Говорят, что у войны не женское лицо.
Неправда.
У войны много лиц, и одно из них – женское. Только лицо это суровое, изборожденное морщинами, с темными пятнами и зло нахмуренными бровями, с обметанными лихорадкой, потрескавшимися губами. Изуродованное солдатской стрижкой. Некрасивое лицо. Страшное.
Когда я слышу слово женщина, то представляю смеющуюся девушку в летнем платье, слышу стук каблучков и нежный мелодичный голос, вижу искрящуюся жизнью женские глаза. В этих глазах очень много жизни и – главная тайна – способность давать жизнь.
Казалось бы, что женщине делать в грязи войны, в грязной атмосфере убийства, тяжелого физического труда, немыслимых психологических нагрузок, в атмосфере смерти?
Рыть окопы, ползать в грязи, стрелять и убивать? Или подносить трехпудовые бомбы к мортирам? Или, задыхаясь в доспехах, рубиться тяжелым мечом со здоровенными латниками?
Или ковыряться в раненых, по локоть в крови, в выделениях, среди стонов, проклятий и десятиэтажной матерщины? Каково худенькой девчонке вытаскивать под обстрелом с поля раненого бойца, весящего под центнер, да еще волочь при этом на себе его винтовку!
Или стирать завшивленное солдатское белье, покрытое отвратительной коростой испражнений?
Женщин не должно быть на войне. Хотя бы ради того, чтобы не превращаться из ЖЕНЩИНЫ в товарища по оружию, в медсанбатовскую «сестричку», в Родину-Мать. Чтобы оставаться привлекательной, мягкой, желанной, чтобы сохранять свою хрупкость и слабость. Свою женственность.
Чтобы мужчинам после войны не было стыдно взглянуть в женские глаза, бывшие свидетелями тех ужасов, которые мужчины творили, убивая людей. И чтобы женщина могла смотреть на мужчин с прежним интересом, приветливо, с долей кокетства. Смотреть как на МУЖЧИНУ, не вспоминая при этом воплей обнаженного мяса – изрезанной, изрубленной, изорванной, сожженной солдатской плоти; не слыша совсем не по-мужски жалобных криков погибающих, унизительные мольбы о пощаде пленных, рыданий уцелевших; не видя забрызганных кровью лиц с дикими глазами, в которых отражаются огни пожаров.
Есть сугубо мужские ремесла, которыми женщины не должны заниматься – ремесло камнетеса, землекопа, грузчика, шахтера. Охотника. Воина.
Женщине совершенно незачем прикасаться к жуткому ремеслу войны.
Но дело в том, что война это не ремесло, а гигантское бедствие, которое приходит к нам из антимира и вторгается в жизнь каждого.
И женщины мужественно противостоят этому бедствию наравне с мужчинами.
Вдумайтесь в смысл расхожего словосочетания «мужественная женщина». Произнесите его еще раз, словно сталкиваетесь с ним впервые. На его примере видно, как война ломает все законы природы, наделяя один пол характеристиками другого, превращает и мужчин и женщин в солдат.
И, наверное, лучший подарок, который мы, мужчины, можем сделать для наших женщин на все времена, это предотвратить новую войну, подарить женщинам уверенность в том, что в трагичном шепоте Вечного Огня никогда не придется слышать имена их детей, родителей и мужей.
Олег Казаринов
(в публикации использованы отрывки из книги
автора «Неизвестные лики войны»)
размещено 8.03.2010