space/leniniana/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Лениниана

 Лениниана
Размер шрифта: распечатать




А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 8 (5.39 Kb)

 
Сегодня, в очередном выпуске «Ленинианы», посвященном очередной годовщине Октябрьской революции, мы знакомим читателей с историей создания памятника вождю в Великом Новгороде. Она изложена в книге И.И. Кушнира «Архитектура Новгорода» (Л., 1991. С. 152 – 154):
«Главным событием в послереволюционном зодчестве Новгорода явилось сооружение памятника В.И. Ленину… Это был один из первых памятников вождю революции. И тем, что он воздвигался в древнем городе, подчеркивалось исключительное значение Новгорода в истории России.
Сложным явился вопрос о месторасположении памятника на площади столь больших размеров… Авторы отошли от довольно примитивного приема размещения монумента посредине площади или перед зданием и решили задачу оригинально…
Как указано в архивных документах, памятник поставили «на углу Летнего сада, отмечая любовь Ильича к природе, выгодность впечатления от проектирования памятника на фоне зелени». При этом использовались фундаменты неоконченного памятника «Выборгскому полку за 1905 г.». Для размещения памятника пришлось отнести ограду Летнего cада и вырубить несколько деревьев.
Форма самой площади очень хорошо подчеркивает место постановки памятника. Образуется как бы амфитеатр перед памятником, позади которого стены кремля, символизирующие Русь. Фигура Ленина обращена к социалистическому городу, к трибунам праздничных демонстраций, к демонстрантам. Учтен был и световой эффект – памятник освещался лучами солнца в течение всего дня. Автором скульптуры стал молодой в то время художник М.И. Шильников, впервые победивший в таком серьезном конкурсе…
В рассмотрении проекта непосредственно принимал участие А.В. Луначарский.
В пояснительной записке к принятому проекту указывается, что в основу проекта памятника положена идея показать В.И. Ленина как вождя, творца социалистической революции. В.И. Ленин изображен в привычной позе, произносящим речь: голова немного запрокинута, левая рука в кармане брюк, а правой держит отворот пиджака.
Пьедестал разрабатывался в трех вариантах. По первому варианту предлагался каменный массив в виде параллелепипеда, подпертого двумя столбами из гранита, символизирующий рабоче-крестьянскую массу, выносящую В.И. Ленина на пьедестал. Более сложной конфигурацией отличался второй вариант. В данном варианте идея сводилась к тому, чтобы выразить революционный порыв, который охватил рабоче-крестьянские массы, выносящие своего вождя на пьедестал. Нижняя часть постамента представляла собой площадку – трибуну, которая была украшена чугунной наковальней с молотом. По третьему варианту пьедестал имел цилиндрическую форму с винтообразным рельефом, выбитым на граните.
Проект пьедестала разработал архитектор Д.П. Осипов, работавший старшим архитектором Скульптурно-литейной фабрики в Москве… Окончательный вариант пьедестала, принятый к осуществлению, представляет собой образец высокой идейной художественности. Он олицетворяет нарастание революционной волны. Масса пьедестала устремляется ввысь, откуда как бы вырастает фигура В.И. Ленина. Каждый элемент пьедестала символичен. Рельефные изображения на гранях пьедестала также подчеркивают усиление революционного движения от первых выступлений рабочих до Октябрьской революции. Нижнюю часть пьедестала окружает трибуна.
Рельефы выбиты Б. Лопатинским «по способу египетских барельефов» по проекту, утвержденному Президиумом ВЦИКа…
Обращалось внимание не только на художественную сторону памятника, но и на его прочность, ибо памятник сооружался на века. Для пьедестала использован черный шведский гранит, имевшийся в Москве. Гранит достать в то время было довольно трудно. Было издано специальное распоряжение правительства о выделении требуемого количества гранита… Вес облицовочного гранита составил 4640 пудов. Строительство памятника обошлось в 63 тыс. рублей, из них 15 тыс. рублей пошло на отливку бронзовой фигуры…
Открытие памятника состоялось 7 ноября 1926 г… Вопросом открытия памятника интересовался институт им. В.И. Ленина при ЦК ВКП(б). Но окончательно памятник был принят лишь 23 июля 1927 г.
Сквер вокруг памятника к этому времени не был закончен. Президиум Новгородского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 4 августа 1927 г. входит с ходатайством в Новгубисполком «Об отпуске средств на окончание работ по устройству сквера». В сентябре 1927 г. выделяются средства, и в этом же году заканчивается его строительство.
Сооружение одного из первых памятников В.И. Ленину явилось значительным событием в истории искусства не только в Новгороде, но и всей страны».
К сожалению, первоначальная скульптура вождя исчезла в дни оккупации Новгорода фашистами. «В 1956 г. на существующий постамент была поставлена новая скульптура В.И. Ленина, изготовленная скульптором Д.П. Шварцем». (Там же. С. 189).
 
 
Великий Новгород. Софийская площадь. Памятник В.И. Ленину. Фото И.С. Агафоновой, июль 2008 г.
 
 
 
размещено 10.11.2010

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Давыдов А.И.
  • Размер: 5.39 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Постановление 2-го Съезда Советов СССР 26 января 1924 г. "О сооружении памятников В. И. Ленину"
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 2
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 3
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 4
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 5
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 6
А.И. Давыдов, А.М. Подурец. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 7
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 8
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 9
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 10
А.И. Давыдов. Дополнение к выпуску 10
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 11
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 12
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 13
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 14
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 15
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 16
А.И.Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Вып.17.
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 18
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 19
А.И. Давыдов. Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве. Выпуск 20

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100