[86]
Деятельность любого органа государственной власти обеспечивается соответствующей правовой базой. В равной мере настоящее положение относится к органам государственной власти России конца XV—XVII вв. Состояние источников позволяет, далеко не равномерно, очертить правовые контуры приказных учреждений.
Правовые основы работы приказов зафиксированы в первой части Судебника 1497 г. Уже первые нормы «закона» устанавливают основы приказной служебной деятельности — требование «судом не мстити, ни дружити никому» (ст. 1), всех «управить, кого пригоже» (ст. 2), «посулов (взяток. — К. 77.) не брать от суда и от печалованья (от заявлений, исков. — К. 77.)» (ст. 3). Особенность законодательства конца XV—XVI вв. заключалась в том, что лишь отдельные стороны деятельности приказных учреждений регулировались им. Прежде всего «законы» (Судебники, указы, приговоры) регулировали судебную деятельность должностных лиц, порядок и размер взимания пошлин за осуществление тех или иных действий. Судебник 1497 г. в ст. 8—14 содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в ходе правоохранительной деятельности между заинтересованными сторонами и юрисдикционным органом. В последнем случае упоминаются боярин, окольничий, дьяк и подьячий. Все эти должностные лица — необходимые участники процесса. Важно отметить детальную фиксацию в «законе» размера пошлин, взимаемых, во-первых, за
[87]
совершение различных процессуальных действий и процедур (проведение «поля»), и, во-вторых, в зависимости от должности того или иного лица (ст. 3, 4,6—8). Отдельные нормы регулируют размеры и порядок взимания пошлин за оформление документов («правой грамоты» в ст. 15, «докладного списока» в ст. 16) — отдельно боярином за «прикладывание печати», дьяком «от подписи» и подьячим за техническое оформление документов.
Более детально развиты нормы Судебника 1497 г. в следующем «законе» — Судебнике 1550 г. Статья 1 содержит норму (аналогичную норме ст. 1 Судебника 1497 г.), гипотеза которой следующая: «судом не дружыти и не мстити никому, и посулу в суде не имати». Дальнейшее развитие эта норма получает в ст. 2—5. Законодатель детально разрабатывает возможные случаи злоупотреблений со стороны должностных лиц, призванных отправлять правосудие. Речь идет о формулировании ряда составов должностных преступлений в зависимости от субъекта правонарушения — боярина, дьяка, подьячего. Лишь судебная ошибка, согласно ст. 2, не содержит состава преступления. Норма ст. 6 защищает указанные должностные лица от необоснованных обвинений.
Требование ст. 2 Судебника 1497 г. «управить всех кого пригоже» получает развитие в ст. 7 Судебника 1550 г. Именно в этой статье впервые появляется сам термин «приказ»: боярин должен «жалобников своего приказу от собя не отсылати». Более того, новациями здесь являются появление санкции («быти от государя в опале»), усложнение гипотезы правовой нормы («жалобника своего приказу отошлет, а жалобницы у него не возьмет, и управы ему или указу не учинит»), детально указывающей на вид нарушения должностных обязанностей.
Нормы Судебника 1497 г., определяющие порядок и размер взимания судебных пошлин, в ст. 8—11 Судебника 1550 г. были дополнены нормами уголовно-правового характера. В каждой из указанных статей формулируются составы преступлений со стороны должностного лица (боярина, дьяка, подьячего) — «лихоимство», т. е. взимание пошлин сверх суммы, оговоренной в законе, и ложное обвинение в «лихоимстве» в адрес тех же должностных лиц. Эта же особенность отличает ст. 33, 34 и 42 Судебника 1550 г., где также формулируются указанные составы преступлений.
[88]
Большая группа норм Судебника 1550 г. носит процессуальный характер. Вообще, как уже отмечалось в научной литературе, материальное право даже в XVII в. было разработано достаточно слабо.[1] С другой стороны, в новейшем исследовании Джорджа Векхарда указывается, что материальное право в Судебниках проявляет себя через нормы процессуального права, и эта имплицитность позже даст основу для эволюции самого процесса, выделения состязательного и розыскного процессов.[2] В этом следует видеть особенность древнего права: появление новых норм — результат обобщения казусов, конкретных случаев, а не итог целенаправленного нормотворческого процесса.[3] Большое внимание к процессу, детальная разработка различных процедур и процессуальных действий — характерная черта эволюции законодательства, отразившегося в статьях Судебника 1550 г. Статьи 9—32, 50—61 регламентируют порядок проведения процесса в суде бояр. Нормы гражданско-правового характера, содержащиеся в ст. 76 («А о холопстве суд»), 78—83, 84 («А о землях суд»), 85 («А в вотчинах суд»), 87, 90, 92—94 адресованы правоприменителю и, по всей видимости, использовались как при осуществлении правосудия в приказах, так и в местных судах (наместников и волостелей).
Так же, как и в Судебнике 1497 г. ряд статей Судебника 1550 г. регулирует размеры и порядок взимания пошлин за оформление документов («правой грамоты» в ст. 33, «докладного списока» в ст. 34, «срочных грамот» в ст. 41, «безсудных грамот» в ст. 42, «отпускной грамоты» в ст. 77) — отдельно боярином за «прикладывание печати», дьяком «от подписи» и подьячим за техническое оформление документов.
[89]
Таким образом, законодательство конца XV—первой половины XVI в. регулирует лишь некоторые стороны деятельности приказов: во-первых, порядок осуществления правосудия; во-вторых, порядок и размеры взимания судебных и иных пошлин; в-третьих, предотвращение злоупотреблений со стороны должностных лиц. Эволюция норм Судебников направлена прежде всего в сторону детальной проработки указанных направлений. Лишь в Судебнике 1550 г. впервые появляются нормы, защищающие должностных лиц от необоснованных обвинений, учитывающие возможность судебной ошибки. Последнее — не основная забота законодателя. Сравнение норм Судебников 1497 и 1550 гг. показывает стремление усилить контроль за исполнением обязанностей со стороны должностных лиц приказов путем детальной регламентации их судебной деятельности, поставить правовые ограничения для использования служебного положения в целях обогащения. Важно однако отметить, что, судя по юридической технике, воплощенной в законах, формулировках правовых норм, указанная эволюция обусловлена не заранее продуманной системой мер, а обобщением практики деятельности приказов, накоплением конкретных случаев неправосудия и злоупотреблений должностными правами. Требование справедливости, выраженное в нормах Судебников, — имплицитная линия эволюции законодательства.[4]
После издания Судебника 1550 г. основная линия развития законодательства была направлена на дополнение текста Судебника новыми статьями. Именно таким образом следует рассматривать появление указных книг приказов. В настоящее время сохранились книги (или отрывки книг) Разбойного, Холопьего суда, Земского, Поместного, Московского Судного, Ямского приказов. Появление данных книг связано с текущей деятельностью приказов в пределах их компетенции. Указные книги содержали разновременные указы, изданные высшими органами государственной власти (царь с боярами, бояре, т. е., видимо, Боярская дума) по запросам приказов. Таким образом, практическая деятельность приказных учреждений приводила к рассмотрению конкретных
[90]
случаев и их решению в виде издания общеобязательных нормативно-правовых актов.
Древнейшая указная книга — 1-я книга Разбойного приказа 1555/56 г. — содержит лишь 5 дополнительных указов к тексту Судебника 1550 г.: приговор о разбойных делах от 18 января 1555 г., указ об установлении срока для взыскания долгов от 5 мая 1555 г., указ о татебных делах от 28 ноября 1555 г., приговор о губных делах от 22 августа 1556 г., указ о холопах от 22 августа 1556 г.[5] Последний указ был разослан по всем приказам и, таким образом, не позволяет определять компетенцию Разбойного приказа того периода.[6] Три «закона», вошедшие в состав указной книги разбойного приказа, непосредственно относятся к компетенции ведомства: приговор о разбойных делах, указ о татебных делах, приговор о губных делах. Все они содержат в основном нормы процессуального права. Приговор о разбойных делах был принят царем с (коллегией из 9-ти членов) Боярской думой. Важно, однако, то, что ряд норм данного приговора регулирует деятельность губных старост — выборных должностных лиц местного самоуправления, подчиненных Разбойному приказу.[7] В ст. 7—8 предписывается наказывать тех губных старост, которые не выполняют свои обязанности. Нормы этих статей адресованы в первую очередь должностным лицам приказов. В частности, согласно ст. 7, избранный на пост губного старосты не может отказаться от исполнения обязанностей по своему желанию под угрозой наказания. В ст. 11
[91]
заключена норма, гипотеза которой содержит указание на совершение губным старостой должностного преступления («судят по недружбе») — умышленное неправосудие. В таком случае при жалобе на действия губных старост последний обязан совершать все процессуальные действия с губным старостой соседнего уезда. Наконец, в ст. 13 содержится требование не допускать к работе в должности приставов (судебно-полицейских агентов) тиунов, т. е. лиц, находящихся в личной зависимости.
Указ о татебных делах по своей структуре представляет собой решение Боярской думы по докладу судьи Разбойного приказа князя И. А. Булгакова, сделанный царю и содержащий описание четырех казусов, требующих разрешения. Примечательно, что во всех случаях речь идет о ситуациях, происходящих на местах, в уездах, и входящих в компетенцию губных старост. Среди прочих упоминается ситуация, когда губной староста или его выборный подчиненный — целовальник — «упустит» преступника. Приговор о губных делах целиком посвящен процессуальному праву и, судя по тексту статей, адресован непосредственно губным старостам.
Два прочих «закона», входящих в состав 1-й Указной книги Разбойного приказа, не являются исключительной сферой деятельности приказа. Можно думать, что они были включены в книгу для сведения. В особенности это относится к указу о холопах. В преамбуле «закона» указано, что нормы указа относятся к компетенции приказа Холопьего суда: «написати в Судебник к Холопьему суду».[8] Указ об установлении срока для взыскания долгов в равной степени мог применяться как в Разбойном приказе, так и в прочих приказах. Норма указа содержит ограничение срока «правежа» как средства понуждения к исполнению судебного решения.
Сохранившаяся 2-я Указная книга Разбойного приказа содержит «законы», принятые между 1616—1648 гг., всего 22 закона.[9] Наиболее ранний «закон» является результатом систематизации процессуального законодательства. Заголовок «закона» — «Книга
[92]
Розбойного приказу уставная».[10] Первые 15 статей содержат нормы законодательства Ивана IV, ст. 16—43 — царя Федора Ивановича («А при государеве царе и великом князе Федоре Ивановиче всеа Русии дан в Розбойной приказ боярской приговор»), ст. 44— 56 содержат действующие нормы законодательства царя Бориса Годунова. Помимо процесса ряд норм «закона» адресованы губным старостам и устанавливают порядок рассмотрения и расследования ими дел «по недружбе». Статья 55 указывает, чтобы иски рассматривались губными старостами других уездов. В ст. 54 содержится требование обязательной присяги при вступлении в должность для всех должностных лиц местного губного самоуправления: губного старосты, целовальников, губного дьячка. Прочие лица (тюремные сторожа) должны представить поручительства выборных «сошных» людей. Отдельная норма, содержащаяся в данной статье, устанавливает подсудность перечисленных выше должностных лиц Разбойному приказу. Статья 56 содержит указание на то, что «недельщики» (административно-полицейские чиновники) не являются должностными лицами губного аппарата и не подпадают под юрисдикцию Разбойного приказа.[11]
Особенности законодательства, отмеченные в 1-й Указной книге Разбойного приказа, характерны также и для 2-й Указной книги.[12] Причиной появления значительного числа «законов» стали конкретные казусы, возникшие в результате практической деятельности приказа. Эта особенность находит свое отражение в структуре самого закона, его формулировках. Решения казусов в тексте «законов» носят общий характер.[13] Приговор о взыскании ущерба от 14 октября 1624 г. появился в результате доклада судьи приказа боярина князя Д. М. Пожарского. Решение бояр: за лично-зависимых лиц-преступников, умерших до окончания судебного разбирательства, обязаны выплачивать ущерб потерпевшим их «хозяева».[14] Один из «законов» назван в тексте Уложени-
[93]
ем 7136 (1628) г.[15] По своей структуре и по содержанию правовых норм данный «закон» не отличается от прочих, регулирующих процессуальные отношения. Другой «закон» 1628 г. назван Статейным списком. Он содержит 12 статей и также регулирует процессуальные отношения. Статейный список также сохранился в составе «памяти» из Челобитного приказа в Земский приказ.[16] Следует полагать, что «законы», вошедшие в состав 2-й Указной книги Разбойного приказа, рассылались также во все прочие приказы, прежде всего потому, что все приказы обладали определенной судебной компетенцией. Этот вывод подтверждается также записями в тексте Указа об отказе в исках о возвращении долгов и заложенных вещей, не оформленных письменным договором от (не позднее) 7 июля 1635 г. Данный указ был записан в Разрядном, Земском, Разбойном, Московском судном и Владимирском судном приказах.[17] Более того, в текст Указной книги был внесен указ о передаче новому владельцу вместе с крестьянином, отдаваемым за убитого крестьянина, также засеянного им хлеба от 27 июня 1640 г., выданный по докладу судей Владимирского судного приказа.[18] Выше упоминалось, что практически все нормы «законов», вошедших во 2-ю Указную книгу, носят уголовно-процессуальный характер. Выделяется из этого ряда лишь «закон» о применении пытки от 26 апреля 1639 г. Он заключает в себе лишь одну правовую норму — требование проводить пытки в любые дни, не исключая праздников.[19] Заметим, что настоящее положение — одна из немногих для первой половины XVII в. правовых норм, непосредственно регулирующих некоторые аспекты внутреннего распорядка работы ведомств — приказов. Причина появления данной нормы иная. В преамбуле «закона» указано, что «разбойники и тати в празники православных крестьян бьют, и мучат, и огнем жгут, и до смерти побивают».[20] Таким образом, законодатель, стремясь к возмездию за совершенное преступление по прин
[94]
ципу «талиона» уже на этапе следствия, начинает регулировать порядок работы приказов.
Сохранившаяся Указная книга Земского приказа[21] содержит 35 «законов», древнейший из которых датируется 1588 г.[22] Функции Земского приказа близки к компетенции Разбойного приказа: проведение расследования, судебного разбирательства и исполнение наказаний по делам о тяжких уголовных преступлениях. В данном случае компетенция была разграничена территориально: Земский приказ действовал на территории Москвы, тогда как Разбойному приказу была подведомственна остальная территория государства. Компетенцию Земского приказа составляли также административно-полицейские функции, обеспечение общественной безопасности и др.[23] На остальной территории государства это входило в компетенцию местной власти — воеводского аппарата.[24] Помимо этого, приказ осуществлял суд по гражданским делам в отношении посадских, т. е. лиц, проживающих в Москве и выплачивающих налоги («тягло»). Сфера деятельности Земского приказа обусловила и особенность состава Указной книги. Четыре «закона» этой книги находятся также во 2-й Указной книге Разбойного приказа.[25] Указ о пошлинах и штрафах, взимаемых с «оговорных» людей (не позднее 29 декабря 1647 г.), приведен в «памяти» из Разбойного приказа в Земский приказ и вошел лишь в Указную книгу последнего. Большое количество нормативных актов посвящено управлению городом Москвой. Нормы этих актов носят конкретный характер.[26] Согласно указу, принятому не
[95]
позднее 17 июня 1639 г., дворы и дворовые места, расположенные за Арбацкими воротами, разрешено продавать только дворовым людям.[27] Закон от 9 декабря 1640 г. запрещает проведение кулачных боев в Москве.[28] Ряд «законов» содержит нормы, регулирующие отношения, относящиеся к компетенции Стрелецкого и Разрядного приказов. В первом случае это касается записи пересказа старого «сысканного в Стрелецком приказе» закона 1608/09 (7117) г. о подсудности стрельцов Стрелецкому приказу[29] и пересказа в «памяти» в Земский приказ указа о невзыскании судебных пошлин со стрельцов от 19 декабря 1623 (7132) г.[30] К компетенции Разрядного приказа относятся нормы «закона» 1621/22 (7130) г. о порядке «верстания» в службу дворян.[31] Значительное число законов содержит нормы процессуального права. Есть основания думать, что нормы данных законов применялись в других приказах. Указ, принятый не позднее 31 марта 1625 г., о порядке проведения крестного целования во время судебных разбирательств, был занесен в Указную книгу в составе «памяти» из Челобитного приказа в Земский приказ.[32] Три указа содержат нормы, регулирующие порядок решения судных дел при неявках ответчиков или истцов в определенный (недельный) срок.[33] Один из этих «законов» приведен по тексту «памяти» из Московского Судного приказа,[34] другой — из Разрядного приказа.[35] Нормы трех иных «законов» устанавливают порядок решения дел по долговым обязательствам и порядок взыскания процентов по займам.[36] Такое же значение имеют нормы других «законов», помещенных в Указной книге Земского приказа: «закон», принятый не позднее 12 апреля 1622 г., обязывает судей не принимать к рассмотрению гражданские иски (о поклаже, грабежах, долгах на сумму не более 15 р.) по обстоя-
[96]
тельствам, возникшим до «Московского разорения» (1611 г. — К. П.);[37] «закон», принятый до 11 января 1628 г., об обращении взыскания на имущество должника после одного месяца «правежа».[38] Несколько «законов» из Указной книги Земского приказа содержат нормы материального права. «Закон», принятый не позднее 29 января 1627 г., посвящен «находке». Он устанавливает невозможность приобретения прав собственности на найденную лицом вещь в том случае, если ею является лошадь; в этом случае нашедший может рассчитывать лишь на «выкуп» государством лошади.[39] Нормы двух законов — 1620/21 (7129) г. и принятого не позднее 19 июля 1627 г. — устанавливают невозможность отчуждения тяглых дворов представителями сословий, освобожденных от тягла, несения бремени основных налогов.[40] Лишь один «закон» содержит норму, дополняющую компетенцию Земского приказа: указ от 15 апреля 1629 г. устанавливает подсудность извозчиков Земскому приказу. Одновременно указывается, что работа извозчиком возможна лишь после регистрации в Земском приказе.[41] Таким образом, Указная книга Земского приказа содержит «законы», нормы которых регулируют отношения, определенные компетенцией приказа. В первую очередь это касается норм процессуального права, общих для применения в любом приказе. Ряд «законов» регулирует исключительные (территориальные) полномочия Земского приказа.
Комплекс нормативных актов, которые находятся в составе сохранившегося фрагмента Указной книги приказа Холопьего суда 1618/19 (7127) г., неполно отражает законодательство о холопах[42] — особой юридически оформленной категории населе-
[97]
ния.[43] В составе фрагмента всего 10 актов. Самый поздний из них — выписка из указа о запрещении отчуждать тяглые дворы от 1620/21 (7129) г. — не относится к компетенции приказа Холопьего суда.[44] По всей видимости, разосланный по приказам для «ведома», он был включен в Указную книгу по неизвестной нам причине. Самый ранний «закон», вошедший в состав Указной книги,— Уложение 1597 г. о холопстве.[45] Данный «закон» вместе с указом о выдаче отпускных грамот от 16 августа 1603 (7111) г.[46] является итогом систематизации законодательства в отношении различных категорий холопов.[47] Все остальные «законы» приняты в эпоху Смутного времени и отражают политику правительства в этот сложный для судьбы государства период истории.[48] Стоит
[98]
отметить некоторые особенности «законов», отличающие законодательство XVI—XVII вв. в целом. Приговор о запрещении составлять «кабалы» на имена двух господ от 7 января 1606 (7114) г. был адресован специально судьям приказа Холопьего суда: «И сесь свой приговор в Верху бояре приказали <...> в приказе Холопья суда в Судебник приписать».[49] В равной степени это относится к указу о добровольных холопах от 7 марта 1607 (7115) г.[50] Два «закона» были приняты по «докладу» судей приказа Холопьего суда: Статейный список о беглых холопах от 25 февраля 1608 (7116) г. и приговор об отмене закона 7 марта 1607 г. о добровольных холопах.[51] Оба «закона» содержат в своем тексте конкретное решение, облеченное в общеобязательную норму права. Особенность «законов» о холопах обусловлена спецификой компетенции приказа Холопьего суда, основная функция которого — регулировать любые отношения (кроме уголовно-правовых), возникающие между холопами и представителями других сословий. Поэтому значительное число норм регламентирует порядок регистрации договоров и оформления различных видов документов («кабал», «полетных грамот», «крепостей» и т. п.). Ряд «законов» содержит прямые отсылки на применение норм Судебника 1550 г.[52] Так как регистрация договора в приказе Холопьего суда являлась юридическим фактом возникновения особых отношений между двумя лицами (холопом и его господином), то законодатель особое внимание уделяет также порядку ведения приказного делопроизводства, в частности порядку составления, порядку записи договоров в записных книгах приказа.[53] Ряд «законов», регулирующих различные вопросы оформления договоров кабального холопства, сохранились в юридических сборниках Указных книг других приказов,[54] например, в Указной книге Разбойного приказа. Для
[99]
данных «законов» характерна отмеченная выше особенность, обусловленная спецификой самого приказа, предмета и объекта его управления. В. М. Панеях, специально занимаясь изучением холопства в XVI—XVII вв., отмечал, что «законодательство XVI в. <...> мало касалось вопросов юридического положения <,..> холопов», поэтому «остается неясным, какими нормами все же практически это положение определялось».[55] Особенность, отмеченная нами вслед за В. М. Панеяхом, объясняется тем, что государство не вмешивалось и не регулировало отношения, вытекающие из договоров, в том числе договоров кабального холопства. Само содержание договоров кабального холопства, права и обязанности сторон — все это оставлено на свободное усмотрение сторон. Что касается наследственного холопства, то отношения между старинными холопами и их владельцами регулировались нормами обычного права.
В утраченной Указной книге приказа Холопьего суда 1634/35 (7132) г. содержался интересный указ. Пересказ указа приведен в «памяти» из приказа Холопьего суда в Московский Судный приказ для «ведома».[56] Согласно ему, иски о краже холопами имущества своего владельца следует предъявлять одновременно с требованием о возвращении беглых холопов. В «памяти» отмечено, что новая норма восстанавливает действие «старой» нормы, отражающей практику, принятую до Смуты в судных делах о холопах. Данное упоминание является косвенным указанием на изменения компетенции приказа Холопьего суда в период Смуты и после нее. Следует думать, что между 1605 и 1613 гг. дела о кражах беглыми холопами имущества своих господ принимались отдельными исками в других приказах, в частности в Московском Судном приказе.
Древнейшая Указная книга Ямского приказа также сохранилась лишь фрагментарно; она содержит 7 «законов».[57] Почти все нормы данных указов устанавливают обязательное количество подвод, необходимых для проезда по служебным делам для тех или иных должностных лиц. Содержание Указной книги, как и в предыдущих случаях, отражает компетенцию приказа. Два «зако-
[100]
на» не вошли в состав сохранившегося фрагмента Указной книги Ямского приказа: указ о запрещении отдавать ямские земли в поместья и вотчины от 1620/21 г.[58] и указ о сроках суда по искам к ямщикам и о наказании за перегрузку ямских подвод от 1620/21 г.[59] Оба указа восстанавливают нормы, действовавшие до «Московского разоренья» (1611). Последний «закон» интересен тем, что восстанавливает два срока рассмотрения исков к ямщикам, подведомственным Ямскому приказу: Введениев день[60] и Зборное воскресенье.[61] Жалобы ямщиков на злоупотребления должностных лиц, пользующихся подводами Ямского приказа (превышение веса поклажи, поездки по частным делам), должны подаваться и рассматриваться также в Ямском приказе. Содержание норм «законов» обусловлено сферой деятельности Ямского приказа. Невозможность для ямщиков длительного отсутствия без ущерба для своей работы по причинам, указанным в нормах «законов», является основанием для установления особого порядка подачи исков к ямщикам и места подачи жалобы ямщиков как должностных лиц. Таким образом, специфика работы Ямского приказа и его служащих предопределила специфику правового регулирования в «законах» 1620/21 г. Не ранее 1620/21 г. датируется Уложение о ямской гоньбе и ямских слободах. Уложение устанавливает порядок работы ямщиков, выдачи подвод, вес груза должностных лиц, подсудность ямщиков, размеры судебных пошлин. Однако ряд норм характеризуют судебную компетенцию Ямского приказа. Ему подсудны ямщики, выступающие в качестве ответчиков. Здесь также рассматриваются беспошлинные иски самих ямщиков на любых лиц по поводу «ямских гонных лошадей». Как частные лица ямщики должны подавать иски по подсудности ответчика. Это общая норма в русском праве XVI—XVII вв. В городах и уездах ямщики подсудны ямским приказчикам в исках ценою не более Юр. Если сумма иска превышает указанную сумму, либо в данном месте отсутствует приказчик, иск должен быть рассмотрен только в Ямском приказе. Обвинения в совершении тяжких уго-
[101]
ловных преступлении рассматриваются «смесными» судами — представителем местной администрации (воеводой) и прикащиком.[62]
В 1962 г. В. Д. Назаров обнаружил Указную книгу Московского Судного приказа, содержащую 26 «законов».[63] Из них 5 «законов» находятся также во 2-й Указной книге Разбойного приказа,[64] а 8 «законов» — в Указной книге Земского приказа.[65] Большая часть остальных «законов» содержат нормы процессуального права.[66] Многие из этих «законов», судя по их тексту, были присланы в Московский Судный приказ из других приказов. Текст «закона», принятого не позднее 22 марта 1641 г., о размерах и порядке взыскания судебных пошлин с иноземцев приведен в «памяти» из Иноземского приказа в Московский Судный приказ.[67] Указ от 20 февраля 1637 г. о сроке сыска беглых крестьян содержится в составе «памяти» из Разрядного приказа в Московский Судный приказ и переписанный в Указную книгу.[68] В законе от 21 мая 1630 г., посвященном порядку обеспечения и содержания в тюрьмах лиц, оспаривающих свое холопское состояние, указано «послать памяти в приказы» с текстом данного «закона».[69] Причиной появления «закона» 21 мая 1630 г. стало челобитье «тюремных сидельцев». Содержание Указной книги Московского Судного не содержит каких-либо особенностей, помимо тех, которые были отмечены выше для Указных книг других приказов; нормативные акты Указной книги использовались в судебной практике приказа в соответствии с основной компетенцией данного органа государственной власти.
Наиболее значительная по своему составу — Указная книга Поместного приказа.[70] Она содержит 112 «законов». Указная
[102]
книга в том виде, в котором она дошла до нас, была составлена после московского пожара 3 мая 1626 г. Самый ранний «закон», находящийся в данной книге, — указ от 31 августа 1587 г. о размерах поместных окладов различным должностным лицам.[71] Исключительная компетенция Поместного приказа — учет, распределение, регистрация прав на землю и решение земельных судебных споров. Как известно, поместье отличалось ограничением правомочий его владельца, вытекающим из условного характера его прав: помещик владел и распоряжался поместьем при условии несения им службы. Поместье как особый вид имущества (земельной собственности) возникло в конце XV в.[72] Можно полагать, что значительное количество нормативных актов, посвященных поместью, не сохранилось.
Большое число «законов» в Указной книге Поместного приказа направлено на решение спорных случаев, возникших в результате событий Смутного времени. Речь идет о конфискациях Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, об утайке размера законных приобретений, о присвоении прав земельной собственности, добросовестном владении собственностью без юридического закрепления прав на нее, утрате документов, подтверждающих права собственности, в том числе утрате делопроизводственной документации Поместного приказа в результате Смуты и пожара 1626 г.[73]
Особенностью «законов», которые были основой реализации полномочий, возложенных на Поместный приказ, является характер их правовых норм. В отличие от Указных книг других приказов, значительная часть «законов» содержит нормы материального права. Это касается самого раннего «закона» — указа от 31 августа 1587 г. о размерах поместных окладов различным должностным лицам. Здесь же стоит отметить указ от 26 февраля 1627 г., юридически оформивший дворцовые земли как объект прав собственности с ограниченной оборотоспособностью.[74] Детальная
[103]
разработка норм материального права (вещного и наследственного) отличает Статейный список о вотчинах от 3 декабря 1627 г.[75] Здесь разработана классификация вотчин как привилегированного имущества («земельной собственности») на выслужные и родовые, определены права лиц на это имущество, возможность его перехода по наследству. В равной степени разработка норм материального права характерна и для Уложения о вотчинах и поместьях от 17 декабря 1636 г.[76] Причиной появления значительного числа «законов» Указной книги Поместного приказа являлась практическая деятельность учреждения. Упоминавшийся уже Статейный список о вотчинах от 3 декабря 1627 г. был принят после рассмотрения доклада судного дела о наследстве князя Г. П. Ромодановского. Указ о лишении прав владения утаенным поместьем от 20 марта 1620 г.,[77] содержащий общеобязательную норму, был принят после доклада о спорном деле между С. Княжгорским и С. Мертвым.
Указная книга Поместного приказа почти не содержит норм, регулирующих порядок сыска беглых крестьян. Это входило в сферу деятельности Поместного приказа, так как юридическим оформлением прав на крестьян являлась запись в писцовых и переписных книгах Поместного приказа. Е. И. Колычева полагает, что в 20-х гг. XVII в. была выработана целая программа целенаправленной политики правительства по возвращению беглых крестьян;[78] В. Г. Вовина-Лебедева, детально рассмотрев политику правительства той эпохи, отказывается видеть какую-либо реформаторскую программу в ее действиях.[79] Рассматривая комплекс мероприятий, в частности издания нормативных актов, регулирующих определенные общественные отношения, в отрыве от законотворческого процесса в целом, можно легко прийти к мнению о сравнительно последовательной политике государства в данном
[104]
вопросе. Однако обзор законодательства, являющегося нормативной базой деятельности центральных ведомств, побуждает сделать вывод о том, что практическая необходимость приводит в первую очередь к появлению тех или иных правовых норм. Дальнейшая практика приказной работы дает основания скорректировать направление, способы и методы законодательного регулирования определенных отношений. Инициатива в данном вопросе принадлежит, в большинстве случаев, судьям приказов, «входящим с докладом» по конкретным спорным вопросам, решить которые не позволяют пробелы законодательства.
Соборное уложение 1649 г. стало новой вехой в развитии законодательства.[80] Законодатель не только провел работу по кодификации действующего законодательства, но и облек в нормы права действующую приказную практику. Общие принципы приказного судопроизводства, содержащиеся еще в нормах Судебника 1497 г., вошли в Соборное уложение в виде отдельной X главы «О суде». Статьи данной главы обязывали судей «въправду», «по дружбе и по недружбе ничего не прибавливати ни убавливати, и ни в чем друг другу не дружить, а недругу не мъстить, и ни кому ни в чем ни для чего не норовить, делать всякие государевы дела не стыдяся лица сильных, и избавляти обидящаго от руки неправеднаго» (ст. 1). Отдельные статьи содержат санкции за нарушение установленных в ст. 1 принципов деятельности государственных служащих (ст. 3— 5,7—16). Статья 2 устанавливает порядок производства «доклада» в высшие органы государственной власти (царю и боярской думе): докладываться должны спорные дела, решить которые, исходя из существующего законодательства и практики, не представляется возможным. X глава содержит не только нормы, регулирующие процедуру деятельности приказных служащих (судей, дьяков, подьячих) в ходе осуществления правосудия, но и прямо устанавливает порядок работы приказов (ст. 25): приказы не работают по воскресным дням и по большим церковным праздникам. Значительное место занимают в Соборном уложении процессуальные нормы (главы X, XIV, XVIII, XXI). Детально разрабатываются вопросы должностных преступлений, в частности «волокиты», ко-
[105]
торая квалифицируется как вымогательство взятки (ст. 15, 16). Если рассмотрение дела в приказе по какой-либо причине невозможно, то лица обладают правом подать челобитье (иск или жалобу) на имя царя (ст. 20). Статья 20 формулирует правило обращения в приказ по подсудности, порядок подачи челобитий в вышестоящую инстанцию, дает возможность обжаловать неправомерные действия должностных лиц приказов (например, при необоснованном отказе в принятии иска, отказ в приеме жалобы и др.). Нормы статей 23 и 24 требуют четкого исполнения должностными лицами приказов своих обязанностей. Здесь же устанавливается правило рассмотрения дела «товарищем» приказного служащего (подьячего, дьяка, судьи) в том случае, если он сам отсутствует по уважительной причине (болен, «о отпуску с Москвы»). Как и раньше, Соборное уложение защищает приказных служащих от необоснованных обвинений (ст. 9, 14, 106).
«Закон» содержит статьи, посвященные различным сторонам деятельности отдельных приказов:
-
приказа Большого дворца (гл. XIII, ст. 1; гл. XVIII, ст. 28, 54; гл. 19, ст. 24),
-
приказа Большого прихода (гл. XVIII, ст. 9),
-
Земского приказа (гл. XVI, ст. 67; гл. XIX, ст. 40),
-
Патриаршего приказа (гл. XII, ст. 1, 2; гл. XX, ст. 80),
-
Монастырского приказа (гл. XIII),
-
приказа Новой четверти (гл. XXV, ст. 10, 11, 17, 18, 20),
-
Печатного приказа (гл. XVIII, ст. 3, 5, 18, 24, 30, 47, 54, 64, 68—71),
-
Поместного приказа (гл. XI, ст. 1, 2, 6, 20, 24; гл. XVI, ст. 2, 6, 12, 54, 65; гл. XVII, ст. 25, 34, 35, 42, 45; гл. XVIII, ст. 3, 15, 17),
-
Посольского приказа (гл. VIII, ст. 1; гл. XVIII, ст. 55),
-
Разбойного приказа (гл. XXI, ст. 1—4, 6, 49, 94, 96, 99, 103),
-
Разрядного приказа (гл. XVIII, ст. 65, 69),
-
Сибирского приказа (гл. XVIII, ст. 68),
-
Стрелецкого приказа (гл. XXIII; XXV, ст. 10),
-
приказа Холопьего суда (гл. XVIII, ст. 56; гл. XX, ст. 1, 6— 9, 14, 16, 22, 23, 34, 41, 45, 48, 50, 54, 67, 74, 78, 93, 97, 98, 116).
Ряд статей регулирует вопросы компетенции приказов. Так, ст. 1 и 2 главы XXI не только устанавливают компетенцию Разбойного и Земского приказов, но и разграничивают ее между
[106]
ними по территориальному признаку. 3-я статья той же главы указывает на исключительные полномочия губных старост, подчиненных Разбойному приказу, «в разбойных и убивственных и татинных делах». Глава XXIII содержит нормы об исключительной подсудности стрельцов Стрелецкому приказу (за исключением тяжких уголовных преступлений). В XIII главе устанавливается компетенция Монастырского приказа, а в XII главе (в ст. 1 и 2) — Патриаршего приказа.[81]
Ряд норм Соборного уложения содержит правила ведения, оформления и регистрации некоторых видов приказной документации: порядок выдачи «проезжих» грамот в Посольском приказе (гл. XVIII, ст. 55), регистрации прав на крестьян в Поместном приказе (гл. XI, ст. 23), регистрации «сотных» грамот в приказе Большого дворца и т. д.
Нужно отметить, что введение в действие Соборного уложения 1649 г. повлекло за собой появление нового ведомства — Монастырского приказа. Юридически его создание оформлено во второй части ст. 1 главы XIII. До 1649 г. функции Монастырского приказа осуществляли Патриарший приказ и приказ Большого дворца.[82] С 1649 по 1677 гг. Монастырский приказ стал единственным судным приказом, куда подавались иски и жалобы на лиц духовного сословия.[83] Правда, нельзя сказать, что именно Соборное уложение стало первым случаем создания приказа путем издания соответствующего нормативного акта. Первый известный случай — акт об учреждении Сыскного приказа от 23 февраля 1622 г.[84] Этим актом был установлен порядок работы ведомства, персональный состав руководства, цели, задачи, методы и средства деятельности государственного органа (установить реальную величину денежных и поместных окладов для различных категорий населения в соответствии с сохранившимися документами и
[107]
устными свидетельствами под присягой).[85] Известно также о создании, путем издания соответствующего акта, Записного приказа, целью которого являлось написание Царственной книги.[86] Таким же образом возникали в XVII в. приказы сбора «запросных и пя- тинных денег», чрезвычайных налогов, решение о создании которых и порядке сбора принималось Земским собором.[87]
В дальнейшем объем нормативного регулирования устройства и порядка работы приказов стал возрастать. Согласно указу от 9 января 1654 г. в здания приказов, расположенных в Кремле, все — как служащие, так и посетители — должны ходить пешком. Исключение делалось для «старых подьячих» — глав структурных подразделений приказов, — они могли ехать верхом, но только до определенного места.[88] Данный указ довольно необычен для традиции правового регулирования деятельности приказов предшествующего периода. В дальнейшем многие приказы будут временно переведены из Кремля: согласно указу от 14 марта 1670 г., ныне «сидеть в Китае в Белом городе в розных местех и дела перенесть для того, что те палаты, где были приказы, обветшали гораздо и порушились во многих местех, и сидеть в них за тем опасно». В соответствии с этим Сибирский приказ и приказ Большого прихода переводились на «гостиный двор», Ямской и Челобитенный приказы — «на двор боярина Ивана Андреевича Милославского» (родственника царя), Разбойный приказ стал располагаться «в Белом городе на Англинском дворе», Пушкарский приказ — «на Пушечном дворе».[89] По указу 22 мая 1680 г. Новгород-
[108]
ский приказ, приказ Большого прихода, приказы Галицкой и Владимирской четвертей должны были находиться в одном «месте».[90]
Указ от 20 октября 1658 г. устанавливал время работы приказов: дьяки, подьячие и «приказные люди» должны работать в приказах («сидеть») по 12 часов в день.[91] Уже в «законе» 25 июля 1670 г. регламентировалось, что главы (судьи) и дьяки приказов обязаны каждый день приезжать в приказы раньше прочих лиц (подьячих), а покидать ведомство соответственно позже всех.[92] Дальнейшее развитие нормы этого «закона» получили в указе от 26 ноября 1679 г., согласно которому устанавливались следующие сроки работы всех приказов: «с утра за час до дня» до «седьмого часа ночи» с перерывом от «шестого часу дня» до «первого часа ночи»,[93] т. е. примерно с 7 часов утра до 23 часов с перерывом с 13 до 17 часов.[94]
В 1669 г. вышли три «закона», регулирующие порядок рассмотрения дел в Боярской думе в порядке «докладов» из приказов. Согласно указу от 29 ноября 1669 г., «к бояром в Золотую палату дела взносить к слушанью и к вершенью из приказов» по определенным дням: в понедельник из Разрядного и Посольского приказов, во вторник из приказов Большой Казны и Большого прихода, в среду из Поместного приказа и приказа Казанского дворца, в четверг из приказа Большого дворца и Сибирского приказа, в пятницу из Судных Владимирского и Московского приказов.[95] Нормы второго указа, принятого 3 декабря того же года, регламентировали порядок работы Боярской думы — «сидеть в Золотой полате за делы по вечером, а съезжатися в 1-м часу ночи»[96] (в 17—18 часов). Введенный порядок работы Боярской думы, действовавший без изменений до указа 17 марта 1694 г.,[97] должен был быть согласован с распорядком работы приказов. В соответствии с этим указ от
[109]
15 декабря 1669 г. устанавливал правило «на Москве в приказех судьям и дьяком сидеть за делы с 1-го часа ночи во все дни, да им же с делами всходить в Верх (Боярскую думу. — К. П.) перед бояр и сидеть в приказех до 8-го часа, с 1-го часа ночи».[98]
Значительными новеллами законодательства стали нормы указа о порядке хранения и расходования денежных средств в приказах от 27 июня 1669 г. Согласно данному «закону» в обязанности дьяков вменялось ежемесячно проверять наличность денежных средств и отчетность их прихода и расходования у подьячих. Цели контроля указаны в «законе»: «чтоб не воровали» и государственные средства «взаймы не давали». Обнаруженная недостача должна была взыскиваться как непосредственно с виновных подьячих, так и с дьяков.[99]
Ряд «законов» был посвящен порядку назначения на должности. По норме указа от 10 апреля 1667 г. лицо не может вступить в должность в органах государственной власти без принесения присяги.[100] В данном случае нужно отметить, что присяги при вступлении в должность известны с 20-х гг. XVII в., а для местных органов власти — по крайней мере с середины XVI в. Однако существование общеобязательной нормы «закона» о необходимости присяги неизвестно. Нормы указа от 15 июня 1670 г. устанавливали согласование с царем назначений на воеводские или иные приказные посты лиц из числа находящихся в солдатских полках Алексея Шепелева и Максима Кравкова, а также служащих в Белгородском полку.[101]
В соответствии с указами от 16 марта 1674 и 7 апреля 1674 гг., Разрядный приказ при назначении на государственные посты должен справляться с Иноземским и Рейтарским приказами относительно должностей прежней службы.[102] Указ от 5 марта 1672 г. устанавливал, что главы местной администрации (воеводы) должны назначаться только в те уезды, где не имеют вотчин, поместий или иной земельной собственности.[103]
[110]
Характерным для развития законодательства является появление значительного числа нормативных актов, определяющих, разграничивающих или устанавливающих новую компетенцию приказов. В соответствии с указами, присланными в составе «памятей» из Тайного приказа в Разрядный приказ, в компетенцию последнего из Иноземного приказа переходило управление Новой Немецкой слободой, административное и судебное управление над командным составом (полковники и «начальные люди») Белгородского, Севского и Новгородского полков — военно-административных округов. Кабацкие и таможенные сборы и откупа из разных городов Белгородского и Севского полков вместо приказа Большого прихода и приказа Новой четверти должны были собираться в Разрядном приказе.[104] Ограничение компетенции Посольского приказа привело к принятию указа от 18 мая 1670 г., согласно которому в Новгородский приказ переходило управление городами Смоленском, Дорогобужем, Белая-Рословлем, Велижем, Себежем, Красным с уездами, «со службою и со всякими всех городов доходы, и тех же городов всех людей, во всяких делех службою, и судом, и росправою, и поместными и вотчинными делами».[105] Изменение компетенции приказов в данном случае было вызвано личной просьбой патриарха Иоасафа. В своей челобитной патриарх указывал, что если истцы — церковнослужители, судные дела к светским лицам необходимо рассматривать не в Судных Владимирском и Московском приказах, а в Патриаршем приказе. 28 января 1672 г. царь вынес компромиссное решение, ставшее нормой права: иски церковнослужителей к светским лицам подведомственные Поместному приказу. Исключение составляли «лихие дела», совершение тяжких уголовных преступлений.[106] Казус с привилегированной подсудностью истца и ответчика стал основой для нормы об исключительной (для иных категорий населения) подсудности дворян, детей боярских, служилых и жилецких людей, инородцев (татар, черемисов, мордвы, чувашей) понизовых (расположенных в низовьях
[111]
Волги) городов только приказу Казанского дворца.[107] 1 9 декабря 1677 г., в связи с упразднением Монастырского приказа, его функции были переданы приказу Новой четверти.[108] Вместе с тем, перераспределение полномочий различных ведомств зачастую было вызвано не только субъективными причинами (просьбой патриарха и т. п.). Нормы указа 22 мая 1680 г. объективно способствовали концентрации значительных финансовых потоков в одном ведомстве: в приказ Большой Казны из всех четырех четвертных приказов, приказа Большого прихода и других ведомств передавалось право сбора таможенных и кабацких «сборов», за исключением сборов на территории Сибири, оставшихся в ведении Сибирского приказа. В подчинение приказа переходили Московская таможня, Померная и Мытная избы, а также все городовые таможни.[109]
Новые тенденции в законодательной практике, отмеченные выше, не означают, что прекратилось законодательное совершенствование норм процессуального и материального права.[110] Стоит упомянуть такие крупные по своему значению «законы», как Новоуказные статьи о татебных делах от 22 января 1669 г.,[111] Новоуказные статьи о поместьях от 10 марта 1676 г.,[112] Новоуказные статьи о вотчинах от 14 марта 1676 г.,[113] указ о порядке наследования поместных земель от 21 марта 1684 г.,[114] Новоторговый устав 22 апреля 1667 г.[115] Следует отметить те изменения в законотворческом процессе, которые впервые со всей отчетливостью прояви
[112]
лись во второй половине XVII в., в частности, при принятии Новоторгового устава. Никогда до его принятия в 1676 г., насколько известно по существующим документам, «законы» не разрабатывались несколькими лицами не анонимно и вне зависимости от конкретной ситуации. Можно сказать, что впервые «закон» действительно являлся реализацией относительно продуманной и долговременной внешнеторговой политики государства — политики меркантилизма, поощрения отечественной торговли. Как известно, проект «закона» был составлен руководством Посольского приказа во главе с А. Л. Ординым-Нащокиным.[116] Текст принятого устава, как удалось установить Е. В. Чистяковой, находился во многих органах государственной власти: в Посольском, Сибирском и др. приказах.[117] Конечно же, итогом данной тенденции в развитии законотворческого процесса стал указ от 6 июня 1695 г. с требованием «учинить» во всех приказах докладные выписки с проектами («на пример») «законов» по вопросам, относящимся к компетенции того или иного ведомства.[118] Закономерным итогом указанного процесса и работ по кодификации законодательства спустя несколько лет станет образование 18 февраля 1700 г. Палаты для составления Уложения.
Эволюция законодательства, составляющего правовую основу деятельности приказов, со всей закономерностью указывает на наличие иных источников права, регулировавших различные стороны работы органов государственной власти. Действительно, только во второй половине XVII в. принимаются «законы», нормирующие внутренний распорядок работы приказов, порядок «доклада» и т. д. Пробелы законодательства не означают наличия пробельности права. Еще К. А. Неволин отмечал, что в основе «образа действия», т. е. правил, регулирующих действие приказов, лежат правовые обычаи.[119] С мнением юриста был солидарен
[113]
Огородников.[120] К такому же выводу пришли современные исследователи, в частности Марк Шефтель.[121] Вряд ли можно согласиться с мнением А. Н. Медушевского о том, что фиксация в нормах права обычаев обусловлена «неподвижным, традиционным характером всего общества XVII в.».[122] Прав В. И. Карпец, пришедший к выводу о том, что структура государственной власти и управления, сложившаяся к первой половине XVII в., отличалась значительным динамизмом.[123]
По всей видимости, появление первых приказов было вызвано устными распоряжениями монарха, Ивана III. В равной мере это относится и к дальнейшей эволюции приказного строя управления.[124] Существующее законодательство и правовые обыкновения (правовые обычаи) были правовой основой деятельности приказов того периода. Как писал Л. С. Явич, «история <,..> модификации источников права <...> свидетельствует о том, что <...> формы выражения юридических норм зависят от характера <...> социальной формации, являются относительно самостоятельным продуктом общественного прогресса».[125] Нормы, регулирующие внутренний порядок работы ведомств и ведения делопроизводства, в своей основе базировались на распоряжениях должностных лиц (глав приказов), вышестоящих органов (царя и Боярской думы), практических решениях служащих в приказах должностных лиц. Существующие данные о кадровом составе приказов XVI— XVII вв., собранные С. К. Богоявленским, С. Б. Веселовским и
[114]
Е. Князьковым, показывают наличие широко распространенной практики переходов на работу из приказа в приказ должностных лиц всех уровней (дьяков, подьячих и судей).[126] Появление новых приказов привело к закреплению распоряжений глав приказов и вышестоящих органов в качестве правовых обыкновений, регулирующих определенные стороны деятельности приказов.
[1] Веселовский С. Б. Приказной строй управления Московского государства // Русская история в очерках и статьях / Под ред. М. В. Довнар-Запольского. Киев, 1912. Т. 3. С. 196. До С. Б. Веселовского применительно к Судебникам это было отмечено С. Шпилевским (См.: Штам С. И. Русская историография XIX в. об источниках Судебников 1497 и 1550 гг. Источниковедение истории государства и права дореволюционной России. Иркутск, 1983. С. 102—117).
[2] Wieckhardt G. G. Due process and equal justice in the Muscovite Codes 11 Russian Review. Suracuse (N. Y.), 1992. Vol. 51. N 4. P. 478—479.
[3] См.: Мэн Генри Сомнер. Древний закон и обычай. VI.. 1884; Косарев А. И. О поступательном развитии права в эксплуататорских формациях // Правоведение. 1977. №4. С. 84—91.
[4] Wieckhardt G. G. Due process and equal justice... P. 463—480 (Дж. Векхардт пишет о процессуальном праве).
[5] Законодательные акты Русского государства. Тексты. Л., 1986. № 6, 7, 10, 16, 17. Книга была обнаружена и издана А. А. Зиминым в 1956 г. (Памятники русского права. М., 1956. Вып. 5. С. 539).
[6] См.: Мюллер Р. Б. Некоторые замечания об издании законодательных актов 2 пол. XVI в. // Проблемы источниковедения. М., 1961. Вып. 9. С. 336—337.
[7] См.: Ретвих II. П. Термин «губа», определение «губной грамоты», причины возникновения «губного института» и передачи высшей уголовной юрисдикции в руки народа // Вестник археологии и истории. 1892. Вып. 9. С. 176—197; Носов II. Е. 1) Губная реформа и центральное правительство конца 30-х—начала 40-х гг. XVI в. // ИЗ. М., 1956. Т. 56. С. 206—234; 2) Очерки по истории местного управления русского государства первой половины XVI в. М.; Л., 1957; 3) Губные старосты как агенты правительства Ивана Грозного по земельным делам // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963. С. 191 — 198; 4) Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969.
[8] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 17. С. 43.
[9] Там же. № 80, 88,99, 138, 140, 169, 181, 182, 188, 192, 203, 226, 243, 246,265, 276, 280, 289, 312, 323, 328, 329.
[10] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 80. С. 85.
[11] Seregny S. J. The Nedel'shchik: Law and Order in Muscovite Russia // Canadian American Slavic Studies. 1975. Vol. 9. N 2. P. 168—178.
[12] Носов Н.Е. Уставная книга Разбойного приказа 1555—1556 гг. // ВИД. Л., 1983. Вып. 14. С. 23—49.
[13] Там же. №138, 140, 168, 181, 182, 203,246,312, 323, 328, 329.
[14] Там же. № 138. С. 121—122.
[15] Там же. № 168. С. 139—140.
[16] Там же. № 188. С. 149—151.
[17] Там же. № 226. С. 166, 167 (примеч.).
[18] Там же. № 276. С. 191.
[19] Там же. № 265. С. 187.
[21] Сербина К. II. Указные книги Земского приказа второй половины XVI и первой половины XVII в. // Исследования по отечественному источниковедению. М.; Л., 1964. С. 337—343.
[22] Боярский приговор о правеже денег по заемным кабалам от 8 февраля 1588 г. (Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 45. С. 63).
[23] Зерцалов А. II. Объезжие головы и полицейские дела в Москве в XVII столетии // 40 ИД Р. 1894. Кн. 3. Отд. 1. С. 1 —60; Богоявленский С. К. Управление Москвой в XVI—XVII вв. // Москва в ее прошлом и настоящем. VI.. 1910. Вып. 3. С. 56—80.
[24] Павлов А. П. О начальном этапе становления воеводского управления в России // Спорные вопросы отечественной истории XI—XVIII вв.: Тезисы докладов и сообщений Первых чтений, посвященных памяти А. А. Зимина. М., 1990. С. 208— 211.
[25] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 169, 188, 226, 280.
[26] Там же. № 155, 164, 183, 212, 227, 269, 281, 296.
[27] Там же. № 269. С. 189.
[28] Там же. №281. С. 193.
[30] Там же. № 128. С. 117—118.
[31] Там же. № 113. С. 109.
[32] Там же. № 142. С. 123—124.
[33] Там же. № 284, 200, 330.
[34] Там же. № 284. С. 194 («закон» от 17 февраля 1641 г.).
[35] Там же. № 300. С. 206 («закон», принятый не позднее 2 января 1645 г.).
[36] Там же. № 148 («закон» от 8 марта 1626 г.), 189 («закон» от 1628/29 г.), 315
(«закон» от 25 июля 1642 г.).
[37] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 118. С. 113.
[38] Там же. № 168. С. 139.
[39] Там же. № 150. С. 127.
[40] Там же. № 103, 158. С. 104, 132.
[41] Там же. № 123. С. 152.
[42] Панеях В. М. 1) Об одном несохранившемся указе XVI в. // Исследования по отечественному источниковедению. VI.: Л., 1964. С. 390—396; 2) К вопросу об указе 1601 г. // Проблемы источниковедения. М., 1961. Вып. 9. С. 262—269; 3) Утраченные указы первой половины XVI в. о величине долга по служилым кабалам // ВИД. Л., 1983. Вып. 15. С. 112—128; 4) Холопство в русском праве XVI—первой половины XVII вв. // Общество, государство, право России и других стран Европы. Норма и действительность. М., 1983. С. 28—31.
[43] См.: Кушева Е. Н. К истории холопства в конце XVI—начале XVII в. // ИЗ. Т. 15. М., 1945. С. 70—96; Панеях В. М. 1) О социальном составе кабальных холопов в конце XVI в. // Крестьянство и классовая борьба в феодальной России. Л., 1967. С. 172—175; 2) Кабальное холопство на Руси в XVI в. Л., 1967; 3) Добровольное холопство в законодательстве XVI—XVII вв. (1550—1649) // Исследования по социально-политической истории России. Л., 1971. С. 198—216; 4) Холопство в XVI—начале XVII в. Л., 1975; 5) Источники формирования кабального холопства в первой половине XVII в. // Русское централизованное государство. Образование и эволюция. XV—XVIII вв. М., 1980. С. 81—84; 6) Холопство в первой половине XVII в. Л., 1984; Маньков А. Г. К вопросу о добровольном холопстве XVI— XVII вв. // Исследования по истории и историографии феодализма. VI.. 1982. С. 242—247.
[44] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 103. С. 104.
[45] Там же. № 47. С. 64—66.
[46] Там же. № 52. С. 70—71.
[47] См.: Панеях В. М. 1) Из истории кабального холопства в XVI в. // Вопросы экономики и классовых отношений в Русском государстве XII—XVII вв. VI.: Л., 1960. С. 101—128; 2) Уложение 1597 г. о холопстве// ИЗ. VI.. 1965. Т. 77. С. 154— 189; 3) Из истории политики царизма в холопьем вопросе в конце XVI в. // Внутренняя политика царизма (середина XVI—начало XX вв.). Л., 1967. С. 100—109.
[48] О политическом значении принятия законов о холопах см.: Смирнов И. И. 1) Предвестники восстания Болотникова // ИЗ. Т. 20. VI.. 1946. С. 66—95; 2) Законы Василия Шуйского о крестьянах и холопах и восстание Болотникова // ВИ. 1947. № 5. С. 109—112; 3) Социальная природа восстания Болотникова // ВИ. 1948. № 1. С. 23—34; 4) Восстание Болотникова 1606—1607 гг. 1 -е изд. Л., 1949.; Корецкий В. И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. VI.. 1970; Скрыиииков Р. Г. 1) «Земская» политика Бориса Годунова и борьба с голодом в начале XVII в. // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 9. Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1985. С. 164—184; 2) Россия в начале XVII века. «Смута». М., 1988.
[49] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 54. С. 73.
[50] Там же. № 56. С. 74—75. См. также: Панеях В. М. Добровольное холопство в первой половине XVII в. // ИЗ. М., 1982. Т. 108. С. 155—188.
[51] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 58. С. 76—77; № 63. С. 79.
[52] Там же. № 54. С. 73; № 59. С. 77.
[53] Там же. № 59. С. 77. См. также: Панеях В. М. Записные книги старых крепостей конца XVI в. // Проблемы источниковедения. VI.. 1963. Вып. 11. С. 346—363.
[54] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 17—19, 23—25, 31, 200, 216, 228, 252, 258, 279.
[55] Панеях В. М. Из истории кабального холопства в XVI в. С. 109.
[56] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 130.
[57] Там же. № 152, 154, 170, 171, 179, 184, 187.
[58] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 104. С. 104.
[59] Там же. № 105. С. 105.
[60] Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября.
[61] Соборное воскресенье — первое Воскресенье Великого Поста (иначе — Торжество Православия).
[62] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 107. С. 105—107.
[63] Назаров В. Д. Указная книга Московского Судного приказа // АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 462—484.
[64] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 99, 140, 169, 188, 226.
[65] Там же. № 118, 142, 148, 168, 189, 226, 284, 287.
[66] Там же. № 223, 228, 229, 232, 238, 257, 259, 260, 272, 285, 308.
[69] Там же. № 199. С. 256.
[70] Сторожев В. II. Указная книга Поместного приказа// Описание документов и бумаг МАМЮ. М., 1889. Кн. 6. Отд. 3. С. 3—212.
[71] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 44. С. 63.
[72] См.: Алексеев Ю. Г., Носов II. Е. Развитие поместной системы в XVI в. // Дворянство и крепостной строй России XVI—XVIII вв. М., 1975. С. 57—69.
[73] Законодательные акты Русского государства. Тексты. № 83, 84, 85, 86, 93, 94, 120, 121, 122 и др.
[74] Там же. № 151. С. 127—128. В издании «Памятники русского права» (М., 1959. Вып. 5.) ошибочная дата — 1626 г.
[75] Там же. № 161. С. 133—136.
[76] Там же. № 234. С. 171—174.
[77] Там же. № 94. С. 100—101.
[78] Колычева Е. И. Утраченные указы 1619 и начала 1620-х гг. о сыске государственного податного населения // Реформы в России XVI—XIX вв. VI.. 1992. С. 30—46.
[79] Бовина В. Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // ВИ. 1991. № 7/8. С. 65.
[80] Маньков А. Г. Уложение 1649 г. — кодекс феодального права России. Л., 1980.
[81] Применение норм закона Монастырским приказом вызывало определенные сложности (См.: Румянцева В. С. Патриарх Никон и Соборное Уложение 1649 г. // Реформы в России XVI—XIX вв. М., 1992. С. 89—100), с чем связано принятие 23 и 25 февраля 1657 г., 28 января 1671 г. дополнительных нормативных актов (ПСЗ РИ. Т. 1. № 200, 201. С. 417—418; №505. С. 869).
[82] Горчаков М. И. Монастырский приказ (1649—1725). Опыт историко-юридического исследования. СПб., 1868. С. 11—66.
[84] Законодательные акты Русского государства. № 117. С. 111—112.
[85] Зерцалов А. Н. Из актов Московского архива Министерства юстиции // ЧОИДР. 1900. Кн. 2. Отд. 1. С. 1—62; Гурлянд И. Я. Приказ Сыскных дел // Сборник статей по истории права, посвящ. М. Ф. Владимирскому-Буданову. Киев, 1904. С. 87—109; Веселовский С. Б. К вопросу о пересмотре и подтверждении жалованных грамот в 1620—1622 гг. в Сыскных приказах // ЧОИДР. 1907. Кн. 3. Отд. 4. С. 17—47.
[86] Белокуров С. А. О Записном приказе («записывати степени и грани царственные») // ЧОИДР. 1900. Кн. 3. Отд. 2. С. 53—84.
[87] Веселовский С. Б. Семь сборов запросных и пятинных денег в первые годы царствования Михаила Федоровича // ЧОИДР. 1909. Кн. 1. Отд. 2. С. 1—234; Черепнин Л. В. Земские соборы и утверждение абсолютизма в России // Абсолютизм в России (XVII—XVIII вв.). М., 1964. С. 132—133.
[88] ПСЗ РИ. Т. 1.№116. С. 321.
[89] Там же. № 466. С. 833.
[90] ПСЗ РИ. Т. 2. № 824.
[91] Там же. Т. 1. № 237. С. 467.
[92] Там же. № 477. С. 841.
[93] Там же. Т. 2. № 777.
[94] Копанев А. И., Маньков А. Г. Историко-правовой обзор [законодательства о центральном и местном управлении] // ПРП. М., 1963. Вып. 7. С. 382.
[95] ПСЗ РИ. Т. 1. № 460. С. 828.
[96] Там же. №461. С. 828.
[97] Там же. Т. 3. № 1491.
[98] Там же. Т. 1. № 462. С. 828.
[99] Там же. № 454. С. 825—827.
[100] Там же. № 406. С. 674.
[101] Там же. № 474. С. 840.
[102] Там же. № 572, 576. С. 967—968, 979.
[103] Там же. № 508. С.875.
[104] ПСЗ РИ. Т. 1. № 370, 386. С. 608-609, 637.
[105] Там же. №471. С. 839.
[106] Там же. № 505. С. 869, 870.
[108] Там же. Т. 2. № 711.
[109] Там же. Т. 2. № 824.
[110] Маньков А. Г. 1) Статистика и динамика законодательных актов России второй половины XVII в. (О некоторых особенностях становления абсолютизма) // ВИД. Л., 1989. Вып. 20. С. 175—187; 2) Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998; Батиев Л. В. Судопроизводство в России в конце начале XVIII вв.: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1992.
[111] ПСЗ РИ. Т. 1. №441. С. 774—800.
[112] 1676 г., марта 10. Новоуказные статьи о поместьях // Российское законодательство X—XX вв. М., 1986. Т. 4. С. 233—244.
[113] 1676 г., марта 14. Новоуказные статьи о вотчинах // Там же. С. 261—267.
[114] 1684 г., марта 21. Указ о порядке наследования поместных земель // Там же. С. 275.
[115] ПСЗ РИ. Т. 1. №408. С. 677—691.
[116] Базилевич К. В. Новоторговый устав (К вопросу об его источниках) // Известия АН СССР. Серия 7. 1932. № 7. С. 589—622; Андреев А. И. Новоторговый устав 1667 г. (к истории его составления) // ИЗ. Т. 13. М., 1942. С. 303—307.
[117] Чистякова Е. В. Новоторговый устав 1667 г. // АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 106.
[118] ПСЗ РИ. Т. 3. №1513.
[119] Неволин К. А. Образование управления в России от Иоанна III до Петра Великого //ЖМНП. 1844. Ч. 41. Кн. 1. С. 30.
[120] Огородников В. Из истории вопроса о центральных учреждениях в России при Петре Великом (Приказы, канцелярии, коллегии). Казань, 1917. С. 9.
[121] Szeftel М. La monarchie absolue dans l’Etat Moscovite et l’Empire Russe, XV sie- cle — 1905. Pt. 1 // Szeftel M. Russian Institutions and Culture up to Peter the Great. L., 1975. P. 740.
[122] Медушевский А. Н. Кодификация права в России и странах Западной Европы XVIII — начала XIX в. // Сословно-представительные учреждения России (XVIII— начало XX в.) М., 1993. С. 12.
[123] Карпец В. И. Верховная власть в России XVI—XVII вв. // Советское государство и право. 1985. № 9. С. 113.
[124] Андреевский И. Е. Русское государственное право. СПб.; М., 1866. Т. 1. С. 261; Сергеевич В. И. Русские юридические древности. СПб., 1890. Т. 1. С. 373.
[125] Явич Л. С. Общая теория права. С. 116.
[126] Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М.; Л., 1946; Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV—XVII вв. М., 1975; Князьков С. Е. Судные приказы в конце XVI—первой половине XVII в.//ИЗ. М., 1987. Т. 115. С. 268—285.