Наименование и датировка памятника:
Усадьба Шереметевых – Клейст. Господский дом. Конец XIX века.
Адрес памятника:
Нижегородская область, Богородский район, д. Савелово, Шапкинская с/а, д. Савелово, ул. Полевая, д. 10 А).
Исторические сведения:
Дом является одной из жилых построек помещичьей усадьбы, владельцами которой в разное время являлись: коллежский секретарь А.И.Полуектов (середина XIX века), представители старинного рода Шереметевых (конец XIX века), баронесса Екатерина фон Клейст (до 1918 года).
Точное время постройки дома и архитектор не установлены. По некоторым данным возведение дома связано с родом Шереметевых и датируется концом XIX века. Он был построен на смену старому господскому дому, остатки которого сохранились к востоку от ныне существующего. Косвенным подтверждением периода строительства является стилистика фасадов здания. Позднее основного объёма дома с юго-западного фасада была пристроена открытая терраса, обращённая в сторону фруктового сада.
В советское время в деревне Савелово был организован племенной совхоз имени Карла Либкнехта, а в 1934 году деревня Савелово присоединена к племсовхозу «Богородский», в ведении которых находился господский дом. С 1992 года здание перешло в пользование ТОО «Экология-Дзержинск-вторсырье» и по назначению не использовалось. С 1994 года дом находится в частном владении.
Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника:
Общий архитектурный облик здания (основного прямоугольного объёма) в основном сохранился на период начала XX века (до 1918 года). Терраса, пристроенная с юго-западного фасада, находится в руинированном состоянии: имеет сильные разрушения кладки, боковые стенки, примыкающие к зданию, практически полностью утрачены, так что первоначальный облик установить практически невозможно.
Первоначальная внутренняя планировочная структура изменена вследствие утраты части перегородок и возведения новых. Декор интерьеров (в том числе полы) практически полностью утрачен, уцелели лишь потолочные тяги в парадных помещениях первого (основного) этажа и две лепные розетки. Заложено несколько оконных проёмов цокольного этажа. Утрачены заполнения окон и дверных проёмов (фрагментарно сохранились две оконные рамы).
Описание памятника:
Господский дом является главной постройкой комплекса усадьбы. Расположен в юго-западной части обширной усадебной территории на открытом высоком месте. Северо-восточным (главным) фасадом дом обращен к парку, юго-западным – к бывшему фруктовому саду (не сохранился). Краснокирпичное неоштукатуреннное здание - полутораэтажное (имеется высокий цокольный этаж). Конфигурация в плане прямоугольная (24 х 8 м ), усложненная двумя выступающими объёмами: с юго-западного фасада к дому примыкает открытая терраса, с северо-востока, в центральной части главного фасада – башнеобразный объём на всю высоту здания с входом и парадной лестницей (не сохранилась).
Здание имеет сложный силуэт за счёт сочетания двух типов кровель: вальмовой и в виде усечённого шатра. Кровля над основной (прямоугольной) частью здания вальмовая, в южной части переходит в шатровую, шатёр также перекрывает башнеобразный объём входа. Дополнительные акценты создаются вертикалями малых шатров, венчающих небольшие башенки по сторонам входа, и ступенчатых завершений чердачных окон (двух – по сторонам главного входа и четырёх – по сторонам шатра над северной частью здания).
Композиция главного десятиосевого фасада асимметрична. Юго-восточная часть в две световых оси решена в виде квадратной башни; северо-западная – поделена на неравные части с помощью одноосевого выступа входа. Сходство юго-восточной части с башней обусловлено некоторым повышением высоты этой части фасада над венчающим карнизом за счёт декоративного аркатурно-колончатого пояса, стилизованного под машикули, и самостоятельной шатровой кровли.
В нижней части здания, по углам (за исключением северо-западного) выполнены контрфорсы, добавляющие более суровый оттенок в архитектуру и усиливающие сходство здания с постройками средневековой крепостной архитектуры.
Все оконные проёмы прямоугольные со слабо выраженным лучковым завершением. Окна цокольного этажа обведены простыми рамочными наличниками. Окна первого этажа, более вытянутые по пропорциям, украшены замковым камнем и имеют обрамления только в верхней части. По верху северной части фасада проходит венчающий карниз небольшого выноса и филёнчатый фриз с геометрическими вставками, сверху и снизу обрамлённый поясами сухариков.
Фланговые части башнеобразного объёма входа подчёркнуты лопатками, при этом их верхняя часть развита до небольших башенок, перекрытых шатрами с металлическими шпилями. По сторонам малых башенок выполнены щелевидные прорези - имитации бойниц. Стенная плоскость между угловыми башенками украшена круглой нишей с полукруглым обрамлением (архивольтом) и замковым камнем. Боковые стены башнеобразного объёма входа по аналогии с южной частью здания в верхней части декорированы кирпичным аркатурно-колончатым поясом, а также поясом сухариков.
Боковые фасады имеют по одному проёму в уровне цокольного и второго этажей. Со стороны северо-западного фасада в уровне цокольного этажа два проёма, при этом на одном из них сохранилась кованая решётка. Со стороны юго-восточного торцевого фасада устроен дополнительный вход. С помощью филёнчатого фриза в верхней части фасадов главный и боковые фасады объединяются в одно композиционное целое.
Дворовый (юго-западный) фасад имеет шесть световых осей по первому (основному) этажу. Обрамление окон первого этажа решено по аналогии с главным фасадом. Правая часть фасада закрыта остатками террасы.
Планировочная структура здания достаточно проста и обусловлена его функциональным назначением. В помещениях цокольного этажа вдоль юго-западного фасада идёт коридор, в который выходят три комнаты. В помещениях первого (основного) этажа по потолочным тягам можно судить о первоначальной планировке. Юго-восточная часть с помощью перегородки в продольном направлении делилась на две комнаты, в центральной части располагался парадный зал и холл, отделяющий помещения северо-западной части дома. Лепнина в интерьерах утрачена за исключением двух потолочных розеток и тяг.
Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника:
Господский дом является главной постройкой усадебного комплекса Шереметевых-Клейст, от которого к настоящему времени уцелели практически все сооружения, за исключением старого «барского» дома. Здание служит архитектурной доминантой прилегающей территории, имеет высокую архитектурно-художественную ценность. Стилистически может быть отнесено к архитектуре эклектики, в частности готическому направлению, периодически, с конца XVIII века, входившему в моду среди российских архитекторов.
Основная библиография:
Пчелин Н.А. Свет и тени Савелова // Блекнущие вязи веков. История богородских усадеб. - Богородск, 2000. С.34-37.
Составители паспорта:
Агафонова И.С., архитектор, Давыдов А.И., историк, Абросимова А.Ю., искусствовед. (НИП «Этнос»).
Дата составления паспорта:
10 октября 2005 года.
Примечание:
В настоящее время ведутся работы по восстановлению главного усадебного дома и приспособление его вновь под жилье.
***
Фотофиксация выполнена А.Ю. Абросимовой в сентябре 2005 года.
размещено 3.07.2007