music/epoch%20/XX/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музыки  /  Музыкальные эпохи  /  XX в.

 XX в.
Размер шрифта: распечатать





Фумико ХИТОЦУЯНАГИ. Новый лик двенадцатой (6.55 Kb)

 
Что скрыто в несправедливо низко оцененной симфонии
(выступление на конференции, посвященной творчеству Д.Д.Шостаковича. Ла Скала, Милан, 25 сентября 1996 года.)
 
И в последние годы, когда одно за другим публикуются неизвестные ранее письма Шостаковича и делаются попытки новых толкований его произведений, среди всех пятнадцати симфоний лишь Двенадцатой по-прежнему не дано занять подобающего ей положения. Даже Марина Сабинина, автор книги «Шостакович — симфонист», в интервью журналу «Мелос» утверждает, что «Симфония №12 была самым горьким компромиссом Шостаковича. Слава Богу, фильмы и кантата давно забыты, но Двенадцатая находится в списке его симфоний и включается в программы торжественных юбилеев».
Действительно ли эта симфония является лишь продуктом компромисса?
Изначально для «классического» композитора жанр симфонии является «священным», требующим высочайшей художественности и профессионального мастерства. Вместе с оперным жанром это, можно сказать, важный ориентир оценки исторической ценности композитора и его творческой потенции. Так должно было дело обстоять и для Шостаковича. В столь важном жанре, пусть даже речь идет об одной симфонии из пятнадцати, стал бы он оставлять в наследие потомкам угождающую власти простую программную музыку? Нет, это представляется невозможным. И в Двенадцатой должен быть какой-то скрытый подтекст, завуалированное послание. Мои сомнения в отношении устоявшейся оценки этой симфонии исходили из такой отправной точки.
Как можно понять из подзаголовка «1917 год», данного произведению самим его автором, и названий четырех частей симфонии («Революционный Петроград», «Разлив», «Аврора», «:3аря человечества»), в ней языком музыки выражен исторический процесс революции 1917 года. Две главные темы первой части (назовем их, к примеру, А и Б), появляются на протяжении всех четырех частей и создают своего рода циклическую форму. Учитывая название произведения, тему А можно интерпретировать как выражающую саму идею революции, а тему Б — как образ Ленина. Однако кроме этих двух тем на всем протяжении симфонии есть еще один часто повторяющийся трехзвучный мотив — ми-бемоль си-бемоль до (EsВ—С). Более того, его появлению сопутствует узнаваемый определенный рисунок.
В первой части он впервые возникает в такте 407 второй половины, и звучит семь раз, неизменно порученный струнным pizzicato, неизменно тр и обязательно в сопровождении вторгающихся и перебивающих течение музыки литавр. Однако фактически сделано все, чтобы он почти не был слышным. Правда, в последних четырех тактах части, повторенный дважды, мотив этот довольно заметно выделен (что видно и в партитуре). Во второй части он впервые появляется в такте 10, звучит всего пять раз, при этом — все время в форме энгармонической замены — ре-диез ля-диез си-диез
 (DisAisHis), но вновь pizzicato. И здесь каждый раз он звучит резко, как будто разделяя течение музыки на «до» и «после». В третьей части мотива этого нет вовсе.
В финале нотная формула возвращается к первоначальной — ми-бемоль си-бемоль до (EsB—С). После массированного внедрения ее в звуковую ткань двенадцать раз, начиная с такта 184, в коде восьмикратное проведение мотива поддерживают и духовые инструменты, громкость усиливается до ff, каждый звук выделяется sf, и, наконец, звучащее в последних тактах симфонии восьмое произнесение исполняется tutti на максимальном уровне динамики.
Что же это за сочетание звуков, прячущееся в тени в первой части, меняющее свой внешний облик и мешающее общему движению во второй и овладевающее всем оркестром в финале? Шостакович, оставивший нам ряд зашифрованных посланий, несомненно, что-то подобное хотел сказать и здесь. Может быть, это чьи-то инициалы? Я никак не могла найти ответ до тех пор, пока не прочла латинские буквы как русские: «Es—В—С» превратилось в Е (или Ё — Ио) Вэ Эс, оказавшись первыми буквами имени «Иосиф Виссарионович Сталин». Кстати, Es—В—С полностью совпадает с появляющимся в седьмой и восьмой сценах оперы «Леди Макбет» «мотивом полиции».
Итак, почти заглушаемый в первой части звуками литавр образ Сталина очень близок содержанию знаменитого стихотворения О.Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны,/ Наши речи за десять шагов не слышны...» Слегка пофантазировав, легко представить себе следующий сценарий: в первой части чуть слышны голоса, пытающиеся изобличить преступные дела Сталина, во второй части это имя уже нельзя произносить, иначе как иносказательно, в третьей части обвиняющие голоса исчезают, а в финале все завершается полной победой и прославлением диктатора. Или же так: финал можно интерпретировать как окончательное разоблачение преступлений «культа личности».
В любом случае, я убеждена, что сказанное Шостаковичем про Двенадцатую симфонию «посвящение воспоминаниям о Ленине» — лишь внешняя оболочка, сама же • музыка имеет совершенно иное содержание. Если мое предположение правдоподобно, то мне понятно, чем руководствовался композитор, оставляя это сочинение в списке своих симфонических произведений. Автор этих строк очень надеется, что с дальнейшим продолжением упорядочения, обнародования и изучения рукописей Шостаковича, наверное, будут обнаружены какие-либо записи или другие материалы, которые многое подскажут исследователям его творчества.
Предложенный анализ одного мотива из Двенадцатой, помогающий увидеть другой лик этого произведения, не более чем единичный пример. Наверное, если и далее тщательно изучать нотные тексты этого удивительного музыканта, можно будет обнаружить немало непрочтенных еще посланий, заложенных Шостаковичем в свои произведения.
87
 
Опубл.: Музыкальная академия. 1997. № 4. С.87.
 
 
 
 
размещено 21.04.2011

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Хитоцуянаги Ф.
  • Размер: 6.55 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Хитоцуянаги Ф.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Гвардии полковник П. Апостолов. Война и музыка
Гордон Г. Эмиль Гилельс. За гранью мифа. «Гилельсовская «гармония мира»
С. ПОНЯТОВСКИЙ Персимфанс-оркестр без дирижера. Внутренняя жизнь Персимфанса
Л. ПЕРЕВЕРЗЕВ Цвета черной музыки
Т. ДИДЕНКО. Рок-музыка на пути к большой форме
Богуславская Е.В. Кинематографические принципы драматургии в опере "Зори здесь тихие" К. Молчанова
«Причуды гения»: Александр Мосолов
1948 год: формализм в музыке. Выступления на собрании композиторов и музыковедов г. Москвы
В.М. ГОРОДИНСКИЙ. К вопросу о социалистическом реализме в музыке
Николай Сидельников: Портрет в лицах
Мария КАРАЧЕВСКАЯ «Розариум» М.Ф. Гнесина и камерная вокальная музыка «Серебряного века»
А.Б. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР. О музыке Н. Метнера и С. Рахманинова
Татьяна СЕРГЕЕВА Пока есть свободное состояние души...
Л. РИМСКИЙ А.В. Мосолов. Биографический очерк
Елена ДУБИНЕЦ Знаки стиля Юрия Буцко. Знаменный распев в XX веке
И. ТЕР-ОГАНЕЗОВА „Ludus tonalis" Основные особенности формообразования. Часть 2
И. ТЕР-ОГАНЕЗОВА „Ludus tonalis" Основные особенности формообразования. Часть 1
Т. Цареградская. МЕССИАН И ЕГО «ТРАКТАТ О РИТМЕ, ЦВЕТЕ И ОРНИТОЛОГИИ »
В. КОНЕН. Джорж Гершвин и его опера
В. БЕЛЯЕВ Шесть песен о Ленине и Сталине
Б. ЯРУСТОВСКИЙ Песни о Сталине
Науку, теорию, педагогику – ближе к жизни
В. БОГДАНОВ-БЕРЕЗОВСКИЙ. Симфоническое творчество ленинградских композиторов за годы Отечественной войны
И. НЕСТЬЕВ Советская военная песня
М. ПАШКОВА Всенощное бдение А.Т. Гречанинова
ПАИСОВ Ю. Духовный концерт в современной музыке России
М. Гринберг. Ленин и музыка.
Борис ГЕЦЕЛЕВ Сквозь нотные знаки (о композиторе Евгении Иршаи)
Елена КИНДЮХИНА. Музыкальный театр Пуленка
А. Сахарова. Эндрю Ллойд Уэббер: британский "король" мюзикла
Игорь КУЗНЕЦОВ Современный образ старой Руси. Полифоническое искусство Юрия Буцко
Е.С. ВЛАСОВА Сталинское руководство Большим театром
Валентина ХОЛОПОВА, Юрий ХОЛОПОВ. Музыкально-эстетические взгляды Веберна
Николай ЧЕРЕПНИН Под сенью моей жизни (часть третья)
Николай ЧЕРЕПНИН. Под сенью моей жизни (часть вторая)
Е. ИВАНОВА «Октябрь» в Большом (о постановке оперы Вано Мурадели). М. БЯЛИК. В партитуре и на сцене
Николай ЧЕРЕПНИН. Под сенью моей жизни (фрагмент мемуаров). Часть первая
Оливье МЕССИАН Техника моего музыкального языка (начальные главы из трактата)
Тамара ЛЕВАЯ. «Черная месса»: Скрябин и Прокофьев
Н. ЗЕЙФАС Георгий Данелия (глава из книги «Песнопения. О музыке Гии Канчели»)
Д. ШЕН. В осажденном Ленинграде (Город. Люди. Музыка). Заметки музыканта
Фумико ХИТОЦУЯНАГИ. Новый лик двенадцатой
А. ДМИТРИЕВ. Дмитрий Шостакович. Двенадцатая симфония "1917 год" ре минор, соч. 112
В. БЛОК. Виссарион Шебалин. Драматическая симфония "Ленин"
Н. Гуляницкая. Nova musica sacra: жанровая панорама
Светлана САВЕНКО О Борисе Гецелеве, музыканте и человеке
М. ГАЛУШКО Рукописи звучат (о сочинениях Андрея Петрова на тему «Мастера и Маргариты»)
Тамара ЛЕВАЯ Метаморфозы скрябинского мифа
Н. ГУЛЯНИЦКАЯ Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений
Г. ПОЖИДАЕВ Музыка на фронтах Великой Отечественной войны (фрагмент)
В. ЗАБОРСКИЙ Ленинградские композиторы в месяцы блокады. К. ЭЛИАСБЕРГ Оркестр Ленинградского радиокомитета в дни Великой отечественной войны
Б. АСАФЬЕВ Моя творческая работа в Ленинграде в первые годы Великой Отечественной войны
А. БУШЕН Подвиг пианиста
Руслан РАЗГУЛЯЕВ Позднее фортепианное творчество Дьёрдя Лигети
И. Барсова. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей». 1934-1937 годы в жизни Шостаковича
В. РУБЦОВ. В.Н. Салманов (фрагмент из книги)
Г. ТРЕЛИН Ленинский лозунг «Искусство – народу!» и становление советской музыкальной культуры
Марк ПЕКАРСКИЙ Назад к Волконскому вперед (Глава четвертая)
Борис АСАФЬЕВ. Новая музыка <Малипьеро, Казелла, Барток, Шенберг, Кшенек, Штраус, Хиндемит, Стравинский, Мийо, Онеггер>
О МУЗЫКЕ И О СЕБЕ «В знак дружбы» Беседа с Софией Губайдулиной
Генрих ОРЛОВ «Военный реквием» Б. Бритена
Елена БРОНФИН Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия (1917 - 1922). Глава 4: Музыкальное воспитание и образование
Ирина РОДИОНОВА Поздний период творчества Шимановского и судьба романтической эстетики в ХХ веке
И. КУНИН Рождение советского симфонизма
Марк АРАНОВСКИЙ Расколотая целостность
А. ЛУНАЧАРСКИЙ Основы художественного образования
Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «Великая дружба»
С. САВЕНКО Послевоенный музыкальный авангард
Кшиштоф МЕЙЕР. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время (фрагменты из книги)
Тамара ЛЕВАЯ Шостакович и Прокофьев: эскиз к двойному портрету

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100