Зайцев А.А. (ННГАСУ)
Грамотное проектирование в исторической среде является одной из самых актуальных задач на сегодняшний день, так как необходимо последовательное и постепенное обновление городской ткани, ее реструктуризация под современные нужды человека. При этом в ряде случаев необходимо собрать или дополнить сложившуюся композицию улицы или площади определенным по габаритам и морфологии объемом. Все эти задачи решаются в первую очередь на градостроительном уровне по вписыванию здания в структуру городской ткани, затем на композиционном уровне определяется объемно-пространственная композиция здания, его габаритные размеры и далее в зависимости от необходимости и окружения – на стилистическом, колористическом, семиотическом или типологическом уровнях. Причем историческая среда каждого города неповторима и своеобразна, и новые здания также должны подчеркивать это своеобразие, повторять некоторые характерные приемы и принципы при проектировании в данной исторической среде. В некоторых случаях, необходимо создание объекта-связки, которая сохраняет, а не нарушает сплошной фронт застройки исторической улицы и т.д. Попробуем рассмотреть это на примере трех городов России: Санкт – Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода, и выявить наиболее характерные для них приемы адаптации на вышеперечисленных уровнях.
Москва и Санкт-Петербург при всей схожести своего статуса столицы в различные исторические периоды, имеют определенные различия с точки зрения средового подхода к проектированию, исходя, прежде всего, из особенностей своей планировочной структуры. И эти различия необходимо учитывать при проектировании новых зданий в историческом окружении с характерным морфотипом.
Санкт – Петербург строился единовременно на пустом месте и поэтому в нем были заложены самые современные на то время приемы и принципы градостроительства, такие как прямоугольная планировочная структура с частичным использованием веерной структуры трех проспектов, расходившихся от здания Адмиралтейства. Также были характерны широкие проспекты и четкое функциональное зонирование, деление на кварталы. Прямоугольная схема улиц сочеталась с диагональной и нерегулярной. Диагональные магистрали были добавлены, чтобы создать прямые кратчайшие связи между основными узлами города [1,2]. В Санкт-Петербурге изначально формировалась целостная среда, которая строилась на основе классицистических приемов построения объемно-пространственной и планировочной структуры, во главу угла ставились принципы ансамблевости и упорядоченности. Здание не могли быть выше определенной отметки, тем самым подчеркивая доминирующую роль дворцов и соборов. В XIX столетии здесь в условиях сложившейся классической застройки возникала плотная квартальная застройка доходных домов с дворами-колодцами.
В настоящее время характерными приемами внедрения нового здания в историческую среду центра города, являются приемы двора-колодца, общей стены – брандмауэра и подвязкой с соседними зданиями единой карнизной линией. Таким примером, может служить здание гостиницы на площади Островского, 2а (архитектурная мастерская “Е. Герасимов и партнеры”, 2007 год) (рис. 1). Здание гостиницы располагается на исторической площади Островского и должно быть увязано с основным акцентом на данной площади – зданием театра. Гостиница имеет периметральную структуру с двором-колодцем и подвязано к соседнему единой карнизной линией. При взаимодействии здания гостиницы и здания театра применены стилистические и композиционные приемы подобия фасадов, которые сходны как по габаритным размерам, так и по иерархической структуре основных горизонтальных членений с выделением цокольной части, центральной части и карнизной части. Здание гостиницы выполнено в неоклассицизме (как разновидность постмодернизма - одного из направлений историзма). Окружающая среда выполнена в классицизме. Авторами применен прием масштабирования, так как здание театра в целом имеет более крупные членения и само по себе более значительное по габаритным размерам. Также в обоих зданиях применен прием выявления центральной оси симметрии, характерной для классицизма, выступающих ризалитов, фланкирующих фасады, и прием центральной колоннады, которая в здании театра артикулирована колоннадой, состоящей из шести колонн, увенчанной фризом, а в здании гостиницы состоит из метрического ряда семи арочных окон, которые также повторяются, слегка модифицируясь, и на ризалитах. Фасадные плоскости здания гостиницы насыщены более мелкомасштабными членениями, такими как розетты, пилястры, заглубленные ниши и вазоны, которые наряду с более частым метром узких арочных окон позволяют корреспондировать также к остальным зданиям, которые расположены на данной площади. Здания театра и гостиницы также имеют схожий пастельный колорит, что тоже способствует восприятию всех зданий на площади Островского как единого ансамбля.
В Москве, напротив, структура городской ткани более живописная, а планировочная схема города строилась на основе радиально-кольцевой системы улиц. Планировочная структура Москвы складывалась веками, город, имел принцип формирования по образу почти всех исторических городов Европы и России - по радиально-кольцевой структуре, по расположению городских ориентиров равноудаленно на определенном расстоянии от центра. При этом происходили постоянные преобразования в структуре городской ткани, расширение улиц, замена ветхих зданий новыми с большей этажностью, что постепенно сформировало пеструю и разнообразную и разновременную архитектуру Москвы, доминантой которой во все периоды оставался ее геометрический центр - Кремль и соборы. Высотные здания Москвы, построенные в послевоенный период в советском неоклассицизме, в той или иной форме использовали традиционный для русских культовых и доминантных строений принцип ярусного построения, что вызывало ассоциации и со средневековыми башнями Московского кремля. Своеобразные формы шатровых завершений высотных зданий также восходят к характерным особенностям русской архитектуры [4]. В настоящее время происходят постоянные изменения в историческом центре Москвы, и важнейшими задачами при этом является сохранение органической целостности городской ткани и характерного морфотипа городской структуры. Принципы такого строительства в старых районах могут быть определены как сохранение красных линий застройки, сочетание с окружением по масштабу, силуэту, иногда цвету, включение в новые здания там, где возможно, ценных остатков прежних зданий [3].
Ярким примером московской контекстуальной архитектуры, иллюстрирующий основные характерные черты планировочной структуры этого города может служить район Остоженки. Здание «Банка Москвы» на Пречистенской набережной (архитектор А.А. Скокан, 1991- 1993 годы) (рис. 2) было одним из первых проектов реконструкции кварталов исторического района Остоженки, в котором на данный момент наблюдается одно из самых тактичных и органичных внедрений современной архитектуры в историческую городскую ткань города Москвы. Здание банка по габаритным размерам сомасштабно модулю зданий вдоль исторической улицы, как по длине, так и по высоте. Интересная интерпретация кровельного завершения композиционно перекликается по силуэту со скатными крышами соседних зданий. Также здание банка со стороны набережной имеет определенные габариты фасадной плоскости белого цвета, на которой в определенной метрической последовательности распределены оконные проемы. Этот фасад, выходящий на набережную, воспринимается издалека, поэтому основным определяющим приемом является одинаковая плотность заполнения фасадной плоскости здания банка и фасадных плоскостей двух соседних существующих исторических зданий. Это соответствие выдержано. Цокольная часть выделена метрическим рядом стеклянных витражей и рустованными колоннами, также характерными для фасадов вдоль Пречистенской набережной. Боковой фасад имеет раскреповку с плоскостью основного фасада и облицован красным кирпичом, который корреспондирует по колориту к соседнему здания, расположенному справа от здания банка. Фасады здания, выходящие на внутренние улицы района Остоженки, имеют более смелое решение и в них применено большое количество остекленных поверхностей, что визуально делает их более легкими и воздушными, а также объединяет с более современными по стилистике зданиями, построенными в последние десять лет.
Также в этой исторической зоне со временем образовался целый район с современной, но в то же самое время тактично вписанной в среду построек, таких как жилой комплекс на улице Остоженка, 1117,1312 (архитекторы С. Киселев и А. Медведев, 2009 год), здание Купер-хаус в Бутиковском переулке, 3 (архитектор Ю. Григорян, 2006 год), офисно – жилой комплекс на Пречистенской набережной (архитектор С. Скуратов, 2008 год), офисные здания в Бутиковском переулке, 3 и 5, 15 (архитектор С. Скуратов, 2006 год) и офисное здание в Молочном переулке (архитектор Ю. Григорян, 2008 год) (рис. 3). Все эти здания, являясь яркими образными решениями, тем не менее, на композиционным уровне взаимодействуют между собой, создавая разностилевой ансамблевый комплекс в цельной и органичной среде. Фасады каждого из зданий являют собой разнообразную структуру, в которой использованы различные приемы в решении фасадных плоскостей, такие как метро-ритмические чередования стеклянных пластин на стеклянном фасаде здания Купер-хауса по Бутиковскому переулку, 3; разнообразное расположение на фасаде, облицованного керамогранитом, хаотического порядка стеклянных плоскостей, формирующих ограждение балконов в здании в Молочном переулке, 1, а также вертикальных членений – жалюзи, расположенных на остекленной поверхности в Бутиковском переулке, 15. Остальные здания используют как основной прием - прием сомасштабности по визуальной массе с окружением.
Как пример неповторимой и самобытной региональной архитектуры, пропущенной через призму подражательства характерным стилистическим течениям и приемам столичных и европейских городов, может служить контекстуальная архитектура Нижнего Новгорода. Она во все времена была многоликая и разнохарактерная. В ней присутствуют и элементы подражательства, и самобытности, и характерные особенности конкретного региона. Схема улиц исторического центра характеризуется радиально-веерной и полукольцевой структурой построения, в которой городская ткань с дисперсной застройкой перемежается с улицами со сплошной брандмауэрной застройкой.
Формирование городской среды в исторической части Нижнего Новгорода проходило в несколько этапов. Сначала границы пространства в ХVIII веке фиксировались отдельными зданиями (дисперсный тип), угловыми и акцентными сооружениями (узловой тип), затем застройка в ХIХ веке уплотнялась по фронту (брандмауэрный тип) и по прилегающим к «красным линиям» территориям (сетевой тип). Со временем деревянные постройки сгорали, либо приходили в негодность, ликвидировались фрагменты застройки, происходила их замена новыми зданиями. В ХVIII веке выходящие на улицу дома строились приблизительно равной высоты. В свою очередь, высота застройки улицы определенным образом соответствовала ее ширине, и эти соотношения органично связывали все уличное пространство, создавалось целостное сомасштабное ансамблевое пространство. Среда, в которой человек чувствовал себя уверенно и спокойно. Новая застройка в 1990-х годах в большинстве своем уходит от фронта вглубь квартала, постепенно повышая свою этажность. Распространен композиционный прием ступенчатости, когда исторические здания в 1 или 2 этажа реконструируются и приспособляются под новые функции, а во втором фронте формируется застройка переменной этажности, улица становится «многослойной» и многоплановой, т.е. по фронту улицы можно наблюдать не просто ряд фасадов, но и здания, стоящие за ними и образующие «второй фронт» фасадов. Декор и композиционные членения уличных фасадов тактично поддерживают историко-архитектурный контекст.
Характерным примером использования приемов адаптации, таких как композиционное подобие основных членений, использование западающих плоскостей раскреповки и ярких образных и символических ассоциативных рядов, переработанных и интерпретированных под современную стилистику, может служить административное здание "Нижегороднефтепродукт" (сейчас - банк «Лукойл») на улице Грузинской, 26 (ТМА Никишина, 1998 год) (Рис. № 4), которое имеет плоскости стен, насыщенные постмодернистским декором. Это делает здание тактично вписанным в историческое окружение. На уровне декорирования фасадной плоскости дома изображена орнаментика, которая используется на противоположной стороне в здании № 17 на по улице Грузинской; колонна со стилизованным лепестком лотоса, расположенная у входа, вызывает ассоциации с древне - египетсткими колоннами в Луксоре, в капительной части которой также изображен цветок лотоса. Декоративное панно ассоциировано с абстрактной живописью Ле-Корбюзье, а метрическая сетчатая структура в цилиндрической части у здания № 28 корреспондирует к перфорации шестигранными оконными проемами дома К.С. Мельникова в Кривоарбатском переулке. На уровне композиции динамичная дуга в карнизной части призвана скрыть западающие верхние этажи. Автором использованы три типа габаритов окон, которые характерны для соседних зданий в ряду застройки улицы. Силуэт части здания банка подчеркнут дугообразной карнизной линией, подхваченной с лучковых аттиков соседнего здания № 24 выполненного в модерне начала ХХ века. Создается впечатление целостного фрагмента застройки, несмотря на то, что все здания ближайшего окружения выполнены в разных стилях и в разное время.
На основе проанализированных примеров, характерных для каждого города, можно сделать вывод, что в архитектуре Санкт – Петербурга новые здания в основном на градостроительном уровне заполняют недостающие фрагменты застройки, привязываясь к исторической застройке единой брандмауэрной стеной и в большинстве случаев единой карнизной линией. Новые здания также часто имеют объемно-пространственное решение с двором-колодцем, раскрываясь планировочной структурой вглубь квартала. Наиболее характерные приемы адаптации: композиционная - с использованием метро-ритмических чередований членений на фасадных плоскостях; колористическая – когда новое здание имеет с исторической средой общий колорит; также используются приемы стилистической и декоративной адаптации.
Нередко используется прием формирования сплошной зеркальной поверхности, которая отражает фасады исторических зданий. Материал - стекло фактурно производит более легкое впечатление и, тем самым, оставляет за историческим объектом – памятником архитектуры доминирующие функции.
В архитектуре контекстуализма в Москве более характерно расположение нового здания на уровне генплана вдоль красной линии, при этом из-за нерегулярной структуры городской ткани здание нередко имеет визуальные разрывы. Такие здания наблюдаются издалека, оставляя впечатление дисперсной застройки. Поэтому они имеют сомасштабные габаритные размеры с окружающей средой, высотность зданий также совпадает. При этом здание взаимодействует с окружением на колористическом уровне, используя корреспонденцию к окружению благодаря красному облицовочному кирпичу, характерному для московской архитектуры. Также используется композиционный прием подобия фасадных плоскостей, как по габаритным размерам, так и по характерным горизонтальным и вертикальным членениям. На основной фасадной плоскости часто используются габаритные размеры оконных проемов, сомасштабных или пропорциональных оконным проемам из соседних зданий.
В нижегородской архитектуре в основном используются композиционные, морфологические и образно-символические приемы адаптации к окружению или ассоциативная корреспонденция к особенностям конкретного места или традициям. Также используется стилизованная и переработанная орнаментика как прием декоративной адаптации. Используется прием визуальных пауз и раскреповок. Из-за сложного рельефа, большое внимание уделяется композиционному расположению здания относительно городских ориентиров и характерных бассейнов видимости.
Проектируя каждом конкретном городе, в каждом конкретном месте архитекторы должны выявить их генетические особенности, определить характерный морфотип окружающей застройки, а затем принять решение о применении тех или иных приемов адаптации, только тогда не будет нанесен непоправимый вред уникальной исторической городской среде и позволит сохранить ее ноповторимость и уникальность для последующих поколений.
Библиография
-
Зитте К. Городское строительство с точки зрения его художественных принципов. 5-е изд. - М. : Упр. губерн. инженера, 1925. - 230 с.
-
Линч К. Образ города / Под ред. А.В.Иконникова. - М. : Стройиздат, 1982. - 328 с.
-
Мильчик. М.И. Исторический город и современная архитектура – Л.: Знание.- 1990.- 32 с..
-
Савицкий Ю.Ю. Русское классическое наследие и классическая архитектура. - М. : Гос. издательство по строительству и архитектуре, 1953. – 63 с.
Санкт-Петербург. Здание гостиницы на площади Островского.
Москва. Здание «Банка Москвы» на Пречистенской набережной.
Москва. Офисное здание в Бутиковском переулке, 5.
Нижний Новгород. Здание «Нижегоронефтепродукт» («Лукойл»). Улица Грузинская, 26.
Публикуется впервые