[8]
Подгорная
Количество пар неограничено. Пары стоят по кругу, повернувшись лицом пр. ч.с.Движения танца исполняются всеми парами одновременно. Темп сдержанный, танец плясали под гармонь. И при простом, и при тройном шаге можно немного "пришаркивать" каблучком. Во время танца поют частушки.
Движения танца описаны для одной нары.
И.П. —Девка стоит по пр. р. от своего парня. Парень и девка держатся за руки ( рис. 2).
Пары идут по кругу пр. ч.с. следующим образом:
1 такт. На перв., долю — шаг вперед пр. ногой,
2 такт. На перв. долю — шаг вперед лев. ногой,
3 такт. На перв. долю — шаг вперед пр. ногой,
на третью долю — шаг вперед лев. ногой,
4 такт. На перв. долю — шаг вперед пр. ногой (лев. нога в воздухе).
Так. обр. получается 2 медл. и 3 быстр. шага вперед.
4-8 такты - пляшутся так же, как 1-4 такты, но назад и с лев. ноги.
Парень и девка поворачиваются лицом друг к другу, разомкнув руки.
9 такт. На перв. долю — и парень, и девка топают пр. ногой перед собой,
10 такт. На перв. долю — по. ногу ставят рядом с лев. (можно притопнуть, как в ритме:
),
11 такт. На перв. долю — топают лев. ногой перед собой,
12 такт. На перв. долю — ставят лев. ногу рядом с пр. (также можно притопнуть ).
13 - 16 такты — парень и девка обходят друг друга спинами, затем становятся в И.П. Девка, пока обходит, может повернуться 1 -2 раза вокруг св. оси по ч.с. Танец начинается сначала.
Запись сделана 04.08.2000г.
в пос. Тоншаево
Нижегородской обл.
от фольк. ансамбля РДК.
Записали: Харлов А.В., Грановская П.Г.Ершов Л.В.,
Лабудь И.В., Гусева Е.В.,
Ершова А.В., Петухин С.В.
[9]
Веселая
Количество пар неограничено. Все движения исполняются всеми парами одновременно. Танец пляшется быстро, задорно. Пары стоят по кругу, повернувшись лицом пр. ч.с. ( рис. 2 ). Движения танца описаны для одной пары. Темп танца быстрый, танец плясали под гармонь. И.П. — девка стоит рядом со своим парнем, держась за руки (так же, как в "Подгорной").
1-4 такты.Все идут по кругу пр. ч.с. следующим образом:
и парень и девка делают 2 тройных шага вперед и 4 простых шага.
После чего поворачиваются в другую сторону, т.е. по ч.с», перехватив
руки.
5-8 такты. Так же идут по кругу, но теперь по ч.с. Затем опять
поворачиваются лицом пр. ч.с. и встают в И. П.
Все повторяется сначала, только на этот раз по желанию можно
дробить на ходу.
Парень и девка встают так же, как в вальсе, но так, чтобы парень стоял спиной в центр круга, а девка лицом.
1-2 такты. Парень и девка делают 2 приставных шага всторону пр.
ч.с. (т.е. парень влево, а девка вправо ).
3-4 такты, Точно так же 2 приставных шага, но в обратную
сторону.
5-8 такты. Пара кружится в вальсе, продвигаясь по общему кругу
пр. ч.с., после чего встают в И.П. и танец повторяется сначала.
Паспорт записи гот же.
[10]
Светит месяц
Количество пар неограничено. Все движения исполняются всеми парами одновременно.Пары стоят по кругу ( рис. 3). Темп танца
сдержанный, обычно плясали под гармонь.
Движения танца описаны для одной пары. И. П.
— парень и девка стоят лицом друг к другу,
парень пр. пл-м в цент]) круга, а девка лев. пл-м.
1 - 4 такты. Пары идут по кругу пр. ч.с. (т.е. парни идут назад, а девки вперед ) и одновременно хлопают в ладони в ритм музыке следующим образом:
2 раза в свои ладони,
2 раза хлопают, смыкая друг с другом лев. и пр. ладони девки с пр. и лев. ладонями парня,
2 раза в свои ладони,
2 раза, смыкая пр. ладони,
2 раза в свои ладони,
2 раза, смыкая лев. ладони,
2 раза в свои ладони,
1 раз, смыкая друг с другом обе ладони парня с обеими ладонями девки.
5-8 такты. Пары кружатся в вальсе, продвигаясь по общему кругу пр. ч.с. Затем встают в И.П., и танец начинается сначала.
Паспорт записи тот же.
[11]
Полька – бабочка
Количество пар неограничено. Все движения исполняются всеми
парами одновременно. Пары стоят по кругу, повернувшись лицом пр.ч.с. (рис. 4). Движения описаны для одной пары. Обычно танец плясали под гармонь.
И.П.— девка стоит лев. пл. к своему парню, пр. руки соединены и слегка отведены вправо, лев. руки согнуты в локте и соединены над лев. пл. девки.
"Ковырялочка".
1 такт. Пара поворачивается чуть вправо.
На счет "раз"— и парень, и девка ставят чуть вперед пр. ногу на пятку, "два" — пр. ногу ставят рядом с лев. на носок.
2 такт.
"раз " — топает пр. нога,
" и " — топает лев. нога,
"два" — топает пр. нога.
Пара поворачивается чуть влево. Теперь лев» руки парня и девки соеденены и отведены влево, а пр. руки согнуты в локте и соеденены над пр. пл. девки.
3 такт.
"раз"" и парень, и девка ставят чуть вперед лев. ногу на пятку, "два" лев. ногу ставят рядом с пр. на носок.
4 такт.
"раз" топает лев, нога,
" и " топает пр. нога,
"два" топает лев. нога.
5-8 такты — повтор 1-4 тактов — "ковырялочка" повторяется еще раз.
9-16 такты.
Все идут по кругу пр. ч.с. тройным шагом ( не разомкнув рук) — так. обр. получается 8 тройных шагов по кругу. После чего встают в
[12]
И.П. и пляшут "Польку" сначала.
Могли также плясать "Польку" с переходом:
9 -16 такты.
Парень отпускает свою девку, сам стоит на месте. Девка идет вперед по кругу, подныривает под пр. руку ближайшего впереди стоящего парня и берется с ним за руки (так же, как в конце 2 такта ). Оставшееся время до 1 такта пара идет по кругу.
Паспорт записи тот же.
[13]
Падэспань
Количество пар неограничено. Все движения исполняются всеми парами одновременно. Пары стоят по кругу, повернувшись лицом пр. ч.с. ( рис. 4 ). Танец пляшут неторопясь, спокойно, как правило, под гармонь. Движений описаны для одной пары.
И. П. — Девка стоит по пр. р. от своего парня. Пр. руки парня и девки согнуты в локте, соеденены над пр. пл. девки, лев. руки соединены, немного отведены в сторону и подняты до уровня головы.
1 такт.
На счет "раз, два" — и парень, и девка делают шаг вперед пр. ногой, "три"— лев. нога "подшаркивает" к правой,
"четыре, пять, шесть "— шаг вперед пр. ногой (лев. нога в воздухе).
2 такт.
"раз, два"— шаг назад лев, ногой,
"три"— пр. нога подшаркивает к лев.,
"четыре, пять, шесть"— шаг назад лев. ногой (пр. нога оказывается в воздухе).
3 такт.
"раз, два"— шаг вперед пр. ногой,
"три"— лев. нога "подшаркивает" к пр.,
"четыре"— шаг вперед пр, ногой,
"пять, шесть"— лев. нога ступает рядом с пр., пр. нога отрывается от земли и на лев, ноге совершается поворот через пр, пл. Теперь девка оказывается слева от пария: пр, руки соеденены и отведены в сторону, а лев, руки согнуты в локтях и соеденены над лев, пл, девки,
4 и 5 такты повторяют 1 и 2 такты.
6 такт.
"раз,два"— шаг вперед пр, ногой,
"три"— лев. нога "подшаркивает" к пр.,
"четыре"— шаг вперед пр, ногой,
"пять, шесть"— лев. нога ступает рядом с пр. Пара поворачивается спиной в центр круга так, обр., чтобы девка стояла впереди парня. Обе руки согнуты в локте и соеденены над плечами девки.
[14]
7 такт: шаги похожи на вальсовые.
"раз, два"— шаг влево лев» ногой,
"три"— пр. нога "подшаркивает" к лев., парень при этом, держа девку за руки, поворачивает ее влево так, чтобы заглянуть ей в глаза,
"четыре, пять "— шаг вправо пр. ногой,
"шесть "— лев. нога "подшаркивает" к пр., при этом парень поворачивает девку вправо.
Размыкаются лев. руки, парень прокруживает девку под пр. р. 1 круг по ч.с., при этом поворачивается сам в И.П.
"Падэспань" начинается сначала.
Паспорт записи тот же.
[15]
Парная пляска "Веселого"
(наигрыш "Сербиянка")
Оптимальное количество пар - четыре.
Пары стоят крестом (рис. 5а). Темп пляски умеренно быстрый.
1.Все четыре пары идут по кругу, разомкнув руки ( рис, 56),
на ходу поют частушки, дробят; проходят 1 круг до своего места,
2. Первая и вторая пары сходятся в (рис. 5а) центре. Первый и второй парни с супротивными девками кружатся под пр. лок. полкруга по ч.с. ( лок. острый, горизонтальный), затем полкруга под лев. лок. Пары, взявшись за руки, расходятся по своим местам. Первый и второй парни кружатся со своими девками полкруга под пр. лок., полкруга под лев. лок.
3. То же самое повторяют третья и четвертая пары.
После пляска начинается сначала и может повторяться бесконечное количество раз.
Запись сделана 30.07.2000г. в дер. Горницы Тоншаевского р-на Нижегородской обл-ти на деревенском празднике от группы жителей села. Записали: Грановская П.Г.,
Ершов А.В.,
Лабудь И.В.,
Гусева Е.В.,
Ершова А.В.,
Петухин С.В.
материал размещен 22.05.2006