэтому буквы стоят не на одинаковом расстоянии и имеют наклон, что свидетельствует о более быстром их начертании. В полууставе больше сокращений, больше букв, вынесенных над строкой. В ряде случаев текст делится на слова и фразы.
В связи с развитием книжной и деловой письменности, которое требовало значительного ускорения процесса письма, в XV в. распространяется скоропись, занявшая в XVI—XVII вв. господствующее положение. Она применялась для написания различных грамот, актов, записей, книг религиозного содержания, произведений светского характера. Возникнув, скоропись постепенно разделилась на московскую, киевскую и белорусскую, которые отличались друг от друга графикой ряда букв, их вариантами.
Для скорописи характерна большая свобода письма, значительное количество вариантов букв, размашистость, непропорциональность, крючковатость. Наблюдается переход к связному написанию соседних букв, заметное увеличение количества выносных букв над строкой. Графика скорописи отличается от полуустава свободой нажимов и взмахов. Стремление к ускорению письма, особенно заметное в XVII в., приводило часто к сильному искажению вида букв, которые в ряде случаев можно было прочитать лишь в составе слова.
Студенту следует обратить внимание на то обстоятельство, что буквы кирилловской азбуки во всех трех типах письма употреблялись не только в своем прямом значении, но и как цифры, числа. При этом над отдельной буквой или рядом букв, обо-
[13]
значавших число, ставилось титло
[4]. С примером обозначения чисел буквами в русском письме до XVIII в. можно ознакомиться в указанном выше пособии А. П. Пронштейна и В. Я. Кияшко.
В заключительной части этого раздела следует сказать, что в ряде случаев буквы или какие-либо другие знаки употреблялись не в обычном значении, а для тайнописи или криптографии, которая применялась с XII в. сначала для скрытия имени автора, а затем в целях зашифровки текстов, имеющих политическое, религиозное значение, а также в дипломатической переписке. Существовало несколько способов тайнописи; Важнейшими из них были следующие:
1) замена букв кирилловского алфавита некоторыми буквами других алфавитов;
2) изменение начертания букв кирилловского алфавита (отдельные элементы букв не дописывались);
3) счетная система тайнописи, основанная на том, что большинство славянских букв имеют числовое значение;
4) написание букв в каждой строке в обратном порядке.
В наше время расшифрованы почти все русские тексты, написанные тайнописью.
При изучении вопроса о палеографии нового времени — неографии (6-й вопрос) студенту рекомендуется ознакомиться с работой С. А. Рейсера «Палеография и текстология нового времени» (М., 1970).
Нужно сказать, что если число русских письменных памятников до XVIII в. ограниченно и палеография стремится выявить, обработать и учесть данные по возможности всех рукописей и книг, то неография, напротив, испытывает трудности из-за обилия материала. Письменные памятники нового времени (с XVIII в.) дошли до нас поистине в неисчислимом количестве. При изучении данного раздела студенту необходимо в первую очередь обратить внимание на материал, орудия и графику письма рассматриваемого периода.
С XVII в. в России получила наибольшее распространение голландская бумага, которая употреблялась и в XVIII в. Эту бумагу легко определить по водяным знакам. Одновременно с голландской начинает входить в употребление и бумага отечественного производства, имевшая свои отличительные филиграни. В конце XVIII—XIX в. в России наряду с белой бумагой в широком употреблении была цветная, чаще всего светло-синяя и синяя. Бумага, применявшаяся в конце XIX—начале XX в., была относительно хорошего качества и соответствовала всем требованиям, предъявляемым к ней. Резкое ухудшение качества бумаги в нашей стране относится ко времени гражданской войны, когда писчую бумагу заменяла газетная, которая
[14]
была недолговечна и быстро разрушалась даже в условиях хорошего хранения. В настоящее время в мировой бумажной промышленности существует не менее тысячи сортов бумаги.
Использовавшиеся для письма в XVI—XVII вв. отдельные листы или столбцы (свитки) в самом начале XVIII в. уступили место гораздо более удобным тетрадям (книгам).
В первой половине XVIII в. в рукописях текст обычно занимал весь формат листа, в конце XVIII—первой половине XIX в, текст располагался не более чем на 60—70% его площади (оставались большие поля), позднее лист вновь начинает заполняться целиком. Во время бумажного кризиса в годы гражданской войны специальными приказами по всем учреждениям запрещалось писать размашисто, оставлять поля и незаполненные обратные стороны листов. В наши дни рукописи, а также документы делопроизводства пишутся на одной стороне листа. Эти данные студент должен знать для правильной датировки рукописей нового времени.
Вплоть до середины XIX в. чернила изготовлялись чаще всего домашним или кустарным способом по старым рецептам. Поиски устойчивых составов привели в 1885 г. к изобретению ализариновых чернил, которые затем были заменены антрацетиновыми и, наконец, анилиновыми. Введение в них спирта привело к быстрому высыханию написанного, что сначала устранило песок, а потом сократило употребление промокательной бумаги. В настоящее время в СССР употребляются чернила пяти цветов: черные, зеленые, синие, фиолетовые и красные.
До 30-х гг. XIX в. в России преимущественно писали гусиными перьями, затем появились металлические (стальные). Однако нужно помнить, что переход от гусиных перьев к металлическим был очень длительным. Так, в учебной практике металлическое перо укрепилось только в 80-х гг. XIX в., а провинциальные нотариальные конторы, канцелярии приставов, военное ведомство пользовались гусиными перьями приблизительно до русско-японской войны. Переход от стальных перьев к авторучкам в начале XX в. изменил характер написания букв, который стал более ровным, а двунажимное письмо уступило место однонажимному.
Карандаш в виде вставленного куска графита в дерево начал употребляться с начала XVII в., но повсеместное распространение в России он получил только в XVIII столетии. Приблизительно с начала XX в. появились так называемые механические или автоматические карандаши. В настоящее время промышленность СССР выпускает три основные группы карандашей: черные графитовые, копировальные и цветные.
В середине 40-х гг. XX в. широкое распространение получили шариковые ручки, однако первое время они были крайне несовершенны из-за низкого качества пасты и пишущего узла. С 1966 г. наша промышленность приступила к выпуску шариковых ручек улучшенной конструкции, которые сразу завое-
[15]
вали популярность и с этого времени стали одним из основных орудий письма.
К последней трети XIX в. относится изобретение пишущих машин, которые в дальнейшем получили массовое распространение. В настоящее время машинопись нашла применение во всех документах государственных и общественных организаций.
Далее нужно остановиться на характеристике графики русского письма нового времени. В 1707—1710 гг. в России был введен гражданский шрифт и арабские цифры вместо использовавшихся ранее буквенных обозначений чисел. Закругленная форма букв гражданского шрифта влияла на изменение в том же направлении начертания скорописных букв. Значительно уменьшилось количество вариантов одной и той же буквы. Сократилось число выносных букв, которые совсем исчезли к концу XVIII в. В современном значении начинают употребляться заглавные буквы. Письмо приобретало более связный характер. Текст постепенно начал делиться на слова, но предлоги с именами существительными в первой половине XVIII в. писали вместе. В 1755 г. М. В. Ломоносов выпустил в свет «Грамматику», которая устанавливала раздельное написание предлогов.
Гражданский шрифт исключал йотированные буквы, а также кси, пси, омегу. Постепенно эти буквы исчезли также из скорописного письма.
Важное значение для изменения состава русского алфавита и правил орфографии имела реформа 1918 г. Она исключала все буквы, которые дублировали друг друга, а именно: ять, фиту, i (десятиричное), ижицу, поскольку они совпадали по своему значению с буквами е, ф, и. Кроме того, твердый знак ъ был сохранен для обозначения твердого произношения согласных йотированными гласными. В отношении буквы ё в декрете имеется пункт, в котором признавалось желательным, но не обязательным ее употребление.
Студенту также следует ознакомиться с русскими типографскими шрифтами в их историческом развитии. Подробно об этом рассказано в книге: Щицгал А. Г. Русский гражданский шрифт. 1708—1958. М., 1959.
Данные палеографии помогают историку не только понять содержание источников, но и решить ряд источниковедческих проблем, т. е. установить время и место возникновения документов, имя автора, их подлинность, наличие вставок и некоторые другие вопросы.
При работе над старыми рукописями для определения времени их создания очень важно обратить внимание на филиграни, так как они наиболее точно датируют текст на бумаге. Существенную помощь в этом оказывают специальные альбомы водяных знаков. Косвенным указанием на время возникновения документа могут служить миниатюры, орнамент, формат бумаги, расположение на ней текста.
[16]
В отдельных случаях, правда тоже приблизительно, документы можно датировать по орудиям письма, помогающим установить ту временную границу, раньше которой документ не мог появиться. Машинописный документ, например, не мог возникнуть до 70-х гг. XIX в., а текст, написанный металлическим пером, нельзя датировать ранее 30-х гг. того же столетия.
Важное значение при определении времени создания письменных исторических источников имеет графика письма, поэтому историку необходимо знать особенности начертания букв в тот или иной период, помнить время выхода из употребления отдельных букв, знаков, а также появления новых. Так, рукописи, в которых встречается и, не могли появиться раньше 1735 г.; если над словами имеются ударения, документ датируется не ранее XVII в. и т. д.
Для установления времени возникновения рукописей следует привлекать данные других вспомогательных исторических дисциплин: метрологии, хронологии, сфрагистики и др.
Для решения вопроса, связанного с местом происхождения источника, безусловно, на первом месте стоит раскрытие его внутреннего содержания. Вместе с тем в этом отношении важную роль играют и внешние признаки, а также данные языка. Так, в новгородских грамотах часто вместо ц употребляется ч (конецъ—конечъ), в псковских наблюдается смешивание з и ж, а также с и ш (жизнею—зизнею, сизый—шизый). Характерной особенностью двинских рукописей является замена предлога в на у.
Одной из практических задач палеографии является определение авторов, писцов, переписчиков изучаемых документов по почеркам. Для этого необходимо изучение почерков деятелей исторического прошлого.
Палеографические наблюдения очень важны при решении вопроса о подлинности изучаемого документа, так как историку иногда приходится иметь дело с поддельными рукописями. Выявление таких подделок является одной из главных задач исследователя. Так, известными фальсификаторами рукописей в России в начале XIX в. были Сулакадзев и Бардин. До нашего времени дошли свыше 20 подделок Бардина, в том числе четыре экземпляра «Слова о полку Игореве» и пять экземпляров Русской правды. Для выявления подделок историк прежде всего должен исследовать материал, на котором написан документ, его графику, подчистки текста и т. п. Более подробно с приемами выявления поддельных рукописей студент может ознакомиться по названной книге Л. В. Черепнина.
При изучении истории русской палеографии следует отметить, что возникновение письменности на Руси связано с оформлением древнерусской народности, развитием социально-экономического строя и культуры. Образование Древнерусского государства обусловило введение единого алфавита и его развитие.
[17]
В процессе формирования, расширения и централизации Русского государства развивалась и русская письменность: вырабатывалась графика, типы и виды письма, изыскивались материал и орудия, утверждались приемы его декоративного оформления. В последующие периоды определились грамматические основы русского национального языка.
Контрольные вопросы
1. Каковы задачи палеографии как вспомогательной исторической дисциплины?
2. Какие работы русских и советских ученых в области палеографии вы знаете?
3. Как изменилась графика памятников русской письменности с Х по XVIII в.?
4. Как датируются рукописные памятники по графике и водяным знакам?
5. В чем состоит особенность памятников письменности нового времени?
Литература
Муравьев А. В. Учебно-методическое пособие со сборниками снимков русского письма XI—XVIII вв. М., 1975.
Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1973.
Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени. М., 1970.
Тихомиров М. Н., Муравьев А. В. Русская палеография. М., 1966.
Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956.
Л.И. Рачков, Л.И. Чуистова
Глава из книги: Рачков Л.И., Чуистова Л.И. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебно-методич. пособие для студентов-заочников истфак. педагогич. ин-тов / Отв. ред. проф. А.В. Ушаков; Московский гос. заочный педагогич. институт. М.: Просвещение, 1982. С. 4 – 17 (глава 1).
Материал размещен 15.12.2005
[1] См.: Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956.
[2] См.: Путешествие ибн-Фадлана на Волгу. М.—Л., 1939, с. 83.
[3] Первая печатная книга в Русском государстве была выпущена Иваном Федоровым в 1564 г. и называлась «Апостол».
[4]
Титло — условный значок в виде прямой или изогнутой черты. Кроме чисел и цифр, титло указывало и на сокращение в слове.