ВВЕДЕНИЕ:
…Возможно, те из вас, кто присутствовал на моем докладе на прошлых Торчиновских Чтениях, помнят (в общих чертах) о чем шла речь. Дело в том, что за время первого годичного пребывания на Тайване, мне посчастливилось напасть на очень интересную и (насколько мне видится), малоисследованную тему.
…Как-то (летом 2006 г.) появилась идея объехать остров по побережью на велосипеде. В принципе идея не такая уж новая в кругах тайваньских спортсменов, но…была одна «изюминка» - все путешествие (насколько это возможно), было запланировано автономным. В частности не предполагалось бронирование каких- бы то ни было гостиниц/ постоялых дворов и т.п. Суть – «разбираться с проблемами по мере их возникновения в пути, ночлег и пропитание каждый день искать на месте, опять же по обстановке»…Опуская детали, скажу, что за все 10 суток путешествия, ночевать каждый день приходилось в самых разных местах. В основном это были небольшие храмы, монастыри (те места, где есть крыша над головой за «бесплатно»). В одну из таких ночей на восточном побережье, мне пришлось заночевать в маленьком придорожном храме – почти кумирне. Как, оказалось, через некоторое время по возвращении, храм был посвящен неприкаянному духу – демону.…Насколько стало понятно впоследствии, тайваньцы относятся к таким местам со страхом и осторожностью, и не будь я иностранцем, вполне мог бы быть принят за сумасшедшего, отважившегося (пусть и по незнанию) заночевать в маленьком 3хстенном храме у дороги. По правде говоря, и так реакция тех немногих кому я рассказывал об этом была весьма однозначной. Так началась история наших «отношений» с тайваньскими демонами, длящиеся по сию пору…
…Настоящий доклад является продолжением исследования такой формы религиозности современного Тайваня как «культ демонов» и посвященных ему храмов. Итак, летом 2007 г. (июль - август) мне вновь посчастливилось побывать там и (на этот раз более предметно и углубленно) продолжить полевые исследования по данной теме. Что же такое «культ демонов» Тайваня, насколько он значим, какое занимает место в жизни тайваньского народа, и как вписывается в систему его верований??
Во время пребывания «в поле» были поставлены следующие задачи (что частично помогло ответить на эти вопросы):
- выявление и описание конкретных объектов исследования (храмы, кумирни),
- выборочное обследование особо популярных объектов,
- проведение выборочного тематического анкетирования жителей г. Тайнань,
- систематизация и первичный анализ материалов исследований.
Итак, полевые исследования проводились в летний сезон 2007 г. на территории прибрежной зоны о-ва Тайвань. Особое внимание было уделено г. Тайнань и его пригородам (проведение анкетирования, описание храмов).
Полевая работа этого сезона велась в двух направлениях:
I – «Обще-тайваньское направление» (предпринято мото- путешествие по тайваньскому побережью, которое помогло зафиксировать достаточно большое кол-во объектов, провести фотосъемку, описать и на основании собранного материала составить примерный список таких храмов (обозначив некоторые закономерности) на протяжении всего тайваньского побережья).
II – «Тайнаньское направление» (выборочное анкетирование – социологический опрос населения, фото особо популярных объектов и их краткое описание, а т.ж. составление примерного списка «иньных» храмов г. Тайнань по районам).
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
-
«Обще-тайваньское направление полевой работы»
В конце июля 2007 г. ( ) мной было предпринято мото - путешествие (по всему побережью Тайваня) протяженностью ок. 1800 км и продлившееся 5 дней, с целью обнаружения и обследования объектов изучения – храмов и кумирен, посвященных демонам, в результате, которого было обнаружено 76 храмов, 97% которых однозначно могут быть отнесены к категории 有應公 («Господин, исполняющий просьбы»), которым и был посвящен предыдущий доклад.
Храмы и кумирни有應公, обнаруженные во время путешествия по тайваньскому побережью (июль 2007 г.):
Всего – 76
Из них:
Не зафиксировано – 42
(Из них на участках пути)
Тайнань - Кеньдин и Кеньдин - Цзилун - 27,
Тайчжун - Тайнань - 15.
Зафиксировано (имеются фото, описания) – 34
(Из них на участках пути)
Тайнань - Кеньдин – 4,
Кеньдин - Цзилун – 21,
Цзилун - Тайбей – 5,
Тайчжун - Тайнань – 4.
Здесь стоит сделать небольшое отступление и сказать, что одной из больших удач летнего сезона 2007 г. было знакомство с рядом известных тайваньских исследователей г. Тайнань (г-да Сюй Янь Пин, Чэн Чжи Юань (Чжуншаньский Университет, Университет Чэнгун)) и Тайбей (Линь Мэй Жун, Чжен Чжи Мин (Академия Синика и Университет Фужэнь)), которые оказали мне немалую поддержку и помощь. Все они так или иначе занимаются исследованиями простонародной религиозности на Тайване в самых различных формах ее проявления (исследования локальных культов, в т.ч. и «культа демонов»). Особенно хотелось бы отметить г-на Сюй Янь Пина, защитившего в 2007 г. докторскую диссертацию посвященную демоническим храмам Тайваня («Исследование народного верования «Господин, исполняющий просьбы» на территории р-на Бэймэнь уезда Тайнань»). Следует учесть, что за последние 35 лет на Тайване серьезно занимались этой темой лишь 7 человек (не считая редких статей, обзоров и книг, где как-то упоминалось об этом, которых г-н Сюй насчитывает (за период 1901 – 2001 гг.) в своей работе 39…[1]).
…Следует напомнить о самом понятии «Господин, исполняющий просьбы» (有應公) и о способах его трактовки. Несмотря на отсутствие однозначного мнения на эту тему в тайваньской научной среде, все-таки хотелось бы указать на некоторые неточности имевшие место в моем предыдущем докладе. А именно – проведение условной классификации подобного рода храмов.
Во время полевой работы летнего сезона благодаря опросам, анкетированию, многочисленным поездкам, сбору конкретного материала и главным образом – знакомству с вышеназванными исследователями, удалось более-менее прояснить ситуацию с проведением условной классификации подобного рода храмов.
Итак:
- По результатам проведенной работы было установлено, что практически все обследованные объекты (храмы, кумирни) по всей территории побережья Тайваня обладают общей для них чертой – они посвящены духам, к которым (за редким исключением) можно обращаться любому человеку с любыми просьбами. Это означает, что все они, так или иначе, относятся к категории храмов «Исполняющий просьбы дух» (有應神). Следовательно, «Господин, исполняющий просьбы» (有應公) – не есть какая-либо одна разновидность демонических храмов (хотя некоторые и тяготеют к подобной т. зр.[2]), а является обобщающим названием и характеристикой для всех видов подобного рода мест отправления культа!
- По последним данным (принимая к сведению варианты классификации, предложенные другими исследователями данного вопроса в 1999 и 2005 гг.),[3] на основании собственных полевых исследований в данной области, а т.ж. с помощью вышеназванного тайваньского исследователя данного вопроса г-на Сюй, к настоящему времени мне видится, что можно принять следующую примерную классификацию «демонических храмов»:
Классификация храмов, посвященных демонам
(«Господин, исполняющий просьбы» (有應公)):
Типы
|
1) По «способу смерти»
|
2) По статусу (при жизни)
|
3) По «специализа
ции» («сфера занятости» после смерти)
|
4) По местонахожде
нию
останков
|
5) Не имею
щие остан
ков
|
6) Не оста
вивший наслед
ников
|
Классы
|
Утоплен
ники (水流公)
|
Лица женского пола (女娘有應公)
|
«Дарующий богатство» (發才有應公)
|
В заброшенной могиле (野墓有應公)
|
«Туман
ный дух» (縹緲有應公)
|
Дух «павше
го дома» (倒房有應公) [4]
|
Погиб
шие в бою (戰亡有應公), убитые, казнен
ные (犯罪之有應公)
|
Дети (囡仔/囝仔有應公)
|
«Домашний дух» (家神有應公)
|
В поле/ незахороненные безымянные останки (田頭有應公)
|
|
|
Попав
шие в аварию (車禍有應公), жертвы несчаст. случаев
|
Иноземцы (外國人有應公)
|
М.б. «Господин Большой Толпы» (大眾爺) ??
|
|
|
|
Пожертвовавшие собой при исполне
нии долга (殉職有應公)
|
Домашний скот (牲畜有應公)[5]
|
|
|
|
|
Самоубийцы (自殺有應公)
|
|
|
|
|
|
(В данную таблицу не вошли некоторые классы храмов демонов, такие как – посвященные погибшим в больницах, безымянным духам гор и лесов, а т.ж., т.н. «Храмы достойного народа» и «Господин Великой толпы», которые:
а) не были замечены во время путешествия по тайваньскому побережью,
б) пока еще являются проблемным пунктом данной темы (предстоит уточнить / выяснить точное их назначение, собрать материал и проанализировать).[6]
Таким образом, представив классификацию подобных храмов (в общем виде), можно заметить, что схема оказывается весьма «гуляющей» - так, например, один и тот же храм одного класса может принадлежать к нескольким типам одновременно (но едва ли возможна обратная ситуация!).
Особенно, хочется отметить два, на мой взгляд, самых важных типа (по таблице) – это «По способу смерти» и «По специализации после смерти» как основные определяющие принадлежности определенных слоев населения к «культу демонов» (так, например, карточный игрок навряд ли пойдет к «Духу павшего дома», или «Демону – иностранцу», - скорее к «Демону, дарующему богатство», а контрабандист или рыбак не станут подносить жертвы демону «Домашнего скота» или демону ребенка погибшего в пожаре (если нет каких-либо особых обстоятельств), а поднесут их Демону – утопленнику, и т.д.) …
Т.о., опираясь на вышеприведенную классификацию, мной был проведен первичный анализ/ типологизация храмов, обнаруженных (и описанных) во время летнего путешествия по тайваньскому побережью.
Результаты:
(Общее кол-во храмов различных типов)
-Тип 1 – 10/ 11
-Тип 2 – 1/ 2
-Тип 3 – 3
-Тип 4 – 6
-Тип 5 – 9/ 10
-Тип 6 – 0
Теперь можно свести данные в одну таблицу и сделать некоторые предварительные выводы.
Классы храмов
|
Тайнань – Кеньдин (臺南-墾丁)
|
Кеньдин – Цзилун (墾丁-基隆)
|
Цзилун – Тайбей (基隆-臺北)
|
Тайчжун – Тайнань (臺中-臺南)
|
Всего
|
水流公
|
0
|
1
|
3
|
0
|
4
|
戰亡有應公
|
0
|
2
|
0
|
0
|
2
|
車禍有應公
|
0
|
2
|
0
|
0
|
2
|
殉職有應公
|
1
|
2
|
0
|
0
|
3
|
自殺有應公
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
女娘有應公
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
仔有應公
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
外人有應公
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
牲畜有應公
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
發財有應公
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
家神有應公
|
2
|
1
|
0
|
0
|
3
|
大眾爺
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
野墓有應公
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
田頭有應公
|
0
|
2
|
1
|
3
|
6
|
縹緲有應公
|
0
|
9
|
1
|
1
|
11
|
倒房有應公
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Итого
|
4
|
21
|
5
|
4
|
34
|
Сводная классификационная таблица «храмов демонов» по всему тайваньскому побережью:
Классы храмов
|
Количество
|
Процентное соотношение
|
«Рейтинг»
|
水流公
|
4
|
11,7%
|
3
|
戰亡有應公
|
2
|
5,8%
|
5
|
車禍有應公
|
2
|
5,8%
|
5
|
殉職有應公
|
3
|
8,8%
|
4
|
自殺有應公
|
|
|
|
女娘有應公
|
|
|
|
囡仔 / 囝仔有應公
|
|
|
|
外人有應公
|
1
|
2,9%
|
6
|
牲畜有應公
|
|
|
|
發財有應公
|
1
|
2,9%
|
6
|
家神有應公
|
3
|
8,8%
|
4
|
大眾爺
|
1
|
2,9%
|
6
|
野墓有應公
|
|
|
|
田頭有應公
|
6
|
18,1%
|
2
|
縹緲有應公
|
11
|
32,3%
|
1
|
倒房有應公
|
|
|
|
ИТОГО
|
34
|
100%
|
|
(
Подведем предварительные итоги первого направления полевой работы 2007 г.:
- во время путешествия по побережью о. Тайвань, было зафиксировано 76 объектов (храмы, кумирни), часть из которых удалось обследовать, описать, провести необходимые замеры, а т.ж., фотосъемку;
- на основании имеющегося материала и проведенных ранее исследований, удалось провести классификацию подобного рода храмов;
- на основании полученного материала (цифр), можно сделать некоторые предварительные выводы:
а) районами наибольшего скопления «храмов демонов» прибрежной зоны, определенно можно считать южную и северную оконечности острова, восточное побережье, и в меньшей степени – западное (Тайчжун - Тайнань), участки же Тайбей – Тайчжун и Тайнань – Гаосюн условно можно считать «мертвой зоной» (по причине наибольшей степени индустриализации, львиная доля застройки и промзон приходится именно на эти территории).
б) имеющиеся храмы в различных р-нах имеют свою специфику. На 1м участке маршрута преобладают храмы «семейных демонов» и храмы большой толпы; на 2м – храмы «туманных/ неясных» демонов, а т.ж. убитых, казненных и погибших при исполнении долга/ рабочих обязанностей людей;
на 3м – храмы утопленников, на 4м – храмы, возведенные в честь безымянных останков, найденных в поле.
Такая ситуация не случайна, а обусловлена рядом вполне конкретных формообразующих факторов, а именно:
-географический (утопленники на Севере и Востоке (места проживания рыболовов, моряков), погибшие в авариях и при исп. Рабочих обязанностей (специфич. Опасный рельеф восточного поб., горная дорога и пр.), безымян. полевые останки на западе (равнины, рисовые поля – останки крестьян –переселенцев из Китая)).
-исторический (Восточное Побережье – традиционные места казней во времена японской оккупации, а т.ж. многочисленные стычки с аборигенами в р-не современного Иланя). Т.о., видно, что наибольшее кол-во храмов демонов приходится на восточное побережье и северную оконечность о-ва.
-
«Тайнаньское направление полевой работы»
Данное направление полевой работы летнего сезона ставило перед собой следующие задачи:
- выборочное анкетирование населения,
- фото особо популярных объектов и их краткое описание,
- составление примерного списка «иньных» храмов г. Тайнань по районам.
Результаты:
Всего опрошено – 103
(из них: - жители г. Тайнань – 61)
-
По половому признаку:
мужчин – 54
женщин – 49
-
По профессиональной принадлежности:
- «рабочие» – 14
- «интеллигенция» – 35
- работающие в сфере обслуживания – 35
- бизнесмены – 5
- водители такси – 8
- полицейские – 4
-
Возраст:
- до 20 лет – 15
- 20-30 лет – 51
- 30-50 лет – 33
- 50 и более лет – 4
-
Вероисповедание:
- буддизм – 37
- даосизм – 14
- христианство – 9
- неопределенные взгляды/ их отсутствие – 26
- Игуаньдао – 5
- «народные верования» – 12
-
Знакомы с понятием «храм демона» (有應公) – 93
-
Осведомлены о существовании различных
классов такого рода храмов - 82
-
Наличие «храмов демонов» на территории проживания
подтвердили – 89
-
Факт посещения признали:
- часто – 4
- иногда – 26
- редко – 38
- никогда – 35
-
Ситуация по опросу следующая – всего опрошено 103 человека (из них 61 жители Тайнаня), соотношение мужчин и женщин почти ½ , возраст в основном 20-50 лет (младше и старше –оч. плохо идут на контакт), большинство из к-х относится к «интеллигенции»/ работает в сфере обслуживания, чуть меньше рабочих, однако самое ценное – водители- дальнобойщики, таксисты и полицейские почти остались за кадром (оч. мало). Вопрос вероисповедания весьма неоднозначен –большинство являются буддистами/ даосами/ затрудняются ответить/ исповедуют т.н. «народные верования», остальных меньшинство. Большинство знакомо с понятием «дем. Храма», осведомлено о сущ. Различных классов оных, и отмечают наличие таковых на территории своего проживания. Факт посещения признали:
- часто – 4
- иногда – 26
- редко – 38
- никогда – 35
Интересно было отметить, что большинство реципиентов (возраст 20 – 50 лет), отмечая «демоническую»/ «нечистую» природу существ, которым посвящены подобные храмы и кумирни, заявляли, что для них有應公 не является чем -то особенным. Принципиальной разницы между светлыми «янными» и темными «иньными» храмами они не делают. Т.о., в большинстве случаев не было заметно сильно отрицательного отношения к данному элементу культуры (при том, что появляться в этих местах просто так – особенно в темное время суток люди все-же оч. боятся). Однако – познания о подобного рода местах, как правило, весьма ограничены внешней стороной вопроса (констатация факта «иньности», советы типа «не стоит ходить туда без крайней надобности», т.ж. многие просто с трудом себе представляют причину подобного отношения к такого рода местам).
Результаты анкетирования:
Полученные данные отражают ситуацию лишь со стороны, видимой людям молодого и среднего возрастов соответствующих соц. групп (что интересно, скорее для составления статистики чем для разрешения проблемы в целом).
Метод анкетирования показал себя не вполне оправданным в данном случае (в частности, по отношению к некоторым наиболее интересным социальным группам (рыбаки, водители-дальнобойщики, полицейские), а т.ж., людям старше 55-60 лет. Мне представляется эффективным в дальнейшем при общении с указанными категориями людей, использовать методы фокус-интервью с записью на диктофон.
Следующей задачей «Тайнаньского» направления работы было составить «Список «Инь мяо» г. Тайнань по районам», для чего с конца июня по середину августа планомерно был совершен «объезд» всех 6 административных р-нов г. Тайнань (территория «поля» (S=160 км²) была разделена на 40 квадратов со стороной =2 км. Далее - на основе найденного в библиотеке, Интернете, собранного во время бесед с местными жителями, картографического и др. материалов, по квадратам велся поиск храмов «有應公». Поиски проводились практически ежедневно и занимали 2-6 часов в день. Т.о., затраченное время составило – 40 дней (ок. 130 часов). )J(
Велся полевой дневник, с присвоением номеров каждой найденной позиции, а т.ж., по возможности, полным описанием храмов и кумирен, замерами и фотосъемкой (Всего за лето по острову было обнаружено 119 храмов и кумирен посвященных демоническим существам). Там, где представлялось возможным, проводились беседы с местными жителями).
Обобщенные результаты проделанной работы данного направления сведены в таблицу. Более подробный разговор о них выходит за рамки настоящего отчета, и является темой отдельного доклада.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:
Что же такое «культ демонов» Тайваня, насколько он значим, какое занимает место в жизни тайваньского народа, и как вписывается в систему его верований?? Предпосылки для ответов на эти вопросы указаны в данном докладе – это конкретные данные, на основе которых впоследствии (при условии сбора дополнительного материала) можно строить определенную статистику, выводы и пр.
…Данная ситуация видимо, является интересным отражением социальной картины тайваньского общества. Демоны – непосредственная метафора для обозначения определенных маргинальных элементов общества (кримин. Эл-т, нищие, и т.п.). Так один амер. Антрополог Роберт Веллер предложил 2 вида маргиналий общества (и соответственно - демонов): Политические – Опасные (воры, бандиты, проститутки, игроки и пр.) и Клановые/ Семейные – Несчастные (не имеющие потомков, незамужние, нищие, одинокие и пр.). Первые находятся в оппозиции к полит. Структуре, вторые – к конфуцианскому институту семьи (и т.о., косвенно – к государству).
Тот же Веллер отмечает «индивидуальность»/ отсутствие принадлежности к какой-л. Организованности (local communities) = асоциальность демонов и их прототипов – политически опасных маргиналов (криминал.), указывая на обособленность и раздельность существования таких храмов. Но Веллер занимался исследованиями одного маленького пригорода Тайбея, и ничего не говорил о существовании различных типов храмов!!! Поэтому, мне видится, что это не совсем так – более- менее организованные группы все-таки существуют –это отражено в существовании различного типа храмов, с присущими им характеристиками (возм. Коннотации: контрабандисты, рыболовы, пираты - , грабители, игроки, проститутки - и т.д.). Т.о. (как гипотеза) –мне представляется возможным говорить об Инь мяо как о индикаторе наличия и состояния (!) тех/иных маргинальных если не «тайных» обществ/образований, то –групп.
М.А. Гроза, Университет Тайбей (Тайвань)
Опубл.: Торчиновские чтения 2008г. / СПбГУ. СПб., 2009.
[1] См. Сюй Янь Пин «Исследование народного верования «Господин, исполняющий просьбы» на территории р-на Бэймэнь уезда Тайнань» (текст диссертации на соискание ученой степени доктора наук). Университет Чжуншань. Гаосюн. 2007. С. 4-9.
[2] См.: Сборник «Торчиновские чтения» (Сборник докладов). МОЯ СТАТЬЯ. 2007.
[3] См.: Сюй Янь Пин «Исследование народного верования «Господин, исполняющий просьбы» на территории р-на Бэймэнь уезда Тайнань» (текст диссертации на соискание ученой степени доктора наук). Университет Чжуншань. Гаосюн. 2007. С.97-99.
[4] Данный пункт классификации был предложен в 2005 г. г-ном Кан Цзя Чэном в его диссертации на соискание докторской степени («Исследование культа неупокоенных духов в районе Фэнюань», Государственный Университет г. Тайнань, Отдел Культуры Тайваня. 2005. С. 73-74), и является весьма любопытным. Храмов, попадающих в данную категорию мне не встречалось.
[5] Данный пункт классификации был предложен в 2007 г. г-ном Сюй Янь Пином (См. «Исследование…», с. 99), также является весьма интересным. Храмов данного типа мною отмечено не было.
[6] Из бесед с местными жителями – возможно, эти храмы не являются в настоящем смысле демоническими. Прим. авт.